онстантинопольска€

Ђѕравославие может научить ≈вропу чистоте верыї

»нтервью  онстантинопольского патриарха ¬арфоломе€ порталу cafebabel.com

Ц ¬ августе этого года была отслужена историческа€ Ѕожественна€ литурги€ в монастыре ѕанаги€ —умела в “рабзоне (“рапезунде), а недавно также была совершена литурги€ в арм€нском храме —в€того  реста на озере ¬ан. —читаете ли ¬ы, что подобные событи€ способствуют развитию взаимопонимани€ и уважени€ к свободе вероисповедани€ в “урции? ¬озможно ли, что следующим шагом станет возобновление де€тельности Ѕогословской школы в ’алки[1]?

Ц ћы испытываем особенную радость по поводу этих двух событий. Ёто показывает, что ситуаци€ в “урции мен€етс€. Ћитурги€ в монастыре ѕанаги€ —умела означает, что это место может быть не только музеем, но и местом богослужени€. ќдин раз в год, как сказано в разрешении, которое мы получили.

“урецкое государство понимает, что мы не €вл€емс€ угрозой дл€ страны, но, наоборот, трудимс€ на ее благо. –ечь не только о финансовой помощи от приезжающих верующих; мы €вл€ем собой живое доказательство того, что в “урции существует свобода вероисповедани€.

„то касаетс€ Ѕогословской школы в ’алки, то € настроен очень оптимистично. я считаю, что этот вопрос будет разрешен в течение 2011 года, когда исполнитс€ 40 лет с момента закрыти€ школы. ћы же готовы начать работу, как только в школу вновь смогут приезжать студенты и из “урции, и из других стран, как это было раньше.

ћы сможем тогда давать образование клирикам всех степеней, которые необходимы ¬селенскому ѕатриархату дл€ работы в его представительствах, которые, как вы знаете, имеютс€ во многих част€х света: в јмерике, «ападной и ¬осточной ≈вропе и т.д.

Ц  ажетс€, что “урци€ постепенно начинает осознавать, что ¬селенский ѕатриархат Ц это не просто местна€ епархи€ греков в  онстантинополе, но вселенский институт, от поддержки которого “урци€ может только выиграть. –аздел€ете ли ¬ы это мнение, и есть ли у ¬ас доказательства того, что отношение турецкого государства действительно мен€етс€?

Ц ¬идите ли, € могу охарактеризовать отношение турецких правительств до сих пор одним словом: непродуктивное.

Ќепродуктивное не только в том, что касаетс€ нас, но, прежде всего, в том, что касаетс€ национальных интересов самой “урции. Ќо есть положительные сдвиги. —тановитс€ пон€тным, что у нас никогда не было, нет и не будет в будущем никаких политических намерений и целей. ¬рем€ от времени раздаютс€ смешные доводы, что мы хотим устроить здесь второй ¬атикан. ѕусть кто-нибудь покажет нам, в чем это про€вл€етс€. Ёто несерьезно. ћы определенно видим некоторое изменение отношени€.

«наете, авторитет ѕатриархата за границей значителен, и это идет на пользу и самой “урции.

Ц √руппа греко-американцев, возглавл€ема€  рисом —пиру, хотела совершить Ѕожественную литургию в —в€той —офии  онстантинопольской, но их попытка сорвалась. ¬ы способствовали тому, чтобы их программа была отменена?

Ц  то этот человек? ћы его не знаем. ћы не понимаем, как он мог организовывать богослужение, не получив разрешени€ с нашей стороны и одобрени€ со стороны турецкого государства. ћы за€вили протест, и его проект был сорван.

Ќикто не может отслужить православную Ѕожественную литургию в —в€той —офии без разрешени€ ¬селенского ѕатриархата и турецкого правительства. ƒаже мы не можем совершать Ѕожественную литургию в других странах без разрешени€ местных ÷ерквей и местный властей.

Ц ¬ас прозвали Ђзеленым патриархомї в св€зи с ¬ашим откликом на проблемы окружающей среды. ¬ы считаете, что религиозные лидеры в состо€нии повли€ть если не на правительства, то, по крайней мере, на экологическое сознание верующих?

Ц Ќа правительства повли€ть трудно. ј экономические интересы, как вы понимаете, оказывают такое давление, что политики никак не могут договоритьс€ о вопросах весьма серьезных Ц мы видели это недавно в  опенгагене. Ќо, € думаю, мы в состо€нии воспитывать в верующих внимательное отношение к проблемам окружающей среды.

«наете, этот мировой кризис €вл€етс€ кризисом ценностей и пон€тий, прежде всего. ћы должны пон€ть: мы об€заны передать нашу планету следующим поколени€м. ћы не имеем права безрассудно тратить природные богатства, но должны предоставить возможность и следующим поколени€м пользоватьс€ этими благами Ѕожиими. Ёкологи€ касаетс€ и нашего дома. » мы должны осознавать, что мы не владельцы, но только распор€дители этого мира, который √осподь нам доверил.

ћы должны заботитьс€ о нем и передать его другим. ¬селенский ѕатриархат €вл€етс€ одним из инициаторов развити€ экологического сознани€ с помощью международных экологических конференций.

Ц Ћегко ли сочетать современный потребительский образ жизни с воздержанностью, которую несет в себе христианство? ћногие утверждают, что эти две модели несовместимы.

Ц Ќеобходимо изменить образ мыслей, чтобы освободитьс€ от стремлени€ к чрезмерному потреблению и ненасытности, которые неизбежно ведут к социальной несправедливости и неравенству.

јпостол ѕавел учит нас, что жадность и ненасытность, которые ведут нас к жажде материальных благ, €вл€ютс€ идолопоклонством, а это самый великий грех. ÷ерковь учит нас не излишествовать, но довольствоватьс€ малым.

≈вангелие проповедует: Ђ” кого две одежды, тот дай неимущемуї. ћы же дошли до того, что пытаемс€ похитить у человека и единственную одежду, котора€ у него есть.

Ц „то может предложить ѕравославие европейской молодежи? Ћегко ли разделить православные пон€ти€ и ценности западному европейцу протестантского или католического воспитани€?

Ц  ак мы уже сказали раньше, все проблемы взаимосв€заны: социальные, экономические, идеологические. ћолодежь чувствует себ€ неуверенно. ѕравославна€ ÷ерковь может предложить им веру, какой она была в первые дес€ть веков совместного пути ко ’ристу.

ƒо схизмы вс€ ≈вропа была православной. »так, то, что ÷ерковь может предложить, это простота и подлинность веры. ћы учим чистоте веры, аскезе и духовности, чему-то, чего нет у –имско- атолической и других ÷ерквей.

«апад оказалс€ оторван от этих ценностей, и теперь про€вл€етс€ ностальги€. ¬ последние годы все больше православных книг переводитс€ и продаетс€ в магазинах других стран.

ћы видим, что, кроме литургических книг, и дидактические, такие как Ђƒобротолюбиеї, интересуют неправославных. ¬ православной вере есть умиление, переживание. » меньше логики, если хотите. Ёто потому, что в ѕравославии есть традици€, опыт, глубока€ мудрость.

Ц ¬ы боитесь глобализации?

Ц ¬ глобализации есть и некоторые положительные аспекты, которые мы поддерживаем. ќна способствует взаимопониманию и сотрудничеству между народами, помогает жить в мире. ¬месте с тем существует опасность, как говорил Ѕлаженнейший јрхиепископ ’ристодул, что из нас сделают Ђфаршї. ј это нежелательно.

Ц ћы считаем, что каждый должен сохран€ть те черты Ц €зыковые и социальные Ц которые отличают его от других. Ёти черты составл€ют своеобразие, но неправильно отгораживатьс€ от всех и заниматьс€ самолюбованием.

Ц «наете, в VI веке равноапостольные  ирилл и ћефодий были посланы ¬селенским ѕатриархатом проповедовать ≈вангелие слав€нам. ќни создали дл€ них кириллический алфавит, но не стали их эллинизировать. ћы говорим, что, поскольку эти люди слав€не, нужно про€вить уважение и проповедовать на их €зыке, а не мен€ть их.

“ак мы сохранили греческую и русскую индивидуальности. «а это и сегодн€ все слав€нские народы: русские, болгары, сербы Ц благодарны  онстантинопольской ћатери-÷еркви.

Ц » последний вопрос. Ќаука и вера несовместимы, или просто они направлены на разное? Ќедавно —тефан ’оукинг вызвал волнение своими за€влени€ми, что вселенна€ могла бы существовать и без “ворца. —читаете ли ¬ы подобные за€влени€ полезными? „то отвечает ÷ерковь?

Ц я бы сказал, что это параллельные, а не противоположные пути. ќни дополн€ют друг друга, потому что ведут к одной и той же цели, которой €вл€етс€ истина. «наете, Ёйнштейн однажды сказал, что Ђу науки нет Ѕога, но у ученых Ѕог естьї.

ѕравославна€ ÷ерковь не против науки. ћы ее принимаем, и в нашем историческом свидетельстве были епископы из самых заметных ученых. ѕравославные монастыри сохранили древние греческие рукописи и сделали их известными на «ападе.

—в€той √ригорий Ѕогослов училс€ философии у јристотел€. Ќо у нашей ÷еркви св€та€ наука и св€тое терпение.

«а€влени€, подобные за€влению ’оукинга, достойны уважени€, но они никого ни к чему не об€зывают. ћы считаем, что они провоцируют и раздел€ют людей. Ќаш собственный подход таков: все творение, небесный свод и растени€ не могли произойти случайно, но имеют “ворца.

Ќесколько дней назад € гул€л по саду с друзь€ми и срезал цветок. я прин€лс€ рассматривать его.  ак он совершенен и красив, как премудро сотворен из тыс€ч маленьких цветочков, которые так радуют взор.

“акое не могло возникнуть случайноЕ


Публикуется с сокращениями
Перевела с греческого Анна Саминская

http://romfea.gr/

6 декабр€ 2010 года

[1] Богословская школа в Халки – высшее учебное заведение при Вселенском Патриархате на острове Халки (одном из Принцевых островов). Школа была основана в 1844 г. патриархом Германом IV. С 1971 г. закрыта в связи принятием турецким правительством закона, запрещающего учреждение частных университетов.
—мотри также

ѕоместные ÷еркви

 омментарии читателей
2012-04-10
18:15
—ергей:
Ќегоже по отношению к греческому царьградскому патриарху употребл€ть термин ¬селенский, ¬селенска€ церковь - одна, соборна€, православна€, ее владыка Ѕог и ему помощниками - много патриархов (в будущем их наверное будет еще больше).
2011-07-27
16:40
Ќебойша:
ќчень хорошее мнение ѕатриарха ¬арфоломе€ о словах —тивена ’окинга.“ут видно как большой свободой дарил √оспод человека-(не)принимать ≈го. ј было и всегда будет примеров когда видное плохое внешное владение св€щенослужителей творит плохое вли€ние на верующих.Ќо каждый дает ответ —удье за свои (не)дела.ј нам не надо осуждать.Ќо молитсь€.
2011-07-12
15:28
»ль€:
—лов нет читать все эти "расследовани€" кто с кем когда молилс€ и по какому правилу.  огда придЄт антихрист это будет €сно всем, у кого мозги остались, и без таких расследований.. ’отел бы сказать, как называетс€ психическое расстройство, сопровождающеес€ поиском причин и следствий из ниоткуда, но, увы, грех! (да и что написал тоже грех, но слов нет на эти "расследовани€")
2011-05-15
05:07
»горь:
масонство —в€тейшего ѕатриарха ¬арфоломе€ - клевета
2010-12-10
00:00
јлександр:
ѕравда ли что патриарх ¬арфоломей ћасон?
2010-12-07
21:01
—ергей:
 ак радостно видеть интервью —в€тейшего ѕатриарха ¬арфоломе€ на ¬ашем сайте! ѕри всей своей противоречивости, личность эта необычайно €рка€ и колоритна€.
ѕрекрасно то, что сейчас, благодар€ общему желанию —в€тейших ѕатриархов ¬арфоломе€ и  ирилла, мы наконец-то вновь начинаем ощущать понимание и сближение с нашей ћатерью-÷ерковью.  ак исстрадалась ѕравославна€ ÷ерковь, наблюда€ как, движимые различными государственными и националистическими интересами, два великих ѕатриархата -  онстантинополь и ћосква, на прот€жении всего XX века пребывали в ненужном, бессмысленном и губительном разделении.
ƒай Ѕог, чтобы мы шли по пути любви и примирени€, и чтобы больше не по€вл€лись хот€ бы у нас публикации, величающие ѕредсто€тел€ нашей ћатери-÷еркви "стамбульским епископом", "папой" и т.д.; и не пристало нам пытатьс€ преподать "урок" ѕатриарху ¬арфоломею, не пристало гордитьс€ тем, что в данный момент истории √осподь увеличил нашу ѕоместную ÷ерковь, и, в свою очередь, привел к великому испытанию  онстантинопольский ѕатриархат. ћы ведь - ≈ƒ»Ќјя ÷≈– ќ¬№.
» дай Ѕог, чтобы мы были едины. —пасибо ¬ам за опубликованное интервью и за внимание к жизни всех ѕоместных ÷ерквей - всего ¬—≈Ћ≈Ќ— ќ√ќ ѕ–ј¬ќ—Ћј¬»я.

2010-12-07
00:39
Ћюдмила:
спасибо за информацию.ѕрочитав,чувствуешь себ€ частицей чего-то большого хорошего.—пасибо служител€м ѕравославной ÷еркви, высоко несущим знам€ православи€
2010-12-06
20:30
»горь :
ѕростите, хотел бы добавить, что "сеет муту не среди мири€н и св€щенноначали€, а среди мир€н и св€щенства."
2010-12-06
20:21
»горь :
7.
Ќекоторые каноны действительно могут истолковыватьс€ в историческом контексте, и следовательно не соблюдаютс€, но это не может касатьс€ апостольских правил, что засвидетельствовано “рулльский собором вторым своим правилом, "чтобы ќтныне... тверды и ненарушимы пребывали прин€тые и утвержденный жившими прежде нас св€тыми и блаженными отцами, а также и нам преданные именем св€тых и славных јпостолов восемдес€тп€ть правил". ¬от и все, собственно, о 45-м апостольском правиле.ј на недавнем собрании в наше ÷еркви, архиепископ ≈лисей разрешил тем св€щенникам, которые имеют желание поминать инославных (в записках), в том числе мусульман, иудеев, поминать в јлтаре, но только не на проскомидии.ќдин св€щенник сказал:"ј что јлтарь после проскомидии уже на јлтарь, что в немсв€щенник может поминать мусульман?".«аписки с имена напротив которых было обозначено "мусульманин" или "некрещенный" € видел неоднократно.» подтверждаю тот факт, что поминались они св€щенником именно на проскомидии. ак и тот факт, что совершаютс€ одним из св€щенников панихиды по инославным. акое уж тут 45-е правило.¬едь церковь рулит!
ћой последний комментарий на вашем сайте.6 декабр€.Ѕог да хранит всех нас.
2010-12-06
20:19
»горь :
6.
¬ы предложили диалог в материале :"÷ерковь Ђрулитї, или  ому и когда нужно рассказывать о внутрицерковных проблемах".Ќе будет никакой дискуссии.»бо выступит, допустим, о.јндрей “качев, патетически воскликнет "за что ты мен€ бьешь" и тут же обличит грех и злобу, нет, не свою, чужую.»бо церковь действительно "рулит".—ознательно написал ÷ерковь с маленькой буквы.ѕотому как есть ÷ерковь и церковь.≈сть Ѕлагодать и есть "автоматическа€ благодать", есть даже счетчик этой автоматической благодати.
я люблю ÷ерковь и люблю св€щенноначалие.Ќасто€щее св€щенноначалие.  тому же, которое говорит в јлтаре :"я - јнархист", пытаюсь выработать такое отношение, которое не приведет мен€ к греху осуждени€, следствием чего будет духовна€ смерть.» у мен€ насто€ща€ борьба, без красивых слов, высоких фраз, без осуждени€ и практически в одиночку.—в€щенник, которому исповедаюсь не так часто бывает в городе.Ќет, в јлтаре есть и иподъ€коны и св€щенник, которым так же как и мне не нравитс€ то, что проишодит, но здесь далеко от –одины, мы одни.ѕусть блудные чада ÷еркви и блудные сыны отечества, но все же чада и сыны.
2010-12-06
20:19
»горь :
5.
я хорошо понимаю, что мой комментарий опубликован не будет, поэтому напишу о том как на практике разъедающе действует нарушение канонов в среде св€щенников и мир€н.Ќарушение без наказани€.я служу в алтаре кафедрального собора.» один раз после службы разговорилс€ с молодым св€щенником о митрополите јнтоние —урожском.ќ его словах о том, что "без ’риста возможно спасение."» внезапно из уравновешенного человека о.ћ превратилс€ в бурю, готовую все сокрушить на своем пути.¬ыручило мен€ знание ≈вангели€, —в€тых ќтцов, и  атехизиса.Ќу и вопрос:"ќ.ћ, то что вы сказали мне, сможете повторить с амвона?".ќтвет:"Ќ≈“, Ќ≈ √ќ“ќ¬!", "ѕочему?", "ƒа, потому".¬ообщем, пришлось мне выслушать о том, что у мен€ что-то не в пор€дке с головой, если € не признаю, что спасение возможно дл€ мусульман и €зычников, даже дл€ тех, кто слышал о ’ристе, но отверг ≈го, что достаточно выполн€ть закон и все будет в пор€дке, что католики ничем не отличаютс€ от православных, а разница только в традици€х, что наш —имвол ¬еры поврежденный, ибо в нем были сделаны уступки старообр€дцам и арианам!„то в јкафисте ѕресв€той Ѕогородице много ереси!„то есть спасение вне ÷еркви.я говорю о кафедральном иерее, который представл€л нашу епархию на »¬ ¬сецерковном —ъезде епархиальных миссионеров –усской ѕравославной ÷еркви.
ќшеломл€ет та скорость, с которой в нашей ÷еркви становитс€ так много можно.јх, да, так ведь наказани€ нет, у каждого свой скелет в шкафу, все поэтому молчим.
2010-12-06
20:18
»горь :
4.
"“еперь наблюдаю много катастроф, когда преступают существующие  аноны ÷ерковные.¬ конечном счете это получаетс€ служение не во спасение, но в погибель",-так писал в одном из писем о.»оанн  ресть€нкин.
—просите, ну и к чему это €?ќтвечу просто.ћожно было ударить, но не в день пам€ти блгв.вел.кн.јлександра Ќевского.¬сю жизнь боролс€ с экспансией запада, и вдруг интервью с "истинным хранителем" чистоты ѕравослави€.Ќельз€ не знать тот факт, что православный мир уже давно не признает  онстантинопольского ѕатриарха за своего духовного лидера.Ќапомню слова будущего ѕатриарха ¬се€ –уси  ирилла:"€ не говорю о совместном богослужении".ѕатриарх  онстантинопольский это в принципе нова€ модель унии, ни больше ни меньше.”нии, котора€ существует без вс€ких договоров, соборов и решений.ѕо факту.’от€ бы совместного регул€рного богослужени€.–еакци€ православного сообщества на подобные посто€нные богослужени€ (или точнее было бы сказать бои за чистоту ѕравослави€?) ¬арфоломе€ с католиками сродни реакции пассажира в вагоне метро, когда до его уха донос€тс€ завывани€:"ѕодайте кто что может, мы люди не местные."ј именно:"ƒа как не стыдно врать", и "когда же это кончитс€".
2010-12-06
20:18
»горь :
3.
я не совсем понимаю каким методом было определено, что канон не работает в современной межхристианской ситуации, так как угроза есть, а его нарушение сеет смуту не только в среде мир€н, но и св€щенноначали€.≈сть или да, или нет.ќдновременно и да, и нет не бывает.»ли скажи, что канон работает и не смей нарушать его, или отмени его, вернее, по меткому выражению очень попул€рного протодъ€кона, "положи его на полку и забудь о нем".–осси€ только начинает вспоминать свое православное прошлое и с огромными усили€ми полагает каждый кирпичик в только стро€щеес€ здание православного будущего и нарушение данного канона попросту размывает еще такой хрупкий православный менталитет народа. то-нибудь считал сколько людей отпало от ÷еркви по причине нарушени€ канонов св€щенноначалием и ѕќЋЌќ√ќ отсутствие наказани€ за нарушение их.

2010-12-06
20:17
»горь :
2
ќднако этот же канон, по мнению митрополита  ирилла, "не работает" в "современной межхристианской ситуации", т.к. угроза дл€ единства ÷еркви здесь отсутствует. "ƒопустим, отношени€ ѕравославных ÷ерквей и  атолической, ѕравославных ÷ерквей и протестантских ÷ерквей на уровне международных организаций полностью исключают эту опасность, потому что ни о какой мимикрии речь не идет. » опасность того, что совместна€ молитва, скажем, произнесение "ќтче наш" (€ не говорю о совместном богослужении), подорвет единство ÷еркви Ч эта опасность не работает сейчас. ѕоэтому люди собираютс€ и говор€т: "ƒавайте вместе помолимс€", но не дл€ того, чтобы ввести кого-то в заблуждение и оторвать чад, а дл€ того, чтобы помолитьс€ вместе о своих грехах, о том, например, что мы до сих пор разделены", Ч объ€снил председатель ќ¬÷—.

2010-12-06
20:17
»горь :
1.
16.11.07. Ѕудущий ѕатриарх, а тогда глава ќ¬÷— митрополит  ирилл произносит слова:"...что канон о запрете молитвенного общени€ "с так называемыми еретиками" Ч это "очень правильный канон, его ни в коем случае нельз€ редуцировать, снимать с повестки дн€". »ерарх разъ€снил, что главна€ цель этого канона в том, что он "предотвращает разрушение ÷еркви". "÷ель канона в том, чтобы избежать мимикрии. –аскол всегда мимикрирует под истинную ÷ерковь, а если люди мол€тс€, создаетс€ иллюзи€ единства. ƒл€ того чтобы €сно сказать, что раскол губителен, с раскольниками и еретиками не молились и не мол€тс€. »менно путем канона нужно изолировать эту опасную дл€ единства ÷еркви группу от церковного общени€". » сейчас данный канон не утратил своей важности, например, он "в полной мере работает по отношению к раскольникам на ”краине".
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0