«Православие может научить Европу чистоте веры»Интервью Константинопольского патриарха Варфоломея порталу cafebabel.com
– Мы испытываем особенную радость по поводу этих двух событий. Это показывает, что ситуация в Турции меняется. Литургия в монастыре Панагия Сумела означает, что это место может быть не только музеем, но и местом богослужения. Один раз в год, как сказано в разрешении, которое мы получили. Турецкое государство понимает, что мы не являемся угрозой для страны, но, наоборот, трудимся на ее благо. Речь не только о финансовой помощи от приезжающих верующих; мы являем собой живое доказательство того, что в Турции существует свобода вероисповедания. Что касается Богословской школы в Халки, то я настроен очень оптимистично. Я считаю, что этот вопрос будет разрешен в течение 2011 года, когда исполнится 40 лет с момента закрытия школы. Мы же готовы начать работу, как только в школу вновь смогут приезжать студенты и из Турции, и из других стран, как это было раньше. Мы сможем тогда давать образование клирикам всех степеней, которые необходимы Вселенскому Патриархату для работы в его представительствах, которые, как вы знаете, имеются во многих частях света: в Америке, Западной и Восточной Европе и т.д. – Кажется, что Турция постепенно начинает осознавать, что Вселенский Патриархат – это не просто местная епархия греков в Константинополе, но вселенский институт, от поддержки которого Турция может только выиграть. Разделяете ли Вы это мнение, и есть ли у Вас доказательства того, что отношение турецкого государства действительно меняется? – Видите ли, я могу охарактеризовать отношение турецких правительств до сих пор одним словом: непродуктивное. Непродуктивное не только в том, что касается нас, но, прежде всего, в том, что касается национальных интересов самой Турции. Но есть положительные сдвиги. Становится понятным, что у нас никогда не было, нет и не будет в будущем никаких политических намерений и целей. Время от времени раздаются смешные доводы, что мы хотим устроить здесь второй Ватикан. Пусть кто-нибудь покажет нам, в чем это проявляется. Это несерьезно. Мы определенно видим некоторое изменение отношения. Знаете, авторитет Патриархата за границей значителен, и это идет на пользу и самой Турции. – Группа греко-американцев, возглавляемая Крисом Спиру, хотела совершить Божественную литургию в Святой Софии Константинопольской, но их попытка сорвалась. Вы способствовали тому, чтобы их программа была отменена? – Кто этот человек? Мы его не знаем. Мы не понимаем, как он мог организовывать богослужение, не получив разрешения с нашей стороны и одобрения со стороны турецкого государства. Мы заявили протест, и его проект был сорван. Никто не может отслужить православную Божественную литургию в Святой Софии без разрешения Вселенского Патриархата и турецкого правительства. Даже мы не можем совершать Божественную литургию в других странах без разрешения местных Церквей и местный властей. – Вас прозвали «зеленым патриархом» в связи с Вашим откликом на проблемы окружающей среды. Вы считаете, что религиозные лидеры в состоянии повлиять если не на правительства, то, по крайней мере, на экологическое сознание верующих? – На правительства повлиять трудно. А экономические интересы, как вы понимаете, оказывают такое давление, что политики никак не могут договориться о вопросах весьма серьезных – мы видели это недавно в Копенгагене. Но, я думаю, мы в состоянии воспитывать в верующих внимательное отношение к проблемам окружающей среды. Знаете, этот мировой кризис является кризисом ценностей и понятий, прежде всего. Мы должны понять: мы обязаны передать нашу планету следующим поколениям. Мы не имеем права безрассудно тратить природные богатства, но должны предоставить возможность и следующим поколениям пользоваться этими благами Божиими. Экология касается и нашего дома. И мы должны осознавать, что мы не владельцы, но только распорядители этого мира, который Господь нам доверил. Мы должны заботиться о нем и передать его другим. Вселенский Патриархат является одним из инициаторов развития экологического сознания с помощью международных экологических конференций. – Легко ли сочетать современный потребительский образ жизни с воздержанностью, которую несет в себе христианство? Многие утверждают, что эти две модели несовместимы. – Необходимо изменить образ мыслей, чтобы освободиться от стремления к чрезмерному потреблению и ненасытности, которые неизбежно ведут к социальной несправедливости и неравенству. Апостол Павел учит нас, что жадность и ненасытность, которые ведут нас к жажде материальных благ, являются идолопоклонством, а это самый великий грех. Церковь учит нас не излишествовать, но довольствоваться малым. Евангелие проповедует: «У кого две одежды, тот дай неимущему». Мы же дошли до того, что пытаемся похитить у человека и единственную одежду, которая у него есть. – Что может предложить Православие европейской молодежи? Легко ли разделить православные понятия и ценности западному европейцу протестантского или католического воспитания? – Как мы уже сказали раньше, все проблемы взаимосвязаны: социальные, экономические, идеологические. Молодежь чувствует себя неуверенно. Православная Церковь может предложить им веру, какой она была в первые десять веков совместного пути ко Христу. До схизмы вся Европа была православной. Итак, то, что Церковь может предложить, это простота и подлинность веры. Мы учим чистоте веры, аскезе и духовности, чему-то, чего нет у Римско-Католической и других Церквей. Запад оказался оторван от этих ценностей, и теперь проявляется ностальгия. В последние годы все больше православных книг переводится и продается в магазинах других стран. Мы видим, что, кроме литургических книг, и дидактические, такие как «Добротолюбие», интересуют неправославных. В православной вере есть умиление, переживание. И меньше логики, если хотите. Это потому, что в Православии есть традиция, опыт, глубокая мудрость. – Вы боитесь глобализации? – В глобализации есть и некоторые положительные аспекты, которые мы поддерживаем. Она способствует взаимопониманию и сотрудничеству между народами, помогает жить в мире. Вместе с тем существует опасность, как говорил Блаженнейший Архиепископ Христодул, что из нас сделают «фарш». А это нежелательно. – Мы считаем, что каждый должен сохранять те черты – языковые и социальные – которые отличают его от других. Эти черты составляют своеобразие, но неправильно отгораживаться от всех и заниматься самолюбованием. – Знаете, в VI веке равноапостольные Кирилл и Мефодий были посланы Вселенским Патриархатом проповедовать Евангелие славянам. Они создали для них кириллический алфавит, но не стали их эллинизировать. Мы говорим, что, поскольку эти люди славяне, нужно проявить уважение и проповедовать на их языке, а не менять их. Так мы сохранили греческую и русскую индивидуальности. За это и сегодня все славянские народы: русские, болгары, сербы – благодарны Константинопольской Матери-Церкви. – И последний вопрос. Наука и вера несовместимы, или просто они направлены на разное? Недавно Стефан Хоукинг вызвал волнение своими заявлениями, что вселенная могла бы существовать и без Творца. Считаете ли Вы подобные заявления полезными? Что отвечает Церковь? – Я бы сказал, что это параллельные, а не противоположные пути. Они дополняют друг друга, потому что ведут к одной и той же цели, которой является истина. Знаете, Эйнштейн однажды сказал, что «у науки нет Бога, но у ученых Бог есть». Православная Церковь не против науки. Мы ее принимаем, и в нашем историческом свидетельстве были епископы из самых заметных ученых. Православные монастыри сохранили древние греческие рукописи и сделали их известными на Западе. Святой Григорий Богослов учился философии у Аристотеля. Но у нашей Церкви святая наука и святое терпение. Заявления, подобные заявлению Хоукинга, достойны уважения, но они никого ни к чему не обязывают. Мы считаем, что они провоцируют и разделяют людей. Наш собственный подход таков: все творение, небесный свод и растения не могли произойти случайно, но имеют Творца. Несколько дней назад я гулял по саду с друзьями и срезал цветок. Я принялся рассматривать его. Как он совершенен и красив, как премудро сотворен из тысяч маленьких цветочков, которые так радуют взор. Такое не могло возникнуть случайно…
[1] Богословская школа в Халки – высшее учебное заведение при Вселенском Патриархате на острове Халки (одном из Принцевых островов). Школа была основана в 1844 г. патриархом Германом IV. С 1971 г. закрыта в связи принятием турецким правительством закона, запрещающего учреждение частных университетов. Ваш комментарий
|
Также в этом разделе
|
18:15
Негоже по отношению к греческому царьградскому патриарху употреблять термин Вселенский, Вселенская церковь - одна, соборная, православная, ее владыка Бог и ему помощниками - много патриархов (в будущем их наверное будет еще больше).
16:40
Очень хорошее мнение Патриарха Варфоломея о словах Стивена Хокинга.Тут видно как большой свободой дарил Господ человека-(не)принимать Его. А было и всегда будет примеров когда видное плохое внешное владение священослужителей творит плохое влияние на верующих.Но каждый дает ответ Судье за свои (не)дела.А нам не надо осуждать.Но молитсья.
15:28
Слов нет читать все эти "расследования" кто с кем когда молился и по какому правилу. Когда придёт антихрист это будет ясно всем, у кого мозги остались, и без таких расследований.. Хотел бы сказать, как называется психическое расстройство, сопровождающееся поиском причин и следствий из ниоткуда, но, увы, грех! (да и что написал тоже грех, но слов нет на эти "расследования")
05:07
масонство Святейшего Патриарха Варфоломея - клевета
00:00
Правда ли что патриарх Варфоломей Масон?
21:01
Как радостно видеть интервью Святейшего Патриарха Варфоломея на Вашем сайте! При всей своей противоречивости, личность эта необычайно яркая и колоритная.
Прекрасно то, что сейчас, благодаря общему желанию Святейших Патриархов Варфоломея и Кирилла, мы наконец-то вновь начинаем ощущать понимание и сближение с нашей Матерью-Церковью. Как исстрадалась Православная Церковь, наблюдая как, движимые различными государственными и националистическими интересами, два великих Патриархата - Константинополь и Москва, на протяжении всего XX века пребывали в ненужном, бессмысленном и губительном разделении.
Дай Бог, чтобы мы шли по пути любви и примирения, и чтобы больше не появлялись хотя бы у нас публикации, величающие Предстоятеля нашей Матери-Церкви "стамбульским епископом", "папой" и т.д.; и не пристало нам пытаться преподать "урок" Патриарху Варфоломею, не пристало гордиться тем, что в данный момент истории Господь увеличил нашу Поместную Церковь, и, в свою очередь, привел к великому испытанию Константинопольский Патриархат. Мы ведь - ЕДИНАЯ ЦЕРКОВЬ.
И дай Бог, чтобы мы были едины. Спасибо Вам за опубликованное интервью и за внимание к жизни всех Поместных Церквей - всего ВСЕЛЕНСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ.
00:39
спасибо за информацию.Прочитав,чувствуешь себя частицей чего-то большого хорошего.Спасибо служителям Православной Церкви, высоко несущим знамя православия
20:30
Простите, хотел бы добавить, что "сеет муту не среди мириян и священноначалия, а среди мирян и священства."
20:21
7.
Некоторые каноны действительно могут истолковываться в историческом контексте, и следовательно не соблюдаются, но это не может касаться апостольских правил, что засвидетельствовано Трулльский собором вторым своим правилом, "чтобы Отныне... тверды и ненарушимы пребывали принятые и утвержденный жившими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданные именем святых и славных Апостолов восемдесятпять правил". Вот и все, собственно, о 45-м апостольском правиле.А на недавнем собрании в наше Церкви, архиепископ Елисей разрешил тем священникам, которые имеют желание поминать инославных (в записках), в том числе мусульман, иудеев, поминать в Алтаре, но только не на проскомидии.Один священник сказал:"А что Алтарь после проскомидии уже на Алтарь, что в немсвященник может поминать мусульман?".Записки с имена напротив которых было обозначено "мусульманин" или "некрещенный" я видел неоднократно.И подтверждаю тот факт, что поминались они священником именно на проскомидии.Как и тот факт, что совершаются одним из священников панихиды по инославным.Какое уж тут 45-е правило.Ведь церковь рулит!
Мой последний комментарий на вашем сайте.6 декабря.Бог да хранит всех нас.
20:19
6.
Вы предложили диалог в материале :"Церковь «рулит», или Кому и когда нужно рассказывать о внутрицерковных проблемах".Не будет никакой дискуссии.Ибо выступит, допустим, о.Андрей Ткачев, патетически воскликнет "за что ты меня бьешь" и тут же обличит грех и злобу, нет, не свою, чужую.Ибо церковь действительно "рулит".Сознательно написал Церковь с маленькой буквы.Потому как есть Церковь и церковь.Есть Благодать и есть "автоматическая благодать", есть даже счетчик этой автоматической благодати.
Я люблю Церковь и люблю священноначалие.Настоящее священноначалие.К тому же, которое говорит в Алтаре :"Я - Анархист", пытаюсь выработать такое отношение, которое не приведет меня к греху осуждения, следствием чего будет духовная смерть.И у меня настоящая борьба, без красивых слов, высоких фраз, без осуждения и практически в одиночку.Священник, которому исповедаюсь не так часто бывает в городе.Нет, в Алтаре есть и иподъяконы и священник, которым так же как и мне не нравится то, что проишодит, но здесь далеко от Родины, мы одни.Пусть блудные чада Церкви и блудные сыны отечества, но все же чада и сыны.
20:19
5.
Я хорошо понимаю, что мой комментарий опубликован не будет, поэтому напишу о том как на практике разъедающе действует нарушение канонов в среде священников и мирян.Нарушение без наказания.Я служу в алтаре кафедрального собора.И один раз после службы разговорился с молодым священником о митрополите Антоние Сурожском.О его словах о том, что "без Христа возможно спасение."И внезапно из уравновешенного человека о.М превратился в бурю, готовую все сокрушить на своем пути.Выручило меня знание Евангелия, Святых Отцов, и Катехизиса.Ну и вопрос:"О.М, то что вы сказали мне, сможете повторить с амвона?".Ответ:"НЕТ, НЕ ГОТОВ!", "Почему?", "Да, потому".Вообщем, пришлось мне выслушать о том, что у меня что-то не в порядке с головой, если я не признаю, что спасение возможно для мусульман и язычников, даже для тех, кто слышал о Христе, но отверг Его, что достаточно выполнять закон и все будет в порядке, что католики ничем не отличаются от православных, а разница только в традициях, что наш Символ Веры поврежденный, ибо в нем были сделаны уступки старообрядцам и арианам!Что в Акафисте Пресвятой Богородице много ереси!Что есть спасение вне Церкви.Я говорю о кафедральном иерее, который представлял нашу епархию на ИВ Всецерковном Съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви.
Ошеломляет та скорость, с которой в нашей Церкви становится так много можно.Ах, да, так ведь наказания нет, у каждого свой скелет в шкафу, все поэтому молчим.
20:18
4.
"Теперь наблюдаю много катастроф, когда преступают существующие Каноны Церковные.В конечном счете это получается служение не во спасение, но в погибель",-так писал в одном из писем о.Иоанн Крестьянкин.
Спросите, ну и к чему это я?Отвечу просто.Можно было ударить, но не в день памяти блгв.вел.кн.Александра Невского.Всю жизнь боролся с экспансией запада, и вдруг интервью с "истинным хранителем" чистоты Православия.Нельзя не знать тот факт, что православный мир уже давно не признает Константинопольского Патриарха за своего духовного лидера.Напомню слова будущего Патриарха Всея Руси Кирилла:"я не говорю о совместном богослужении".Патриарх Константинопольский это в принципе новая модель унии, ни больше ни меньше.Унии, которая существует без всяких договоров, соборов и решений.По факту.Хотя бы совместного регулярного богослужения.Реакция православного сообщества на подобные постоянные богослужения (или точнее было бы сказать бои за чистоту Православия?) Варфоломея с католиками сродни реакции пассажира в вагоне метро, когда до его уха доносятся завывания:"Подайте кто что может, мы люди не местные."А именно:"Да как не стыдно врать", и "когда же это кончится".
20:18
3.
Я не совсем понимаю каким методом было определено, что канон не работает в современной межхристианской ситуации, так как угроза есть, а его нарушение сеет смуту не только в среде мирян, но и священноначалия.Есть или да, или нет.Одновременно и да, и нет не бывает.Или скажи, что канон работает и не смей нарушать его, или отмени его, вернее, по меткому выражению очень популярного протодъякона, "положи его на полку и забудь о нем".Россия только начинает вспоминать свое православное прошлое и с огромными усилиями полагает каждый кирпичик в только строящееся здание православного будущего и нарушение данного канона попросту размывает еще такой хрупкий православный менталитет народа.Кто-нибудь считал сколько людей отпало от Церкви по причине нарушения канонов священноначалием и ПОЛНОГО отсутствие наказания за нарушение их.
20:17
2
Однако этот же канон, по мнению митрополита Кирилла, "не работает" в "современной межхристианской ситуации", т.к. угроза для единства Церкви здесь отсутствует. "Допустим, отношения Православных Церквей и Католической, Православных Церквей и протестантских Церквей на уровне международных организаций полностью исключают эту опасность, потому что ни о какой мимикрии речь не идет. И опасность того, что совместная молитва, скажем, произнесение "Отче наш" (я не говорю о совместном богослужении), подорвет единство Церкви — эта опасность не работает сейчас. Поэтому люди собираются и говорят: "Давайте вместе помолимся", но не для того, чтобы ввести кого-то в заблуждение и оторвать чад, а для того, чтобы помолиться вместе о своих грехах, о том, например, что мы до сих пор разделены", — объяснил председатель ОВЦС.
20:17
1.
16.11.07. Будущий Патриарх, а тогда глава ОВЦС митрополит Кирилл произносит слова:"...что канон о запрете молитвенного общения "с так называемыми еретиками" — это "очень правильный канон, его ни в коем случае нельзя редуцировать, снимать с повестки дня". Иерарх разъяснил, что главная цель этого канона в том, что он "предотвращает разрушение Церкви". "Цель канона в том, чтобы избежать мимикрии. Раскол всегда мимикрирует под истинную Церковь, а если люди молятся, создается иллюзия единства. Для того чтобы ясно сказать, что раскол губителен, с раскольниками и еретиками не молились и не молятся. Именно путем канона нужно изолировать эту опасную для единства Церкви группу от церковного общения". И сейчас данный канон не утратил своей важности, например, он "в полной мере работает по отношению к раскольникам на Украине".