Константинопольская

Преподобный Симеон Босой, игумен монастыря Филофей и основатель обители на горе Фламурий

Память 19 апреля / 2 мая

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Святой Симеон жил в XVI веке. Он был сыном сельского священника из окрестностей города Волоса. В 15 лет Симеон покинул родителей и вручил себя духовному наставнику – епископу Димитриадскому Пахомию. Епископ постриг его в монахи, а затем рукоположил в иеродиакона. Затем святой поступил в Успенский монастырь в Киссавосе, близ горы Олимп. Там он подвизался в строгой аскезе: всегда носил только старую и заплатанную одежду, ходил босиком и проводил целые ночи стоя пред лицом невидимого Бога.

Стремясь к еще более славным подвигам, Симеон отправился на Святую Гору и был принят в Великую Лавру. Там его рукоположили в священный сан. Затем преподобный поступил в монастырь Филофей.

Преподобный Симеон был живым образом совершенной подвижнической жизни, и многие братия с пользой следовали его примеру. Вот почему он вынужден был внять их просьбам и стать игуменом.

Тогда лукавый внушил другим братиям зависть к святому. В день Пасхи эти нечестивые монахи вели себя настолько недостойно, что святой упрекнул их. Они бросились на него, словно дикие звери, и заперли в монастырской башне, чтобы их разгул не встречал никаких препятствий. Тем временем преподобному Симеону удалось выбраться через окно, и он покинул Святую Гору.

Вернувшись на родину, святой поселился в пустынном месте на Загорейской горе (Пелион), называемой Фламурий. Три года он жил на открытом воздухе, под яблоней, несмотря на непогоду и суровость климата. Все время он проводил в посте, бдении и молитве. Вскоре к подвижнику присоединились почитатели его добродетелей, и через семь лет он начал строить церковь и монастырь, посвященный Святой Троице. Создав обитель в полном соответствии с общежительным уставом, преподобный Симеон оградил его независимость, отдав монастырь под покровительство Константинопольского патриарха[1].

После этого он отправился проповедовать слово Божие в различные области Греции, потому что в те времена турецкого рабства, когда всякое просвещение находилось под запретом, наставление в евангельском духе было особенно необходимо. Новый апостол, босоногий и не владевший ничем, кроме благодати Божией, почивавшей в его сердце, преподобный Симеон прошел всю Фессалию, а затем и Беотию. Он учил христиан следовать заповедям Божиим, не мстить, не обращаться к колдунам и гадателям, посвящать воскресный день посещению церкви[2]. Оттуда, исцеляя своей молитвой различные болезни, он отправился в Афины. Его сердечно принял епископ Лаврентий (1528–1550) и пригласил проповедовать в церквях города.

Когда преподобный Симеон продолжил проповеднические труды на острове Эвбея, некоторые из турок этой области, позавидовав успеху святого, обвинили его перед местным представителем паши в попытках обращения мусульман в христианство. Симеона арестовали, но, к великому удивлению стражников, он принялся помогать толпе собирать дрова, чтобы сложить костер на главной площади города. По вмешательству матери судьи казнь была отложена, и начался допрос святого. Тогда он дал разъяснения, о чем на самом деле проповедовал. Судья, не найдя никакой вины, за которую следовало бы наказать, отпустил святого свободно проповедовать.

Святой вернулся во Фламурийский монастырь, где постриг в монашество большое число учеников, примкнувших к нему во время его апостольских странствий. После этого он отправился в Константинополь, где патриарх Иеремия II (1587–1595) принял его с почетом. В этом городе, как и в Греции, слово святого изливалось, словно неиссякаемый источник. Оно подкреплялось примером его жизни, всецело посвященной Богу, и обратило многих христиан к раскаянию в грехах. Исповедовавшись преподобному, они начинали с этого времени жить согласно Евангелию, а многие из них просили о монашеском постриге.

В Константинополе Господь призвал святого Симеона присоединиться к сонму святых. Он преставился 19 апреля 1594 года и был погребен в церкви Богородицы на острове Халки. Два года спустя его святые мощи были перенесены в основанный им монастырь, где от них на протяжении веков совершилось множество чудесных исцелений.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

2 мая 2012 года

[1] Еще с византийской эпохи основатели монастырей часто заботились о том, чтобы оградить их от вмешательства местных властей, светских или церковных. Они достигали этого, отдавая свои обители под юрисдикцию Константинопольского патриарха, в результате чего монастырь получал статус ставропигиального.
[2] Эти основные мотивы проповеди преподобного Симеона два столетия спустя были подхвачены святым Космой Этолийским (память 24 августа), который также был монахом Филофея.
Комментарии читателей
2012-05-02
19:40
Димитрий:
Что-то нынче монахи не ходят босиком. А почему не берут достойный пример со святого Симеона?
Ваш комментарий

Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.

Ваш комментарий:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
(опубликован не будет)
Введите число,
напечатанное
на картинке:


Трансляция в формате RSS 2.0