онстантинопольска€

ѕреподобный јфанасий ѕаросский

ѕам€ть 24 июн€ / 7 июл€

»з книги Ђ—инаксарь: ∆ити€ св€тых ѕравославной ÷ерквиї, вышедшей в издательстве —ретенского монастыр€.

***

—в€той јфанасий[1] родилс€ в 1722 году в благочестивой семье, жившей на острове ѕаросе. Ќачальное образование он получил у себ€ на родине и в разных школах на других островах. √ор€чо жела€ углубить свои познани€, он в 1745 году записалс€ в знаменитую ≈вангельскую школу в —мирне и училс€ там шесть лет.

ќттуда преподобный јфанасий отправилс€ в јфониаду Ц јфонскую академию, целью которой было соединение энциклопедического образовани€ и православной традиции в том виде, в каком она целиком сохранилась на —в€той √оре. ѕреподобный јфанасий мог насыщать жажду знаний, учась у двух величайших ученых, которые по очереди возглавл€ли это заведение: Ќеофита  авсокаливита и ≈вгени€ ¬улгариса. јфанасий отличалс€ большими успехами во всех предметах, но в особенности Ц в изучении —в€щенного ѕисани€ и в составлении проповедей. ќн стал преподавателем в 1757 году, и очень быстро молва о нем распространилась далеко за пределы јфона.

¬скоре ему доверили руководство —олунской школой (1758Ц1762). „етыре года јфанасий блистал не только как преподаватель, но и как проповедник. ≈го слова, насыщенные верой и упованием на √оспода, ст€жали ему всенародную любовь.  огда из-за эпидемии чумы школа была закрыта, преподобный јфанасий отправилс€ на остров  орфу, чтобы пополнить свои знани€ в области философии, физики и риторики. «десь он училс€ у Ќикифора ‘еотоки (Ж 1800), одного из наиболее образованных церковных де€телей того времени.

«атем преподобный јфанасий был приглашен преподавать в школе в ћесолонги, основанной его соучеником и другом ѕанайотисом ѕаламой. ѕреподобный јфанасий много сделал дл€ развити€ этого учебного заведени€, которое было очень известно вплоть до революции 1821 года.

¬ 1771 году ѕатриархи€ поставила св€того преемником ≈вгени€ ¬улгариса, и на прот€жении шести лет преподобный возглавл€л јфониаду. ѕодвизавшийс€ в то врем€ на јфоне св€той ћакарий  оринфский (пам€ть 17 апрел€) рукоположил преподобного јфанаси€ в св€щенный сан, несмотр€ на его смиренные отказы. ¬месте со св€тым Ќикодимом (пам€ть 14 июл€) јфанасий принимал участие в трудах по изданию и восстановлению первоисточников православной духовности. Ётим трудам, которые были справедливо названы Ђвозрождением ƒобротолюби€ї, весьма содействовал и св€той иерарх ћакарий.

ƒо тех пор пока на јфоне не вспыхнул спор о поминовении усопших по воскресень€м и о частом причащении, преподобный јфанасий ревностно подвизалс€ вместе с теми, кого впоследствии стали пренебрежительно называть колливадами: со св€тым ћакарием, преподобным Ќикодимом, »аковом ѕелопоннесским, Ќеофитом  авсокаливитом, ’ристофором ѕродромитом и јгапием  ипрским. —уть возникшего спора отнюдь не сводилась к детал€м обр€дов. –ечь шла о защите традиций ÷еркви от духа обмирщени€, который питалс€ идеологией европейского ѕросвещени€ и начинал распростран€тьс€ в определенных кругах греческой элиты в  онстантинополе.  олливадов постыдно оклеветали, низложили и сослали в разные места. ќни, тем не менее, продолжали исповедовать веру и придерживатьс€ традиций, унаследованных от св€тых отцов. “ак, по воле ѕромысла, их ссылка стала началом глубокого духовного обновлени€ в ‘ессалии, Ёпире, на ѕелопоннесе, и прежде всего на островах Ёгейского мор€.

¬след за низложением преподобный јфанасий написал столь проникновенную и убедительную апологию позиции, защищаемой колливадами, что его оправдали (1777). ¬скоре после восстановлени€ в должности он был вновь приглашен возглавить —олунскую школу, котора€ возобновила свою де€тельность (1778Ц1786). ѕреподобному јфанасию предлагали даже стать главой ѕатриаршей школы в  онстантинополе и обещали поставить епископом, но он решительно отказалс€, объ€снив, что предпочитает славе и материальным благам тишину монашеской жизни и служение народу Ѕожию у себ€ на родине. —в€той подал в отставку и отправилс€ на ѕарос.

ќднако во врем€ плавани€ стало известно о начале русско-турецкой войны, и корабль был вынужден остановитьс€ на ’иосе. ѕреподобный јфанасий удалилс€ в один из маленьких монастырей на этом острове, чтобы в безмолвии дождатьс€ возможности продолжить путешествие. ¬скоре о его присутствии стало известно местным жител€м, и они попросили возглавить их школу на ’иосе. ѕодвижник ответил решительным отказом, но им все же удалось уговорить его по крайней мере преподавать риторику до конца войны.

 огда преподобный јфанасий закончил вести курс, война все еще продолжалась. “огда он стал давать уроки догматического богослови€ и логики. ≈го преподавательска€ де€тельность имела такой успех, что по окончании войны местные жители и знатные люди с помощью церковных властей сумели преодолеть сопротивление человека Ѕожи€. ѕодчин€€сь воле ѕромысла, преподобный возглавл€л ‘илософскую школу на ’иосе до 1812 года и подн€л ее на такой уровень, что сотни учеников стекались к нему со всей √реции, а также из ≈гипта, ѕалестины и даже из јрмении. ќн преподавал логику, метафизику, богословие, риторику и этику и прежде всего собственным поведением €вл€л пример совершенной евангельской жизни.

“олько в глубокой старости преподобный јфанасий оставил преподавание и ушел в маленький монастырь вместе с несколькими последовател€ми и бывшими учениками, чтобы наконец обрести тишину, которой желал всю жизнь. ¬ это врем€ св€той написал множество сочинений, пополнивших его библиографию, котора€ состоит в основном из апологетических трактатов, защищающих чистоту православной традиции в противовес западным вли€ни€м. ѕламенный ревнитель этой традиции, преподобный јфанасий прежде всего старалс€ сохранить православное понимание веры, исповеданной через принесение в жертву собственной жизни. »менно поэтому он был одним из наиболее активных инициаторов почитани€ новомучеников.

¬о врем€ работы над книгой Ђќб истинной вере и о том, что есть истинна€ философи€ї его постиг апоплексический удар. „ерез несколько дней, 24 июн€ 1813 года, преподобный јфанасий мирно отошел ко √осподу. ¬ его келье нашли только простую поношенную одежду, светильник и чернильницу.

—оставитель Ч иеромонах ћакарий —имонопетрский,
адаптированный русский перевод Ч издательство —ретенского монастыр€

6 июл€ 2012 года

[1] ≈го почитание установлено  онстантинопольским ѕатриархатом в €нваре 1995 г. по прошению Ёлладской ÷еркви. ¬ ћес€цеслов –усской ѕравославной ÷еркви данна€ пам€ть не включена.
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    “рансл€ци€ в формате RSS 2.0