Православие.Ru, 7 июня 2001 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39485.htm |
Любой человек, хоть что-то знающий об истории Русской Православной Церкви в ХХ веке слышал о мучениках и исповедниках российских, в великом множестве пострадавших за Веру от безбожников. Для Сербской Церкви ХХ век тоже был и до последнего десятилетия остался веком мученичества и исповедничества. Мы представляем краткие жизнеописания сербских новомучеников, преимущественно пострадавших от хорватских усташей, и канонизированных Сербской Церковью в 2000 году.
Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит
Дабробосанский
(Память - третье воскресенье сентября)
Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский |
6 сентября 1895г. был пострижен в монахи, на следующий день рукоположен в иеродиакона, а через день - в иеромонаха.
С 27 октября 1893г. доцент, а с 14 октября 1895г. - профессор в богословском училище в Рельеве. 30 июля 1901г. стал советником консистории в Сараево, в качестве которого пробыл до своего избрания митрополитом Захолмско-Герцеговинским. 9 июня Пётр (Зимонич) был хиротонисан в Мостаре.
После смерти митрополита Дабробосанского Евгения (Летицы), новым митрополитом был избран Пётр (Зимонич), который был утверждён на этом посту 7 ноября 1920г. указом югославского короля Александра Карагеоргиевича.
В начале немецкой оккупации Югославии в 1941г. митрополиту Петру советовали покинуть на несколько дней Сараево и переждать первую волну хорватского террора, но он решил остаться со своим народом. После объяснений с немецкими и хорватскими властями, а также с католическим епископом Божидаром Брале, который запретил православным пользоваться кириллицей, 12 мая 1941г. митрополит был схвачен и посажен в сараевскую тюрьму. После мытарств в Загребе и Госпиче митрополит Пётр был убит в концлагере Ясеновац и сожжён в крематории.
Архиерейский собор Сербской Православной Церкви в мае 1998г. причислил священномученика Петра, митрополита Дабробосанского к лику Святых.
Исповедник Досифей (Васич), митрополит
Загребский
(Память 13 января)
Исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский |
В 1907г. поставлен доцентом Семинарии Св. Саввы в Белграде, а два года спустя преподает в Сорбонне и Высшей школе социальных наук. В конце 1910г. перебрался в Женеву, где учился до начала Балканской войны 1912г.
Архиерейский собор Сербского Королевства избрал его епископом Нишским в мае 1913г. 25 мая 1913г. состоялась его хиротония.
В Нише епископ встретил первую мировую войну. Оккупанты интернировали епископа Досифея, а около 150 священников убили (закололи кинжалами). Лишь в 1918г. он возвратился в свою епархию.
Во время восстановления Сербской Патриархии после первой мировой войны, епископ Досифей был помощником председателя Архиерейского собора и в этом качестве принимал участие в переговорах с Константинопольской патриархией о восстановлении Сербской патриархии.
Во время возвращения в Православие чехов и словаков из католицизма, а карпатороссов - из униатства, епископ Досифей три года провёл в Чехословакии в качестве миссионера, а потом постоянно поддерживал связь с юной Православной Церковью в этой стране.
В 1931г. из части Горнокарловацкой и Пакрацкой епархии была создана Загребская епархия, которую возглавил митрополит Досифей. В Загребе владыка Досифей основал монастырь прп. Параскевы (Святой Петки). Он также управлял Горнокарловацкой и Банялучской епархиями и помогал престарелому епископу Пакрацкому Мирону в его епископском служении до смерти последнего в 1941г.
Во время болезни сербского патриарха Варнавы (Росича), митрополит Досифей, как старший член Синода, управлял делами Сербской Церкви, а после смерти Варнавы и до избрания патриархом Гавриила (Дожича) в 1938г. управлял Белградско-Карловацкой архиепископией.
После нападения гитлеровской Германии на Югославское королевство в апреле 1941г. митрополит Досифей был схвачен хорватскими усташами и заключен в тюрьму. Там он был зверски избит (причем, в этом участвовали католические монахини) и в бессознательном состоянии перевезён во Введенский монастырь в Белграде, где находился на попечении сестричества этого монастыря.
Так и не приходя в сознание, митрополит-мученик умер 13 января 1945г. и был похоронен в этом монастыре.
Священномученик Платон (Йованович), епископ
Банялучский
(Память - 5 мая)
Священномученик Платон (Йованович), епископ Банялучский |
По возвращению из России поставлен вначале старейшиной монастыря Раковица, а вскоре - доцентом в Белграде. Как профессор о. Платон работал в Алексинце и Ягодине, за что и был отличён достоинством архимандрита.
Во время Балканской и первой мировой войн архимандрит Платон был бригадным священником. Очень краткое время был администратором Охридской епархии, а во время оккупации был в Сербии и с помощью своих связей за границей помогал всем несчастным, особенно сиротам и вдовицам.
Патриарх Варнава (Росич) поставил его управляющим монастырской типографией в Сремских Карловцах и редактором Вестника Сербской патриархии (1932-1938). Кроме этого в 1934 - 1936гг. о. Платон был старейшиной монастыря Крушедол.
В 1934г. архимандрит Платон избирается епископом Моравическим. Хиротонию 4 октября 1936г. в Сремских Карловцах совершили патриарх Варнава, митрополит Загребский Досифей, епископы Бачский Ириней и Сремский Савва, а также русские архиереи - глава Русской заграничной церкви митрополит Анастасий и епископ Бостонский Макарий.
22 июня 1938г. епископ Платон избирается на Охридско-Битольскую кафедру, а 8 декабря 1939г. перемещается на место своего будущего мученичества - в Баня Луку.
С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941г., убили, а тело бросили в реку Врбанью. Священномученик был первоначально похоронен на воинском кладбище в Баня Луке, а в 1973г. перенесен в Банялучский собор.
Священномученик Савва (Трлаич), епископ
Горнокарловацкий
(Память на Видовдан 15/28 июня - Собор всех сербских
мучеников)
Священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий |
Рукоположен в диакона 19-го, а в священника 27 января 1909г. епископом Темишварским Георгием. Служил приходским священником в Бечке и Башаиде. В начале 1927г. назначен референтом, а вскоре и главным секретарем Святого Архиерейского Синода.
В начале второй мировой войны владыка Савва отклонил предложение итальянских оккупационных властей переехать в Белград. Он остался со своим народом и, перенеся множество унижений, мученическим подвигом увенчал свою земную жизнь в 1941г. До сего дня неизвестно, где находится его могила.
Священномученик протоиерей Бранко
Добросавлевич
(Память 7 мая)
Священномученик протоиерей Бранко Добросавлевич |
Утром 7 мая 1941г. все они были отведены в лес Кестеновац под Хорватским Благаем, где и были убиты. После освобождения, в 1946г. их останки были перенесены в Вельюн, где и были похоронены в братской могиле.
Священномученик протоиерей Георгий Богич
(Память 17 июня)
Священномученик протоиерей Георгий Богич |
На следующий день изувеченное тело о. Георгия было похоронено на кладбище в Брезике.
Священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит
Черногорско-Приморский
(Память на Видовдан 15/28 июня - Собор всех сербских
мучеников)
Священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-Приморский |
В 1912-1918гг. был военным капелланом в Которе. В то время территория Которской бухты (Боки) находилась под властью Австро-Венгрии и в войсках империи Габсбургов, особенно во флоте, было много православных славян. Во время первой мировой войны на австрийских военных кораблях появлялись просербские и антиавстрийские надписи, которые австрийские офицеры боялись стереть в течение нескольких дней. В 1918г. в Которе вспыхнуло восстание австрийских моряков славянского происхождения, которое было жестоко подавленно.
В 1918-1919гг. о. Йован Липовац - настоятель прихода в Ластве. В 1919-1925гг. - преподаватель Цетиньской гимназии, женской учительской школы и Цетиньской семинарии. В 1925-1940гг. - профессор 1-й мужской гимназии в Белграде.
Как вдовый священник избран викарным епископом Будимльским в конце 1939г. Пострижен в монахи митрополитом Скопльским Иосифом (Цвийовичем) 1 февраля 1940г. в монастыре Раковица под Белградом и произведён в чин игумена. Вскоре, 11 февраля 1940г., рукоположен в епископы в Белградском соборе патриархом Сербским Гавриилом (Дожичем), митрополитом Скопльским Иосифом (Цвийовичем) и епископом Зворничско-Тузланским Нектарием. Решением Архиерейского собора 11 декабря 1940г. избран митрополитом Черногорско-Приморским. Поставление нового черногорского владыки совершил Скопльский митрополит Иосиф (Цвийович) 23 февраля 1941г. в Цетинье.
Крушение югославской монархии в апреле 1941г. и немецко-итальянская оккупация положили начало тяжелым испытаниям для православных в Черногории. Часть черногорских земель была включена в состав Великой Албании, албанские бандиты изгоняли и убивали православное население, особенно священников. По соглашению с оккупационными властями группа черногорских федералистов провозгласила в Петровдан 12 июля 1941г. возрождение Черногорского королевства под итальянским протекторатом. Это событие вызвало общенародное восстание против оккупантов и их марионеток. В восстании участвовали все политические силы: от роялистов (сторонников югославской монархии) до коммунистов. В ответ в Черногорию из Албании были введены 6 итальянских дивизий, которые пытались сломить сопротивление массовыми репрессиями. Пострадали многие храмы и монастыри: Режевичи, Градиште на побережье, Ждребаоник в Даниловграде, Жупа в Никшиче, Пива.
Осенью 1941г. произошло политическое размежевание в рядах восставших. Группа офицеров-роялистов в конце 1941 - начале 1942г. образовала "Черногорское национальное движение", в которое вошли и черногорские федералисты. Массовые убийства политических оппонентов, осквернение церквей, другие бесчинства, творимые коммунистами на занятых ими территориях, вызвали объединение всех некоммунистических сил.
Митрополит Иоанникий выразил поддержку антикоммунистическому блоку. Хорошо зная о коммунистических гонениях против Русской Православной Церкви в Советском Союзе, черногорский владыка понимал, что ждет православных клириков и мирян с приходом к власти людей типа Иосипа Броз Тито и Моше Пияде. Только за период с конца 1941 до середины 1942г. коммунисты убили 14 черногорских священников. Всего в 1941-1945гг. в Черногории погибли 100 священников, из которых 12 убиты оккупантами, а остальные 88 - коммунистами.
Как духовный глава православных и председатель Общества Красного Креста Черногории митрополит Иоанникий неоднократно требовал от итальянских оккупационных властей освобождения черногорцев, посаженных в тюрьму или интернированных в Албанию и Италию. Из своих скромных средств Цетиньская митрополия помогала беженцам, пострадавшим от албанского, хорватского и немецкого террора.
В ноябре 1944г., спасаясь от наступавших отрядов Тито, митрополит Иоанникий с 70 священниками покинули Черногорию. Все священники были замучены в Словении в мае 1945г., в дни, когда югославскими коммунистами были убиты десятки тысяч людей. Сам митрополит был схвачен и препровожден в Сербию, где под Аранджеловацем был казнен в cередине июня 1945г. Командующий 1 югославской армии прислал в Цетиньский монастырь панагию и крест убитого митрополита.
Митрополит Иоанникий был в полном смысле воин Православия. Сам он определял Православие (в своей статье в "Гласе Черногорца" от 14 марта 1943г.) так: "Православие есть непрестанное предстояние, постоянная борьба за чистоту души и тела, за сбережение христианской морали и ее применение во всех проявлениях личной и общественной жизни. Оно есть борьба непрестанная и беспощадная против зла, которое души людей тащит в глубины мрака и вечной смерти".
"Православие против мрачного пессимизма, который не творит ничего позитивного, который разоряет, но не лечит. Оно есть вера бодрого творческого оптимизма; религия, которая учит людей верить в лучшее, смотреть на всех как на братьев и радоваться жизни".
Митрополит Иоанникий принес свою земную жизнь на алтарь страдающего Православия, которому остался непоколебимо верен и последователен, как и многие известные и неизвестные мученики за Христову веру, за свой страдающий народ.
Библиография:
на сербском языке:
1. Джомиh В.В. "Голгота митрополита
црногорско-приморског Jоаникиjа (1941-1945)" Цетинье,
1996г.
2. Журнал "Светигора", №58, 1997г., с.53-55 -
В.П. "Голгота митрополита црногорско-приморског
Jоаникиjа (1941-1945)".
3. Журнал "Светигора", №49, 2я стр. обл. - Сабор
Светих мученика и новомученика Сербских.
4. Газета СПЦ "Православлье", № 751, 1.07.1998г.
- статья "Новопросиjавши светительи у земльи
Српскоj".
5. http://www.spc.org.yu/News/novomucenici/joanikije_c.html