Православие.Ru, 4 сентября 2001 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39674.htm |
Патриарший собор, построенный в 1010-29 гг. зодчим Арсукисдзе на месте первой в Грузии христианской церкви IV в. Аналогичные соборы в это же время были построены в Кахетии – Алаверди и в Кутаиси – Храм Баграта. Сцетицховели подвергался разрушениям и был основательно реконструирован в XV–XVII вв. Священное Предание Грузинской Православной Церкви свидетельствует, что раввин Элиоз (I в.) выкупил у воинов Хитон Господень и, прибыв в Мцхета, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, взяв в руки эту Святыню, скончалась на месте. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле Сидонии вырос большой кедр, который стал священным для жителей Мцхета, ему поклонялись как неведомому божеству.
Элементы декора фасада |
На этом месте была построена первая в Грузии церковь в честь Двенадцати апостолов Христовых, которая в XI в. была перестроена в этот величественный собор. Таким образом, главный собор Грузинской Церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня, который до сих пор находится в этом святом месте. Все главные церковные события Грузинской Церкви, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, происходят именно в этом Соборе. Церковное празднование Животворящего Столпа приходится на праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1/14 октября.
Животворящий Столп находится почти в центре Храма при переходе от центрального нефа в боковой южный неф. Над Столпом построена каменная сень, которая расписана фресками, по всей вероятности, не ранее XVII в. Большинство сохранившихся фрагментов иллюстрируют историю Хитона Господня и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия чудотворного Мира, истекавшего из Столпа.
Собор Светицховели посвящен Двенадцати апостолам Христовым. Сохранившиеся фрески относятся в основном к XVII в. Все они в большинстве своем находятся в центральном нефе. Очень яркая и значимая фреска «Двенадцать апостолов», указывающая на имя Собора. Два извода изображения Пресвятой Троицы, Отечество и Авраамово Гостеприимство. Оказывается, что изображение Троицы в виде «Отечества», то есть Отца – Ветхого Денми, Сына – Отрока Эмануила и Духа в виде Голубя характерно не только для русского Новгорода, но и для Грузинской Церкви XVII в. Пресвятая Троица в Светицховели в XVII в. изображалась также как «Авраамово гостеприимство» – с обильным столом и агнцем.
Одна из главных святынь Светицховели – список с
древнейшей иконы Божьей Матери Цилканская (IV в.).