Православие.Ru, 31 августа 2001 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39681.htm |
Св. Ростислав князь Моравский |
Святой князь Ростислав взошел на Моравский престол в 846 году. К этому времени на территории Велокоморавской державы уже действовали христианские проповедники из Греции, Валахии и Германии. От кого-то из этих миссионеров святой Ростислав принял крещение и решил весь свой народ привести к свету Христовой веры. Однако князь понимал, что проповедь христианства может быть успешной только в том случае, если миссионеры будут обращаться к народу на его родном языке. Приходившие же из немецких земель проповедники не знали славянского языка и богослужение совершали по-латыни. К тому же они поддерживали немецких королей в их стремлении не допускать усиления Великиморавской державы и добиваться господства над славянскими племенами Центральной Европы. Святой Ростислав сначала обратился к папе Римскому с просьбой прислать миссионеров, которые бы знали славянский язык и могли бы противостоять политически окрашенной немецкой миссии. Но находившийся тогда на Римском престоле папа Николай I был союзником немецкого короля Людовика и потому не удовлетворил просьбу святого князя. Тогда Ростислав в 862 году отправил посольство к византийскому императору Михаилу III. В своем письме князь писал:
«Наш народ отверг язычество и содержит закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на родном языке. Другие страны (славянские), увидя это, пожелают идти за нами. В виду этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя, ведь от вас во все страны добрый закон исходит.»
В ответ на эту просьбу Михаил III по совету патриарха Фотия направил в Моравию святых братьев Константина ( в монашестве - Кирилла) и Мефодия. Святой Ростислав был рад, что его просьба была услышана. Особой радостью его наполнила и грамота, которую принесли братья от святителя Фотия. В ней патриарх писал, обращаясь к князю:
Бог, Который повелевает каждому народу прийти к познанию правды и достигнуть почести высшего звания, воззрел на твою веру и усилие. Утроив это ныне в наших летах, Он явил и письмена на вашем языке, которых ранее не было, но теперь с недавних пор существуют, дабы и вы были причтены к народам великим, которые Бога хвалят на своем родном языке. А по сему мы послали к тебе того, которому они и были явлены, мужа драгоценного и прославленного, весьма ученого, философа. Вот, приими этот дар лучший и достойнейший, нежели всякое золото, серебро и драгоценные камни и все пре-ходящее богатство. Постарайся вместе с ним смело утвердить дело и всем сердцем взыскать Бога; и не закрывай спасение для всего народа, но всячески побуждай, дабы не ле-нились, а вступили на путь правды, чтобы и ты, если приведешь их своим старанием к познанию Бога, принял награду и в этой, и в грядущей жизни за все души, которые верят во Христа Бога нашего от ныне и до века, и оставил по себе светлую память будущим поколениям, подобно, как и великий царь Константин.
Святые братья пришли в Великоморавскую державу через
Болгарию в 863 году и начали проповедь христианской веры
на славянском языке, который они изучили на своей родине
— в Солуни. Ими были переведены на славянский язык
книги Священного Писа-ния и богослужебные тексты, открыты
первые в Моравии христианские школы. Люди восприняли
деятельность святых братьев с большой радостью. Даже
некоторые священники латинского обряда, будучи этническими
славянами, стали совершать богослужение по восточному
обряду на славянском языке. Вероятнее всего, святые Кирилл
и Мефодий пребывали в это время в резиденции святого
Ростислава, который также принимал участие в их
византийско-славянских богослужениях.
Латинские миссионеры сразу же стали в жесткую оппозицию
деятельности святых братьев. Немецкие князья и клирики
прекрасно понимали, что дело святых Кирилла и Мефодия,
поддерживаемое князем Ростиславом, закладывает основы
независимости Великоморавской державы. Поэтому немецкий
клир обвинил святых братьев в том, что они употребляют в
богослужении "неосвященный" язык, а также
распространяют новоизмыш-ленное учение о Святом Духе.
Святой Кирилл вступил в полемику со своими обвинителями,
доказывая им пагубность "трехъязычной ереси".
Святые братья хотели отправить своих славянских учеников
для посвящения в Константинополь, но совершившийся там
дворцовый переворот не позволил им осуществить этот план,
и они решили ехать в Рим, чтобы там посвятить своих
учеников и постараться найти у римского архиерея защиту от
немецкого клира.
В то время, когда святые братья находились в Риме,
ситуация в Моравии сильно изменилась. В 864 году немецкий
король Людовик начал войну против святого Ростислава. К
концу 869 года был заключен мирный договор, по которому
Моравия получала полную независимость от немцев. В том же
869 году из Рима в Моравию пришли новопоставленные
священники, которые стали совершать здесь славянское
богослужение. Однако мир оказался недолгим. Племянник
князя Ростислава Святополк, бывший удельным князем одной
из моравских областей, неожиданно предал своего дядю и
стал союзником немец-кого князя Карломанна, сына короля
Людовика. Ростислав был захвачен в плен и передан немцам,
которые его ослепили и заключили в темницу. Моравия
оказалась в полной власти Карломанна. Он вступил в страну,
лишенную государя, и во всех городах и крепостях поставил
немецких чиновников. Верховная власть была передана
Святополку, к которому были приставлены два немецких
графа. Святополк не хотел довольствоваться лишь
номи-нальным титулом и стремился получить большую степень
свободы. За это немцы и его заключили в темницу. В Моравии
поднялось народное восстание, стремившееся сбросить с себя
немецкое иго. Немцы выпустили Святополка из заключения и
отпустили его в Мо-равию для подавления восстания. Однако
Святополк перешел на сторону восставших, провозгласивших
его великим князем. В 873 году немцы вынуждены были
заключить со Святополком мир. Вновь придя к власти,
Святополк стал покровительствовать славянскому
богослужению. В Моравию вернулся святой Мефодий и
продолжил миссионерские труды своего брата (Кирилл умер в
Риме в 869 году).
Но святому Ростиславу не суждено было увидеть новый рассвет своей державы. Он скончался в немецком заточении в 870 году.
Решение о канонизации святого Ростислава было принято на Поместном Соборе Православной Церкви Чешских земель и Словакии в декабре 1992 года, однако сама кано-низация состоялась в 1994 году. Торжества по этому случаю проходили 29 октября 1994 года в Прешове и 30 октября того же года в Брно. Поздравительные письма по случаю канонизации были направлены Предстоятелю Православной Церкви Чешских земель и Словакии от имени Патриархов Константинопольского Варфоломея и Московского Алексия. Причислив великого князя Ростислава к лику святых, Церковь возвратила тысячелетний долг памяти тому, кто стоял у истоков христианской духовной культуры и национальной независимости славян.
Память святого Ростислава совершается 28 октября.