Православие.Ru, 8 февраля 2002 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40007.htm |
Монастырь Лепавина находиться в одноименном селе в Хорватии, неподадеку от Копривницы в общине Соколовац. Свое название он получил от расположенного рядом леса Липа, и местечка Вина. Монастырский собор посвящен Введению Пресвятой Богородицы. По преданию монастырь основан в 1550 г. В XVII-XVIII вв. лепавинские монахи поддерживали активные связи с Россией, откуда неоднократно получали помощь и пожертвования. В этом монастыре какое-то время пребывал Сербский Патриарх Арсений III Черноевич. Во время Второй мировой войны монастырь был сильно разорен и разрушен. Чудом сохранилась величайшая святыня Сербской Церкви – чудотворная икона Божией Матери Лепавинская. После долгих лет неизвестности она в 1969 г., по милости Божией, вернулась в Лепавину. Множество верующих притекает к этой иконе прося помощи и ища исцеления. Протоиерей Душан Колунджич встретился и побеседовал с настоятелем монастыря Лепавина архимандритом Гавриилом (Вучковичем) о истории и сегодняшнем дне обители и ее величайшей святыни.
- Отец Гавриил, Вы подвизаетесь в Лепавине уже более десяти лет. Это уже почти столько же, сколько Вы провели в величайшей сербской святыне монастыре Хиландар. Не могли бы Вы рассказать нашим читателям об двух этих монастырях?
Архимандрит Гавриил (Вучкович) |
- Как проходило возрождение монастыря Лепавина, и кто был наиболее активным его участником?
Монастырь Лепавина |
Особое влияние его слова оказали на сестру Урсулу, протестантскую монахиню. Перед встречей с митрополитом она уже слышала о Лепавине , потому что их монастырь в Помероле во Франции, перед этим посетила преподавательница из Загреба Бранка Прибич. Когда сестра Урсула и настоятельница этого монастыря приехали в Югославию, они побывали у владыки, в то время викарного епископа Лепавинского, и выразили желание посетить наш монастырь. Когда они прибыли в обитель, то увидели, почему митрополит был так печален. Монастырь находился в очень плохом состоянии. На старой, тогда единственной, части монастырского корпуса висел знак, предупреждающий об опасности. Его установил городской комитет из Копривницы, потому что здание в любой момент могло обрушиться. Увидев это, сестра Урсула ободрила митрополита, сказав ему, что Пресвятая Богородица позаботится о своем монастыре. На конференции европейский Церквей, проходившей в Жичском монастыре в 1982 г., владыка Стефан предложил внести Лепавину в программу межцерковной помощи, что и было принято. Сестра Урсула повсюду рассказывала про Лепавину, и вскоре Евангелическая молодежная организация из Виртенберга и верующие Евангелической церкви из Штудгарта предложили свою помощь в восстановлении монастыря. Митрополит не спешил с ответом, думая, что труды по восстановлению все-таки может понести наш верующий народ. Но в конце, увидев, что это единственный способ, он принял предлагаемую помощь.
- Величайшая святыня монастыря, чудотворная икона Пресвятой Богородицы, долгое время была вне монастыря. Как произошло ее возвращение под своды храма в Лепавине?
В 1941 г. монастырь опустел, потому что монахи были изгнаны, а в 1943 г. обитель была подвергнута бомбардировке немецкой авиации. На храм упали три бомбы, одна и которых пробила кров и взорвалась внутри храма. Все церковное убранство было уничтожен, и в том числе прекрасный иконостас – произведение раннего сербского барокко. Икона Пресвятой Богородицы чудом Божиим осталась невредима, но о ней долгое время ничего не было известно. Она была обнаружена только в 1967 г. Тогдашний настоятель Лепавинского монастыря о. Симеон (Сакуль), ища что-то среди забытых вещей на чердаке здания Загребской митрополии, увидел чудотворную икону. Кто принес ее в Загреб и оставил на чердаке не известно. Тогда икона была передана на реставрацию, и на праздник Успения Божией Матери 1969 г. была возвращена в монастырь. В этот день было совершено архиерейское богослужение. Тем самым Пресвятая Богородица ознаменовала свое возвращение в Введенский храм монастыря Лепавина. Во время чтения молитв перед чудотворной иконой один глухонемой мальчик заснул на амвоне. Проснувшись он подошел к матери и проговорил: «Мама, мама!»
- Когда и как Вы узнали, что Пресвятая Богородица принимает и слышит молитвы перед этой Ее иконой?
Чудотворная икона Божией Матери Лепавинская |
- Недавно вышла книга свидетельств о чудесах от этой иконы. Какой случай лично на Вас оказал самое сильное впечатление?
- Были ли и такие, кто уехали из монастыря не утешенными и разочарованными ? Есть ли такие свидетельства?
- Если они и были, то лично мне это неизвестно. Мы должны знать, что всемилостивый Господь, Который желает спасения всем людям, печеться о нас и тогда, когда мы думаем, что Он далек от нас, когда нам кажется, что Он не слышит наших молитв. Он их всегда слышит, только не всегда подает нам то, чего бы нам хотелось. Как отец не исполняет любое желание своего ребенка, потому что хочет уберечь его от возможного вреда, так и Отец наш Небесный не исполняет каждое наше молитвенное прошение, потому что хочет сохранить наши души для Своего вечного Царства. Поэтому попускается и страдание тела, чтобы душа очистилась и пробудилась от греховного сна. А у нас короткое зрение, и нам кажется, что Господь нас не слышит… Но и в светском лечении больные люди идут в больницу; там их лечат доктора, и кто-то выходит исцеленным, а кто-то нет. И никто после этого не говорит, что врач не хотел вылечить пациента.
-Вы получаете много благодарственных писем. Вы лично отвечаете исцеленным или достаточно того, что публикуете свидетельства в монастырском журнале?
- C теми, кто связанны с нашей святыней и со мной, как духовником, я контактирую, в основном, с помощью телефона. Важно услышать непосредственное, живое слово, потому что иногда в беседе больше говорит сам голос, чем слова. Мы посылаем и письма из монастыря, но больше по электронной почте. А благодарственные письма получивших милость исцеления публикуем, чтобы прославлялось имя Господне, и чтобы этими свидетельствами верные укрепились, а неверные вразумились.
- Из свидетельств о чудесных исцелениях мы видим, что в монастырь приезжают и инославные - римокатолики, протестанты, и иноверные мусульмане. Как они относятся к этой православной святыне?
- Монатырь Лепавина находится в месте, где большинство населения римокатолического исповедания. Для тех из них, кто приходит в наш монастырь это чаще всего первая встреча с Православной Церковью. Поэтому на всем монастырском братстве лежит большая ответственность достойно свидетельствовать истину Православия и нашей Церкви. Если мы по нашей немощи и недостойны этого призвания, то сама Пресвятая Богородица осветила Свой Свято-Введенский храм, и этот свет видят и многие не являющиеся православными христианами. Поэтому и они приходят с почтением к чудотворной иконе, ища у нее помощи. По своей вере и получают, как это бывало с албанцами и турками в монастырях Острог, Зочиште , Дечани, св.Наума … Точно также, как ко мне, как духовному лицу приходят с доверием, не смущаясь тем, что я православный священномонах. Многие из них ищут совета, наставления, духовного разговора, и не стесняются открывать мне свои проблемы. Мое дело ко всякому, кто с благими намерениями приходит в наш монастырь относиться, как к тому, кого нам послал Господь.
- Вы и ваша достойная братия пережили в монастыре ужасы последней войны. Как вы пережили время с 1991 по 1995 года ?
- Мы ощутили ужасы этой войны, но не непосредственно на себе. По близости от монастыря не было военных действий и не было опасности разрушений. И на бушующем море всегда найдется какая-нибудь тихая бухта. Отец Василий, тогда послушник Воислав, и я все это время были в монастыре, и никто не пришел нам угрожать и сказать, что мы должны уйти отсюда. В этом отношении мы не испытали никакой угрозы. Мы возлагали надежду на Пресвятую Богородицу, надеялись на Ее защиту. Как сказала писательница Радмила Мишев, святыня хранила нас, а мы хранили святыню. Мы остались, как и наш народ, живущий в окрестностях монастыря.
- Значительно ли уменьшилось число православных сербов в окрестностях монастыря за последнее десятилетие XX века ?
- В этот последний период нет, но в некоторые предыдущие да. Многие и не знают, что в этом краю живет сербское население, чьи исторические следы можно найти еще в XVI в. На территориях заброшенных и опустевших перед нашествием турок сербы основывали свои поселения. Их духовные и культурные потребности удовлетворяла наша Церковь. Насколько этот народ был набожен, и экономически силен, лучше всего свидетельствуют многочисленные большие и красивые храмы, построенные в основном в XVIII, реже в XIX в., и сохранившиеся до сегодняшнего дня. Только в округе диаметром 14 км с центром в Лепавине таких церквей 15 : в Плавшинце, Вояковaчском Осиеке, Великом и Малом Поганце, Дугой Риеце, Копривнице, Крижевцах, Глоговце, Яворовце, Великой Мучне, Широком Селе… Когда-то сербы были здесь намного многочисленней чем сейчас. Возьмем к примеру три прихода, которые сейчас окормляет монастырь Лепавина: лепавинский, великопоганачский и вояковачский. По данным в лепавинском приходе в 1898 и 1936 гг. было 1300 душ, а в 1997г. – 448; в великопоганачском в 1898 г. было почти 2700 душ, в 1936г. их число снизилось до 2300, а в 1997г. до 700; в войковачском приходе в 1898 г. было 1555 человек, в 1932 г. около 1300, а в 1997 г. всего 346. Видно, как число жителей уменьшалось в этом веке.
- Из каких мест больше всего приезжают к лепавинской святыне?
- Приезжают из Беловара, Загреба, Любляны, Белого Манастира, из окрестных мест, а в последнее все все больше паломников из Среднеевропейской епархии. Преосвященный владыка Константин в 1998 г. посетил монастырь Лепавину, а я по его благословению в этом и прошлом году был в Среднеевропейской епархии, чтобы во время Великого поста поисповедовать подчиненное ему духовенство. Так установились наши духовные связи, благодаря которым многие верующие из Германии, Швейцарии и Австрии приехали поклониться Лепавинской иконе Божией Матери. Велико число и тех, кто узнал о монастыре Лепавина из статьи в «Европейских новостях» и фельетона опубликованного в газете для диаспоры «Вести», после чего с нами здоровались и просили помолиться за них перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы.
- Какие трудности встречаются чаще всего у тех, кто просит помощи у Матери Божией?
- Все несчастье боотчужденной, нецерковной жизни очевидна перед чудотворной иконой, потому что тут потерянное здоровье чаще всего ищут люди с духовными и психическими проблемами. Они дают о себе знать или приходят в основном потому, что слышали, что «и в Церкви есть некая помощь». Когда я их спрашиваю, ходят ли они в храм Божий, они говорят: только на Пасху и Рождество. Хотя в большинстве они и крещенные, но не постятся, не молятся, не находятся в какой-нибудь духовной связи с Церковью. Они говорят мне: «Ох, отче, мы все обошли и нет помощи». А я их спрашиваю: кого вы обошли? «Да, врачей, ясновидцев, исцелителей, были и у муллы». Тогда я их спрашиваю: были ли они у священника в своей церкви? «Э, нет!» А в конце, когда я им говорю, что они должны ходить на службу Божию, они оправдываются тем, что у них нет времени. Тогда и нет ничего удивительного, что начались такие беды. Созрели горькие плоды жизни противной Божиим заповедям. Психические проблемы современного человека, как правило, являются последствием неверия. Посмотрим хотя бы на многие наши семьи, которые живут в диаспоре. Родители уехали с родины ради лучшей жизни, в погоне за заработком работали день и ночь, и по воскресеньям и в праздники, добились материального благосостояния, но их дети, выросшие на чужбине, в глубине души несчастны, отчужденные, растерянные. Потому что родители им в детстве не привили того, что важнее всего: любви ко Христу. И теперь дети легко принимают ложные учения, потому что не знают Истину, попадают в плен пагубных сект, потому что не защищены благодатью Божией, сворачивают на неверный путь, так как не видят пути спасения.
Кроме того, имеет место и магия. Хотим мы об этом говорить или нет, она есть, и ее присутствие ощущается все сильней. Священное Писание и жития святых, например св. Киприана, говорят нам об этом, а также указывают нам на единственную спасительную защиту - это покаянное возвращение под крыло Церкви. В книге, которую издал наш монастырь, есть несколько свидетельств о страданиях от магии.
- Большинство приходящих приходят и просят «однократной» помощи или больше таких, кто много раз или часто прибегают к святыне?
- К сожалению, все же больше тех, которые приходят один раз и больше не возвращаются. Иногда даже будучи не крещенными, они ищут помощи и в других местах, идут искать помощи у какого-нибудь «биоэнегретика» - « на всякий случай». Не имеют в себе веры, и думают, что им необходимо еще что-то, чего нет в Церкви. По неизглаголанной милости Божией часто и они получают исцеление, но редко после этого перерождаются для жизни во Христе и возвращаются к старому образу жизни, так что к ним рано или поздно возвращаются и старые болезни. Когда Господь исцелил расслабленного при купальне Вифезда, то сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».(Ин. 5.14). Есть и такие, которые постоянно приходят в храм, но не потому, что хотят жить литургической жизнью, а для того чтобы защититься от магии. Тот в ком действительно рождается вера, тот пробуждается для истин Евангелия, тот и приходит на богослужения и принимает Святые Тайны, и читает Священное Писание, и слушает своего пастыря, и творит дела милосердия. И все, что с ним случается, болезнь или выздоровление, беды и радости, принимает со смирением пред Богом, уподобляясь праведному Иову.
-В Евангелии мы читаем, что из десяти исцеленных прокаженных только один вернулся поблагодарить Христа за исцеление. Как обстоит дело с исцелениями у чудотворной Лепавинской иконы?
- И сегодня, как и тогда, Господь вопрошает: «Где же девять?» Только и всякий из нас должен спросить сам себя, нерестанно ли он благодарит Господа за милости, которые Он нам посылает ежедневно, благодарит ли Он Бога от всей души и всего сердца за Егo бесчисленные дары.
- Вы родом из восточной Сербии, живете сейчас в краю, где сербы в меньшинстве, посещали и диаспору. Чтобы вы, на основании опыта накопленного в Хиландаре и Лепавине, могли пожелать сербам в Сербии, в Хорватии и диаспоре?
- Если выше всего и прежде всего мы будем ставить Христа Бога нашего, то обретем духовное единство, которое никто не сможет разрушить. Мы, как народ, имеем свой путь. Первыми по нему прошли наши духовные родоначальники - св.Савва и св.Симеон Мироточивый. Нужно только, чтобы мы соборно пошли за ними. Без оглядки на то, где мы жили – на родине или в диаспоре, если пойдем по их стопам, то придем на то же место - пред лице Бога Живаго. Соберемся же в Церкви, которая оставалась и тогда, когда все другое, что мы имели проподало. Со святым князем Лазарем мы на Косовом поле добровольно приняли от Господа свой крест и носим его до сего дня. Быть может, нам кажется, что он для нас немощных слишком тяжел, но Господь не дал бы его нам, если бы мы не могли его нести. В Косово опять великое страдание, опять все разрушено, только Церковь стоит. Израненная и окровавленная, но стоит. Значит, есть надежда. Вот, св. Савва вымолил, и Господь дал нашему народу и отечеству христолюбивого президента в лице господина Воислава Коштуницы. И мы в диаспоре должны возносить молитвы за него, чтобы Господь дал ему мудрости, чтобы вести наш народ и силы выдержать все испытания.
- Что лучше всего сказать, приглашая наших верующих посетить монастырь Лепавину? Что их там ждет?
- Ждет их икона Пресвятой Богородицы Лепавинская, от которой многие получили исцеление от болезней и утешение в горе. Монастырские врата открыты для каждого, кто приходит. Но, нужно сказать, что монастыри – это места посвященные Богу, что в них живут по особым внутренним правилам. И как написано в указе нашего митрополита, посетители должны подчиняться этому порядку и ничего не делать без благословения настоятеля. Верующие из диаспоры стали чаще приезжать в наш монастырь только в этом году. Раньше редко кто из паломников оставался в монастыре. Восстановленный монастырь Лепавина ограничен в помещениях: для гостей в распоряжении имеется только две комнаты, в каждой из которых по четыре кровати. Поэтому, конечно, необходимо заранее связаться с монастырем и сообщить о своем приезде. Некоторые нам звонят и те, кто хотят приехать и не могут оставляют имена для молитвенного поминовения перед чудотворной иконой. Для молитвы территориальная удаленность ничего не значит: где бы мы не находились Пресвятая Богородица всегда с нами.
Журнал монастыря Лепавина "Пут, истина и живот" 3/2001