Православие.Ru, 2 апреля 2002 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40073.htm |
Монастырь Лепавина |
Монастырь Лепавина находиться в одноименном селе в Хорватии, неподалеку от Копривницы в общине Соколовац. Свое название он получил от расположенного рядом леса Липа, и местечка Вина. По сообщению одного летописца, монастырь был построен около 1550 года, вскоре после основания первых сербских поселений в Верхней Славонии на севере Хорватии. В хронике сообщается, что его основателем стал монах Ефрем Вукобрадович из монастыря Хиландар, который сам был родом из Герцеговины. Он пришел в этот край, спасаясь от турецкого нашествия. Вскоре к нему присоединились еще два монаха. Увидев плодородие окрестных земель, монахи позвали народ из Боснии, и опустевшие окрестности вскоре наполнились сербскими поселениями. С их помощью монахи начали раскорчевывать землю и строить монастырь. Вскоре ими уже была построена небольшая церковь.
Турки из Ступчаницы, Пакраца и Биелы не оставили без внимания появление новой сербской обители. В августе 1557 года под предводительством Зареп-паши Алии они напали на монастырь и сожгли его. Четверо монахов были убиты, а двое уведены в плен. На какое-то время жизнь в монастыре угасла, но не угасло желание православных сербов иметь здесь святую обитель. В 1598 году постриженник Хиландара иеромонах Григорий с двумя монахами из Милешева начал восстановление монастыря, но из-за недостатка средств работы продвигались медленно. Более благоприятные условия для строительства монастыря настали после того, как в 1630 году сербы получили свои привилегии (statuta valachorum) от австрийского правительства и стали играть существенную роль в защите границ Австро-венгрии. В 1636 году под руководством архимандрита Виссариона начались широкомасштабные работы по восстановлению монастыря, которые, не смотря на многочисленные трудности, было закончены к 1642 году. В этом году барон Иоанн Галер подтвердил право монастыря на владения всеми землями, подаренными ему жителями Браньски и Сесвечана. Особые дарственные письма монастырю принадлежат барону Зигмунду Айбеславу, воеводам Гвоздену и Георгию Доброевичам, Блаже Пеяшиновичу и воеводе Радовану, барону Гонорию Траутмансдорфу и графу Людовиту Шварценбергу. Так произошло окончательное устройство монастыря, игравшего огромную роль в духовной и культурной жизни сербской Краины.
История монастыря стала нераздельной частью истории сербского народа в Вараджинском воеводстве, охватывавшем Верхнюю Славонию. Монастырь принимал участие в нелегкой борьбе против попыток введения унии и окатоличивания краинских сербов. Защищая свою веру и народные привилегии, Лепавинские монахи боролись и страдали вместе со своим народом. В 1672 году братия монастыря вместе с монахами из Гомирии, всего 14 человек, были отправлены в оковах на галеры и на каторжные работы на Мальту, а 26/13 ноября 1735 года на пороге монастырского храма был застрелен игумен Кодрат.
В конце1692- начале 1693 гг. в Лепавине непродолжительно время пребывал сербский патриарх Арсений III Чарноевич. Сюда к нему приезжали представители народа и духовенства, и это еще более повысило значимость Лепавины, в которую и позднее многие приезжали за духовным советом. Когда в 1734 году сербы Вараджинского воеводства получили своего православного архиерея, было решено, что его резиденция будет находиться в Лепавине. Позднее она была перенесена в Северин, а новообразованная сербская епархия получила название Лепавинско-Северинской. Первым ее епископом стал преосвященный Симеон (Филиппович), умерший в последствие в тюрьме в Копривнице и похороненный в Лепавине.
Существующий ныне монастырский храм был построен в первой половине XVIII века, под руководством архимандрита Никифора. 25 марта 1753 года новая церковь была освящена епископом Костайницко-Зринопольский Арсением Феофановичем. С наружи храм выполнен в стиле барокко, но во внутреннем его убранстве сохранились элементы древнего сербско-византийского стиля. В 1775 году один из лучших мастеров раннего сербского барокко Иоанн Четиревич - Грабован выполнил храмовый иконостас. Ктитором на этот раз выступил фельдмаршал Михаил Микашинович, чей родовой герб изображен под иконой св. Иоанна Крестителя. К сожалению, один из лучших иконостасов Грабована был уничтожен во время Второй мировой войны и от него сохранилось только три иконы. В храме есть и более ранние иконы прп.Симеона Мироточивого, свт.Саввы Сербского и икона Введения Пресвятой Богородицы, написанная в Лепавине в 1647 году. Помимо икон огромную ценность представляют сохранившиеся в монастыре древние рукописи и печатные книги. Среди самых старых – два четвероевангелия XIII и XIV вв., серско-рашской и македонской редакций.
Книги писались и переписывались и в самом монастыре. Здесь же располагалась школа для молодых насельников монастыря и будущего духовенства. В ней учились также юноши, которые, освоив грамоту, отправлялись на военную службу или продолжали учебу в Пеште и других местах. Помимо всего прочего Лепавинские монахи исполняли обязанности приходского духовенства в окрестных городах Копривнице, Вараждине, Кружевцах, Каниже, Леграде и Загребе.
Во время Второй мировой войны Сербскую Церковь и весь сербский народ постигли тяжелейшие испытания. Не избежал их и монастырь, оказавшийся на территории новообразованного Независимого Хорватского Госудаства. Стоявший у власти усташский режим фактически взял курс на уничтожение Сербской Церкви и народа на этих территориях. Уже в 1941 году братство Лепавины было арестовано и отправлено в концентрационный лагерь. Иеромонах Иоаким (Бабич) был убит, а остальные монахи изгнаны в центральную Сербию. По приказанию немцев 27 октября 1943 года монастырь подвергся бомбардировке. Храм и монастырский корпус получили сильные повреждения. В пожаре погибли иконостас и все церковное убранство, а так же большая часть богатой монастырской библиотеки. После войны новые коммунистические власти в ходе аграрной реформы отобрали практически все монастырские земли, что тяжело отразилось на монастырском хозяйстве и вызвало серьезные трудности с восстановлением.
Новая эпоха в жизни Лепавины начинается с назначением в августе 1977 года на Загребскую кафедру митрополита Иоанна (Павловича). Владыка Иоанн не жалел времени и сил для устроения монастырского жительства, а с приходом в 1984 году в Лепавину архимандрита Гавриила (Вучковича) возобновилась и духовная связь этой святой обители с Хиландаром и Святой горой. В 1978 году начались работы по восстановлению монастырского храма. Затем приступили к реставрации восточной части монастырского корпуса и архиерейских палат. Была восстановлена и кладбищенская церковь. Материальная помощь в это время поступала и от инославных христианских объединений Европы. В 1986 году начались работы по восстановлению западной части корпуса, разрушенной 1943 году. Однако, в 1991 году, с началом военных действий на территории бывшей Югославии работы пришлось прекратить, и их завершение было отложено до лучших времен.
По милости Божией, во время последней войны монастырь избежал трагической судьбы многих православных святынь и монастырский порядок не нарушался. Напротив, уровень духовной жизни монастыря возрастал, а количество братии увеличивалось. Нынешний настоятель обители архимандрит Гавриил так вспоминает об этом сложном периоде: «Мы ощутили ужасы этой войны, но не непосредственно на себе. По близости от монастыря не было военных действий, и опасности разрушений не было. И на бушующем море всегда найдется какая-нибудь тихая бухта. Отец Василий, тогда послушник Воислав, и я все это время были в монастыре, и никто не пришел нам угрожать и сказать, что мы должны уйти отсюда. В этом отношении мы не испытали никакой угрозы. Мы возлагали надежду на Пресвятую Богородицу, надеялись на Ее защиту. Как сказала писательница Радмила Мишев, святыня хранила нас, а мы хранили святыню. Мы остались, как и наш народ, живущий в окрестностях монастыря».
Сейчас монастырем издается журнал «Путь, истина и жизнь», выходящий шесть раз в год. Регулярно в монастырь приезжает большое количество паломников желающих приложиться в величайшей христианской святыне – чудотворной Лепавинской иконе Матери Божией. По молитвам Пресвятой Богородицы после посещения ее иконы, многие обретают душевный покой и получают исцеления от недугов души и тела.