Православие.Ru, 26 апреля 2002 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40101.htm |
Параллельно с геноцидом православного сербского населения, со всевозможными формами насилия над невинными людьми и всеми видами преступлений – изгнанием из домов, грабежами, изнасилованиями, похищениями людей, убийствами и резней – в Косово и Метохии проводилось и проводится целенаправленное уничтожение духовных корней сербского народа: разорение, поджоги, разрушение православных храмов и монастырей. Ниже приводятся только доказанные факты. Данные об оскверненных и уничтоженных памятниках предоставлены Рашко-Призренской епархией, а историко-архитектурные комментарии подготовлены архитектором проф. Любишей Фоличем.
Вступительное слово Его Святейшества Патриарха Сербского Павла
Это издание - лишь эхо нашего вопля, и одновременно наш призыв к христианскому цивилизованному миру. Не дает покоя осознание того факта, что в год величайшего христианского юбилея - двухтысячелетия Христианства - в Европе по-прежнему рушат христианские церкви, рушат не во время войны, а во время мира - мира, гарантированного международным сообществом. Мы надеемся, что фотографии разрушенных и оскверненных православных храмов пробудят совесть у тех людей, которым по силам предотвратить преступление. Мы надеемся, что все те, кто восстал против горя: одних, не останутся лишь пассивными наблюдателями происходящей у них на глазах беды других.
Также мы призываем всех тех косовских албанцев, которые трезво видят свое будущее в совместной жизни с сербами, воспротивиться и воспрепятствовать бесчинствам безумцев.
Ни гуманности, ни правде не победить, пока царят месть и беззаконие в Косово и Метохии. Ни у кого нет морального права мирно праздновать победу, когда одно зло подменяется другим и когда свобода одних зиждется на рабстве других.
Предисловие
Народы Косова и Метохии переживают тяжелейшие дни в своей стории на этой земле. Албанский народ пережил дни страданий, преследований и убийств - зло исходило от безнравственной и разрушительной политики правящего режима. Хорошо известно, что в то же самое время страдал и сербский народ Косова и Метохии - и от рук албанских террористов, а ещё больше, от военно-воздушной агрессии НАТО. Сейчас сербский народ вновь переживает дни страданий, преследований и убийств - однако теперь зло исходит от безнравственной и разрушительной политики албанских националистов, и при этом в присутствии контингента НАТО.
Отряды миротворческих сил КФОР вошли в Косово и Метохию 13 июня 1999 года с целью обеспечить мир и стабильность всем жителям края. За время, прошедшее с того дня, более трехсот шестидесяти тысяч (360 000) сербов бежали или были изгнаны из своих домов, несколько сотен людей убито или похищено албанскими экстремистами, последними сожжены тысячи сербских домов.
Несмотря на присутствие без малого сорока тысяч (40 000) представителей элитых частей армии НАТО, гражданской миссии ООН, многочисленных гуманитарных и неправительственных организаций, а также сотен журналистов, более ста сербских православных святынь, храмов и монастырей, разрушено до основания, разграблено, повреждено или поругано за прошедшие два года.
Эти разрушительные действия - не просто проявления личной мести или слепой злобы. С каждым днем становится все очевиднее, что осуществляется план, цель которого - навсегда стереть с лица земли следы пребывания сербской и христианской культуры в Косово и Метохии. А следов этих свыше тысячи четырехсот (1400), более тысячи двухсот лет билось сердце сербского народа на этой земле. Уничтожение храмов и монастырей зачастую проводят прошедшие военное обучение минеры, а их злодеяния, покрывает молчаливый заговор соучастников и свидетелей.
Так, массы албанского населения в Джаковице наблюдают за уничтожением одной из красивейших церквей в Косово и Метохии и затем празднуют это событие всю ночь с 24 на 25 июля. Лидеры так называемой ОАК –«Освободительной армии Косово» (UCK), которая единолично правит в этом городе (как и на большей территории края), отвергают свое участие в этом событии, однако же и ничего не предпринимают для того, чтобы воспрепятствовать разрушению христианских храмов в центре Европы в самом конце XX века.
КФОР-у до сих пор не удавалось остановить или предотвратить разрушения, несмотря на то, что некоторые из взорванных церквей находились на расстоянии менее пятидесяти метров от их наблюдательных пунктов. Расследования еще не показали, кто стоит за этими злодеяниями. Трудно предположить, что НАТО не может этого выяснить, зато легко поверить в то, что не хочет.
Мир, который миром не является, гонения и убийства, этнические чистки в Косово и Метохии против неалбанского населения, поджоги домов и разрушение сербских культурных и религиозных памятников, могут явиться реальным знаком того, что международное сообщество с каждым днем все ближе сталкивается с фактом неуспеха своей миссии в Старой Сербии.
Почему два года тому назад весь мир решительно потребовал остановить массовый экзодус албанцев, а сейчас беспомощно и безмолвно взирает на необузданное насилие над сербским народом и над его культурой? Разве мир может позволить, чтобы беспощадно уничтожался, как физически, так и духовно отдельный европейский народ со своей древней культурой? Разве могут образованные албанцы позволить разрушить то, что является и их гордостью, то, что их предки зачастую почитали святым, берегли вместе со своими сербскими соседями во времена самых тяжелых испытаний и сберегли до наших дней?
Разве можно ставить под угрозу драгоценнейшие памятники сербского средневекового христианского искусства и архитектуры? Разве смеет цивилизованная Европа, да и весь мир, позволить, чтобы борьба за политическое право на обладание территорией Косово и Метохии закончилась истреблением одного народа - неважно какого - и уничтожением его святынь, невзирая на их конфессиональную принадлежность.
Разгул яростного насилия и ненависти, господство хаоса и безумия должны быть остановлены.
Безумная месть по отношению к невинному народу и разрушения памятников не могут стать основой ни для будущего двух народов, ни для прочного мира на этих территориях.
Иеромонах Савва (Янич)
Оскверненные и разрушенные святыни Косова и Метохии.
Июнь 1999 – май 2001г.
Монастырь Св.Троицы до разрушения |
Монахиня перед взорванным храмом |
Храм до разрушения |
Храм после взрыва |
Монастырь до разрушения |
Монастырь после разрушения |
Монастырский храм до разрушения |
Храм и братский корпус после нападения экстремистов |
Монастырь Девич |
Гроб прп Иоанникия разбитый экстремистами |
Оскверненная икона |
Фрески в монастыре XV века. Кроме изображения св. Иоанникия Девичского в одежде великосхимника с надписью на фреске «первый ктитор места сего», сохранился лик св. Акакия, сюжеты «Свадьба в Кане Галилейской» и «Исцеление расслабленного». Помимо этого слоя, существует второй слой фресок (XVI в.) и третий (XIX в.). У монастыря были: свои земельные имения в селах Лауша, Лудович, Лепина (в Косово), Бича (в Метохии), виноградник в районе Велика-Хоча, дома и магазины в г. Вучитрн, мельницы, гостиницы, пекарню, молокозавод, - всего 60 га земли и 250 га лесов.
До окончания реконструкции в 1996г. |
Монастырь после взрыва |
Монастырь и храм св.Архангелов XIV века в селе Верхнее Неродимле восстановлен в 1700 г. Древнейший слой фресок относится к XIV –XV векам.
Церковь свт.Николая Летнего в нижнем неродимле была вновь отстроена на древнем фундаменте в 1983г.: однонефное здание с алтарной абсидой и небольшим куполом. Перед церковью, с западной стороны, рос заповедный столетний дуб, у которого верующие собирались до реконсттрукции, пока церковь была в развалинах.
Храм до разрушения |
После взрыва в августе 1999г. |
Церковь свт.Николая в селе Словине у подножия горы Жеговац, в 8 км восточнее от города Липлян, построена в XVI в., в XIX веке была разрушена. Реставрация проведена в 1996г.
Храм свв.апп.Петра и Павла |
Храм после взрыва |
Новая церковь св.Троицы в деревне Петрич, на дороге Печь-Приштина, как благочестивый дар семьи Карич была возведена в 1992г.
Церковь Введения Пресвятой богородицы в селе Бело Поле, неподалеку от г.Печь, XVI в. Святыня была восстановлена в 1866г. по желанию русской царицы Марии Александровны. В церкви хранились собрания икон, книг и сосудов. Здесь находилась итало-критская икона Богородицы со Христом XV-XVIвв.
Соборный храм св.Уроша в г.Урошевац возведен в 1929-1933гг. Проект выполнен архитектором Иосифом Михаиловичем из Скопье. В собрании икон есть образцы сербской средневековой живописи. Здесь же находилась и икона св.Троицы, написанная в 1896г. зографом Иосифом Радоевичем из г.Лазарполе. В церкви хранился дискос 1909 г., лампада и колокол 1912г., дары благочестивых христианок г.Крагуевца. Иконостас был подарен королем Александром.
Церковь св.Илии в Вучитрне построена в 1834г. в восточной части города, на месте, где при раскопках нашли церковные сосуды. Настенная роспись выполнена в 1871г. Блажей Дамняновичем, зографом из местечка Дебар. Резной деребянный иконостас выполнен в XIX веке.
Храм св.Иоанна Предтечи, расположенный в селе Самодрежа, неподалеку от города Вучитрн, воспета в эпосе как «белая церковь Самодрежа», в которой патриарх Спиридрн накануне Косовской битвы в 1389г. причастил сербских витязей и князя Лазаря. В 1932г. на фундаменте древней церкви была возведена новая Самодрежа из белого мрамора по пректу профессоров Белградского университета А.Дероко и П.Поповича. В том же году фрески в новой церкви написал известный художник и поэт Живорад Настасиевич. В 1981г. албанцы осквернили храм и повредили фрески.
Храм св.Параскевы Пятницы в Дрснике у Печи одно время был посвящен свт.Николаю Чудотворцу. Однонефное здание с полукруглой абсидой, прямоугольное в основании, завершается полуцилиндрическим сводом. Кровля покрыта каменными плитками. Стены сложены из неровных рядов камня с использованием штукатурки. Древняя роспись повреждена. Храм был перестроен в 70-х гг. XVI в. Из этого периода сохранились прекрасные фрески с богатой цветовой гаммой. Благодаря хорошей технике выполнения фрески хорошо сохранились. На восточной и западной части крыши установлены два орнаментированных мраморных креста.
Храм Пресвятой Богородицы в деревне Накло в районе Хвосно, Печском поле, в 7 км восточнее от г. Печ, построен в 1985г. на фундаменте старой церкви.
Храм св.Троицы после взрыва |
Храм во имя свв. Апостолов рядом со страрым кладбищем в деревне Петровце, неподалеку от г. Косовска Каменица, в 9 км к востоку от г.Гнилане, выстроен на фундаменте более ранней церкви.
Новая церковь Пресвятой Богородицы в деревне Подгорце, неподалеку от г. Витина, была освящена в 1996 году.
Строительство храма Зачатия св.Иоанна Предтечи в местечке Печка Баня, дар семьи Раевич, закончено в 1998г. Авторы проекта – Любиша Фолич и Радомир Фолич. Храм расписал Драгомир Яшович, иконы написаны Драгославом Павлом Аксентиевичем, мозаику выложил Здравко Ваягич, полиелей и кресты выполнил Бане Ракалич, колокола отлиты на литейном зпводе «Попович» в 1832 г.
Храм Всех сербских святых в местечке Джураковац построен в 1997г.
Постройка соборного храма святой Троицы в г.Джаковица
началось в 1994г., а была закончена в 1998г. Храм возведен
на фундаменте прежней пятикупольной мемориальной церкви.
Старая церковь была задумана как мавзолей для погредения
останков убитых, погибших от голода и холода воинов в
войнах 1912-1918 годов; ее строительство было закончено в
1940 году, но уже в 1949 году в день свт.Саввы Сербского
безбожники ее разрушили. Пятьдесят лет спустя, на том же
самом месте, новый храм переживет похожую судьбу. Храм в
г.Джаковица был одной из самых красивых церковных
построек.
Авторы проекта – Любиша Фолич и Радомир Фолич. Самым
значительныим благотворителем стал Момчило Станоевич.
Церковь свт.Николая –«Николяча» - расположена на луговом холме в старинной сербской деревне Осояне у реки Куявче, в 8 км юго-восточнее от г.Истока. Место Осояне упоминается королем Милутином в грамоте монастырю Баньска в 1314г. В кастихе монастырю Девич 1761-1779 гг. записаны имена сербов благотворителей из этой деревни.
Церковь св.Илии с колокольней в селе Бистражин, на холме у Шваньского моста, в 8 км восточнее от г.Джаковица, построена частично из тесанного камня. Храм строился в период между двумя войнами, в 1930г., на фундаменте старой церкви. Албанские нацисты в апреле 1941г. подожгли и разрушили храм. Церковь была восстановлена в 1991 году усердием Момчила Станоевича.
Храм св.Димитрия в сербской деревне Сига, у подножия горы Русолия на Метохийской возвышенности в 7 км севернее от г.Печ, был восстановлен в 1937г. на фундаменте старой церкви XIVв., которая считалась древнее монастыря Дечани. В старой церкви был найден экземпляр напольного подсвечника из кованого железа. При возведении нового храма был пристроен притвор. Албанцы разрушили храм в 1941г.
Церковь св.Илии в деревне Жегра, в 10 км южнее от города Гнилане, у подножия северной части горного массива Скопская Черногория. Храм был построен в 1930 году на древнем фундаменте.
Храм свв.Косьмы и Дамиана в деревне Новаке, неподалеку от Призрена, был восстановлен в 1991 году.
Храм Введения Пресвятой Богородицы в Велико Крушево ноходится неподалеку от г.Печ, в сербской деревне Хвосно, в 7 км на северо-восток от г.Клина. Жители села в 1980-1981гг. выстроили новый храм на фундаменте древней церкви XIV века. Первоначальных храм воздвигла сестра Стефана Дечанского, ее внучкой была монахиня Евфимия. В полу храма сохранилась мраморная надгробная плита с надписью «Рабе Марене» второй половины XIV века.
Монастырь Зочиште XIV в. нкаходится в 5км на юго-восток от г.Ораховац. Монастырь существует со времени независимого государства Неманичей. В храме находились ценные фрески: изображения пророков, относящиеся к памятникам монументальной живописи XII-XIV веков. В монастыре хранилось большое собрание икон, книг ( в т.ч. Минея из Зочиште XV века) и церковных сосудов.
Новый приходской храм Святой Троицы в селе Грмова, 4 км западнее от города Витина.
Храм свт.Николая в деревне Киева, район Прекорупле, 15 км юго-восточнее от Клины. Храм (XIV в.) представляет собой однонефное здание со сводом-полусферой и полукруглой абсидой. Пристроенный притвор расписан в 1602 г. В храме хранились три кадила XVII века, девять икон второй половины XVI века, богатое собрание рукописных книг. Среди икон была и икона св. апостола Фомы с очень редким типом его изображения в полный рост со сценами из его жития. Колокольня была пристроена к церкви в XIX веке.
Храм святого евангелиста Марка построен в г.Клина (Метохия) на фундаменте старой церкви «Святтая Пречистая» - Введения Пресвятой Богородицы XVI века. От старой церкви сохранилась плита святого престола. Место упоминается в грамотах Стефана Неманича Первовенчанного 1200-1202 гг. монастырю Хиландар.
Храм свт.Николая в деревне Любижда неподалеку от Призрена построен в XVI веке, восстановлен в 1867 г. Однонефная церковь с полусферой свода и пространным нартексом. Расписал ее зограф из Галиции Василий Крстич, происходящий из известной семьи Даскалович-Джиновски из города Дебар. Сюда были перенесены иконы из разрушенных окрестных церквей. Среди этих икон находятся иконы Благовещения, Встречи Иоакима и Анны (XVI в.), а также Царские врата (XVI в.). В церкви хранятся клепала использовавшиеся вместо колоколов, хоругвь с иконой Пресвятой Богородицы с кружевным льняным полотнищем длиной 7-8 метров, деревянный потир, книги, напрестольные иконы, икона-триптихон, восьмисторонний клирос с инкрустациями из перламутра и резьбы по кости, крестильня из меди, крест с филигранью и надписью XIXв.
Церковь святого пророка Илии в селе Любиджа в призренском подгорье, 4 км северо-восточнее от г. Призрен, восстановлена в 1979 г. на фундаменте XVI века.
Храм св.Параскевы Пятницы в деревне Добрчаны находится в 10 км восточнее от г. Гнилане, на пути к косовской Каменице. Построен после Первой мировой войны на фундаменте старой церкви.
Соборный храм св. Спаса (новый) в г. Приштина - однокупольное здание с основанием в форме вписанного креста. Такой тип храмовой постройки, как центра, появляется в самом начале Средневековья, в частности, в Византии. Автор проекта Спасое Крунич. На фундаменте древнего храма св. Спаса времени св. царя Лазаря в Приштине стоит Пиринез-мечеть. В Приштине было 12 церквей и монастырей. В XIV в. у короля Милутина, Стефана Дечанского, деспота Стефана Лазаревича и Вука Бранковича были дворцы в Приштине.
Церковь св. Илии в селе Смач в призренском поле, 10 км севернее от г. Призрен, построена в 1994 году на средства Живко Джорджевича. Автор проекта Милослав Лукич.
Церковь свт.Василия Великого в селе Горня Србица, возле Призрена, была построена в 1863 году, на южном холме, между восьмью вековыми дубами, на развалинах старой церкви. Церковь однонефная. Здесь находилось собрание икон и икниг XVII- XIX веков.
Однокупольный храм св.Параскевы Пятницы в деревне Заскок в южной части Косовской котловины, 3 км югозападнее от г.Урошевац, построен из белого кирпича и камня. В деревне в 1936 г. и в 1970-1973 гг. обнаружены остатки средневековой церкви и некрополи X-XIV вв., каменная икона XIV в. и многое другое.
Храм свт.Николая в деревне Гатне, в южной части Косова поля, в 6 км южнее от Урошеца, к востоку от Горня Махалы, построен на старом фундаменте в 1984 году.
Церковь Пресвятой Богородицы находилась в долине под селом Горне Неродимле на невысоком холме Главица. Построена в 1925 году на остатках старой церкви с тем же названием. В 1982 году албанцы ворвались в храм и осквернили реликвии.
Храм святого пророка Илии в деревне Некодим, в 2 км юговосточнее от г.Урошевац, построена на старом фундаменте, а при реконструкции 1975 года расширена.
Церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Талиновац, в 2 км на север от г.Урошевац, являлась новой постройкой. На фундаменте старой церкви в 1840г. была построена мечеть.
Храм св.Троицы в деревне Бабляк находится в 8 км севернее от г.Урошевац. Местные жители старую церковь реконструировали, а в 1996г. построили красивую колокольню.
Церковь св. пророка Илии в г.Качаник, построенная в 1929 году, удачно соединяет пропорции структуры и решение фасадов монастырей Каленич и Грачаница. Равносторонний крест в основании скомбинирован с трехконхальными трехсторонними абсидами и куполом на четверике барабана. Узор кладки, в которой чередуются в три ряда плинфа и тесаный камень, дополняют архивольты с венцами, в которых чередуется плинфа, и резные розетки в окнах. Каменный резной крест на куполе и крест над порталом выполнены в стиле моравской школы. Впечатляют богатой резьбой и розетка и архивольты над входом. Патриарх Варнава во время, когда был митрополитом в Скоплье, подарил храму колокол. Автор проекта сербский архитектор первой половины XX века Милан Корунович.