Православие.Ru, 20 февраля 2003 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40299.htm |
Блаженнейший Макарий, митрополит Варшавский и всея Польши |
Блаженнейший митрополит Макарий (в миру Михаил Федорович Оксиюк) родился 17 (29) сентября 1884 года в деревне Луковиско на Холмщине (ныне территория Польши) в семье крестьянина. С 1897 по 1901 год обучался в четырехгодичном Варшавском духовном училище. В 1901 году поступил в Холмскую духовную семинарию, которую окончил в 1907 году. В том же году стал студентом Киевской духовной академии, курс которой окончил в 1911 году со степенью кандидата богословия и как один из лучших воспитанников был оставлен в Академии профессорским стипендиатом для подготовки к профессорскому званию. Во время обучения в Киевской академии Михаил Федорович некоторое время проживал на квартире профессора КДА Петра Кудрявцева, с которым впоследствии сохранил дружеские отношения. Уже будучи митрополитом, он часто навещал его вдову Анну Алексеевну, проживавшую в Киеве. Сам профессор Кудрявцев был арестован в 1937 году и погиб в застенках НКВД.
В 1912 году М. Ф. Оксиюк был избран Советом Киевской духовной академии исполняющим обязанности доцента по кафедре древнехристианской литературы (патрологии и византологии). В 1914 году он защитил диссертацию на тему «Эсхатология св. Григория Нисского. Историко-догматическое исследование», был удостоен степени магистра богословия и утвержден в должности доцента. В том же 1914 году магистерское сочинение Михаила Федоровича вышло в свет отдельным изданием (Оксиюк М.Ф. Эсхатология св. Григория Нисского. Историко-догматическое исследование. — Киев, 1914). Эта книга является ярким памятником отечественной церковной науки. Эсхатологические воззрения святого Григория представлены здесь в широком историческом контексте. Михаил Федорович подробно излагает развитие эсхатологии в грекоязычной патристической письменности от мужей апостольских до Пятого Вселенского Собора. Здесь содержатся очерки об эсхатологических воззрениях Иринея Лионского, Ипполита Римского, Климента Александрийского, Оригена, Мефодия Патарского, Адамантия, Василия Великого, Григория Богослова, Епифания Кипрского, Иоанна Златоуста, Феодорита Кирского, Энея Газского.
Современники высоко оценили диссертацию М.Ф.Оксиюка. Так известный патролог С.Л.Епифанович в своей рецензии на эту книгу писал: «Сочинение М.Ф.Оксиюка представляет собою в нашей духовной литературе крупнейшее исследование в области христианской эсхатолтгии… Работа автора, лежащая в основе его труда, поистине огромна. Автор обозрел великое множество памятников древней письменности в подлинниках и русских переводах, один перечень которых занимает в его предисловии 6 страниц. Все источники использованы с критическим тактом и умением во всеоружии современных петрологических познаний».
В 1917 году Михаил Федорович был избран и утвержден экстраординарным профессором Киевской духовной академии. С 1918 по 1922 год одновременно с преподавательской деятельностью в КДА он также состоял доцентом и читал лекции по истории Византии в Киевском университете святого Владимира.
В 1922 году Киевская духовная академия была закрыта. После этого Михаил Федорович работал преподавателем в средних школах города Киева. С 1926 по 1933 год он состоял научным сотрудником отдела старопечатных изданий в библиотеке Академии наук Украины. В 1933 году был уволен, «как бывший профессор КДА, который может вредить советизации Всенародной библиотеки Украины». С 1934 по 1937 год Михаил Федорович был секретарем Льноуправления Киевского облземотдела, а с 1938 по 1941 год — секретарем Админотдела Наркомзема УССР.
В 1941-42 годах во время немецкой оккупации М.Ф.Оксиюк вновь занял место научного сотрудника библиотеки Академии наук.
Михаил Федорович состоял в браке с Натальей Михайловной Елдинской, дочерью протоиерея Михаила Елдинского, настоятеля Киевской Борисо-Глебской церкви на Подоле. В семье Оксиюков было двое детей: сын Глеб и дочь Татьяна. В мае 1942 года трагически погибла Наталья Михайловна. Михаил Васильевич, исполняя волю покойной супруги, которую она высказывала в последнее время своей жизни, принял священный сан. 5 июля 1942 года он был рукоположен в сан диакона, а 6 июля — в сан священника. До 1943 года он служил настоятелем Свято-Покровского храма на Подоле, а с 1943 по 1945 год — настоятелем Димитриевской церкви, также на Подоле.
В апреле 1945 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного Синода профессор-протоиерей Михаил Федорович Оксиюк был назначен на кафедру епископа Львовского и Тернопольского. 20 апреля он принял иноческий постриг с именем Макария, а 22 апреля 1945 года в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве состоялась хиротония иеромонаха Макария во епископа. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Алексий I. Первое архиерейское богослужение на своей кафедре во Львове Преосвященный Макарий совершил в Вербное Воскресенье 29 апреля 1945 года. Как архипастырь Львовско-Тернопольской кафедры Преосвященный Макарий являлся и священноархимандритом Свято-Успенской Почаевской Лавры.
Владыка Макарий принимал непосредственное участие в деле воссоединения с православием греко-католиков западных областей Украины. Он был почетным гостем Собора греко-католического духовенства, проходившего 6 марта 1946 года во Львове. 9 марта, при участии и под непосредственным руководством Преосвященного Макария, было совершено оформление воссоединения с Православной Церковью участвовавших в работе Собора делегатов от греко-католического духовенства.
Указом Святейшего Патриарха от 6 апреля 1946 года, ко дню Святой Пасхи, Преосвященный Макарий был удостоен сана архиепископа.
В июне 1948 года архиепископу Макарию было поручено управление и Мукачевско-Ужгородской епархией. 27-28 августа в день праздника Успения Пресвятой Богородицы на Чернечей горе в Мукачеве было провозглашено о прекращении церковной унии закарпатского духовенства с Римом. Во внимание к трудам по воссоединению греко-католиков Закарпатья с Русской Православной Церковью Святейший Патриарх наградил архиепископа Макария правом ношения креста на клобуке.
Архипастырская деятельность владыки Макария на Украине была многогранна. Он руководил изданием ежемесячного журнала «Православный вестник», в котором нередко публиковались его проповеди и статьи. Владыка также участвовал в миротворческой деятельности. В августе 1949 года Архиепископ Макарий входил в состав делегации от Русской Православной Церкви на Всесоюзной конференции сторонников мира.
В декабре 1949 года, отмечая заслуги архиепископа Макария перед Русской Православной Церковью и богословской наукой, Московская духовная академия избрала его своим почетным членом. Львовско-Тернопольскую кафедру владыка Макарий занимал до 1951 года, после чего Господь призвал его на служение Польской Православной Церкви.
После окончания Второй мировой войны остро встал вопрос о будущем статусе Православной Церкви в Польше. Автокефалия, дарованная ей Константинопольским патриархом в 1924 году, не была признана Русской Православной Церковью. Митрополит Дионисий (Валединский) после ухода немецких войск из Польши на некоторое время покинул Варшаву и проживал за границей. Во время его отсутствия Польская Церковь управлялась Варшавской духовной консисторией во главе с протопресвитером Иоанном Коваленко. После восстановления Польского государства митрополит Дионисий вернулся в страну, но здесь столкнулся с оппозицией со стороны духовенства, выступавшего за восстановление канонического общения с Московской Патриархией. Решено было обратиться в Москву и испросить у Матери-Церкви благословение на каноническую автокефалию.
Летом 1948 года в Москву прибыли делегаты Православной Церкви в Польше, которые представили Святейшему Патриарху Алексию I и Священному Синоду Русской Православной Церкви следующее обращение:
«1. Польская автономная Церковь признает неканонической и недействительной автокефалию Польской Церкви, провозглашенную Томосом Константинопольского Патриарха Григория VII от 13 ноября 1924 г. (№ 4588) и испрашивает благословение Матери-Русской Церкви на каноническую автокефалию.
2. Ввиду того, что Митрополит Польской Церкви Дионисий пребывает в отдалении от Матери — Русской Православной Церкви, причем он не раз в письмах Патриарху Московскому утверждал, что Польская Церковь получила от Церкви Константинопольской каноническую автокефалию, Польская Церковь не может продолжать с ним молитвенного и литургического общения и не будет впредь возносить его имя за богослужением как имя своего Предстоятеля.
3. Равным образом, Польская Церковь прекращает молитвенное общение со всеми священнослужителями и мирянами Польской Церкви, разделяющими упомянутое заблуждение Митрополита Дионисия, впредь до их раскаяния» (Журнал Московской Патриархии. 1950. № 8. С. 44).
22 июня 1948 года Святейший Патриарх Алексий I и Священный Синод Русской Церкви определили:
«1. Принимая во внимание отказ Польской Церкви от ее неканонической автокефалии, Святейший Патриарх и Священный Синод ныне же восстанавливают с ней каноническое молитвенное и литургическое общение и дают ей право на полное самостоятельное управление.
2. По утверждении Собором епископов Православной Русской Церкви автокефалии Польской Церкви, — Польская Церковь избирает Главу своей Церкви. К этому времени Польская Церковь получает устройство, требуемое канонами для автокефалии» (Журнал Московской Патриархии. 1950. № 8. С. 45).
Во главе Польской Православной Церкви временно стал архиепископ Белостокский и Бельский Тимофей.
После этого митрополит Дионисий направил Святейшему Патриарху Алексию покаянное письмо и в ноябре 1948 года был принят в каноническое общение Русской Православной Церковью в сущем сане. Однако Священный Синод признал невозможным оставить за ним титул «Блаженнейший», присвоенный ему Константинопольским Патриархом Василием III в 1927 году. Таким образом, получив законную автокефалию, Польская Церковь оставалась пока без Предстоятеля.
23 февраля 1950 года Константинопольский патриарх Афинагор направил Святейшему Патриарху Алексию I письмо с просьбой оставить митрополита Дионисия Предстоятелем Польской Православной Церкви. В ответном письме Святейший Патриарх Алексий I пояснил, что в соответствие с определением Священного Синода Русской Православной Церкви Польская Церковь является автокефальной, а значит полностью независимой в управлении, и поэтому ей самой надлежит решить вопрос о своем Предстоятеле.
Варшавская кафедра продолжала вдовствовать до 1951 года. В апреле этого года состоялся Архиерейский собор Польской Православной Церкви. Его делегаты пришли к выводу, что «не находят ни в своей среде, ни среди духовенства и верующих Польской Автокефальной Православной Церкви достойного кандидата на столь ответственный пост». В связи с этим было решено обратиться к Святейшеиу Патриарху Московскому и всея Руси «с просьбой о предоставлении канонического разрешения лицу, состоящему в духовном сане, достойному занятия митрополичьей кафедры и поста Первого Епископа и Главы Церкви на переход в юрисдикцию Польской Автокефальной Православной Церкви, — лицу, в меру возможности, хорошо знакомому с своеобразным укладом церковно-религиозной жизни в Польше (с традициями, обычаями), к которому православный народ нашего края привык в течение веков» (Журнал Московской Патриархии. 1951. № 7. С. 3-4).
Это ходатайство было принято во внимание свщенноначалием Русской Церкви. 15 июня 1951 года Святейший Патриарх Алексий I и Священный Синод постановили: «Отпустить в юрисдикцию Польской Автокефальной Православной Церкви Преосвященного Архиепископа Львовского и Тернопольского Макария» (Журнал Московской Патриархии. 1951. № 7. С. 4).
Определением Собора епископов Православной Церкви в Польше от 6 июля 1951 года архиепископ Макарий был принят в юрисдикцию Польской Церкви, а определением от 7 июля 1951 года избран ее Предстоятелем. На следующий день состоялась торжественная интронизация, на которой присутствовали и делегации братских Церквей.
Митрополит Макарий провел большую работу по благоустройству церковно-административной жизни Православной Церкви в Польше. По его инициативе и постановлением Собора епископов были организованы четыре епархии. Было открыто много новых приходских храмов, особенно в западных областях Польши. Митрополит Макарий посетил все епархии, причем служил и проповедовал во многих храмах каждой епархии. Каждое такое посещение являлось праздником для православных верующих того или иного города или села. Сам владыка говорил о своих многочисленных поездках: «Я пошел в народ».
Заботами Блаженнейшего Макария были благоустроены, внутренне и внешне, Яблочинский Свято-Онуфриевский мужской монастырь и Свято-Марфо-Мариинский женский монастырь на горе Грабарке, служившие оплотом Православия в Польше и много пострадавшие в годы войны. Был также отреставрирован Варшавский кафедральный собор святой Марии Магдалины.
Особой заботой митрополита была окружена Варшавская духовная семинария. Программа преподавания в ней была расширена, а срок обучения продлен. Блаженнейший Макарий часто посещал семинарию, беседовал с учащими и учащимися и всегда участвовал в праздниках духовной школы.
С декабря 1957 года начались занятия на Православном отделении Христианской богословской академии, стали посылаться также воспитанники в Московскую и Ленинградскую духовные академии.
С 1954 года трудами митрополита Макария стал издаваться ежемесячный журнал «Церковный вестник» на русском и польском языках, редактором которого он состоял и в котором поместил ряд своих статей.
Как Глава Польской Православной Церкви, митрополит Макарий возглавлял польские делегации, присутствовавшие на различных торжествах Русской Православной Церкви. Кроме Москвы, Ленинграда, Киева, почивший архипастырь часто с любовью посещал Свято-Успенскую патриаршую обитель в Одессе.
В августе 1960 года митрополит Илия (Карам) вручил митрополиту Макарию высокую награду Антиохийского Патриархата — орден святых апостолов Петра и Павла («Гранд Офисье»).
В 1959 году здоровье владыки Макария резко ухудшилось. В течение двух месяцев он находился на лечении в Москве (в больнице имени Боткина). После этого по благословению Святейшего Патриарха он отбыл на лечение и отдых в столь любимый им Одесский Свято-Успенский монастырь. В 1961 году во время Рождественских праздников вновь наступило резкое ухудшение здоровья владыки. Блаженнейший Макарий стал подготовлять себя к принятию христианской кончины.
2 марта 1961 года, в среду, в 5 часов 5 минут, Блаженнейший митрополит Макарий скончался. В субботу 4 марта 1961 года состоялись его отпевание в соборном храме и погребение на монастырском братском кладбище. В погребении Блаженнейшего митрополита участвовали: архиепископ Белостокский и Гданский Тимофей, архиепископ Ермоген (Голубев), епископ Ярославский и Ростовский Никодим, епископ Бельский Василий, епископ Белгород-Днестровский Сергий, епископ Онисифор (Пономарев), наместник монастыря игумен Леонтий (Гудимов), члены делегации Польской Православной Церкви, городское духовенство и братия монастыря.
Митрополит Макарий (Оксиюк) вошел в историю Церкви как выдающийся иерарх и не менее выдающийся ученый. По верному замечанию профессора МДА Алексея Ивановича Сидорова, «митрополит Макарий был не только преосвященным, но и просвещенным архиереем». К сожалению, его научный талант не смог раскрыться в полной мере. Тому помешали трагические события отечественной истории минувшего столетия. Однако, светильник не остался под спудом. Господь возвел владыку Макария на поприще высокого архиерейского служения.
Ныне в Киеве проживает дочь владыки Макария Татьяна Михайловна Григоренко, а также его внук и правнук.
Использованная литература:
1. Григоренко Т. М. Памяти моего отца, Оксиюка Михаила
Васильевича — Митрополита Макария Варшавского и всея
Польши. // Вiсник Пресс-служби УПЦ. — Випуск 10
(липень 2002). — С. 62-63.
2. Епифанович С.Л. Отзыв на книгу М.Ф.Оксиюка
«Эсхатология св. Григория Нисского.
Историко-догматическое исследование». // Епифанович
С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское
богословие. — М., 1996. — С. 189-214.
3. Мирошниченко М. Предстоятель Православной Церкви в
Польше митрополит Макарий (Некролог). // Журнал Московской
Патриархии. — № 4, 1961. — С.51-58.
4. Оксиюк М.Ф. Эсхатология св. Григория Нисского.
Историко-догматическое исследование. — Киев,
1914.
5. Сидоров А.И. Митрополит Макарий (Оксиюк) и его
церковно-научная деятельность. // Митрополит Макарий
(Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. — М.:
Паломник, 1999. — С. iii – xxxiv.
6. Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей:
Учебное пособие. В 2 т. — Т. 2.— М.: Русские
огни, 1994.