Православное возрождение в Аджарии

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 24 ноября 2003 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40506.htm
Александра Никифорова

“В прошлом году на Пасху мы были в Хуло
и с крестным ходом,
с пением "Христос воскресе" ходили по деревне.
Десять лет назад это было невероятно..."
(из беседы в пресс-центре Грузинской Патриархии)

Аджария
Аджария
Село Хуло расположено в горной Аджарии. Если посмотреть чуть вдаль и вниз по ущелью, то можно различить остатки храма Архангелов. Это первая христианская церковь, основанная апостолами на иверских землях. Согласно грузинской летописи «Картлис Цховреба», именно через Дидаджару зашел в Грузию впервые апостол Андрей Первозванный для проповеди Евангелия. В Аджарии мученически погиб апостол Матфей. Доныне в Гонийской крепости на окраине Батуми покоятся его мощи.

С ХVI века Аджария стала объектом непрерывной агрессии турок. Турции, одержавшей победу в турецко-иранской войне, по договору досталась Южная и Западная части Грузии. Самцхе, Аджара и Чанети были объявлены турецкими провинциями. Захватчики понимали, что для полного покорения грузинского народа необходимо искоренить христианство, и всевозможными способами старались насадить ислам среди аджарцев. Ни подкупом, ни обманом они не смогли достичь желаемой цели. Пришлось прибегнуть к насилию.

Вот рассказ старика-аджарца, записанный в начале ХХ века ученым Захарием Чичинадзе в труде "Омусульманение Грузии или распространение Ислама в Западной Грузии в XVII-XVIIIвв.": "В Аджарии насаждение ислама было затруднено. Некоторые пожилые мужчины и большинство женщин твердо держались за христианство и даже спорили и ссорились с турецкими муллами и ходжами. Число таких стариков в Аджарии было довольно велико. В конце концов, был издан приказ: всех сопротивляющихся арестовать и заставить принять ислам, а тех, кто окажет сопротивление, казнить. Вскоре арестовали всех пожилых христиан-аджарцев и заключили в разные тюрьмы. Затем их пригнали к реке Ачарисцкали, к мосту двенадцатого века, называемому мостом царицы Тамары. На этом мосту установили гильотину. Пожилым людям отрезали головы, потом кончики языков и отправляли паше, а тела кидали в реку. Это происходило сто лет назад (т.е. в 1790 году)".

Виселицы и гильотины были возведены в деревнях Ачарисцкали, Кеда, Чакви, Хуло, Мачахела и Гонио. Сохранившиеся документы фонда рукописей Ахалцихского музея описывают нам еще более ужасающие подробности мучений самоотверженных христиан: "Язык человеческий бессилен описать мучения и казнь, каким придавали в те годы грузин, исповедующих христианство: живьем сдирали кожу, четвертовали, рубили мечом, вспарывали живот, жарили на костре, кого протыкали раскаленными железными прутьями, кого варили в кипятке, кому заливали в рот расплавленный свинец, кого бросали в горячую известь". Все эти исповедники, защищавшие в Самцхе и Аджарии христианскую веру, были причислены к лику святых. Их память отмечает Грузинская Православная Церковь в день Пятидесятницы.

Схалтская церковь
Схалтская церковь
"Три столетия османы правили страной. Постепенно они обратили население в ислам, уничтожили все храмы, кроме Схалтской церкви, - рассказывает Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Батумский и Схалтский, - Трижды пытался переступить ее порог ходжа, но падал навзничь, сраженный сильным ударом камня. Храм среди турок прослыл «местным шайтаном» и был оставлен в покое".

Основная масса населения стала мусульманской. Христианство сохранялось в Аджарии на уровне обычаев и обрядов. Так, на традиционных кукурузных лепешках "мчади" женщины при выпечке ставили крест, равно как и при изготовлении сливочного масла, красили яйца на Пасху, при погребении усопшего осеняли крестным знамением. В строительстве аджарских мечетей использовались орнаменты грузинских православных соборов – виноградная лоза и другие.

"В 1878 году в результате русско-турецкой войны Аджария освободилась от турецкого засилья, и была принята в состав Грузии. Стали открывать церквей, но это продолжилось совсем недолго. На смену туркам пришли большевики, мусульман страшнее. Среди прочих они взорвали храм святого Александра Невского, возведенный в честь победы над турками, а на его месте соорудили гостиницу «Интурист», - продолжает свой рассказ архиепископ Батумский и Схалтский Димитрий.

Духовное возрождение и возвращение нации к православной вере началось в Аджарии по молитвам и благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II в конце 80-х. В 1989 г. был открыт Схалтский монастырь и крещено около тысячи местных жителей, до того момента считавшихся мусульманами. 13 мая 1991 года крестились пять тысяч мусульман и атеистов в Батуми. Святейший Патриарх, вспоминая грузинскую историю, говорил тогда: "Не Грузия должна обратить в христианство Аджарию, но Аджария нас".

Священники, которым приходилось служить в Аджарии в первые годы ее христианизации, рассказывали, какое непростое это было дело, особенно в селах с сильной мусульманской общиной - приходили ходжи, старейшины сел, предупреждали, угрожали.

Один раз священник собирался крестить несколько сотен аджарцев-мусульман в реке, и они ждали его на берегу. Подходя к этому месту, он заметил возле них группу местных вооруженных старейшин. Главарь направился к нему: "Покрестишь - убьем и тебя, и их". Благодаря Богу и мудрости священника крещение все же состоялось. Другой раз в дом к батюшке пришли ходжи: "Зачем ты смущаешь наш народ?". "Садитесь, гости дорогие. Я хочу спросить ваш мудрый совет. Я прочитаю вам про одного человека…" И священник читает отрывки из Корана, описывающие прелюбодеяния и прочие безнравственные поступки Муххамеда. "Как вы думаете, что нужно сделать с таким человеком?". "Смерть ему!". "Я читал вам Коран".

Постепенно, за десять лет отважной проповеди, ситуация в Аджарии стала меняться. Недавно одна женщина в Кобулетском районе решила покреститься и пришла с этим к ходже. А он: "Давай, иди покрестись, скоро мы все покрестимся".

О православии в Аджарии мы беседуем с господином Соломоном Инаишвили, сопредседателем отдела евангелизации Батумо-Схалтской епархии Грузинской Православной Церкви, в прошлом министром сельского хозяйства и министром образования Аджарии.

- Господин Инаишвили, на протяжении всей жизни Вы занимали высокие государственные и партийные посты. Последние несколько лет Вы всецело отдаете себя служению Церкви и проповеди Евангелия в Аджарии... Как это случилось?

Слева господин Соломон Инаишвили, в прошлом министр сельского хозяйства и министр образования Аджарии
Слева господин Соломон Инаишвили, в прошлом министр сельского хозяйства и министр образования Аджарии
- Да, раньше я занимался антирелигиозной пропагандой, а сейчас искренне рассказываю людям о Христе и хочу, чтобы они мне поверили. Я родился 13 июля 1934 года в день собора апостолов в селе Квирике в крестьянской семье, где было шестеро детей. В Квирике окончил восемь классов, затем Педагогический техникум и институт в Батуми, после чего меня распределили в родное село. Там я проработал первым секретарем райкома комсомола пять с половиной лет, затем служил в народном контроле заместителем райисполкома, параллельно занимаясь заочно в сельскохозяйственном институте. После был вторым секретарем райкома партии в городе Кобулети, затем первым секретарем райкома партии Батуми. Дальше министр сельского хозяйства Аджарии, заместитель председателя Совета Министров Аджарии, министр образования. Сейчас редактор журнала «Путь к храму», сопредседатель отдела евангелизации Батумо-Схалтской епархии. Проповедую христианство и живу этим.

- Почему Вы решили креститься?

- До крещения я прошел долгий путь, очень тщательно готовился к принятию таинства... Уже восемь крестников имею. Мы знали нашу историю и то, что испокон веков были христианами. Еще моя мама говорила: «Православие - наша древняя вера. Турки отняли ее у нас». Курс держал на православие всегда. Занимая партийные должности, помогал христианам. Изучал литературу. Ведь когда принимаешь важное решение, нужно все хорошенько разузнать. Внимательно прочитал большую книгу “Религии мира”.

Двадцать лет назад в Батуми направили молодого батюшку - отца Давида (сейчас архиепископ Батумский и Схалтский). И именно он определил мой интерес к Церкви. Потом появился в моей жизни еще один замечательный священник - отец Захария Перадзе. Ни разу отец Давид мне не сказал: “Давай, покрестись скорее". Он ничего не навязывал, не обращался со мной по-свойски, хотя у нас были близкие доверительные отношения, и за это я его очень люблю и уважаю.

9 декабря 1987 года принял крещение мой сын, будучи в те времена тоже членом партии. Он сказал: “Папа, так неопределенно я больше жить не могу. Я должен креститься. Не беспокойся, я уеду в Гелати. Никто не узнает”. Я еще больше задумался. Но продолжал "читать книги". Пришел к отцу Давиду только через десять лет и говорю: "Я вроде подготовился, но у меня проблема с духовным отцом. Он должен быть умнее меня, чище и старше". "Давай патриарха попросим". "Нет, что вы". "Тогда, если не возражаешь, буду я". Ну, как я мог быть против? Тоже вот так вот сидели, красное вино пили. Отец Давид поднял тост: "Давайте выпьем за наше родство, теперь мы родные духовно".

Я был крещен 30 декабря 1997 года в Кобулети в церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм. Мой крестный – владыка Димитрий Батумский-Схалтский. После мы обвенчались с супругой, стали истинными христианами, хотим, по крайне мере, быть такими. На венчании присутствовали владыки Димитрий Батумский и Григорий Потийский.

После меня крестилась моя мама. Ей было уже 90 лет. Это произошло 26 апреля 1998 года. Вот как: решили принять христианство наши родственники - десять человек с детьми и внуками. Моя мама прочитала список и спрашивает: "А где же мое имя в этом списке?". Я говорю: "А ты знаешь, что твои дети хотят креститься по-христиански?". "Знаю. А я разве их не воспитывала? Значит должна быть вместе с ними. Перепишите, я хочу быть первой, и в этой жизни, и потом".

Я крестился и венчался в церкви, которую построил мой сын. Кстати, сразу после завершения храма забеременела жена моего сына. А до этого у них пять лет не было детей.

- Ваш сын, начальник порта в Поти, очень много помогает Грузинской Православной Церкви.

- Да, он строил церковь в Кобулети, храм свт. Николая в Поти на территории порта, женскую православную гимназию при монастыре св. Феклы в Сенакской епархии, покупал необходимое оборудование для нашей Патриархии, в том числе для радио “Иверия”. Он нам не говорит всего, что делает. Недавно моя жена возмутилась: “Наш сын всем помогает, а фамильный монастырь так и не восстановлен – церковь Василия Великого". Четыреста лет тому назад ее предки князья Нижарадзе переехали из Имеретии в село Аламбари Кобулетского района. Сохранилось предание, что в двадцати метрах от нашего двора стояла церковь. Это место веками было священно и неприкосновенно, даже палку оттуда взять не разрешалось. В июле этого года начали восстановление.

- Как происходит процесс обращения местного населения в христианство?

- В Советское время мы осознавали, кто мы, откуда и куда должны идти. Но были коммунистами. С одной стороны, многие отрицали мусульманство из-за сильной антитурецкой пропаганды. Ведь тогда Турция входила в состав НАТО и являлась врагом СССР. С другой стороны, из-за атеистической пропаганды к православным мы идти тоже не хотели. При этом некоторые области Аджарии, например, приграничная с Турцией зона была очень мусульманской и опасной. В 1991 году Грузия провозгласила независимость, изменилась политическая ситуация, возможным стало возвращение к истокам. Наш патриарх (с 1977 года) начал это дело. А народ уже изголодался по истинной вере. Кроме того, христианизация Аджарии связана с национально-освободительным движением Грузии. Проходила она на волне горячего энтузиазма трудами нашего патриарха, владыки Димитрия (Шиолашвили), а тогда просто отца Давида, и священников-подвижников - отцов Григория Абуладзе, Захария Перадзе, Серафима Беридзе, Мириана Самхарадзе.

Не так давно владыка Димитрий создал отдел евангелизации и во главе поставил протоиерея Серафима, сына ходжи, и меня. Мы начали ходить по городам и селам и объяснять людям, куда ведет верная дорога.

Один раз были в Кедском районе, встречались в районо с педагогами. После совещания рассказали им свои примеры, хотели передать наши внутренние ощущения, ничего не навязывая. Я сразу почувствовал, что по-другому меня там приняли, чем раньше: "Когда одному Богу служим, - говорят – другое дело". Вскоре они всем коллективом приехали в Мачахела и отец Серафим окрестил их в реке. Мой бывший первый секретарь по идеологической части стал моим крестником. Большинство переходящих в христианство - молодое поколение. Старшие часто боятся - говорят: "Мой муж-мусульманин умер. Если я покрещусь, то с ним никогда не встречусь".

- А как с образованными людьми, не смеются они над вами?

- Образованные люди более сложные, но и они крестятся. Не смеется никто, серьезно воспринимают. В Грузии все-таки очень религиозный народ.

- Как складываются отношения с местными мусульманскими лидерами, с грузинами - ходжами?

Отец Захарий Перадзе (слева) и отец Григорий Абуладзе
Отец Захарий Перадзе (слева) и отец Григорий Абуладзе
- В 1999 году приехали мы в Хуло с отцом Захарием Перадзе, который служил несколькими годами раньше здесь, в церкви апостола Андрея. Во дворе стоял ее настоятель и ректор семинарии Хуло отец Мириан (женатый на дочери ходжи). К нам подходит мусульманин, по одежде вижу. Обрадовался, отца Захарию обнял: "Ты почему не приходишь, ты же обещал тут церковь строить в селе Якобадзеби? После тебя дело не движется". Я на него с удивлением смотрю: "Он аферист или все-таки ходжа?". Спрашиваю: "Ты хочешь, чтобы здесь была православная церковь?". "Да. Бог у нас один. Грех в том, что ни одну веру не признает человек. Там сейчас на Божием месте (раньше был храм, который разрушили мусульмане) пьют, играют в карты. Мне как верующему человеку неприятно. Я с большим удовольствием приму участие в строительстве". Другое село - Сачино. Там освятили фундамент церкви. Пришли ходжи: "Мы будем помогать". Они же приводили своих детей к православному священнику, чтобы тот прочитал нам ними молитвы: «Мы по-арабски читаем, ты им на понятном языке почитай».

- Владыка рассказывал, что в епархии издается катехизаторский журнал "Дорога к храму"…

- Мы издаем журнал «Дорога к храму». Уже четыре года выходит. Один раз позвал меня к себе владыка Димитрий и говорит: «Мы должны издавать журнал при епархии. Ты можешь...». С владыкой спорить нельзя. Этому я научился. Как-то раз мы уходили из гостей, и один батюшка подал мне пальто. Я уперся: "Нет, нет, что Вы, я не могу". Владыка мне тогда сказал: «Надо послушаться, а то будешь наказан». Я за свое. Тогда сам владыка взял пальто и подал его мне. После этого урока уже перестал сопротивляться священнослужителям. Долго думал, какое направление избрать для нашего журнала. Решил так: дать элементарные знания тому, кто только что крестился - объяснение "Верую", молитв, основ православия. Это практическое пособие. Не для "академиков".

- Есть ли церковное образование в Аджарии и необходимо ли оно?

Православная школа в Аджарии
Православная школа в Аджарии
- Да, чтобы другие не мучались так, как я. Не ходишь в церковь, значит, ты не служишь Богу. Церковное образование в епархии постепенно по молитвам и благословению нашего владыки Димитрия налаживается. Работают православные сад, гимназия, две семинарии. Там преподается Закон Божий, история религий с акцентом на православии. Мы стремимся к церковному образованию.

- Если бы вы сейчас оставались на посту министра образования, то изменили бы что-то в системе образования?

- Правительство должно быть православным. Все зависит от правительства, а не от министра. Если бы спросили меня, я не принимал бы на административные посты без рекомендации и благословения епископа.

- Случилось так, что сегодня мусульманская Турция политически и экономически ближе Аджарии, чем Россия. Как сейчас относятся к России простые люди в Аджарии?

- Нелюбовь к русским почвы не имеет. Мы как христиане близки друг другу. Нас помирит религия. Я верю, что все православные объединятся. Слава Богу за все: за сегодняшний мир, за день, за солнце.