Мы почувствовали, насколько горьки плоды разделения

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 17 февраля 2005 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40897.htm

Митрополит Неофит (Димитров) родился 15 октября 1945 г. в Софии. Закончил Духовную академию «Св. Климент Охридский» и аспирантуру в Московской духовной академии. В 1975 г. был пострижен в монахи Патриархом Болгарским Максимом и принял имя Неофит. Преподавал литургику и церковную музыку, был ректором Духовной академии и первым деканом восстановленного Богословского факультета Софийского университета. В 1985 г. он был хиротонисан в епископский сан, а с 1994 г. возглавил Русенскую митрополию. Недавно митрополит Неофит издал компакт-диск с церковными песнопениями.

/p>


- Ваше Высокопреосвященство, Вы были с Патриархом Максимом в Москве, где ему была вручена премия Международного фонда единства православных народов». Уже ясно, какова будет судьба этой награды?

- Его Святейшество Патриарх Болгарский Максим уже не раз заявлял, что это не его личная награда. Она присуждается Болгарской Православной Церкви как признание ее активной и полезной деятельности, направленной к единству святого Православия и православных народов. Это не единство одного блока, воюющего против другого, или единство, угрожающее иному сообществу. Наоборот – это единство святого Православия, истинной веры. Награда в размере в двадцать тысяч долларов, по предложению Его Святейшества и решению Священного Синода, будет направлена на начало реставрации юго-восточного крыла Троянского монастыря, которое остро нуждается в срочном ремонте (точнее, в восстановлении из руин). Министерство финансов уже выразило готовность помочь в строительстве так называемого игуменского крыла с использованием средств от некоторых проектов.

- Как Вы охарактеризуете отношения между Болгарской и Русской Православными Церквами сегодня? Некоторые люди все еще видят в них следы болгаро-советской дружбы...

- Отношения между Болгарской и Русской Православными Церквами всегда основывались на взаимном уважении и соработничестве в служении святому Православию. Нет необходимости связывать эти отношения со светскими государствами, потому что и во времена царской России наши Церкви поддерживали отличные отношения. Если обратиться к истории, Болгарская Церковь благотворно влияла на церковную жизнь в России, а позже, когда Болгария страдала в рабстве, Русская Церковь щедро помогала Болгарской. И участвовала в церковной жизни Болгарии многими полезными делами. И, отмечая участие Русской Православной Церкви в призывах об освобождении многострадальной Болгарии, мы можем лишь благодарить и стараться поддерживать в настоящее время эти контакты, это отношение, не примешивая политические соображения и не поддаваясь всевозможным смущениям. Общение между Православными Церквами строится на базе единой веры, единого крещения, единого богослужения, единого богословия. И на основе общего стремления к духовному совершенству.

- На встрече двух Патриархов была затронута очень болезненная тема – о судьбе болгарских медиков в Ливии. Как будут развиваться события, что можно ожидать?

- Вопрос о помощи в благополучном разрешении процесса против болгарских медиков в Ливии обсуждался дважды в разговорах Его Святейшества с высокопоставленными представителями Русской Церкви и лично с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Он уже обращался с призывом о справедливом ведении процесса в Ливии, но и сейчас, в новой обстановке, Патриарх и митрополиты обещали содействовать спасению наших соотечественников. Каким образом русские духовники будут добиваться этого, будет обсуждаться в их среде...

- Не пора ли уже забыть то, что случилось в годы раскола?

- Исторический факт трудно забыть. А для нашей Болгарской Православной Церкви это был исторический факт, и, при этом, позорный. Вспоминая его, мы должны делать все возможное, чтобы не допустить в будущем повторения, а значит, и чтобы подобных условий для него не возникало. Ибо все мы почувствовали, насколько горьки плоды разделения. И сейчас есть духовники, которые не могут превозмочь свою гордость из опасения, что будут унижены, приняв решение покаяться и вернуться туда, на что возводили обвинения и хулы. Но святоотческая мудрость ясна – кто разделяет Церковь, тот разрывает Христову одежду. Даже римские солдаты не осмелились разделить между собой Христов хитон после распятия и оставили его целым. Это стало одним из символов церковного единства. Еще один урок этого разделения – о недопущении участия государственных органов в конфликте. Нельзя было принимать политической помощи в разделении, это было недомыслием, увлечением и неправильным пониманием декоммунизации. Болгарскую Православную Церковь, как священную институцию, необходимо всеми силами сохранять единой, ибо именно она сохраняет единым наш народ. Правительства и партии приходят и уходят, а вера остается неизменной. И голос Церкви – это голос Господний.

- Некоторые говорят, что относительно малое число молодых людей заходят в храм, и что Церковь нужно модернизировать?

- Модернизация Церкви – дело очень деликатное. Необходимо четко выяснить направления этой модернизации. Установить аудиоаппаратуру в храме? Поставить электрические колокола? Обзавестись компьютерами? Хорошо. Но превратить храм в концертный зал или в политическую трибуну? Уложить богослужебное таинство в несколько коротких молитвословий, лишенных красоты и богатства святоотческой мудрости, мы не можем. Хотя и не массово, но все же молодые люди находят путь в храм, читают богословскую литературу, знакомятся с христианскими ценностями, чувствуют надежную опору в жизни, осознают роль Церкви и благодатное воздействие святых таинств. Молодым естественно быть более буйными и нетерпеливыми в своих увлечениях. Очень важна здесь роль приходского священника, встречи и разговоры на темы богословия и нравственности, привлечение молодых людей к социальной деятельности прихода.

- Уже более десяти лет Вы возглавляете Русенскую митрополию. Тяжела архиерейская митра, если можно так выразиться?

- Народ говорит: тяжела царская корона. Это в полной мере применимо и к митре владыки, которая несет на себе образ тернового венца Христа.

- Светские власти Вас понимают?

- Я удовлетворен нашими отношениями с гражданскими руководителями, как в центре епархии, городе Русе, так и в городах Тутракан, Разград, Попово. Мы сотрудничаем, и по мере своих возможностей власти всегда помогали Церкви вниманием и пониманием. Как пример, могу отметить большой храм свт. Николая, который был отреставрирован и с внешней, и с внутренней стороны, озвучен и теплофицирован с огромной помощью мэра города, его сотрудников, состоятельных людей, дарителей и спонсоров.

- Вы долгие годы работали со студентами. Наверняка Вы следите за тем, как происходит профессиональная и жизненная реализация воспитанников богословского факультета. Насколько для них привлекателен труд священника – достаточна ли оплата труда, велико ли уважение народа?

- Выбор служения – дело личное. Если молодой человек видит в нем только оплату, трудности, условности и неясное будущее, он не примет такого решения. Но если он внимает призыву Господа Иисуса Христа: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мт. 16:24) и с верой начнет этот путь, он станет хорошим священнослужителем. Без самоотречения нельзя перенести трудности и страдания по пути исполнения своего долга в Церкви. Верно, что лишь немногие воспитанники наших богословских школ принимают духовный сан. Но мы верим, что для этого решения очень важно призвание, поэтому лучше, чтобы священниками становились достойные люди, а не наемники. Жизнь священника благодатна, он священнодействует, обладает духовной силой и властью. Он говорит с людьми, и они верят, что он указывает им правильный путь в жизни, видят в нем мудрого наставника. Особенно в исповеди христианин должен в полной мере доверять своему священнослужителю, чтобы раскрыть свое сердце ему и через него – Богу, получить душевное облегчение и прощение за допущенные прегрешения.

- Лет десять тому назад к богословскому образованию были допущены женщины. Как складывается их судьба после окончания обучения?

- После начала демократических перемен мы наблюдаем большой интерес к богословию. Абитуриентов набирается достаточно; открываются и другие богословские факультеты – в городах Велико Тырново, Шумен, Кырджали. Женщины находят свое место в Церкви, потому что есть много областей, в которых они могут быть полезными и проявить себя. Они специализируются: преподают религию в школах, ведут телевизионные и радиопередачи, занимаются журналистикой. Они становятся супругами будущих священников и способствуют их деятельности. Таким образом, в семье достигается единомыслие, я бы сказал, богословское единомыслие, что очень полезно. При каждом приходе можно поддерживать молодежную секцию, и работу с женщинами возложить на супругу пресвитера, если она, конечно, обладает подготовкой и желанием для такой деятельности, которая может приносить хорошие плоды.

- Вы выпустили компакт-диск с Вашими песнями «Жизнь и песнопение». Как родилась идея этого альбома? Насколько я знаю, это первое музыкальное произведение нашего владыки.

- Еще в детстве меня и моего брата родители водили на православные богослужения. Наша мать была исключительно верующим и в большой степени музыкальным человеком. Она с любовью участвовала в церковных хорах при столичных храмах. И дома она старалась внушить привязанность к церковному пению, нам, детям, оно было приятным занятием, и мы его полюбили. И вот, можно сказать, что мы посвятили свою жизнь службе Богу, а большая часть богослужения в храме – песнопение. Мои близкие и знакомые, ценители церковной музыки, поощрили меня составить на память несколько песнопений так, как они слушали их в моем исполнении. Это желание подкрепили издатели диска – журнал «Болгарское дипломатическое обозрение». Благодарю Бога за то, что он мне дал силы осуществить эту нелегкую и ответственную работу. А насколько мне удалось приблизиться к искусству – пусть скажут слушатели. В работе меня вдохновляла отмеченная в прошлом году девяност¬ая годовщина со дня рождения Его Святейшества Патриарха Болгарского Максима. Диск был посвящен этой замечательной дате, с большим почтением к патриаршему достоинству Его Святейшества и с признательностью ему самому, как предстоятелю Болгарской Церкви и моему духовному отцу.

- В завершение беседы – наш традиционный вопрос. Как по-вашему, в каком благословении нуждается современный человек? Чего мы желаем ему? Что нужнее всего?

- Вера, ум и разум, здоровье, мир и благоденствие.

С митрополитом Неофитом беседовала Антонина Мечкова, г. Новинар

Перевод с болгарского Николая Петрова