Православие.Ru, 23 августа 2005 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41043.htm |
МИССИЯ В АФРИКЕ В НАШИ ДНИ
- О. Феотим: Другие конфессии так делают, мы — нет. Во-первых, православные бедны. Первое, что делают православные, приходя куда-то, — строят храм. Потом рассказывают людям о Православии. Если у нас есть лишние деньги или продукты, мы покупаем и раздаем лекарства или строим небольшую больницу для местных жителей. Когда есть жертвователи, стараемся еще и школу построить, но раздавать вещи, чтобы привлечь людей к Церкви, у нас не принято.
- Представители местных народов в наше время повсюду жалуются, что на них оказывают давление, стараясь приспособить их к западному образу жизни, к западному обществу, и делается это посредством миссионерской работы колониального типа. Происходит ли такое в Заире?
- Многие христианские миссионеры искренни в своих убеждениях и стремлениях, но некоторые, увы, приезжают в Заир, в Конго, ради того, чтобы, обратив массы людей, заработать себе на этом престиж. Некоторые из таких весьма известных церквей даже содействуют корпорациям в разграблении наших природных ресурсов. Они создают разного рода организации якобы для нас, но они, эти организации — не наши, их используют, чтобы нас переделать, превратить в нечто иное и чуждое. У этих церквей нет лица, нет общения, нет собственной среды. Они существуют в изоляции. Понимаю, что это звучит слишком резко, но я это видел собственными глазами.
Православные так не поступают. Православный миссионер, приезжая, дарит людям самого себя, свою личность, и создает общину. Он показывает людям: “Мы с вами будем жить в Раю”. Это реальная среда, настоящая община. Он не говорит: “Становитесь такими-то”. Потому православные и завоевывают души.
- Как Вы привносите в церковную жизнь обычаи, отличные от того, к чему люди привыкли в своей родной культуре? Например, внешние особенности поведения или особая одежда в храме.
- У нас есть свои обычаи, но наши люди наблюдают и за жизнью других христиан, перенимают их добрые привычки. Что касается женской одежды: женщины, идя в православный храм, надевают платок, потому что видят, как это делают и в других христианских церквах. Это хорошо. Многие мужчины не пойдут в храм в шортах даже в сильную жару. Надевают брюки.
Часто на молитве складывают руки перед собой, так как видели, что и протестанты, и католики делают то же. Это неплохо, ведь они молятся. Еще африканцы не говорят “Ш-ш-ш!”, когда хотят призвать к соблюдению тишины, и священники не просят: “Тихо! Замолчите!” У нас есть таблички, на которых написано “Соблюдайте тишину”, и когда кто-то шумит, наши старушки тихонько подходят и показывают ему такую табличку. Люди прекращают разговаривать, и молитва продолжается. Так заведено и у протестантов, мы это переняли у них. Это добрый обычай.
- Как у вас проходят общественная жизнь? Занимаетесь чем-то вместе, кроме празднования церковных праздников?
- Один раз в месяц после Божественной литургии все приносят еду и музыкальные инструменты, садятся вместе за стол, поют, танцуют допоздна. Благодаря этому у них нет соблазна ходить куда-то еще, например, на магические пляски. К тому же, так молодые люди знакомятся друг с другом, находят православного жениха или невесту.
- Сколько сейчас в Конго православных?
- Около миллиона человек. По всей Африке более или менее точных данных нет, поскольку постоянно происходит массовое крещение новообращенных.
- Что в православных общинах Конго внушает Вам наибольшую надежду, что служит источником вдохновения?
- Вчера вечером я как раз думал об этом, и меня осенило: любой побывавший в Конго грек расскажет Вам, что каждый конголезец носит с собой карманный экземпляр Библии. У нас население — 56 млн. человек, и у пятидесяти миллионов в кармане лежит Библия. У тех, кто проповедует Библию, она больше размером и застегивается на молнию. Так они с ней и ходят. Так что если встретите африканца с черным портфелем подмышкой, знайте, что это не портфель, а Библия.
В Конго почти пятьдесят миллионов неправославных христиан. Они веруют во Христа, говорят о покаянии, о Втором Пришествии, но не знают полноты христианства. Вчера я сказал себе: “Если Господь просветит этих людей, уже верующих в покаяние, Распятие и Воскресение, и научит их почитать Матерь Божию и святых, это будет как искра, попавшая в коробок спичек. Матерь Божия обладает великой силой и властью, и я верю, что Африка, и в особенности Конго — это будущее христианства. Там у людей, бывает, нет хлеба насущного, но есть Слово Божие”.
ЗОВ ПРАВОСЛАВИЯ
- Вы говорили о том, что в Африке множество людей обращается в Православие, даже упомянули об обращении сразу нескольких деревень. Почему для африканца столь привлекательно Православие?
- Самое главное в том, что африканцы привыкли к естественной, ориентированной на потусторонний мир религиозности, это основа их культуры, и по своей ментальности им легко принять полноту христианства. Играет роль и разочарование в других христианских церквах. Православные не занимаются политикой, просто приходят, неся Слово Божие. К тому же, люди воочию видят, что христиане в Православной Церкви защищены от бесовских сил, что для африканцев крайне важно. И, наконец, африканцы способны не просто веровать, но и жить так, как того требует Истина, в соответствии с реальностью Православия.
- Каким образом?
- Другие христиане, даже католики, уже не придерживаются многих традиций, например, поста. А православные их по-прежнему соблюдают. Воздержание от скоромного по средам и пятницам и во время четырех постов — основной элемент нашей духовной практики. Пост принципиально важен в христианской жизни, ведь постились и пророк Илия, и св. Иоанн Креститель, и Матерь Божия, и даже Сам Господь. Африканцы с постом не шутят. Так жаль, что греки, особенное живущие здесь, у себя на родине, зачастую отказываются поститься. Если ты говоришь африканцам: “Вам следует делать то-то и то-то”, ты сам не должен делать обратное.
- Почему, как Вы думаете, африканцам легче дается пост?
- Потому что у них всегда было принято давать обеты своим покойным предкам, например: “Если ты сделаешь для меня то, о чем я прошу, я ради тебя ничего не буду есть два дня”. Тысячелетиями они договаривались с предками, это стало частью культуры.
К тому же, говоря об особенностях африканцев, следует отметить отсутствие у них такого чувства, как ненависть. В Греции есть ненависть, тут тебя либо любят, либо ненавидят, а в Африке нет. Ненавидят там только колдуны. А так ненависть в основном существует в политике, между враждующими группировками, но и это — политический конфликт — тоже привнесено извне. Нам это изначально чуждо.
- Но ведь мы все несем в себе последствия грехопадения Адама. И что, же, если кто-то украл у человека жену, человек этот не будет испытывать ненависти?
- Нет, у нас это будет не ненависть. Приведу пример из жизни моей семьи. Мой отец управлял кирпичным заводом. И вот один из его работников (который, кстати, много раз бывал у нас дома) начал подстрекать других рабочих убить отца, потому что завидовал ему — как же, они одногодки, а отец уже начальник. Один рабочий пришел к отцу и все рассказал. “Берегитесь, Мэтью говорит, чтобы мы Вас отравили”. Рабочие, узнав, что отец в курсе, отказались от злого замысла, а Мэтью исчез. Он так боялся и стыдился проходить мимо нашего дома, что по пути к себе домой обходил его далеко стороной. Другую работу он так и не нашел и совсем обнищал. Однажды отец, заметив его издалека, позвал: “Подойди ко мне. Почему ты не возвращаешься на работу?” Тот приблизился к нашему крыльцу, низко опустив голову, и отец сказал: “Мэтью, почему ты хотел убить меня? Что я тебе сделал? Я давал тебе работу, ты приходил ко мне домой, я угощал тебя, ты у меня кофе пил. Если бы ты меня убил, что с тобой было бы? Я тебя прощаю. Если нужна работа, приходи”.
НОСТАЛЬГИЯ ПО РАЮ
- Помимо прочего, жителей Конго привлекает к Православию обилие чудес, происходящих в нашей Церкви. Как во времена первых христиан, Господь щедро изливает Свою благодать, помогая нашему народу уверовать.
- Расскажите, пожалуйста, о некоторых из них.
Через несколько дней учитель, находясь в школе, увидел, что вошла какая-то девочка, но не узнал ее. Она произнесла: “Учитель, возьмите книгу”. Отдала книгу и исчезла прямо у него на глазах.
Однажды к скиту подошли воры. Они задумали залезть в скит и все оттуда утащить. Стали перепрыгивать через забор и тут вдруг увидели в воздухе над крышей старца, строго глядящего на них. Африканцы верят в магию, поэтому воры решили: “Эти люди в скиту — колдуны. Их главарь все видел и теперь хочет нас убить. Пойдемте отсюда”. Они направились в город и всем там рассказали: “Там живут очень сильные колдуны. Мы видели их главаря, он висел в воздухе”. Эти сведения дошли до моей сестры, и из описания она поняла, что старец, явившийся ворам, — св. Нектарий Эгинский, в честь которого назван скит.
Чудес много, и по ним люди видят, что Православие — это нечто настоящее и истинное.
- Что Вы могли бы сказать о чернокожих жителях Запада? Часто они не ощущают себя частицей той культуры, в которой живут. Но еще меньше чувствуют свою принадлежность культуре Африки.
- Какой правильный вопрос! Я считаю, что человек, чувствующий себя на Земле не в своей тарелке, больше всего подходит для жизни в Раю. Это единственная истина, которую он способен принять. Так же было и с Авраамом. Господь сказал: “Уходи отсюда, отправляйся туда”. Авраам не знал, куда идет; так же и мы.
Может быть, это плохо, но я не страдаю ностальгией по земной родине. Я тоскую по Раю, по Царству Небесному. Забываю о Конго, забываю о Греции. Так и чернокожие жители Америки, Ямайки, Гаити — у них есть все, что нужно для тоски по Раю. Проще простого было бы уловить всю эту рыбку в Божью сеть, но для этого необходимо идти к ним с проповедью. Так же было и с евангельской женщиной-самарянкой у колодца. Христос сказал: “Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться отцу,” а “в Духе и Истине”.
- Что, по-Вашему, мир не знает об Африке, в чем меньше всего понимает ее?
- Вы задали вопрос, по которому я планирую написать целую книгу. Она уже вся у меня в голове. Начинаться она будет с рассказа об одном человеке, греке, истинном миссионере — о. Афанасии Анфидесе. В шестидесятых годах он уехал в Африку проповедовать Христа. Пробыл он там недолго, но успел узнать об Африке главное, понять ее сущность. Возвратившись в Грецию, он познакомился с греческими миссионерами, отправлявшимися в Африку. Он спросил их: “Куда вы едете?” — “Едем обращать в христианство африканцев”. Рассмеявшись, он сказал им: “Это вы, вы сами станете там христианами, потому что не успеете произнести и слова, глядь — а африканцы уже усвоили сказанное. Они уже христиане. Они живут по-христиански: в любви, смирении и послушании. Через несколько лет вся Африка будет православной. Я еду в Индию, к индусам и мусульманам с их миллионом богов”. И он, оставив Африку, отправился в Индию. Это начало моей новой книги. И эту истину об Африке грекам весьма нелестно слышать.
Еще хочу сказать не об Африке, а о всех нас. Все, что мы делаем, должно годиться для Рая. Будучи мирянином, я старался очень много служить людям, почти не уделяя при этом внимания даже собственной семье. Всегда несся куда-то на помощь другим, что, конечно, печалило мою жену. Я ей напоминал, что мы помогаем другим, а Господь, видя это, поможет нам. Когда я принял сан, к нам приехал в гости один прозорливый священник и сказал мне: “Люби больше Бога и больше Ему служи”. Но ведь я всегда любил Бога. Мне казалось, что служа людям я тем самым служу Богу, но в конечном счете обнаружил, что не в этом заключалась воля Божия. Его воля в том, чтобы мы прежде всего служили именно Ему. Поэтому, обращаясь к Богу, всегда нужно говорить: “Да будет воля Твоя”.
Все и везде теперь рассуждают о глобализме, о едином мире. И сторонники, и противники этого процесса приводят свои доводы, как истинные, так и ложные, но будущее ни тем, ни другим не известно. У нас, христиан, всемирное единение происходит через вкушение от Чаши Христовой, приобщение Его Тела и Крови.
Первые христиане продавали свое имущество и жили все вместе, сообща. Это было подлинное единство, но на уровне отношений между народами этого добиться нельзя, поскольку мы все эгоисты. И лишь Христос может изменить в нас эту основополагающую направленность. Все должно строиться на нем.
Свидетели Иеговы иногда говорят: “Продавайте свое имущество и давайте собираться вместе, как первые христиане, ибо ‘вскоре будем восхищены в теле на небо’ ”. Это тоже одна из форм глобализации, ложная. Истинное единство — в братстве, но своими усилиями его не достигнуть, потому что мы все разные. Его нам может дать только Христос. Что же касается земных вождей и правительств, христиане не могут считать это своим делом. Мы знаем, что истинная жизнь не там, и что начнется она с пришествием Господа.
Христиане, братья, живите так, как велят пророчества. Христос грядет!