«Жертвую головой, но свой народ не оставлю!»

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 11 декабря 2006 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41318.htm
Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Горнокарловацкая епархия Сербской Церкви расположена на территории современной Хорватии и охватывает самые западные территории расселения православных сербов, появившихся здесь еще в XV в. Интенсивный рост православного населения в этих краях наметился в первые десятилетия XVI в., когда сербы из соседней Далмации и Боснии переселялись сюда, не желая жить под турками. Со временем здесь сформировалась так называемая Военная Краина, служившая для Австро-Венгерской империи заслоном от турецкой экспансии. Проживавшие в Краине сербы, неся воинскую службу, получили от австрийских императоров особые привилегии, и когда-то здесь была одна из самых больших и цветущих православных епархий.

Однако католический прозелитизм и насаждение унии на протяжении веков представляли постоянную опасностьдля сербов , и им не раз приходилось отстаивать свои привилегии и чистоту веры. Не стал в этом отношении исключением и XX век, принесший Церкви суровые испытания. В годы Второй мировой войны Горнокарловацкая епархия оказалась на территории марионеточного Независимого хорватского государства и пережила невиданные до того страдания. Кажется, что именно на нее выплеснулось больше всего ненависти дьявольской злобы хорватских фашистов. Очевидно, что трагическую роль сыграло и то, что епархия располагалась в самом сердце нового государственного образования, в непосредственной близости от хорватской столицы - Загреба. В ходе развернувшегося геноцида с 1941 по 1945 гг. усташами было убито 65 православных священников, были полностью разрушены 116 и сильно пострадали 39 храмов, полному или частичному уничтожению подверглись более 160 церковно-приходских и монастырских библиотек.

Страдания духовенства и народа в полной мере разделил и правящий архиерей – епископ Горнокарловацкий Савва Трлаич, прославленный в 2000 г. Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви в лике священномучеников. Сын своего народа, он проявил себя как истинный пастырь, полагающий жизнь свою за овец, и его служение было увенчано мученической кончиной.

Владыка Савва родился 6 июля 1884 года в Моле в семье Стефана и Елизаветы Трлаичей и получил в святом крещении имя Светозар. После окончания классической гимназии и семинарии в Сремских Карловцах, он закончил юридический факультет Белградского университета. В 1909 году состоялась его диаконская, а затем и иерейская хиротонии. С 1909 по 1927 гг. отец Светозар служил приходским священником. В начале 1927 года его назначили референтом, а затем секретарем Священного Синода. Овдовев, он в 1929 году принял монашеский постриг с именем Савва и стал настоятелем монастыря Крушедол на Фрушкой горе в сане архимандрита. Это послушание он нес вплоть до своего избрания викарным епископом Сремским. 30 сентября 1934 года Сербский патриарх Варнава (Росич) совершил в Сремских Карловцах его епископскую хиротонию. Будучи патриаршим викарием, владыка Савва до ноября 1936 года исполнял должность председателя епархиального совета Белградо-Карловацкой архиепископии, а с ноября 1936 до начала 1937 гг. был председателем церковного суда. На этой должности его и застало избрание на Горно-карловацкую кафедру. 4 сентября 1938 года состоялось настолонование нового архиерея в Плашком, где в то время располагалась епархиальная кафедра.

Нападение Германии на Югославию и последующее провозглашение Независимого государства Хорватии застало владыку Савву в его резиденции в Плашком. Первоначально город был занят итальянцами, но в конце мая 1941 года передан в управление хорватским усташам. После перехода власти к усташам епископ Савва вместе с девятью священниками был объявлен заложником. 23 мая 1941 года усташи заняли епископский дом и выселили владыку. 8 июня на епископский двор пришел печально известный каратель Йосип Томленович, приказавший отдать усташам епархиальные деньги и ценные бумаги. Епископу Савве было приказано покинуть город и отправляться в Сербию, но он отказался выполнить это приказание и заявил, что не может оставить свою епархию и народ.

17 июня 1941 года владыка был арестован вместе с другими известными сербами и священниками, не пожелавшими покидать место своего служения. Усташи заперли узников в хлев и приставили вооруженную охрану. На протяжении месяца все арестованные и особенно владыка Савва ежедневно подвергались издевательствам и пыткам, после чего их отправили в печально известный концентрационный лагерь Госпич. С железнодорожной станции в Госпиче узники были отведены в местную тюрьму и опять подверглись пыткам и издевательствам.

В первой половине августа 1941 года около 2 тысяч сербов были уведены из Госпича в сторону Велебита. В этой группе заключенных был и епископ Савва. Предположительно он был убит в Велебите во время казни около 8 тысяч сербов в августе 1941 года. Священный Синод Сербской Церкви неоднократно обращался к оккупационным властям с просьбой выяснить судьбу владыки Саввы и других сербских архиереев на территории НГХ и добиться их освобождения, но безрезультатно.

К сожалению абсолютно точных сведений об обстоятельствах кончины священномученика, но сербский историк Велибор Джомич приводит в книге «Усташские злодеяния над сербскими священниками» свидетельство, способное пролить свет на этот вопрос. По сообщению Джомича, священник Йован Силашки писал в одном из номеров журнала «Банатский вестник» следующее:

«…В 1941 году Горнокарловацкая епархия была во власти ужасного усташкого режима. Священникам и епископу было заявлено, что их присутствие нежелательно, и они должны покинуть своих верующих и народ. Архиепископ Алоизий Степинац открыто сказал владыке, что он должен покинуть «хорватский» Карловац, иначе будет ликвидирован. Владыка ответил на это: «Жертвую головой, но свой народ не оставлю!»

Вскоре стало понятно, что католический архиепископ не шутил. Владыка Савва был арестован и подвержен страшным мучениям. Во время пыток и побоев в Плашком усташи специально заводили граммофон, из которого раздавалось песнопение «Елицы во Христа крестистеся – во Христа облекостеся».

Когда владыку повели на место казни, его мать стояла перед церковью и ждала, когда его поведут. Он хотела еще раз увидеть сына и поздороваться с ним. Однако мучители не позволили ей сделать этого. Владыка, все-таки, благословил мать связанными руками и пошел на смерть».

Икона сщмч. Саввы, епископа Горнокарловацкого
Икона сщмч. Саввы, епископа Горнокарловацкого
Спустя несколько лет в церковь в Башаиде, где владыка Савва служил приходским священником, зашел неизвестный человек. Он встретил тогдашнего начальника почты Савву Сараволца…

- Вы знали владыку Савву Трлаича? - спросил незнакомец, - я слышал, что он был священником в Башаиде.

- Как же! Владыка меня учил. Я благодарен ему за все, чего достиг в жизни.

Затем он спросил незнакомца:

- Откуда вы знаете владыку?

- Я был непосредственным свидетелем его страданий, – ответил незнакомец, - Усташские палачи привели владыку на одну поляну и здесь продолжили мучение. С него живьем содрали кожу и посыпали солью. Потом они закопали его в землю, так что виднелась только голова, принесли железную борону и тащили ее через его голову, пока он не предал душу Богу. Что было дальше, не знаю. Возможно, что усташи бросили его в одну из многочисленных в том краю пропастей - сербских могил. И смерть, стало быть, не отделила его от народа».

Это, к сожалению, почти все что мы сейчас знаем о мученической кончине исповедника.

К сожалению понесшая такие невосполнимые утраты Горнокарловацкая епархия уже не смогла после войны быть восстановленной в былом величии, а уничтожение ее святынь в известной мере продолжилось и при новых коммунистических властях, так что многие пострадавшие храмы вместо того, чтобы быть восстановленными окончательно разрушались по распоряжению «народных властей».

Тяжелые испытания постигли епархию и во время войны 1991–1995 г. Спустя полвека здесь разыгрался еще один акт духовного геноцида сербского народа. Соборный храм Свт. Николая, построенный в XVIII веке, был взорван, новыми усташами на православное Рождество 1992 года. Подвергся артиллерийскому обстрелу, был ограблен и разрушен епископский двор в Карловце, где размещалась епархиальная ризница, архив и библиотека. Резиденция Горно-карловацкой епархии была взорвана и разрушена на католическое Рождество 1993 года. После хорватской агрессии на республику Сербскую Краину в ходе военной операции «Буря» в августе 1995 года сербский народ был изгнан из древней епархии, а многие его святыни осквернены, разрушены и уничтожены. Во время военных действий 1991–1995 гг. было уничтожено 11, а пострадало 45 церквей. Большое количество храмов и других церковных объектов из-за изгнания сербов было оставлено без присмотра и заброшено.

Но несмотря ни на какие трудности епархия выжила, и сейчас идет постепенная нормализация и возрождение церковной жизни, восстанавливаются древние православные святыни и строятся новые. В 2005 году на Горнокарловацкую кафедру, после долгого перерыва, был назначен новый архиерей. Им стал выпускник Московской духовной академии епископ Герасим Попович. С особой бережностью хранится в епархии и память сщмч. Саввы Горнокарловацкого, именем которого назван регулярно выходящий епархиальный журнал.

Процесс восстановления церковной жизни в епархии сталкивается со многими проблемами, главной из которых, пожалуй, является недостаток паствы. Пережив дважды в XX веке этнические чистки и изгнание сербы с трудом возвращаются туда, где жили на протяжении нескольких столетий. Остается надеяться и верить, что несмотря ни на какие трудности, молитвенным предстательством священномученика Саввы, жизнь этой древней и многострадальной епархии будет крепнуть и не угаснет вовек.