Из источника воды живой

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 30 октября 2007 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41387.htm

Митрополит Николай, посвятивший 60 лет своей жизни монашеству, 50 – просветительской работе и 35 – архиерейской службе, в этом году был награжден орденом Святого Саввы первой степени. Этой награды он уже был удостоен 20 лет назад, но тогда он не принял орден, считая себя недостойным столь высокого признания. В этот раз, хотя своего мнения митрополит не изменил, награду он все-таки принял, чтобы продемонстрировать уважение к решению Священного Архиерейского Собора Сербской Церкви.

Митрополит Дабро-Боснийский Николай
Митрополит Дабро-Боснийский Николай
– Ваше высокопреосвященство, Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви недавно отметил Ваше ревностное тридцатипятилетнее архиерейское служение орденом Святого Саввы первой степени. С каким чувством Вы приняли от Сербской Православной Церкви эту высокую награду?

– Примерно двадцать лет тому назад Священный Архиерейский Собор присуждал уже мне этот орден. Тогда же были награждены епископ Горно-Карловацкий Симеон и епископ Рашко-Призренский Павел – наш нынешний Патриарх. Но тогда я награды не принял, так как по сравнению с трудами отмеченных этим орденом архиереев моя работа была ничтожна и незначительна для Церкви. Ведь меня воспитала Сербская Церковь, воспитала в стремлении что-то сделать для своей Церкви и своего народа. И я продолжил свое скромное служение, согласно монашеским обетам. Мое шестидесятилетнее монашество, пятьдесят лет просветительской работы в нашей Церкви, а также архиерейское служение в Австралии и Новой Зеландии, в Далматинской епархии и нынешнее служение в Дабро-Боснийской епархии снова побудили собратьев архиереев вынести на Собор предложение о моем награждении. И хотя я по-прежнему считаю себя недостойным, я решил выразить уважение к повторно принятому решению Священного Архиерейского Собора нашей Церкви и принять высокую награду.

– Вы с 1957 года неустанно занимаетесь просветительской работой. Для Вас это тяжелый труд или то самое легкое бремя, о котором говорит Господь наш Иисус Христос?

– Эта работа и трудна, и легка. Она трудна, так как неразлучна с книгой, которая должна стать, особенно для монаха, постоянным спутником и полноправным участником жизни. Ведь это необходимо для преподавания в школе, где детям нужно кратко и сжато излагать большой объем информации. Я всегда должен был быть не просто учителем, но и самым старательным и примерным учеником. А чтобы успешно преподносить знания ученикам духовных школ, я должен был быть для них прежде всего духовным родителем, и только во вторую очередь учителем. Признаюсь, что в этом я добился некоторого успеха. Кроме того, я упражнялся в письме: постоянными упражнениями достигается легкость письма. Я не научный работник, но я всегда старался оставить ученикам духовной семинарии какие-нибудь письменные труды.

С другой стороны, эта работа легка, если существует любовь и ответственность по отношению к тем, кого вы готовите к жизни и к работе в Церкви. Это очень ответственная работа. Она не оставляет времени для незначительных вещей. Все время занято постоянным приобретением знания, и это труд, совершаемый с любовью. Он легок и радостен. Ограниченный человеческий разум не может познать все, но своим трудом и любовью к книге человек способен доставлять себе вечное удовольствие.

– Известно, что коммунистическая власть до недавнего времени подавляла духовное образование и просветительскую деятельность Церкви и вмешивалась в работу духовных школ. Расскажите о Вашем опыте в этой области.

– Когда я учился на Богословском факультете в Белграде, я не вел занятия в духовной школе, так что ничего не могу сказать о том периоде. Когда же мне доверили обновление старейшей сербской школы в монастыре Крка, трудности возникали, но другого рода. Но всегда находились представители власти, которые помогали мне в моей трудной и ответственной работе. Проблема состояла в том, что в монастыре не было электричества, и мне нужно было провести в монастырь кабель высокого напряжения длиной в пять километров. Кроме того, к монастырю был очень трудный подход, но эту проблему, слава Богу, удалось решить, как и проблему строительства здания духовной семинарии в монастыре Крка: помогли власти Загреба, Книна, Шибеника и других городов. Теперь школа обустроена и работает. А снабжается школа при поддержке из Книна. Помимо работы в школе я занимался хозяйственными делами монастыря, был священником Кистаньского прихода, отвечал за виноградники в Вачанах, за скот – в общем, за сельское хозяйство. Все прихожане относились ко всему нашему хозяйству с большим уважением и помогали нам следить за ним. Помогала мне во всем и братия, так что за короткое время мы обновили и расширили все монастырские приделы.

– После окончания Богословского факультета в Белграде Вас приглашали продолжить обучение в Греции, но власти отказали Вам в выдаче заграничного паспорта. Расскажите, почему?

– Тогда было трудное время. Не только я один просил о выдаче паспорта, нас тогда было трое. Нас вызвали и сказали, что нам отказано, но не сказали, почему отказано. Мы просили о выдаче паспортов еще много раз, и все наши просьбы были отклонены. В конце концов нам сказали, что мы очень симпатичные молодые люди, но паспорта мы не получим никогда. Я получил стипендию в Афинах и должен был продолжить там обучение в аспирантуре, но все это так и пропало.

– Ваше высокопреосвященство, какими качествами сегодня должен обладать человек, чтобы просвещать других, а тем более учить и воспитывать учеников и студентов духовных школ и факультетов?

– Это хороший вопрос, и ответ на него должен быть пространным. Но я не буду распространяться, а постараюсь ответить на ваш вопрос коротко. Прежде всего человек, который воспитывает и учит молодых, должен жить примерной жизнью, жить согласно Евангелию, он должен уметь хорошо говорить, уметь передавать свои знания молодым. Кроме того, нужно быть верным своим обязательствам, вовремя приходить на занятия и вести себя подобающим образом. Нельзя, чтобы тебя видели в неподобающем месте – в кафе и так далее. Ученики семинарии и студенты-богословы все замечают. Я всегда старался и сейчас стараюсь в школе быть таким, каким я сам впервые вошел в класс. Недаром говорят: «Входя в школьные ворота, вы становитесь другим человеком». Я этому всегда следовал, и у меня никогда не было никаких трудностей с детьми.

Наши школы организованы по принципу интерната, и я всегда старался, чтобы у детей было больше того, что им сейчас необходимо, ведь они развиваются. Я часто захожу по ночам в спальню, чтобы укрыть детей, которые раскрылись во сне. Когда я работал в семинарии в Крках, бывало, я в два-три часа утра отправлялся в Книн, чтобы до завтрака успеть привезти хлеба. Зимой я ходил туда по льду, но, слава Богу, со мной никогда ничего не приключалось.

– Часто ли Вы вспоминаете своих учителей и преподавателей? Что из того, чему они вас научили, кажется Вам самым важным?

– В отроческие годы мне каждый день приходилось пешком идти до школы пять километров и потом столько же обратно домой. Мою учительницу Даницу Милюш я вспоминаю всегда с особой теплотой. Она нас всегда встречала, когда мы приходили в школу, и провожала, когда мы из нее уходили. Были у меня и другие учителя, и все они были прекрасными людьми. Они много своего труда вложили в то, чтобы как можно большему научить нас и чтобы мы выросли порядочными людьми. Во время Второй мировой войны я оказался в Смедеревской Паланке. Там тоже были замечательные учителя, которые прекрасно подготовили меня к жизни.

В семинарии и на Богословском факультете в Белграде преподаватели были прекрасные. В Призренской семинарии я оказался в первом послевоенном наборе, обучение началось 4 октября 1947 года. Я хорошо помню нашего ректора протоиерея Живана Маринковича, который, как только начинались уроки, шел в муниципалитет просить помочь школе хлебом и другими продуктами. И ему выдавали тачку хлеба. Когда созревал шиповник, мы собирали его и делали повидло. Весной мы ходили огораживать виноградник, очищали его от травы и готовили к обрезке и окапыванию, а после обрезки мы собирали колышки и складывали их в одно место. На крохотном клочке земли мы сажали лук и другие овощи. И это тоже было своеобразной учебой, подготавливавшей нас к жизни. Мы много работали и так же много учились. То же самое было и на факультете.

– Вы построили и восстановили великое множество храмов. Строительство нового здания семинарии в монастыре Крка – это прежде всего Ваша заслуга, как и открытие семинарии и Богословского факультета в Фоче. Согласны ли Вы с тем, что сказал один афонский монах: «Только то принадлежит нам, что мы отдаем другим»?

– Человек был сотворен как творческое существо. Наш народ говорит: «Сжатая ладонь не может ни дать, ни принять». Человек должен излучать творческую энергию. Такими нас Господь создал. Бог – вечный Творец, а мы – Его помощники. Вот Вы упомянули школу в монастыре Крка. Когда возобновилась ее работа, нынешнего здания семинарии не существовало. По мере того как увеличивалось число учеников и наставников этой школы, крепло и решение о строительстве. Слава Богу, эта работа была доведена до конца, и во многом благодаря пожертвованиям верующих. Ни один из тех, кто нам помог, не остался без благодарности за свой вклад, и каждый обязательно получал квитанцию. Одновременно с монастырской семинарией в Крке началось строительство здания Богословского факультета в Белграде. Благодаря уведомлениям о поступающих пожертвованиях и их расходовании, нам удалось закончить и освятить здание семинарии раньше, чем был достроен Богословский факультет в Белграде.

Одной из причин моего отъезда в Дабро-Боснийскую митрополию было осуществление решения Священного Архиерейского Собора об открытии в Сараево, в здании семинарии, духовной академии. Для этого много сделал мой предшественник митрополит Владислав, царствие ему небесное. Смерть прервала его труды, и он не успел довести дело до конца. Я продолжил его работу, и с помощью добрых людей была открыта духовная академия в Фоче. После изгнания семинарии Трех святителей из монастыря Крка во время последней войны мы и ее приютили в Фоче, пока не стало возможным вновь разместить ее в ее родном монастыре. Тогда семинария в Крке возобновила работу с учениками первого класса, а в Фоче снова началась работа Сараевской семинарии, которая находится там до сих пор. А приведенный Вами афоризм афонского монаха: «Только то принадлежит нам, что мы отдаем другим» – абсолютно верен.

– Очевидно, что сербская педагогическая мысль и просветительская традиция возвращаются к своим корням, чтобы напиться из «источника воды живой». Как вы смотрите на это духовное перерождение?

– Это великая вещь, которая питает души, жаждущие духовной пищи, и обогащает молодых, изучающих духовную науку. Возвращения слова Божиего в наши школы тепло принято и учениками, и их наставниками. Надо признать, наши дети стали другими, многие из них ходят в храм, соблюдают посты, исповедуются и причащаются и не только один раз в год, а гораздо чаще. Это же можно наблюдать и у студентов. Ну, а дети приводят в Церковь и своих родителей. Люди стали читать молитву перед каждой трапезой. Родители одобряют изучение слова Божиего в школе и благодарят за его преподавание. Сейчас в школах работает более сорока вероучителей, и мы стараемся, чтобы они были хорошо богословски образованы. Мы считаем, что хорошо было бы ввести в школах еще один теологический урок, а также урок по истории религии. Я надеюсь, что это скоро случится, и возвращение к корням продолжится.

– Сербской Православной Церкви до сих пор не вернули здание семинарии в Сараево и другое национализированное имущество, в то время как Католической Церкви и мусульманам их школы возвращены. Почему?

– Католической Церкви тоже вернули не все конфискованное имущество. Хотя свой университет они открыли в том же здании, в каком он располагался прежде. И исламской духовной общине вернули здание их теологического факультета. Нам же наше здание пока не передали, потому что в нем располагается Экономический факультет. Еще тридцать лет назад Архиерейский Собор начал добиваться возвращения некогда принадлежавшего Церкви здания семинарии, разумеется, вместе с пристроенным крылом, которое является его частью. Здание семинарии в Сараево должно быть построено на том месте, где сейчас находится парламент Боснии и Герцеговины и соседнее с ним большое здание, которое недавно отремонтировало правительство Греции.

Мы прекрасно понимаем, это передача здания семинарии Церкви – дело не простое, потому что надо куда-то переводить Экономический факультет. Но нас удивляет, что за тридцать лет, в течение которых идут разговоры об этом, вопрос о размещении экономического факультета так и не решился. Мне кажется, что решать проблему у той стороны просто не было особого желания.

Здание семинарии находится рядом с нашим кафедральным собором, и студенты могли бы регулярно приходить на богослужения, что так же им необходимо, как и посещение занятий на факультете.

Будем надеяться, что объект, крайне нам необходимый, нам наконец-то вернут.

[/Беседовал протоиерей Ранко М. Билинац

Перевод с сербского Анастасии Галаниной/]