Православие.Ru, 16 июня 2008 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41437.htm |
Храм Святой Софии Премудрости Божией |
Православный монастырь Святой Софии в префектуре Тиба создан в 2003 году в резиденции архиепископа Раменского Николая (Саяма) – старейшего архиерея Русской Православной Церкви. Владыка Николай (Саяма Дайроку) [1] родился в 1914 году. Крещен в детстве с именем Петр. В 1941 году закончил Токийскую духовную семинарию, а в 1954 году поступил в Свято-Владимирскую духовную семинарию в США (штат Нью-Йорк). Здесь в октябре 1956 года совершилась его диаконская хиротония, а в ноябре о. Петр был рукоположен в пресвитера. По окончании в 1959 году Свято-Владимирской семинарии он жил в Афинах, а в 1962 году принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой лавре с именем Николай. В 1966 году возведен в сан архимандрита.
В декабре 1967 году архимандрит Николай (Саяма) был назначен начальником Русской духовной миссии в Японии (объединившей приходы, находившиеся в прямом подчинении Русской Православной Церкви в то время, когда Японская Православная Церковь управлялась Американской митрополией РПЦЗ). Архиерейская хиротония архимандрита Николая состоялась в Александро-Невской лавре.
В 1970 году Японская Православная Церковь стала автономной, и вместо Русской духовной миссии в Токио было образовано подворье Московской Патриархии. Епископ Николай (Саяма) служил настоятелем подворья с 1970 по 1986 годы.
В 1984 году владыка Николай возведен в сан архиепископа, а с 1996 года – архиепископ Раменский, викарий Московский епархии.
С 1986 года архиепископ Николай находится на покое и живет в префектуре Тиба, граничащей с Токийским округом. В конце 1980-х годов в поселке Мацуо префектуры Тиба был образован Покровский монастырь. В небольшую церковь был перенесен иконостас и русские иконы из прежней резиденции владыки Николая. Иконы Спасителя, Божией Матери и Покрова Пресвятой Богородицы написаны в России, а автором других икон стал сербский монах Пахомий, долгое время живший в монастыре. Слева в местном ряду иконостаса – образ святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии письма монаха Пахомия. Здесь изображены святые покровительницы трех сестер владыки Николая и его матери Софии.
Стараниями клирика подворья РПЦ в Токио иерея Иоанна Нагоя монастырь публиковал ежемесячный бюллетень – «Вестник Покровского монастыря» – с новостями приходской жизни.
В 1994 году рядом с Покровской церковью был возведен более просторный храм Святой Софии. Монастырь стал именоваться Софийским. Изменилось и название ежемесячного бюллетеня обители – «Вестник Софийского монастыря». Красивейший резной деревянный иконостас, сень над плащаницей, патриаршее возвышение, паникадило и другая церковная утварь главного монастырского храма были изготовлены при поддержке митрополита Сотирия в Корейской миссии (Константинопольский Патриархат). Орнаменты-украшения иконостаса, расположение диаконских врат и другие детали убранства храма следуют греческой традиции и во многом необычны для Японии.
Икона Софии Премудрости Божией была написана в России несколько лет назад. Все стены храма украшены русскими иконами, среди которых есть и старинные образа Пресвятой Богородицы – Смоленская, Страстная. Напротив иконостаса расположен образ Новозаветной Троицы, вероятнее всего присланный для Японской Православной Церкви из России еще в конце XIX – начале XX века. Русский иконописец подписал имена лиц Святой Троицы по-славянски, оставив раскрытое Евангелие, которое держит Бог-Сын без текста. Позднее, уже в Японии, евангельский отрывок был дописан иероглифами старинным письменным стилем «камбун».
Владыка Николай и мать Ксения |
Благодаря трудам русских монахинь и помощи местных крестьян, в монастыре обустроено церковное хозяйство. Жители деревни помогают и рассадой для церковного огорода, и советами насчет правильного выращивания овощей. Другие японские помощники монастыря приезжают сюда издалека – это и простые сельские жители, и служащие, и преподаватели японских университетов. Всех их привлекает не только любовь к России и Русской Православной Церкви, но и удивительный монастырский дух и искренняя теплота, ощущаемая при общении с насельницами обители.
Раз в месяц клирик подворья иерей Иоанн Нагоя служит в монастыре Божественную литургию на японском языке. Несколько раз в году настоятель подворья протоиерей Николай (Кацюбан) совершает здесь богослужение и по-церковнославянски. Прихожане монастыря – это восемь–десять человек, некоторым из которых приходится ехать в Мацуо по три часа. Ведь монастырь находятся в тихом, живописном, но достаточно удаленном сельском районе префектуры. Добраться в обитель можно только с пересадкой на местной электричке со всеми остановками, которая ходит достаточно редко. Но несмотря на это, на Рождество и Пасху в монастыре собирается до 30 верующих – это и японцы, и русские. Некоторые из них специально приезжают в обитель из православных приходов Японии, расположенных за много сотен километров.
В ноябре 2004 года в Софийском монастыре торжественно отмечался 90-летний юбилей архиепископа Николая (Саяма)[2]. Божественную литургию служил митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро) в сослужении епископа Сендайского Серафима (Цудзиэ), протоиерея Николая (Кацюбана), иерея Иоанна Нагоя. Приехала на 90-летие и игуменья Южно-Уссурийского монастыря Варвара (Волгина). Множество верующих, собравшихся поздравить владыку Николая, с трудом мог вместить монастырский храм. Два хора – русский и японский – пели во время службы, совершавшейся на двух языках.
В марте 2008 года архиепископ Николай (Саяма) участвовал в торжественной литургии на подворье РПЦ в Комагомэ (север центральной части Токио), а затем в молебне во время закладки камня при строительстве храма Александра Невского в Мэгуро – нового и более просторного храма подворья (на западе центральной части Токио).
29 апреля 2008 года в Софийском монастыре состоялась
пасхальная Божественная литургия, а 15 июня 2008 года, в
день Живоначальной Троицы, была отслужена литургия, на
которую вновь собрались православные верующие из Японии и
России, чтобы соприкоснуться здесь с атмосферой
удивительно светлой и настоящей монастырской жизни.
[1] См. о нем: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2710