Православие.Ru, 24 декабря 2008 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41497.htm |
Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III |
«Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк. 2: 15).
Церковь, тело Христово, во все времена храня Его
искупительный подвиг на земле, снова возвещает сегодня
спасительную истину ближним и дальним, своим членам и
всему миру.
Она возвещает тот факт, что Бог отец наших, из любви
сотворивый в начале человека по образу Своему и подобию,
не терпя последовавшего в результате падения искажения
Своего образа, воссоздал его в последние времена. Он
воссоздал и возродил творение Свое способом, превосходящим
человеческий разум и силы. А совершил это Бог посредством
воплощения и вочеловечения Единородного Своего Сына от
Духа Святого и Марии Девы. «Но когда пришла полнота
времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены,
подчинился закону» (Гал. 4: 4).
Бог обновил человека, Сам соединившись с ним во Христе. Он Сам стал в лице Иисуса Христа тем, кем являлось Его создание – человек со всеми безгрешными человеческими страстями.
«Он снисшел в человеческое естество, не перестав быть Богом, восприял человека не как чуждого, но как поистине Своего», как говорит святитель Кирилл Александрийский (К царю Феодосию. PG. 76, 1169D). Бог явился во плоти в определенный момент исторического бытия. «Он вошел во вселенную как человек, став частью мира», не потеряв через это Божественную славу, как говорит тот же самый божественный отец (О правой вере. PG. 76. 1177). Он стал человеком во времени, при римском императоре Августе Кесаре, и в определенном месте – Вифлееме Иудейском.
Таинство это, превосходящее всякий ум, имело место вдали от глаз безумных иродов мира сего. Христос «в безвестности родился в вертепе», не в силе и могуществе и не с властью, но в младенческой беспомощности и слабости, в крайнем умалении и смирении.
Он открылся в вертепе невинным и чистым душой, могущим уразуметь и принять Его. Он явился видимым образом сначала Деве, Которая дивилась и изумлялась, видя, что совершается обещанное Ей ангелом в Назарете.
Она первой зрит возлежащего в яслях Невидимого и повивает пеленами Невместимого. Иосифу Обручнику поручается сопровождать Деву и Младенца в Египет. Простые сердцем пастухи, пася стада в близлежащей деревне, направляются ангелами, воспевающими на небесах: «Слава в вышних», – и, придя в Вифлеем, видят Младенца, повитого пеленами и возлежащего в яслях.
Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III |
Волхвы с Востока, приходя с дарами, благоговейно поклоняются новорожденному Царю. Этими верными очевидцами и слугами это таинство было передано Церкви. Сначала этой Церкви и с ней ее Святогробскому братству, стражам святых мест, приявшим таинство Божественного откровения. И Церковь эта воздвигла величественные и прекрасные храмы на всех местах, связанных с именем Господа, среди которых упомянутый выше сей вертеп Константина и Юстиниана, сия базилика православных ромеев.
В ней приемлют освящение на протяжении веков христиане Святой Земли и все притекающие со всех концов земли благочестивые паломники. В ней высекается их идентичность, этос любви, мира, примирения и гармоничного сосуществования с последователями других исповеданий Святой Земли. Из этой Церкви и из сего места евангельская спасительная истина распространилась по всей вселенной.
Вспоминая Рождество Христово и сегодня, по прошествии более двух тысяч лет, Церковь возвещает факт Божественного умаления и снисхождения. Она проповедует, что Христос «умалил Себя, зрак раба прияв» (Флп. 2: 7), чтобы человек не пребывал в падшем своем состоянии на земле, но чтобы, восстав, восшел на небо.
Это умаление, начавшееся с вочеловечения и по плоти рождения Сына Божия, простирается до крестной смерти и погребения, а следовательно, воскресения. Сей Божественный и Человеколюбивый образ как драгоценное сокровище истины, как безошибочный компас в жизни предлагает Церковь и современному человеку.
Она разделяет с ним опыт и свою уверенность, что ответ на вопрос о смысле жизни и решение проблем человека находятся в принятии, усвоении, приобщении и применении открытой во Христе жизненной позиции, исполненной любви к людям. И говорит о том, что сегодня, как никогда ранее, так ясно проявляются последствия отрицания божественного во Христе послания людям и удаление их от Него: свирепые войны, насилие военных и террористов; разрушительная ярость безумия, противозаконно и незаконно проявляющаяся в отношении находящихся вне подозрения невинных людей; неравенство в распределении природных и социальных благ и по этой причине угрожающий всему миру экономический кризис, который усиленно пытаются сдержать государства и банки.
Из сего божественного вертепа, из лона Матери Церквей
преподаем патриаршее и отцовское благословение вверенной
нам на Святой Земле и в любом другом месте пастве и
призываем принять воплотившегося и младенствующего по
плоти Христа и Сего иметь примером для подражания.
Обращаемся также с призывом к сильным земли поставить себе
цель достигнуть ненасильственным образом мира,
справедливости, свободы и процветания народов.
Пламенный ко Господу молитвенник
Феофил ΙΙΙ,
во святом граде Вифлееме
Рождество Христово 2008 года