Православие.Ru, 20 мая 2009 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41519.htm |
Отец Иоанникий (Балан) |
Об отце Иоанникии (Балане) (1930–2007)
Сегодня часто говорят, что великие старцы все преставились, и нет больше никого им на смену. При этом забывают, что в наше время редко встретишь даже простого христианина с золотой душой. Архимандрит Иоанникий (Балан) был истинным рабом Божиим, наделенным множеством талантов. Благоговейный и опытный монах, духовник, проповедник вечной жизни, писатель и историк, издатель книг и собиратель изречений современных старцев, он явился блистающей свечой чистейшего воска в годы великой тьмы в мире, лежащем в неведении Евангелия.
Отец Иоанникий родился 10 февраля 1930 года в Станице (Нямецкий округ Румынии) и был крещен с именем Иоанн. Родители его, желая обеспечить ему безбедное существование, отдали его учиться в Коммерческую высшую школу в городе Роман. В 1949 году Иоанн закончил учебу. А так как душа 19-летнего юноши стремилась к вечности, то он поступил в монастырь Сихастрия, последовав слову Господню: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24). Здесь он и принял монашеские обеты. Вскоре отец Иоанникий стал известным многим служителем Румынской Православной Церкви.
Молодой и бесстрашный, исполненный миссионерской ревности, отец Иоанникий с болью видел последствия указа коммунистического правительства об удалении из монастырей монахов и монахинь, достигших 60-летнего возраста. Это было величайшей духовной катастрофой Румынии XX века. Отец Иоанникий сострадал монахам и монахиням, не имевшим ни пищи, ни одежды, высылаемым из монастырей в мир, который не понимал и не любил их. Он оплакал участь тех, кто вынужден был пить горькую чашу изгнанников, в стихах, им написанных. Но он был твердо убежден, что наступит время, когда Бог призовет изгнанных обратно.
Власти вынудили отца Иоанникия оставить возлюбленный им монастырь Сихастрия. Он был переведен в монастырь Быстрица, где прожил 20 лет. Здесь он был рукоположен в священника. Отец Иоанникий много времени посвящал молитве и плаче о своих грехах и грехах всего мира. Но он и много ездил по стране, посещая монастыри, изучая их архивы, беседуя со старцами и обретая настоящие сокровища, что хранит православная Румыния. В тишине кельи, при мягком свете свечи, теплившейся перед его любимыми иконами, им были написаны книги: «Румынский патерик» (1980), «Очаги Румынского пустынножительства» (1981), «Духовные беседы» (1984 и 1988), «Православный путеводитель в Церковь» (1992), «Руководство для православных семей» (1993), «Отец Паисий Исповедник» (1993) «Отец Клеопа Исповедник» (1994), «Беседы с зарубежными православными богословами» (1994) и множество других. Он переиздал 12 томов житий святых епископа Григория (Даскалу; 1765–1834). Трудами отца Иоанникия были сохранены многие жития и поучения святых и праведных монахов. Но книги его, в которых нуждались, как в хлебе, было нелегко найти, так как они были под запретом коммунистических властей.
Отец Иоанникий был благоговейным паломником. Он испрашивал благословения у святых и пил живую воду из источников Православия в Святой Земле, на Святой Горе и в древних катакомбах Рима. После каждого паломничества из-под его пера выходили сотни страниц воспоминаний.
Отец Иоанникий любил молитву и безмолвие, как и подобает истинному монаху высокой духовной жизни. В мыслях своих он всегда был со святыми прошлого. Но он был и хорошим проповедником. Его проповеди слушались с великим вниманием, и они приносили добрые плоды.
Его пастырская любовь и теплота утешали души, страждущие от болезней современного мира. Один из духовных детей отца Иоанникия вспоминал о нем: «Отец Иоанникий имел великую любовь к людям. У него было правило: никогда не оставлять кого-либо в монастыре ненасыщенным. Я приехал туда с моими детьми, и первый вопрос, который был задан нам: “Вы не голодны? Пойдите, дорогие, и поешьте борща, а потом и поговорим”. Однажды он сказал мне: “Позови меня, где бы ты ни был, и я услышу тебя!” А когда мы заканчивали беседу, он всегда отправлял нас на кладбище, на могилу отца Клеопы, и говорил, что тот слышит нас».
Глубокое понимание и знание человеческого сердца позволяли отцу Иоанникию вызволять души из глубины греха. Один врач-гинеколог, делавший аборты много лет, вспоминал: «В тот год серьезная проблема привела меня к двери отца Иоанникия. Исповедовав грехи свои, я решил больше не делать абортов. Отец Иоанникий спросил меня:
– Ты действительно не желаешь больше делать
это?
– Да!
– Иди и наберись терпения.
На пятницу был назначен очередной аборт… но чудесным образом никто не пришел. Не было пациентов! Ко всем другим врачам приходили на аборт, а ко мне – никого! Я понял, что это было плодом его молитвы и благословения. И с этого года я не сделал ни одного аборта. Его созидающее слово исходило из сердца, полного любви к ученикам и паломникам. Святый отче Иоанникие, моли Бога о нас!».
По свидетельствам многих духовных детей его, отец Иоанникий стяжал дар прозорливости. Одна из его чад пришла вместе со своими друзьями (они были супругами), чтобы получить его благословение: у них не было детей. Когда вошли в келью, отец Иоанникий повернулся к ним и сказал: «Мои дорогие, как вы заботитесь о своих крестных?! Подумайте, что вы могли бы для них сделать». Они очень удивились, но ничего не сказали, а когда вернулись домой, выяснилось, что у их крестных тяжелое положение в семье.
Другая ученица старца записала: «Однажды он сказал мне и двум сестрам, бывшим со мной: “Во имя Святой Троицы идите в монастырь!”. Мы очень удивились этому. Потом, когда поступили в монастырь, посвященный Святой Троице, мы вспомнили об этом. Спустя многие годы, когда старец был уже серьезно болен, я приехала к нему с двумя монахинями, чтобы получить благословение. Он говорил с нами проникновенно, давая ответы на все наши вопросы, которые мы даже и не задавали вслух… Когда мы уходили, он одарил нас: меня – иконой святого Пантелеимона, сказав, что святой скоро много поможет мне в больнице, – вскоре так и произошло; одну монахиню – книгой о постоянстве (разрешая тем самым ее проблемы), а другую – книгой о послушании. Так отец Иоанникий разрешил наши проблемы прежде, нежели мы высказали их… Мы покидали его, и наши сердца были утешены его отеческой мягкостью и любовью».
Отец Тудор Цокан пишет: «Он очень любил молодых, и, когда он видел, как они сбиваются с правого пути, его сердце обливалось кровью. Отец Иоанникий отмечал, что студенты колледжей обычно дезориентированы, а учащиеся университетов уже более зрелы, но многие навыкают западным порокам: наркотикам, йоге, искаженной морали – и, если они не утвердились в православной вере и Церкви, они попадают в очень неприятные ситуации… Во времена коммунизма мы знали, кто наши враги, но теперь враги значительно более опасны, так как они скрыты».
До своих последних дней отец Иоанникий продолжал принимать паломников, приходивших к нему услышать слово утешения. Редкая жестокая болезнь наложила ограничения на его духовническое служение и писательскую деятельность (ко времени его кончины многие его работы были не завершены и не опубликованы). Когда его физическое состояние внезапно ухудшилось, духовные чада собрались у его постели. Одна из присутствующих вспоминала потом: «Я была беременна, и когда я сидела у постели отца Иоанникия, мне в голову внезапно пришла такая мысль: “Прошу, Господи, не дай умереть отцу Иоанникию, пока он не благословит мое дитя!”. В этот момент он поднял руку и благословил, произнеся: “Я благословляю дитя тоже! Буди оно благословенно!”».
Великое безмолвие воцарилось перед его кончиной. И он стал кротким, как дитя, перед тем как вселиться в Небесное Царствие.
Беседа с отцом Иоанникием Сихастрийским
Предлагаемая беседа старца с несколькими молодыми людьми состоялась незадолго до его кончины. Запись беседы была предоставлена монахами монастыря Сихастрия.
– Отец Иоанникий, как каяться?
– Мы каемся, когда живем в покаянии. Покаяться – значит отвернуться от грехов и направиться к Господу Иисусу Христу. Когда ты начал порывать со страстью, рядом с которой всегда диавол, ты уже сделал шаг к Иисусу, к истинному пути покаяния. Покаяние – это духовное обращение от греха к деланию добра. Это и истинная исповедь перед старым и добрым отцом-исповедником, когда ты проводишь черту, говоря: «Я больше не буду упиваться», или «Я больше не буду грешить, дорогой отец», или «Каюсь». В этот момент Христос приходит в твое сердце, и Святой Дух осеняет тебя. Через епитимию, которую ты получаешь от духовного отца, ты духовно перерождаешься, и ты больше не чувствуешь себя одиноким и оставленным. И ты не должен подходить к исповеди по привычке, как к чему-то обыденному, но горячо желая примириться с Богом, говоря себе: «Я хочу изменить свою жизнь, я желаю духовного покоя». Тот, кто исповедует свои грехи, читает святые книги и мало-помалу отказывается от убогого телевидения, уже сделал серьезный шаг по пути покаяния. Мы должны точно определить, быть нам с Иисусом Христом или с диаволом. Нет промежуточного: или ты со Христом, или ты с диаволом!
– Можно считать Пасху величайшим праздником покаяния?
– Пасха – это соединение земного и небесного миров. Один из святых отцов сказал, что мир был создан и воссоздан (по-гречески – апокатастасис) несколько раз. Первое сотворение мира – это создание небес, земли и человека. Второе – воплощение и воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Третий апокатастасис, или обновление мира, произойдет на Страшном суде, когда праведные войдут в вечное Царство, а грешники унаследуют вечные муки. И Пасха – это не праздник покаяния, но праздник победы жизни над смертью. Это намного больше, чем покаяние; это победа над диаволом и смертью, над адом, и это радость нашего единения со Христом. Это не только покаяние, это воссоздание мира. Вот что такое святая Пасха, Воскресение Христово. Мы все чада воскресения: мы воссозданы через крещение, через исповедь, через святую евхаристию, через благословение священника, через чтение святых книг и через радость воскресения, исходящую из наших сердец и от святого алтаря Церкви. Никогда не теряйте эту несравненную возможность совоскреснуть со Христом через воскресение.
– Посоветуйте, как молодым людям переносить искушения?
– Молодые люди должны регулярно ходить в церковь. Молодые женщины должны быть одеты подобающим образом и не должны сподвигать нас, монашествующих, указывать, как им одеваться, – это обязанность их матерей и бабушек. Молодые должны читать святые книги. Родители не должны разрешать им посещать ночные клубы; это своего рода наркотик, который доведет их до психиатрической клиники. Не забывайте этого: не бывает зло добрым и добро злым! И, главное: они должны любить Православную Церковь. Молодые люди хотят развлекаться, но современные виды развлечений совсем не традиционны, они заимствованы. Если вы хотите иметь здоровых и красивых детей, не разрешайте им ходить в подобные места. Пусть лучше поспят лишний час. Пойдите с ними на прогулку, пойдите в монастырь, но не позволяйте им ходить в места, где обитает диавол. Не просите больших объяснений, делайте! Мы исчезнем или мы воскреснем! Больше нет времени размышлять…
– Отец Иоанникий, скажите, есть разница между любовью и уважением?
– Любовь божественна. Между уважением и любовью разница большая, хотя они и дополняют друг друга. У язычников есть уважение, но у них нет любви ко Христу, и у них нет понимания ее: они знают только физическую любовь. Любовь значит бессмертие. Уважение – это что-то человеческое; это исчезнет, когда я умру. Но любовь бессмертна, потому что Христос есть любовь. Любите друг друга во Христе, и вы пребудете бессмертными.
В горах Сихастрии подвизалось много отшельников. И сегодня в горах живут несколько отшельников; двоих из них я знаю. Они дали следующий прекрасный совет. Отец Клеопа (Илие) рассказал мне однажды: «Когда я был молод, я пас монастырских овец. Как-то раз я встретил отшельника и спросил его: “Отец, когда будет конец мира?”. И он ответил: “Знаешь, когда будет конец мира? Когда не будет более дороги от одного соседа к другому”». Это значит: когда исчезнет любовь. Бомбы не принесут миру конец: они плод ненависти между людьми. Бомбы и болезни – это результат наших великих грехов. Но когда любовь исчезнет, придет конец мира. Постарайтесь понять эту тайну. В наши дни люди не работают Богу. Они работают только ради своего чрева. Простите меня!
– Когда Мария Магдалина пришла на гроб Иисуса, увидела Его воскресшего, она хотела прикоснуться к Нему и облобызать Его ноги, но услышала: «Не прикасайся ко Мне; ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20: 17). Почему?
– Святые отцы не вполне разъяснили это. Тем не менее, все они говорят, что смертные, не вкусившие воскресения, не могут прикасаться к воскресшему телу Бессмертного. Человек из персти не может прикоснуться к Богу, Который есть Присносущный Огнь. Человек может умереть, он может не пережить этого. Но это и знак почтения к воскресшему Христу. И грешный христианин, прикоснувшийся к мощам святого, может впасть в болезнь или иное что случится с ним; а если он имеет злые помыслы, то от прикосновения к мощам может получить и вразумление. Все это научает нас не приступать к святым тайнам без серьезной подготовки. Некоторые говорят: «Я исповедую кратко грехи, причащусь и вот так спасусь». Кто знает! Порой мы, слабые и грешные люди, не подготовлены к святой евхаристии. Мы не знаем Священного Писания, как знают его сектанты, которые и искажают его по своему хотению. Они прикасаются к святому, потому что не знают, что такое святой огнь! Мы должны со страхом размышлять о высших предметах, потому что мы недостойны; мы должны прикладываться к иконам с умилением и верой. Смиренные уразумеют тайну смирения, тайну Марии Магдалины.
– Сказано, что монашеская жизнь – это великое испытание сердца, но в то же время это и ангельское житие в земном теле. Что такое монашеская жизнь? Что она даст молодым людям, желающим вступить на путь иноческий?
– Монах – это человек, который избирает путь молитвы, чистоты, смирения, безмолвия и постоянного пребывания во Христе через молитву. Это монашеская жизнь в теории. В реальности все не совсем так. Видите ли, у каждого человека в городе, в мире собственные проблемы. Каждый день 200–300 человек приходят в наш монастырь, и каждый из них приходит со своими проблемами. А здесь всего несколько умудренных опытом отцов (мы не берем в расчет молодых). Из-за всех приходящих у них нет времени на сон или трапезу, и у них болит голова от решения людских проблем. Нас, духовников, всего трое здесь; в других монастырях ситуация еще хуже. Недостаток опытных священников и духовников – это мировая проблема.
Монахи – это люди, оставившие мир, чтобы служить Богу, молиться Ему. Они молятся за свою страну, своих родителей, за всех.
– Отец Иоанникий, что вы думаете об объединении христианских Церквей, и в первую очередь об объединении с Католической Церковью?
– Отец Иустин (Попович), великий сербский богослов, сказал: «Экуменизм – это всеересь». Мы, отец Клеопа и я, посещали его – это было просто чудо – по пути на святую гору Афон. Он жил в женском монастыре Челие. Его преследовало правительство, и он был послан духовником в этот монастырь. Он был одним из величайших богословов наших дней.
Экуменизм хочет положить все секты в одну корзину. Мол, мы хотим единства, и мы собираем все секты вместе, говоря: «Вот, мы объединились». Но мы не можем установить единство только через взаимные объятия. Конечно, мы не враждуем друг с другом, мы уважаем друг друга, но я придерживаюсь своего закона, а они – своего. Должно быть единство в догматах. Наши догматы неизменны со времен святых апостолов, и поэтому те, кто изменил закон Божий, Священное Предание, должны возвратиться к нашим догматам. Если они сделают это, не будет никаких трудностей в установлении единства. И не будет единства с одними улыбками и обедами.
Я ездил с отцом Клеопой в Святую Землю. На горе Фавор стоят два монастыря: православный и католический. Мы посетили оба монастыря, и я перекрестился в обоих монастырях, потому что у них на храмах тоже есть крест. Но между крестным знамением и совместным служением литургии огромная разница. Один бедный монах, отец Августин, сказал мне: «Отец, хотите я спою для вас “Ave, Maria”? Мало кто приходит на гору Фавор, и временами мы чувствуем себя так одиноко». Он спел очень красиво и почти плакал от радости. Видите, у них чистые души, но основная вина лежит на тех, кто изменил наши догматы. Простые верующие – они хорошие люди. Я три раза был в Италии и должен засвидетельствовать: многие из них – необыкновенные люди, но это не значит, что мы можем объединиться с ними. Изучите деяния Вселенских Соборов, символ веры, святые книги последних веков, станет ясно, кто неправ – Ватикан или мы! Нужно видеть истину!