Православие.Ru, 11 февраля 2010 г. http://www.pravoslavie.ru/put/41621.htm |
Диакон Владимир Василик |
Преподобный Шио Мгвимский |
Преподобный Шио Мгвимский [3] родился в конце V века в Антиохии в Сирии [4], в семье благочестивых и богатых родителей, чьи имена неизвестны. Родители сами занимались образованием сына, воспитывали его в страхе Божием, в любви к Богу и людям, в усердии к церковным службам и изучении слова Божия. Вместе с ним они читали Писание. К 16 годам Шио прекрасно изучил Священное Писание, молитвы и творения отцов Церкви. Многие тексты он знал наизусть. Родители, опасаясь, что сильное умственное напряжение может вызвать плохие последствия для здоровья их ребенка, часто просили сына дать себе отдых. Однажды они даже решились отобрать у него книги, что сильно опечалило Шио. Однако они вняли его словам: «Кто не изучает Писания, тот отдаляется от Царствия Небесного и становится рабом диавола». Родители вернули сыну книги, и с тех пор не стесняли свободы своего сына.
Когда Шио было 20 лет, в Антиохию пришел просветитель антиохийцев святой Иоанн, позднее известный как преподобный Иоанн Зедазенский. Духовное образование преподобный Иоанн Зедазенский получил в Антиохии. Еще в ранней молодости он принял постриг и удалился в пустыню, избегая мирских треволнений и еретических соблазнов, так как в это время Антиохийской Церковью управлял еретический патриарх Петр Валяльщик (Кнафевс). В пустыне преподобный Иоанн прославился подвигами и чудотворениями. Когда слава распространилась о нем, то к нему устремилось множество народа, желавшего получить исцеление, духовное наставление и просто увидеть святого. Тогда святой Иоанн счел за благо удалиться подальше от мирской славы и смущения. Вместе с особо преданными и духовно опытными учениками он удалился в безлюдное место и, построив кельи, начал вести с ними отшельническую жизнь. Однако затем он вышел из уединения ради пользы верующих и пришел в Антиохию. Встреча с ним поразила Шио, поскольку преподобный Иоанн сразу назвал его по имени еще прежде их знакомства. Преподобный предсказал ему, что он станет «отцом для многих отцов», и призвал его к монашеской жизни. Шио с радостью откликнулся на призыв преподобного Иоанна, но боялся огорчения родителей и их противодействия. Однако преподобный Иоанн предрек ему, что они раньше, чем Шио, примут монашество. Во время литургии, на которой присутствовали Шио и его родители, были прочитаны слова из Евангелия от Луки (14: 26) об отвержении мира и ненависти к самой жизни своей. Опираясь на них, преподобный Шио завел со своими родителями речь о монашестве. Они, полагая, что после их пострига сын женится, решили удалиться от мира, не желая препятствовать его семейному счастью. Но как только родители Шио приняли постриг, юноша раздал все имение, оставшееся от его родителей, – часть раздал нищим, часть пожертвовал монастырям и освободил рабов, а сам поспешил к преподобному Иоанну, который с радостью принял его и облек в иноческую одежду.
Преподобный Шио преуспевал в монашеских подвигах более всех учеников преподобного Иоанна, так что тот дивился столь сильно действовавшей в нем благодати Божией. Через 20 лет после призвания преподобному Иоанну было откровение свыше избрать из числа своих учеников 12 человек и с ними отправиться в страну Иверскую (Грузинскую), чтобы утвердить там в вере обращенных равноапостольной Ниной в христианство грузин [5], вывести многих из мрака неведения, защитить от натиска огнепоклонников и оградить их от еретических соблазнов, поскольку на Кавказе в это время распространялась монофизитская ересь [6]. После продолжительных молитв преподобный Иоанн Зедазенский избрал следующих учеников для проповеди в Грузии: Авива Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе Цилканского, Иосифа Алавердского, Исидора Самтавнели, Михаила (Микаэля) Улумбийского, Пира Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского [7]. Когда преподобный Иоанн со своими учениками достигли Мцхеты [8], их гостеприимно принял католикос Мцхетский Эвлавий (533–544)[9]. Иоанн с учениками провели в Мцхете три года, пребывая в молитве и проповедуя слово Божие, а затем взошли на гору Зедазени. После их двухлетнего пребывания на горе святому Иоанну явилась Божия Матерь с равноапостольной Ниной и повелела ему, чтобы он разослал своих учеников по разным местам страны для проповеди. Проснувшись, святой Иоанн собрал учеников, объявив им повеление Богородицы и святой Нины, и затем призвал их приготовиться отправиться туда, куда каждому из них укажет Сам Святой Дух. Можно провести известную аналогию между этим явлением и Пятидесятницей, после которой святые апостолы разошлись для проповеди в разные страны. Святой Иоанн привел своих учеников к католикосу и попросил у него благословения на их грядущую проповедь. Католикос, благословив их и прочитав о них молитву, повелел каждому взять себе в помощь по одному иноку. Только один святой Шио, любивший пустыню и уединенную жизнь, попросил своего учителя благословить его на отшельничество. Святой Иоанн позволил ему это, сказав: «Чадо мое! Ступай, куда поведет тебя Сам Господь. Мне явил Владыка наш Господь Иисус Христос, что ты должен вести уединенную жизнь, а между тем будешь аввой великой лавры. Но прежде явись католикосу, получи его благословение, и да будет Господь с тобой всегда. Он нигде не оставлял меня, смиренного, в борьбе с духом лукавым, Он будет твоим Покровителем и Утешителем и разрушит за тебя всякое коварство и ухищрение дьявольское».
Монастырь Шио Мгвимского |
Монастырь Шио Мгвимского |
Однажды святой Шио увидел одного монаха, который нес воду в кувшине и, упав на землю, разбил его и пролил воду. Это происшествие сильно опечалило монаха, ибо он с большим трудом принес воду издалека. Глубоко огорченный, он стоял над разбитым сосудом и горько плакал. Святой Шио не мог не сочувствовать скорби брата и, к утешению своему, увидел ангела, стоящего у скалы и копьем как будто копающего землю для извлечения из скалы воды, которая и потекла тотчас. Святой Шио, обратившись к печальному брату, сказал: «Бог за твои слезы и благочестие на этом месте через ангела источил воду. Ее достаточно будет для всей братии». Следует отметить, что в данном случае преподобный Шио уподобляется пророку Моисею, который источил для скорбевших и роптавших израильтян воду из камня. Однако здесь мы видим и иное – скорбь брата и его смирение, которое получает заслуженную награду. После этого случая 25 братьев монастыря могли без всякого препятствия доставать себе воду.
Число иноков увеличивалось, но храма для общественного богослужения у них не было. Однажды все братья собрались к святому Шио и просили у него благословения построить у себя церковь. Шио, услышав просьбу всей братии, встал со своего места, вышел из пещеры, отправился с ними на восток и взошел на вершину близлежащей горы. Здесь он встал на колени со всеми своими учениками и долго со слезами молился Богу, прося указать место для постройки храма для славословия святого Его имени. По окончании молитвы святой Шио встал и попросил горячих углей. Он положил их на ладонь левой руки, ознаменовал угли крестным знамением, потом велел всем стоящим инокам поднять к небу руки и петь: «Кириэ элейсон» (Господи помилуй). Иноки пели целый час, между тем столп дыма от курящегося ладана поднялся высоко вверх, затем пошел с востока на запад, к ущелью, где были пещеры иноков, а затем опять поднялся в вышину. На это место устремился преподобный Шио с учениками, неся в левой руке горячие угли с ладаном. Придя туда, они поняли, что место это избрал Сам Господь для построения храма во славу имени Своего. У святого Шио два часа курился ладан на руке. Затем, покадив братию, святой сложил с руки горячие угли, взял кирку и трижды ударил по земле под самым столпом фимиама и повелел построить на том месте церковь [12]. Вскоре после этого Евагрия посетил царь Фарсман VI (542–557), который сильно скорбел об уходе своего верного храброго полководца, некогда по просьбе самого императора Юстиниана усмирившего воинственный народ таскуп. Однако встреча с преподобным Шио перевернула сердце царя: он снял свою корону, пояс и пал пред преподобным. Тот поднял его и благословил[13]. Царь подарил монастырю четыре деревни и дал денег на строительство храмов.
По окончании строительства храмов Евагрий сообщил об этом царю и попросил освятить их. Царь, в свою очередь, уведомил об этом католикоса Макария (553–569) и попросил его с епископами в день Пятидесятницы собраться в обители святого Шио для освящения церквей. На освящение храмов собрались царь Фарсман VI, католикос Макарий с епископами, а также святой Иоанн Зедазенский со своими учениками. Главный храм был освящен во имя пророка Иоанна Предтечи. Торжество длилось неделю. Царь и все собравшиеся просили святого Шио, чтобы он принял на себя сан пресвитера[14]. Однако Шио решительно отклонил эту просьбу.
Святой Шио совершил множество чудес. В частности, он изгнал из пустыни диких зверей, вредивших братии, но оставил одного волка, для того чтобы тот пас монастырских ослов. После посещения святого Иоанна Зедазенского, желавшего узнать степень духовного совершенства своих учеников, преподобный Шио решил удалиться в затвор. Он взял благословение своего духовного отца, а также патриарха и попрощался с братией. На прощание он изрек 160 поучений, среди них были следующие: «Любите нищету, чтобы наследовать вечное блаженство. Презирайте попечение и суету этого мира, чтобы не соблазниться им. Воспитывайте себя в изучении Священного Писания, просвещающего ум и сердце». Затем он удалился в затвор, где после многих подвигов скончался 9 мая, получив перед этим напутствие святыми дарами от священника, который спустился к нему в яме на веревке. Достаточно скоро Шио Мгвимский бы прославлен как святой. Ныне употребляемая служба ему была составлена в XI веке.
После смерти преподобного Шио монастырь быстро стал оживленным центром культурной и религиозной деятельности и находился под личным патронажем католикосов Грузии. Число братии временами достигало 2000 человек. Царь Давид IV Строитель (1089–1125) сделал Шио-Мгвимскую обитель царской и создал Типикон монастыря (1123)[15].
Падение единого Грузинского царства и непрекращающиеся чужеземные вторжения привели монастырь в упадок. Период относительного оживления наступил, когда грузинский царь Георгий VIII (1446–1465) предоставил Шио-Мгвимский монастырь и его земли благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, которые до 1810-х годов использовали его в качестве семейной усыпальницы.
Монастырь был опустошен в 1614–1616 годах вторжением персидских войск шаха Аббаса I. Князь Гиви Амилахвари восстановил обитель в 1678 году, но в 1720 османы в очередной раз разрушили ее. Монастырь, восстановленный Амилахвари в 1733 году, был снова разрушен персами менее двух лет спустя. Впоследствии Шио-Мгвимский монастырь был восстановлен, интерьер его храмов обновили в XIX веке, но обитель так и не смогла возвратить свое прошлое значение в духовной жизни Грузии. При советской власти монастырь был закрыт. По некоторым свидетельствам, часть мощей святого Шио, хранившаяся в монастыре, была сожжена, но одна кость сохранилась[16]. Но хотя монастырь был закрыт, монахи все равно продолжали тайно совершать богослужения. В настоящее время в обители вновь возрождена монашеская жизнь.
[1] См. о нем, в частности: Квирила М. Преподобный отец наш Шио Мгвимский и его монастырь. 1902.
[2] Арсений Сапарели – грузинский церковный автор, антимонофизитский полемист. Житие преподобного Шио Мгвимского см. также: Памятники древнегрузинской агиографической литературы / Груз. текст перевел, снабдил исследованиями и примечаниями академик АН Груз. ССР проф. К.С. Кекелидзе. Тбилиси, 1956. Литературу об Арсении Сапарели и его творениях см.: Алексидзе З. Арсений Сапарский // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2002. С. 439–440. На русский язык житие преподобного Шио перевел Михаил Сабинин. См.: Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви / Сост. Михаил Сабинин. СПб., 1871. С. 91–123.
[3] Имя Шио может восходить к имени Симеон (Шим он) и явиться результатом позднейшего сокращения на грузинской почве.
[4] О ней см.: Михаил Наджим. Сильвестрова Е., Казарян А. Антиохия // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 539–542.
[5] См.: Сабинин Гоброн (Михаил). История Грузинской Церкви до конца VI века. СПб., 1877.
[6] О распространении монофизитства в Грузии см.: Meyendorf John, fr.. Imperial unity and Christian divisions. N.-Y., 1989. P. 102–110.
[7] Примечательно, что в это же время в Эфиопии также проповедовало двенадцать сирийских отцов. Подобный образ проповеди, основанный на примере двенадцати апостолов, стал весьма актуальным для миссионерства VI века.
[8] См.: Кекелидзе К. К вопросу о прибытии сирийских отцов в Картли // Кекелидзе К. Этюды. Т. 1. С. 82–107 (на груз. яз.).
[9] Скорее всего, он был греком по происхождению. Датировка его правления вызывает определенные споры, поскольку, согласно ряду источников, с 523 по 552 год Грузинской Церковью управлял католикос Савва I, грузин по народности. См., в частности: Марр Н.Я. Исторический очерк Грузинской Церкви с древнейших времен // Церковные ведомости. СПб., 1907. Приложение 5. С. 110–120.
[10] См.: Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви. С. 95, 97, 99, 101, 103.
[11] Здесь трудно не увидеть аналогии со святым пророком Елисеем, учеником пророка Илии, который его милотью разделил Иордан (см.: 4 Цар. 2: 14).
[12] См.: Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви. С. 107, 110, 112.
[13] Возможно, благословение преподобного Шио несет в себе черты венчального чина: «Бог Авраама, Исаака и Иакова, избравший Давида, раба Своего, и помазавший его на царство избранному народу Своему, исполнивший Соломона великой мудрости, вооруживший раба Своего Константина знамением святого Креста да благословит царство твое невредимо».
[14] Сан диакона преподобный Шио принял еще в Сирии, в Антиохийской пустыне.
[15] См.: Гоголадзе А., Габидзашвили Э., Чичинадзе Э. Давид IV Строитель // Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2007. С. 569–571.
[16] Андрей Фомин. Преподобный Шио Мгвимский // http://www.kurier.lt/?r=13&a=739.