Предвкушение Царствия Небесного

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 27 сентября 2010 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41673.htm

Митрополия Молдовы и Буковины очень много значит для Румынской Православной Церкви. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что предыдущий патриарх Румынский Феоктист († 2007) и нынешний предстоятель Румынской Церкви патриарх Даниил возглавляли эту митрополию. Эта митрополия, пожалуй, и самая монашеская в Румынской Церкви. Здесь находятся важные монастыри, возникшие в XV–XVI веках; здесь подвизался преподобный Паисий Величковский. Три года назад митрополию возглавил митрополит Феофан (Саву), которого лучше всего, наверное, характеризует такая подробность его биографии: из шести братьев и сестер владыки трое, как и он, выбрали монашеский путь. О румынском монашестве, о его значении для страны и общества – беседа с митрополитом Молдовы и Буковины Феофаном (Саву).

Митрополит Молдовы и Буковины Феофан (Саву)
Митрополит Молдовы и Буковины Феофан (Саву)

– Владыка, сколько сейчас монастырей в Румынии и каково значение монашеской жизни?

– 420 монастырей. Это и небольшие скиты, в которых подвизаются не более семи монахов, и большие обители, где 300–400 насельников. Всего монашествующих в Румынии около 9 тысяч.

В Румынии монашество, как и везде, дает возможность пройти по одному из тех двух путей, которыми человек может достичь Царствия Небесного (второй путь – благочестивая жизнь в миру воцерковленного христианина). Господь оставил людям монашество, чтобы еще в этом мире можно было в видимой форме предвкусить небесную жизнь.

– Известно, что при коммунистическом режиме монашество в Румынии притеснялось.

– Положение монашества в отрезок времени между 1945 и 1990 годами несколько раз менялось. Можно говорить о трех периодах. Первый – это годы 1945–1959. Тогда сложилась парадоксальная ситуация, ибо в монастыри приходило много желающих подвизаться на монашеском поприще, число монахов и монахинь вроде бы увеличивалось, но при этом власти начали репрессии против верующих, и многие монашествующие, как и приходские священники, были брошены в темницы.

В 1959 году приблизительно 200 монастырей были закрыты, а из тех, что остались, была изгнана большая часть монахов, причем преимущественно молодых. С этого года берет отсчет второй период, который продлился до 1964 года. Это был самый болезненный период монашеской истории коммунистического времени.

С 1964 по 1990 год наблюдалось послабление гонений на монашество. В это время были заново открыты некоторые монастыри, в них вернулась часть изгнанных монахов, кое-кого выпустили из тюрем.

– Удалось сохранить монашеские традиции?

– В монастырской жизни, как и в приходской, у нас всегда сохранялась преемственность. Приходских церквей было закрыто мало. И в каждом населенном пункте был священник, поэтому не было проблем с духовенством, которое крестило, венчало и отпевало народ.

В 1990 году в Румынии редко где можно было встретить некрещеного человека. В то же время давление коммунистического режима на Церковь всегда присутствовало. Было очень тяжело получить разрешение на строительство храмов. Правда, несмотря на это, Церкви удалось построить около 700 храмов. Издавались православные книги, но очень маленькими тиражами, которые не могли удовлетворить существовавшего спроса. Были богословские школы: два факультета в университетах и шесть семинарий. Но число выпускников этих духовных школ не удовлетворяло потребность Церкви в священниках. Церковь имела возможность свободно служить литургию, но было тяжело проповедовать Евангелие в школах, армии, тюрьмах; приходилось это делать тайно, скрыто.

Но, слава Богу, самое главное удалось сохранить: храмы были открыты, священники служили литургию, крестили, исповедовали, венчали и отпевали. Мы всегда имели помощь Божию.

– Сегодня в румынских монастырях можно увидеть очень много молодых, образованных и в принципе состоявшихся как личности людей. Чем их привлекает монашество?

– На самом деле не достаточно много, чтобы пополнить необходимое для миссионерских нужд число. За последнее время возросло количество новых монастырей, а число поступивших в них уменьшилось.
Что приводит в монашество молодых людей? Те, кто выбирают путь монашеской жизни, в первую очередь следуют внутреннему призыву полностью посвятить себя Господу. Точно такие же мотивы и у идущих в монастырь в России и в других странах. Это во-первых. Во-вторых, наша традиция старчества. У нас много удивительных подвижников, слова и жизненный пример которых влекут в монашество тех, кто их слышал и видел. И в-третьих, в Румынии существует многовековая традиция присутствия монашества в духовной, культурной и воспитательной сторонах жизни общества. Монастыри внесли огромный вклад в развитие румынского общества, и потому это очень естественно, что в стране, где живет 20 миллионов православных людей, имеется несколько тысяч человек, которые избрали для себя монашеский путь, чтобы посвятить свою жизнь всецело Богу.

– Какую роль играют монастыри в сегодняшней Румынии?

– Не думаю, что эта роль сильно отличается от той, которую монастыри играли всегда. Монашество – это предвкушение Царствия Небесного в этой жизни. Монашество дает отчасти образ небесной жизни.
В то же время монастырь – это место, куда отовсюду стекаются православные; здесь они могут собраться единым умом и единой душой на несколько часов или несколько дней и потом, наполненные монастырским светом и молитвой, вернуться в мир, в семьи, чтобы с новыми силами нести по дороге жизни свой крест.
У некоторых обителей есть особые функции: они издают книги, содержат семинарии и духовные училища для молодых монахов и монахинь, в той или иной форме несут социальное служение. Но таких монастырей мало, потому что главное, что ждут люди от монастырей, – это молитвенная помощь, живой пример жизни во Христе и проповедь слова Божия.
Именно поэтому вся работа Церкви по социальным, культурным и образовательным программам, как правило, ведется священниками, при епархиальных управлениях.

– Монашество откликается на социальные проблемы современной жизни?

– Мы не думаем, что монахи и монахини должны как-то непосредственно участвовать в решении этих проблем. Они должны молиться за весь мир, в том числе и о людях, у которых возникают такие проблемы. Точку зрения и позицию Румынской Церкви на такие проблемы озвучивают иерархи и богословские школы.
Конечно, есть монастыри, которые как-то откликаются на эти вызовы, что-то предпринимают. И это их участие помогает Церкви в ее брани против этих негативных социальных явлений, потому что в ситуации, когда церковная иерархия не высказывает своего отношения к какому-то вызову, возникают проблемы.

Есть и монахи, которые, например, занимаются тюремным окормлением, работой с армией, но это особые случаи. В основном же такая деятельность осуществляется через приходы или специальные церковные структуры.

– Вы учились в Европе, получили хорошее образование. Как это помогает в вашей деятельности по управлению митрополией?

– Если ты познаешь другую реальность, кроме той, в которой родился (это касается как Церкви, так и общества), то это просто замечательно. В архиерейском служении это очень помогает, потому что, зная традиции и обычаи других Церквей, других народов, ты лучше понимаешь свою Церковь, свой народ. Европейское образование позволяет хорошо знать и понимать, что сегодня необходимо Церкви для наилучшей реализации ее миссионерской деятельности. Румыния является членом Евросоюза. И понимание того контекста, в котором ты находишься, позволяет сильнее и надежнее защищать себя от навязывания тех ценностей, которые противоречат Евангелию. В то же время знакомство с полезным опытом других дает возможность использовать его и в своей практике.

– В коммунистическое время румынская молодежь была искушаема атеизмом, который предлагал забыть Бога ради социальной справедливости. Сейчас перед христианскими народами, живущими в бывших соцстранах, стоит новое искушение: предлагается хорошо устроенная в материальном плане жизнь, но в обмен, порой, на еще большее отступление от Христа. Стоит ли перед румынской молодежью искушение богатством, комфортом, возможностью какой угодно самореализации?

– Это искушение стояло перед Церковью Христовой еще с ее основания. Были времена особо тяжелые, были и полегче. Сейчас наибольшая опасность в том, что грань между добром и злом, между нормальным и ненормальным становится все более невидимой. И молодому человеку разобраться с этим в одиночку очень тяжело. Грехи были всегда, но раньше их осознавали и те, кто их совершал. В последние десятки лет к грехам стали относиться по-другому. Добро смешалось со злом, и людям стало сложно отделять их друг от друга. Я вижу, как трудно молодым найти себя, свой путь. Другое большое современное искушение – релятивизация евангельских ценностей и слов Христа. И получается, что ты можешь считать себя христианином, но жить совершенно не по Евангелию. Раньше это было невозможно; повторюсь: была видна грань между добром и злом. Поэтому тот современный молодой человек, который смог решить для себя эти проблемы, имеет перед Богом большее достоинство, чем тот, который находил свой путь к Богу тоже в тяжелое, но более понятное и ясное время. Было бы идеально, если бы больше молодых умели пользоваться достижениями и успехами экономики и прогресса, но при этом оставались в лоне Церкви. Мы имеем в истории примеры людей, которые были обеспечены, оставаясь при этом очень близкими к Богу: это Авраам, Иов, царь Давид… Идеал не в том, чтобы, живя в современном обществе – я говорю о семейной жизни, а не о монашеской, – совсем отказаться от материального достатка и вести христианскую жизнь, а в том, чтобы быть подлинным христианином даже если ты бизнесмен, профессор, военный или политик.

– Румынские политики – верующие люди?

– Присутствие политиков в приходском храме или монастыре в будничный день или праздник – обычное дело. Президент Румынии, принося присягу, клянется на Библии. Когда нынешний президент Траян Бэсеску был избран на свой первый срок, то на церемонию инаугурации он пригласил патриарха Феоктиста. На его второй президентской инаугурации присутствовал патриарх Даниил, отслуживший молебен в сослужении иерархов и благословивший президента служить на благо общества.

– Оказывает ли государство помощь монастырям?

– Есть несколько видов помощи. Так, была возвращеначасть конфискованного коммунистами у Церкви имущества. Оказывается помощь при реконструкции монастырей и храмов и постройке новых церквей и церковных зданий. Правда, сейчас, когда из-за мирового кризиса у государства появились экономические проблемы, размер такой поддержки уменьшился.

Кроме того, монашеские семинарии включены в систему государственного образования, соответственно зарплату преподавателям и стипендии учащимся платит государство. Также государство платит зарплату тем священникам и учителям, которые преподают закон Божий в школах. Еще в Румынии монахи получают небольшие пособия, которые монастыри используют для своих нужд.

– Владыка, в заключение нашего разговора, что бы вы хотели пожелать русским читателям?

– Воцерковленные пусть еще больше углубятся в жизнь во Христе для стяжания Духа Святаго. А тем, которые еще не в Церкви, желаю помощи Господа открыть путь к Нему, чтобы иметь подлинную земную жизнь и получить благословение быть в Царствии Божием на вечную жизнь.