Православная школа: румынский опыт

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 31 марта 2011 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/45665.htm
C Вирджинией Никшу беседовал Игорь Зыбин

Школа «Святые мученики Брынковяну» (şcoala «Sfinţii martiri Brancoveni») – хороший пример того, как неравнодушие становится основой добрых дел. Румынский предприниматель Марчел Боурош хотел, чтобы его дочь ходила в православный детский сад, но поскольку такого в Констанце не было, то он решил его организовать. О том, как православный детский сад превратился в школу и что эта школа собой представляет, рассказывает ее преподаватель и разработчик учебных пособий Вирджиния Никшу.

– Вирджиния, как давно существует школа?

– Наша школа официально существует уже шесть лет – с 2005 года. Еще один год мы работали неофициально – в рамках экспериментального образовательного учреждения, накапливая необходимый опыт. Школа была создана по благословению архиепископа Добруджского Фомы, ее духовником является старец архимандрит Арсений (Папачок).

– Какова структура школы?

– Она состоит из детского сада, в который принимаются дети с трехлетнего возраста, и начальной школы с 1-го по 4-й класс. Итого мы имеем восемь классов, за каждым из которых закреплен свой преподаватель. Отдельно приглашаются учителя иностранных языков. К сожалению, у нас нет такого здания, в котором бы могли разместиться все наши дети. В наших планах развивать обучение детей до выпускного класса, и как только у нас появится возможность разместить под одной крышей все классы, то мы устроим полноценную гимназию.

– Ваша школа действует только в Констанце?

– Сегодня мы уже имеем филиал в Сучаве, но там действует только детский сад.

– Кому принадлежит идея школы?

– Идея пришла в голову Марчелу Боурошу, который возглавляет фонд «Святые мученики Брынковяну»[1]. Он же и организовал школу, потратив на ее создание свои средства. Ему хотелось, чтобы его маленькая дочь не только в семье, но и в детском саду воспитывалась бы в православном духе. Но поскольку в Констанце таких детских садов не было, то он решил его создать. Первая группа состояла всего из трех детей. Через год работы мы получили аккредитацию и начали разрабатывать планы школьного образования.

– Румынские законы позволяют организовывать православные детские сады?

– Наши законы разрешают и в детском саду, и в школе проводить один-два раза в неделю дополнительные уроки, посвященные религиозной тематике. Я имела необходимое образование и лицензии, позволяющие работать в детском саду и начальной школе и проводить такие уроки. На основании закона мы разработали собственную программу, которая была одобрена Министерством образования.

– Что представляет собой программа школы?

– Программа обучения детей в школе представляет собой обязательный базовый блок и дополнительные элементы. Мы создали свою основную программу и интегрировали в нее обязательный блок.

– Чем в Румынии православные детский сад и школа отличаются от неправославных?

– В нашем детском саду день начинается с утренней молитвы; также ежедневно по утрам дети имеют православный урок, который отличается уровнем в зависимости от возраста детей – это могут быть песенки, стихотворения, зарифмованные молитвы, рассказы, поучения, в которых заложен духовный и нравственный смысл. Если на этот день приходится церковный праздник или день памяти особо почитаемого в нашей стране святого, то, как правило, материалы урока посвящены этому. Также мы можем предложить детям в этот день нарисовать икону или вылепить фигурку святого. По великим праздникам мы с детьми идем в храм на Божественную литургию.

Что касается школы, то там детям предлагаются уже молитвы, которые предназначены для взрослых. Также и материалы первого 15-минутного урока имеют уже серьезный поучительный и нравственный посыл. Во время этого урока мы читаем Пролог, жития святых, святоотеческие поучения. По понедельникам мы изучаем толкование Евангелия, которое читалось накануне в храме на воскресной литургии. Кроме этого, по вторникам мы учим молитвы, по средам – церковные песни, и так на каждый день мы имеем что-то определенное. После первого урока начинаются те же уроки, что и в государственной школе. По просьбе родителей мы ввели еще один дополнительный блок – иностранные языки: английский и немецкий, которые начинают изучать еще в детском саду. Также в школе изучается и каллиграфия. Методику преподавания всех отличающихся от школьной программы дополнительных блоков разрабатывали наши преподаватели и профессора.

– Кто работает в вашей школе?

– По закону работать с детьми могут только профессионально подготовленные преподаватели, поэтому наши сотрудники – это выпускники государственных университетов, которые при этом являются верующими людьми. Директор школы священник Адриан Кягэ (Adrian Chiagă) по образованию также педагог.

– По каким критериям министерство оценивало вашу программу, перед тем как выдать вам государственную аккредитацию?

– Прежде всего, внимание обращается на то, чтобы часовой объем предметов, изучаемых сверх общей программы, не превышал той нормы, которая определена для дополнительных предметов – это один-два часа в неделю плюс обязательный урок религии, существующий и в общеобразовательной школе. Помимо этого учитывается опыт и уровень преподавателей. Также в нашей школе должны праздноваться все общегосударственные праздники[2]. И есть еще один праздник, относящийся к завершению учебного года, темы для которого определяют сами учителя, имея на это свободу выбора. Пользуясь этим преимуществом, мы создаем программы в духе церковной традиции. Так, например, к окончанию учебного года во 2-м классе я составила сценарий праздника, связанный с жизнью святого Стефана Великого, по которому дети в одеждах того времени поют песни и разыгрывают сценки подвигов святого. Кроме того, мы празднуем особо и дни памяти других святых. Например, совсем недавно мы разработали сценарий, приуроченный к 50-летию преставления преподобного Иоанна Хозевита – недавно прославленного румынского святого, который подвизался в известной пустыни и умер в 1960 году. Этого святого мы выбрали неслучайно: первый год обучения в школе дети изучают азбуку, и мы сделали свой вариант, который основан на житии святого Иоанна и местах, где он подвизался. Так, например, буква «l» иллюстрируется у нас львом, который служил преподобному Герасиму Иорданскому. К этой азбуке прилагается тетрадь с прописью, в которой дети, помимо упражнения в написании элементов букв, могут раскрашивать и дорисовывать картинки из жизни святого.

– Какие дополнительные требования, помимо тех, которые предусмотрены государственной системой образования, вы предъявляете к своим преподавателям?

– Для нас главное, чтобы наши преподаватели были православными не по названию, а жили по-настоящему нашей верой. Если хотите, то чтобы были в какой-то степени подвижниками. Таких подвижников найти трудно, но мы стараемся тщательно подбирать кадры.

– Обучение в вашей школе платное?

– Да, иначе бы мы не смогли ее содержать. Но наши цены самые низкие по сравнению с ценами всех других частных школ города. Кроме того, часть детей обучается у нас по стипендиям, которые им выделила школа. Такие стипендии выплачиваются детям из многодетных или малообеспеченных семей, которые нам известны как хорошие христиане. Кроме того, наша школа очень востребована еще и потому, что в Румынии не так распространены воскресные школы, как в России.

– С какими трудностями вам пришлось столкнуться при создании школы?

– Самая главная трудность – отсутствие пригодного места. Все остальное на этом фоне выглядело мелочами: деньги на оборудование и учебники, организационные моменты и прочее. Слава Богу, сегодня мы имеем восемь оборудованных всем необходимым аудиторий детского сада и школы, которые вмещают всех наших детей – их сейчас 110 человек. Помимо этого у нас есть и спальные помещения для маленьких.

– Чем те уроки религии, которые предусмотрены школьной программой, отличаются от ваших?

– Ничем, мы не имеем право на то, чтобы они как-то отличались[3]. Мы просто вкладываем больше души в преподавание религии. И эти уроки ведет отец Адриан. Но есть еще один важный момент: все наши предметы, будь то география или история, мы преподаем через призму Православия.

– Когда возник интерес к вашему опыту православной школы и стали появляться ее филиалы?

– Через два года существования нашей школы появилась школа и в Сучаве, но похожие школы есть и в Бухаресте, и в Яссах; недавно открылись подобные учебные заведения в Клуже и других городах. К сожалению, их еще не так много, как хотелось бы, да и действуют они пока только в формате детских садов.

– Насколько в Румынии востребованы такие школы?

– Очень востребованы. Причем спрос на них растет по мере их появления. Мы могли бы принять больше детей, если бы располагали подходящим зданием. Есть еще один ограничивающий момент: те семьи, которые хотят отдать своих детей учиться в православные школы, как правило, являются многодетными и малообеспеченными. При этом нет государственной программы поддержки таких школ, за счет которой можно было бы покрывать расходы на обучение.



[1] Фонд посвящен памяти мучеников Константина Брынковяну, его сыновей и советника Янаке Вэкэреску. Константин Брынковяну был господарем Валахии с 1688 по 1714 год. 26 лет его правления стали эпохой наибольшего расцвета Православной Церкви, культуры и искусства страны. Строились новые храмы и монастыри, открывались различные школы, печатались книги на разных языках, оказывалась всемерная поддержка людям знающим и образованным. Господарь оказывал значительную материальную помощь всем четырем православным Патриархатам Востока, монашеским обителям Афона, монастырю святой Екатерины на горе Синай, монастырям в материковой части Греции и на островах. В Константинополе он возвел церковь святителя Николая в квартале Галата. Многие патриархи и архиереи Востока считали Бухарест своей второй резиденцией, проводя здесь значительную часть времени, безбедно существуя на доходы, полученные от валашских монастырей, преклоненных святым местам православного Востока. Эпоха расцвета церковной жизни, просвещения и искусства в княжестве Валахия завершилась одновременно с низложением с престола Константина Брынковяну. Интриги и доносы его врагов в Константинополе, а также факт перехода одного из его бояр на сторону русской армии во время Прусского похода Петра I в 1711 году вызвали у Оттоманской Порты подозрение в нелояльности господаря. Он был вызван вместе семьей в Константинополь. По прибытии туда в марте 1714 года на Страстной седмице все они были заключены в крепость Едикуле (Семибашенную). Узникам было обещано сохранить жизнь, но только в обмен на переход в мусульманство. Благочестивый господарь решительно отверг это предложение. 15 августа 1714 года, в день Успения Божией Матери, когда господарю только что исполнилось 60 лет, его вывели вместе со всеми на место казни. Его секретарь рассказывал, что Брынковяну успел обратиться с последним словом к своим сыновьям: «Сыновья мои, будьте смелее! Мы потеряли все, что имели на этом свете; спасем, по крайней мере, свою душу, омыв все наши грехи своей кровью!»
В присутствии султана, послов иностранных государств, жены и дочерей, приведенных на это жестокое зрелище, господарю и его четырем сыновьям отрубили головы. Раньше всех был казнен Янаке Вэкэреску, ближайший советник господаря, потом были отрублены головы четырех сыновей: Константина, Штефана, Раду и Матея. И лишь затем, после того как господарь стал свидетелем трагедии своих сыновей, пришла его очередь. Головы святых мучеников были вздеты на пики и пронесены по Константинополю, а тела их на следующий день брошены в Босфор. Рыбаки-христиане выловили тела святых в море и захоронили их в греческом монастыре на острове Халки.
20 июня 1992 года Священный Синод Румынской Православной Церкви прославил Константина Брынковяну, его сыновей и советника Янаке в сонме мучеников. Была составлена служба и написаны их иконы. Совершать им память определено 16 августа. Подробнее см.: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41238.htm
[2] В Румынии к общегосударственным праздникам, помимо светских, относятся также Пасха, Рождество Христово, Благовещение и день памяти апостола Андрея Первозванного.
[3] В Румынии с 1989 года введено обязательное преподавание основ религии в школе с 1-го по 10-й класс.