Православие.Ru, 4 августа 2011 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/47941.htm |
Перевел с румынского Родион Шишков |
Недавно преселился на небеса отец Арсений (Папачок), чтобы встретиться там со Христом. Многие верующие провожали его в последний путь жизни сей, бывшей для него очень нелегкой. Тюрьмы, отшельничество в пустыне, затем всецелая предоставленность десяткам, а порой и сотням людей, каждый день спешивших к нему. Нелегко наставлять людей и выслушивать их скорби, ведь хороший духовник перекладывает на свои плечи, по меньшей мере, часть их бремени. Отец Арсений вбирал в свою душу боль людей, посещавших его, и вселял во всех новую жизнь, отвагу и надежду. Собственную свою жизнь он непрестанно обновлял молитвой, смирением и особенно тем, что глубоко переживал присутствие Бога в своем сердце. Его светлый облик и любящая душа описаны в воспоминаниях четырех митрополитов Румынской Православной Церкви.
***
Высокопреосвященный Феофан, митрополит Молдовы и Буковины |
«Бог не любит плаксивых. Бог несет на Своих объятьях только борющихся», — часто говаривал батюшка тем, кто приходил к нему с разбитым сердцем, в слезах, и внушал, что кроме креста нам нужен еще и меч, что кроме чёток нужна и отвага исповедников, ибо смирение велико, оно приводит к Богу и служит мерилом нашего духовного состояния, но велика и отвага исповедников. Сила смирения вместе с силой исповедничества наделяют человека силой Креста и силой победы и Воскресения. Этот боевой настрой батюшка вселял в сердце каждого, потому что, говорил он, «Бог тебя создал, Бог тебя возродил Своей Кровью, и Бог спасает тебя в каждую минуту. Будь же борцом!»
«…Они входили в его келью и выкладывали души свои в батюшкины руки»
Люди изнывали под бременем грехов, неверия, отчаяния, они входили в его келью и выкладывали души свои в батюшкины руки, а у него был дар взять твою душу, соединить ее со своей душой и обе их вознести к престолу Пресвятой Троицы. Поэтому множество архиереев, настоятелей и настоятельниц, священников, высокопоставленных лиц, интеллектуалов, людей состоятельных — цвет страны — непрерывной цепью, неостановимой лавиной друг за дружкой спешили к келье батюшки, чтобы излить там свою душу. Батюшка знал лишь одно: что он должен следовать святому Павлу, как святой Павел последовал Христу, сказавшему: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28.). Отец Арсений следовал Христу, беря на себя бремя мира, потому что он имел на себе печать Христову, начертанную в его душе, ту печать, которая, по свидетельству святого Симеона Нового Богослова, означает — взять на себя грехи других, и считать их своими, и оплакивать их, как если бы они были твоими, отдавая даже душу свою за душу ближнего, — так ты несешь на себе печать Христову. [1]
Бог призвал к Себе отца Арсения. Он призвал его к Себе, и сегодня мы задаем себе вопрос: как стало возможно, чтобы столь прекрасный цветок произрос на нашей земле? Как мог родиться и вырасти человек столь мощный? Только милость Божия ведает глубину этой тайны. Мы же знаем только то, что он родился в благословенной семье и у него было семь лет, проведенных в родительском доме.
Бог даровал его румынскому народу, чтобы он помог ему постигнуть моменты истины, ибо где истина, там Церковь, и Церковь там, где истина и Православие. Батюшка отошел на небеса, и многие скорбят, но он радуется, ибо исполнилось слово, которое он столько раз повторял: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!»( Пс. 41: 2).
Высокопреосвященный
Феофан,
митрополит Молдовы и
Буковины
Фрагмент из слова на кончину отца Арсения (Папачока)
***
Он обладал чрезвычайным духовным и физическим динамизмом
—
Когда вы познакомились с отцом Арсением?
Высокопреосвященный Серафим, митрополит Германии и Центральной и Северной Европы
— Отца Арсения я знаю с 1967–1968 года. Выйдя из тюрьмы в 1964 году, он несколько лет прослужил на одном приходе подле Клужа, называемом Филя, а потом был переведен в монастырь Кея уезда Прахова. Там я его и увидел в первый раз. С тех пор я прилепился душой к нему, стал его учеником. Он даже называл меня своим чадом, потому что в то время мне было всего 17–18 лет.
В Кее он оставался недолго, потому что был переведен в монастырь Динтр-ун Лемн в качестве служащего священника и духовника монахинь. После этого его посылали в монастыри Черника и Кэлдэрушань, а с 1976 года он окончательно закрепился в Текиргёле. Я посещал его во всех этих местах.
Вспоминаю один особый момент в моей жизни, когда у меня была тяжкая боль на душе. Батюшка тогда был в Кэлдэрушань. Я написал ему заранее, что хочу посетить его. Он встретил меня, словно любящий отец из Евангелия, на аллее, у входа в монастырь. Он обнял меня с огромной любовью, и я со слезами на глазах открыл ему свою боль. Батюшка утешил меня, и я сразу почувствовал, что мое страдание утихло; его действительно больше не было.
— Каким был батюшка в молодости? У всех перед глазами стоит образ старца советующего, наставляющего людей в самых важных жизненных проблемах?
– Батюшка обладал чрезвычайным духовным и физическим динамизмом. Он шел почти бегом. А исходила эта подвижность из той огромной Божественной энергии, которой он обладал. Люди, которые действительно живут в присутствии Божием, суть более дух, чем тело. Таким был отец Арсений. Слово его было энергичным, вдохновленным, обладавшим огромной силой, как слово Спасителя.
Я думаю, батюшка был таким же всегда. Эту свою духовную и даже физическую живость он сохранил до последних лет жизни. Даже когда он ослаб телесно, ум его оставался очень светлым и прозорливым. У батюшки был исключительно глубокий врожденный ум, который он всю жизнь развивал своими аскетическими подвигами, и тем самым достиг мудрости святых отцов «Добротолюбия». Эту мудрость он поставил на службу бесчисленным верующим, непрерывно искавшим его.
«Вера не позволяет идти на
компромиссы»
— В какой момент жизни отца Арсения его начали искать многочисленные верующие?
— Думаю, с тех пор, как его перевели в Текиргёл. Но и в Кее и Чернике его имя тоже было на слуху, оно было очень известно. Батюшка стал символом румынского духовничества благодаря своей жизни, проведенной в страданиях и аскетических подвигах. Не будем забывать, что он страдал в тюремных застенках около 14 лет. Это страдание, которое он безропотно поднял на свои плечи словно жертву, приносимую за всю Церковь, освятило его жизнь. Он некоторое время провел также и в пустыне вместе с отцом Клеопой. Как исихаст, как отшельник он сталкивался с диавольскими искушениями непосредственно. Вспоминаю, как он рассказывал мне о тех годах подвижничества, когда однажды ночью диавол отнял у него тулупчик и исколотил его.
Он не любил много говорить о том, что пережил в своей жизни, особенно о годах, проведенных в тюрьме. Он был непреклонным человеком, никогда и ничем не поступавшимся перед теми, кто глумился над Богом и издевался над ним из-за одного того, что он был священником и монахом. На эти глумления он отвечал с железной твердостью, с сознанием того, что он защищает и исповедует Самого Бога. Он хотел, таким образом, чтобы, прежде всего, не насмехались над верой.
Как он говорил нам, с малых лет он был привязан к храму, к церковным службам. С особым вниманием слушал проповеди своего сельского священника. Это позволяет утверждать, что у него с младенчества было особое призвание к священному служению. А у кого есть особое призвание, у тех есть и искушения и напасти в меру призвания. Батюшка получил много дарований от Бога, и он умножил их своей жизнью подвижнической и жертвенной, в меру этих дарований.
— Как вы думаете, почему батюшка избрал в жизни монашеский путь?
— Он ни разу не говорил мне, почему ушел в монастырь. Думаю все же, что он с детства переживал любовь Божию, и именно потому, что был привязан к храму. Хотя семья, в которой он родился, жила в материальном достатке, в его детской душе возникло желание оставить мир сей с его комфортом и пережить веру в ее максимальном проявлении. Он был человеком, не шедшим на компромиссы. В этом смысле он неоднократно выражался так: «Вера предполагает взыскательность, вера не позволяет идти на компромиссы». Веру надо переживать в ее цельности.
Высокопреосвященный
Серафим,
митрополит Германии
и Центральной и Северной Европы
***
«Он был человеком, насаждавшим добродетель»
— Ваше Высокопреосвященство, какой была атмосфера вокруг отца Арсения (Папачока)?
Высокопреосвященный Лаврентий, митрополит Ардяла |
После встреч с отцом Арсением (Папачоком) возникало реальное состояние душевного покоя, состояние надежды, духовной крепости, потому что мы получали ответ и утешение в своих проблемах. Мы выдвигали проблему и ждали ответа от отца Арсения, как мы привыкли делать это у всех великих духовников, которых знали.
Уход в вечность отца архимандрита Арсения (Папачока) — это утрата для Церкви, это боль в наших душах, однако она в то же время претворяется в радость, ибо мы знаем, что у нас на небесах есть молитвенник к Богу. Каждый раз, когда вспомнишь о нем и помолишься, ты уверен, что Бог поможет нам по ходатайству этих людей, которые были угодны Богу и ушли теперь в Царство Небесное.
— Чем отличался отец Арсений от других великих румынских духовников, которых вы знали?
Так же было и с отцом Арсением. Он был человеком, насаждавшим добродетель. Он говорил о ней как о качестве, которое ты должен исполнять с большой легкостью. Добродетель отец Арсений преподносил как дар Божий, который предлагается человеку, а грех — как что-то, от чего нужно беречься. Начинал ли он говорить о том, как плохо грешить и до чего это может довести, он всегда заканчивал тем, что наставлял тебя, как исполнять добродетель на деле и сколько помощи ты получаешь при этом от Бога практически. Так же делал и отец Феофил (Пэрэяну).
Отец Арсений не употреблял высоких богословских терминов, хотя очень хорошо знал богословие. Он передавал свою мысль очень доступным способом, так, чтобы оно не прошло мимо ушей слушающего, потому что если ты не передашь мысль на его языке, то слова не войдут в сердце человека. Я видел, однако, что с богословами он говорил соответствующим образом.
— Вы помните какое-нибудь слово, которое отец Арсений сказал вам лично?
— Я встречался с ним каждый раз, когда ездил в монастырь «Святая Мария» в Текиргёле, и каждый раз получал от него благословение и душеполезное слово. Помню, встретил его однажды, когда был уже архиереем, и спросил его о делании, которое требуется от епископа, и о том, что ему нужно питать в уме и сердце по отношению к своим пасомым. Отец Арсений мне ответил, что иерарх Православной Церкви носит на руках всех, кого рукополагает, потому что мы отвечаем за них и как духовники, и как посредники благодати.
Высокопреосвященный
Лаврентий,
митрополит Ардяла
***
«Ты уходил от его святости с проясненными душевными волнениями»
— В каких обстоятельствах вы познакомились с отцом Арсением?
Высокопреосвященный Андрей, митрополит Клужа, Албы, Кришаны и Марамуреша |
Узнал я тогда кое-что из истории жизни батюшки, ведь он, тяжело пострадав в коммунистических тюрьмах, в 1964 году, когда были амнистированы политзаключенные, тоже вышел из тюрьмы. Но, как водилось в тогдашней системе, прекрасные священники, самые лучшие служители Церкви, выйдя из тюрьмы, с трудом находили себе места для служения, да и то в глухих, горемычных, маленьких селах. Так и отец Арсений получил от Высокопреосвященного Клужского маленький приход — в местечке Филя. Он недолго оставался здесь, ушел в Кею, потом в Динтр-ун-Лемн, после чего последовал монастырь «Святая Мария» в Текиргёле.
Кто его знал, тот не мог не остаться на всю жизнь тронутым тем, что он говорил, глубоким духовным разумом батюшки, который более нацеливал на трезвение души, — чем на крайнее подвижничество, очень обременительное, — и на хранение ума.
«Любая крикливость выбивает из гармонии»
У батюшки было одно дивное изречение, известное многим: «Если бы молодость знала, если бы старость могла…» Это философия, на которой можно строить жизнь человека. Блажен человек, который находит себе духовного отца в молодости, чтобы он вел его по доброму пути, и тот не продирался бы на ощупь по окольным путям.
Другой памятной присказкой батюшки было: «Всякое мгновение может стать вечностью и всякое воздыхание — молитвой». Он внушал нам думать о своей кончине, но не с содроганием и отчаянием, а с христианской надеждой. Он обращал наше внимание на то, что «смерть приходит не с тем, чтобы приготовить тебе кофе». С другой стороны, в батюшкиных письмах к духовным чадам явственно открывается его добродетель терпения.
Говаривал отец Арсений, что во все века были люди, страдавшие за Христа, но ХХ век наполнил небо святыми. Он имел в виду гонение на христиан, до мозга костей преданных Христу.
В моей душе остались запечатленными молитвы и увещания его святости. Он был Божий человек. Ради его духовной глубины и ради того, что он находил врачевство от любой душевной немощи, люди во множестве искали его.
Он был человек гармонии. Однажды я его спросил: «Как вы считаете, как поступают те, кто еще до решения Синода читает молитвы на Святой Литургии вслух?» Знаете, что он мне сказал? «Любая крикливость выбивает из гармонии». Мы все поняли, что он хотел сказать. Таким был отец Арсений. Простым и глубоким.
Он был убежден в постоянном присутствии Бога рядом с нами и в том, что Бог не оставляет нас, в какой бы ситуации мы ни находились. К его келье в «Святой Марии» всегда стояла очередь. Он с удовольствием, благожелательно принимал людей, искавших утешения. Ты уходил от его святости с душевными волнениями укрощенными, проясненными.
Высокопреосвященный
Андрей,
митрополит Клужа, Албы, Кришаны
и Марамуреша
Записали Августин Пэуною, Мариус Неделку и Кристиан Бостан
[1] См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слова: В 3 т. М., 1892. Т. 1. Слово 3. С. 32–39.
[2] Румынские духовники архимандрит Клеопа (Илие; 1912–1998), иеросхимонах Паисий (Олару; 1897–1990), архимандрит Феофил (Пэрэян; 1929–2009).