Православие.Ru, 30 января 2012 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/51267.htm |
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
***
Многие из тех, c кем в то время подружился преподобный Макарий, стали впоследствии епископами, патриархами и видными церковными деятелями. Также он был близко знаком c известными фанариотскими семьями Ипсиланти и Маврокордато. Эти связи он поддерживал на протяжении всей жизни. Отношения c просвещенными людьми пробудили в преподобном Макарии страстное желание содействовать духовному пробуждению греческого народа, в первую очередь посредством просвещения, что представлялось тогда делом первостепенной необходимости[2].
Преподобный Макарий еще в молодом возрасте принял монашеский постриг. Митрополит Парфений Никомидийский рукоположил его в иеродиакона и желал сделать своим преемником.
Но преподобный Макарий постоянно отказывался становиться иеромонахом и так и оставался всю жизнь в сане диакона. Он покинул столицу и вернулся на родину, стремясь посвятить себя подвигу и молитве, которые считал главным оружием воина Христова. Преподобный Макарий поступил в монастырь святого Иоанна Богослова и поселился в здании, примыкающем к пещере Откровения. В этом месте, священном для всего христианского мира, под сенью святого Иоанна Богослова он провел около 25 лет (1713-1737), молясь, проповедуя и уча людей.
Преподобный Макарий был строгим подвижником и при этом много заботился о спасении и просвещении братии. За годы учения он в совершенстве освоил древнегреческий, латынь, философию и православное богословие. В своем жилище на Патмосе он тоже устроил школу, подобную Патриаршей и по принципам обучения, и по программе. Обучение было бесплатным и доступным для всех: как для жителей острова, так и для учеников, приезжавших издалека. Преподавал сам Макарий, а затем и некоторые из его бывших учеников, в первую очередь преподобный Герасим, ставший его преемником.
Преподобный Макарий не только передавал ученикам знания, почерпнутые из книг, но, прежде всего, стремился внушить им «познание добродетели» — евангельский образ жизни, примером которого был он сам. Биограф святого пишет: «Уча тому, что должно делать, он на деле показывал то, чему учил». Ему не было равных в посте, воздержании от всех удовольствий плоти, ночных молитвах и церковных песнопениях, которые он называл «богословием в пении». Смирением, кротостью и милосердием он являл живой образ Христа. Преподобный Макарий постоянно увещевал учеников избегать «матери всех бед» — лени и осуждения ближнего, дабы возрастать в милосердии. Его лекции и проповеди блистали цитатами и ссылками на Священное Писание и отцов Церкви. Преподобный Макарий говорил, что писания святых отцов нужно почитать еще больше, чем святые мощи. Он был не столько преподавателем, сколько духовным отцом своим ученикам: в каждом принимал личное участие, каждому стремился внушить любовь к знаниям и стремление к Богу. Во время занятий он часто делал отступления и учил слушателей пленять всякое помышление в послушание Христу (ср.: 2 Кор. 10: 5). Он говорил только о величии Божием, и его уста постоянно произносили: «Слава Богу!».
Святой помогал самым бедным. Его милосердие распространялось и на всех остальных жителей Патмоса, особенно в годы голода или мора. На протяжении всей жизни преподобный Макарий тотчас же раздавал нуждающимся все деньги, которые оказывались у него в руках, стараясь сохранять в тайне свои благодеяния.
Так начальник патмосской школы сделался известен всей Церкви того времени. Не выходя из кельи, он вел обширную переписку и, таким образом, являлся бдительным стражем православного учения и нравственности. Он всегда был готов отвечать на вопросы бывших учеников и по поводу трудностей толкования Священного Писания, и по другим церковным вопросам. Откликаясь на просьбы епископов, он составил много проповедей и гомилий. Из них около 60 было опубликовано в сборнике «Евангельская труба», который пользуется большим успехом и в наши дни и приводит души к покаянию.
Преподобный Макарий почти постоянно страдал от многих болезней, особенно от артрита ног и рук. Эти испытания святой называл «золотым бичом», ниспосланным Богом даром, который учит нас терпению и готовит нам небесную награду. До последнего дыхания преподобный Макарий не переставал учить, даже будучи прикованным к постели.
Когда приблизился конец испытаний 17 января 1737 г., он c радостью приготовился к смерти, словно к празднованию торжества. Жители острова и ученики со слезами собрались вокруг его ложа. Блаженный сказал им, что молил Господа укреплять их в вере, надежде и милосердии. Благословив собравшихся, он изрек: «Сила моя иссохла как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной» (Пс. 21: 16). После этого преподобный Макарий отошел ко Господу.
Составитель — иеромонах Макарий
Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство
Сретенского монастыря.
[1] В 1993 г. преподобный Макарий был причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом вместе со своим учеником Герасимом Византийским [7 ап.]. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
[2] Столь же большую роль отводили просвещению святые Евгений и Косма Этолийские [5 и 24 авг.].