Святой мученик Сухий и с ним пострадавшие: Лукиан, Полиевкт, Кодрат, Антиох, Евхирион, Мимнен, Фока, Сергий, Дометиан, Адриан, Зосима, Виктор, Фалалей, Иордан, Анастасий, Феодор, Иаков и Феодосий

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 28 апреля 2012 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/53196.htm

Память 15 / 28 апреля

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 3:36 мин. Размер 1.8 Mb) Читает иеромонах Зосима (Мельник)

Мученик Сухий Месукевийский
Мученик Сухий Месукевийский
Святой Сухий[1] и его сподвижники происходили из княжеских родов Кавказской Албании[2]. Они поступили на службу к царю Армении Арташакару (88–123), когда тот женился на принцессе Сатеник.

Через некоторое время в Армению прибыл проповедовать Евангелие святой Воскеанк, ученик апостола Фаддея (память 21 августа). Сухий и его сподвижники с радостью приняли Благую Весть спасения и крестились. Узнав об этом, царица Сатеник запретила проповеднику приходить во дворец. Воскеанк бежал, и его ученики последовали за ним. Вскоре их настигли придворные, посланные в погоню, и тщетно пытались убедить вернуться во дворец. Христиане объявили, что не покинут духовного отца, что бы ни случилось. Воскеанк сподобился мученического венца, но князей слуги Сатеник тронуть не посмели.

Христиане скрылись возле деревни Багреванд, на горе Зрабаш, названной впоследствии по имени святого Сухия – Сукавет. Там они 44 года вели подвижническую жизнь. Облеченные от Бога густой шерстью, они питались тем, что давала им природа. Подвижники ни разу за эти годы не заболели. Уподобляясь ангелам, они проводили дни в непрестанной молитве. После смерти царя Албании (123) его преемник Датиан, узнав, что князья его царства оставили все ради Христа, отправил военную экспедицию на поиски подвижников. Когда их, одетых в шкуры, обнаружили на горе, воины не могли поверить, что перед ними люди. На вопросы военачальника святой Сухий отвечал, что они бежали от мира, чтобы в покое вести жизнь, посвященную Богу, а в том, что касается телесных нужд, они возложили все упование на Его Промысл. Офицер обещал им жизнь, полную удовольствий в случае возвращения во дворец. На это святые отвечали: «Мы – слуги Божии, и время нашей награды приблизилось. Невозможно нам отказаться от такого удела и сделаться чужими Господу!» Офицер воскликнул: «Неужели вы променяли свободу и благородство на религию рабов, которые поклоняются Распятому?» И получил утвердительный ответ: «Да, Христос – наш Бог. Если бы и ты познал Его, ты бы поступил так же, как мы, поскольку в награду Он дарует жизнь вечную». Офицер подверг святых мучениям, а затем, понимая, что невозможно заставить их покориться, велел обезглавить.

Святым Иакову и Феодосию удалось бежать. Они погребли тела сподвижников и продолжали подвизаться в тех местах. Некоторые из паломников, приходивших поклониться мощам святых мучеников, присоединялись к ним – так составилась большая община.

В начале IV века святой Григорий Просветитель (память 30 сентября) построил на этом месте церковь и монастырь. Из того места, где погребены святые, вытекает источник, обладающий свойством исцелять проказу.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря


[1] Эти святые, почитаемые в Армении и Грузии, были символами первого этапа проникновения христианства в Кавказский регион. Мы передаем здесь армянскую традицию, несколько отличную от грузинской.
[2] Территория совр. Азербайджана.