Тринадцать преподобномучеников из Кантарского монастыря

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 1 июня 2012 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/53956.htm

Память 19 мая / 1 июня

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Тринадцать преподобномучеников из Кантарского монастыря: игумен Иоанн, Конон, Варнава, Геннадий, Герасим, Герман, Феоктист, Иеремия, Иосиф, Марк, Кирилл, Феогност и Максим
Тринадцать преподобномучеников из Кантарского монастыря: игумен Иоанн, Конон, Варнава, Геннадий, Герасим, Герман, Феоктист, Иеремия, Иосиф, Марк, Кирилл, Феогност и Максим
Около 1228 года два подвижника, Иоанн и Конон[1], прибыли с Афона на Кипр, находившийся в то время под владычеством латинян[2]. Сначала они подвизались в знаменитых монастырях Махера и Хризостома, а затем обосновались в отдаленном Кантарском монастыре Богородицы. Об их добродетели и подвижнической жизни вскоре стало широко известно, и люди потянулись к ним как к живительному источнику, способному укрепить веру, оказавшуюся под угрозой.

Католический архиепископ Левкосии Евсторгий, опасаясь, как бы слава святых монахов не помешала его замыслам, отправил в монастырь двух посланников, чтобы подчинить себе подвижников. Посланники попытались убедить иноков использовать во время Евхаристии хлеб без закваски – опресноки. Тогда Иоанн предложил отслужить литургию каждому по отдельности, а потом вместе войти в горящую печь, чтобы огонь указал, чья вера праведна, но католики отказались и покинули монастырь.

Тринадцать святых отцов провели всю следующую ночь в благодарственном молении, а поутру отправились в Левкосию. По пути множество людей притекало к святым исповедникам, прося благословить их. Услышав о прибытии иноков, Евсторгий велел привести их в свою пышную резиденцию, где собрались его приближенные. На все аргументы латинян Иоанн, Конон и их спутники отвечали словами святых отцов. Тогда, не зная, что возразить, охваченный гневом архиепископ велел их бичевать, а затем бросить в тюрьму.

Три года они с неколебимой верой в Бога страдали, заточенные в темном сыром и зловонном застенке, где в пищу им давали лишь немного хлеба, а стражники издевались над ними и нередко били. Но мученики оставались непреклонными и отвергали все предложения, которые им делал епископ через своих помощников.

Когда в начале второго года заключения их привели к Евсторгию, они возражали еще отважнее, чем раньше. Тогда их передали палачам. Феогност первым обрел мученический венец, после чего тело его было сожжено.

На третий год, в 1231 году, святые отцы вновь предстали перед помощником Евсторгия инквизитором Андреем, получившим приказ умертвить непокорных. Мученики единогласно объявили, что гордятся исповеданием православной веры, невзирая на опасность для жизни. Именно о Православии возвестили пророки, истинную веру проповедовали апостолы и определили святые отцы и церковные соборы.

Через три дня их привели к Генриху I, латинскому королю Кипра (1218–1254), а тот передал их Андрею, приказав покарать, как тому заблагорассудится. Палачи привязали святых за ноги к коням и погнали тех по улицам города, чтобы навести ужас на православных христиан. Затем полумертвых мучеников отвязали и бросили в костер.

В пламени Иоанн продолжал читать молитвы. Тогда один из присутствующих ударил его по голове дубиной, но, падая под ударом, святой загасил огонь. Тогда палачи разожгли новый костер, в который бросали тела святых вперемежку с трупами животных. Затем прах рассеяли.

Вскоре после этого инквизитор Андрей, ставший епископом Авилы в Испании, сгорел заживо, задремав у камина.


Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря


 
[1] Неизвестные Синаксарям, они являются местночтимыми святыми на Кипре. Согласно другим источникам, все эти тринадцать святых пришли с Афона. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
[2] В 1191 г. Ричард Львиное Сердце захватил Кипр и, не зная, что с ним делать, передал остров тамплиерам. До него там правил авантюрист Рено де Шатильон, совершивший много жестокостей, в особенности по отношению к православному духовенству. После этого франкское духовенство сократило число православных епископов с четырнадцати до четырех и низвело их до интендантов при католических епископах, которые построили много церквей и всеми силами старались принудить народ отказаться от своей веры и традиций. Латинское владычество со всеми его печальными последствиями длилось на острове вплоть до 1571 г.