«Если у каждого своя истина, где же тогда ложь?»

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 13 декабря 2012 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/58098.htm
C архиепископом Цагерским и Лентехским Стефаном (Калаиджишвили)
беседовал, а затем перевел беседу на русский Шио Отарашвили

– Ваше Высокопреосвященство, вы являетесь председателем Молодежного центра при Патриархии Грузии. Расскажите, пожалуйста, когда и для каких целей был создан этот центр?

– Этот центр был создан в 2006 году по благословению Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии, архиепископа Мцхетского и Тбилисского, митрополита Пицундского и Цхум-Абхазского Илии II. Сначала мы собирались в здании Тбилисской духовной семинарии и академии, а потом, когда был достроен собор Святой Троицы, нам отдали нижние палаты собора. Наша цель, в первую очередь, объединение верующей молодежи для того, чтобы она активнее участвовала в жизни Церкви. Кроме этого, мы стараемся заинтересовать и привести к Богу всех, кто участвует в наших мероприятиях. Эти люди сначала с интересом ходят к нам, становятся членами молодежной организации, а потом воцерковляются. Таких много.

Молодежный центр имеет много функций. Все зависит от интересов молодежи. Люди выбирают то, что им интересно. Некоторые просто ходят на беседы, некоторые участвуют в проектах. Есть у нас постоянно действующие программы, такие, как, например, «Познавательные беседы». Темы этих бесед самые разные: философские, богословские, исторические. Есть такие интересные для молодежи темы, как человек и природа, христианская семья и ее проблемы, проблемы воспитания детей. Мы также показываем фильмы по воскресеньям; часто проводятся литературные вечера. Приглашаем ученых, писателей, интересных людей.

Кроме того, проводим конкурс «Мы изучаем Библию», который принял форму своего рода чемпионата Грузии. В нем ежегодно участвует примерно 500 школ Грузии. Команды соревнуются друг с другом в знании Священного Писания. Первый этап – школьный, его победители участвуют в районном этапе, потом – региональный этап, затем полуфинал и финал. Финалисты награждаются: за первое место – паломничеством в Иерусалим, занявшие второе и третье место совершают паломничество в историческую провинцию Грузии Тао-Кларджети (современная территория северо-восточной Турции), занявшие с четвертого по седьмое место совершают паломничество по святым местам Грузии. Этот конкурс вызывает большой интерес у молодежи, и очень многие участвуют в нем. Иногда конкурс проходит с таким эмоциональным накалом, что приходится успокаивать молодежь. Мы напоминаем, что имеем дело со Священным Писанием, и призываем не относится так страстно к конкурсу. Если возникают протесты, существует апелляционная система. Мы стараемся максимально справедливо провести конкурс. Сама игра разделена на три раунда. В первом раунде легкие вопросы из Нового и Ветхого Завета, второй сложнее, а третий раунд – конкурс капитанов, которые должны за 15 секунд отвечать на вопросы. Детям это очень нравится, они болеют друг за друга. В этом учебном году проводим уже пятый конкурс, в котором участвует вся Грузия.

Есть еще конкурс «Рисунки на библейские темы». Сначала дается задание прочитать какой-нибудь отрывок из Библии, а потом на этот библейский сюжет надо рисовать картины. Так происходит первый этап. На втором этапе все участники собираются в соборе Святой Троицы и рисуют картины на заданную тему, которая неизвестна заранее. Третий этап – домашнее задание. Все работы собираются вместе и просматриваются специальной комиссией, которая и определяет победителей.

Также мы проводим учебно-практическую конференцию «Вера в нашей жизни». Ребята пишут работы на разные темы. Все работы должны быть по возможности грамотно научно оформлены. К нам приходит множество работ, мы их проверяем; авторов работ, заслуживающих внимания, приглашаем на публичные слушания в конференц-зал Молодежного центра, а затем публикуем работы победителей. Для этого у нас существует специальное издательство. Мы уже выпустили один том и работаем над следующим. Также у нас проходят научные и студенческие конференции, выставки, встречи и т.д.

– Владыка, а каковы планы центра на ближайшее будущее? И все ли задуманное удается осуществить?

– То, о чем я рассказал, происходит в Тбилиси, хотелось бы осуществить то же и в регионах. Мы хотим, чтобы в каждом регионе существовали центры, которые будут привлекать молодежь, учитывая региональные интересы. Мы готовы координировать и помогать их работе. Нам не удалось осуществить некоторые программы, я пока не хочу о них говорить, сейчас мы обрабатываем и готовим их с учетом возникших трудностей.

– Несмотря на занятость, патриарх Илия регулярно встречается с молодежью. Какие темы обсуждаются на этих встречах?

– Да, встречи с патриархом проходят регулярно, патриарх старается быть ближе к молодежи. Темы самые разнообразные. Например, обсуждался вопрос об образовании. Патриарх учит, как поступать в трудных жизненных ситуациях, дает советы. Эти встречи проводятся в форме диалога; бывает так, что и сам патриарх спрашивает о том, что молодые люди думают в связи с каким-то определенным вопросом. Часто обсуждаются актуальные темы. В зале, где проходят встречи, не бывает свободных мест. Молодежь стоит в проходах, где только возможно. Часто мы проводим видеотрансляцию встречи, которую люди могут смотреть вне конференц-зала. Слово патриарха для молодежи очень значимо.

Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II
Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II
– Обсуждаете ли вы демографические проблемы?

– Да, обсуждаем. Проблемы демографии – серьезные проблемы. Здесь есть несколько моментов. Не надо думать, что главная здесь материальная сторона. Есть и психологический момент. Надо просто хотеть, чтобы твой народ умножался. Вы наверняка знаете, что Святейший Патриарх Илия призывает к этому. В каждой семье, где рождается третий и последующий ребенок, он становится его крестным отцом. Такой поступок патриарха реально пробудил в населении желание иметь много детей, что дало очень большие результаты.

Есть еще вопрос биоэтики и вопрос контрацепции. Пропагандистская машина и черный бизнес прямо направлены против демографического роста. Всем уже известно, что так называемое планирование семьи не приводит ни к чему хорошему. Использование контрацепции и планирование семьи, что в принципе означает контроль за рождаемостью, принимают за решение демографических проблем. К сожалению, до последнего времени население Грузии имело тенденцию к сокращению. Инициатива Святейшего Патриарха этот процесс несколько приостановила. Может быть, в некоторых государствах есть проблема многонаселенности, но в Грузии ситуация совершенно противоположная. И хотя ООН стимулирует сокращение населения планеты, опасаясь кризиса перенаселения, мы должны действовать в интересах граждан нашей страны. Нас не так уж и много, чтобы вызвать этот кризис. Наш интерес – в умножении населения. Поэтому мы должны иметь по этому вопросу свою позицию и политику. Только призывов и увещеваний недостаточно. На эту тему мы проводим встречи и лекции; у нас было несколько научных конференций, посвященных проблеме демографии.

Крещение младенцев в Грузии
Крещение младенцев в Грузии
– Что вы предпринимаете против абортов?

– Обычно те, кто выступает за контрацепцию, заявляют о себе как о противниках абортов. Я спрашиваю их: какая разница, будешь ли ты прерывать новую жизнь на начальных стадиях или сделаешь аборт? Поэтому, выступая против абортов, надо выступать и против контрацепции. Еще надо говорить о том, что контрацепция, как и аборты, небезопасна для здоровья. По сути же это шаг против Бога, который не приносит доброго плода. Поэтому я думаю, что этот вопрос должен быть рассмотрен очень серьезно и на государственном уровне. Это входит в интересы государства. Государство должно быть заинтересовано в росте населения, оно должно способствовать этому.

– Изменилась ли как-то ситуация в Грузии? Сокращается ли число абортов?

– Такие вопросы не решаются за две-три недели. Действия Святейшего Патриарха (о которых я сказал выше) изменили ситуацию, есть движение вперед. Но радикального изменения пока нет, потому что нет действий государственной власти. Я не знаю, как будет действовать новая власть в решении этой проблемы; есть надежда, что будут предприняты шаги в интересах страны.

– Все архиереи Священного Синода Грузинской Православной Церкви в своих проповедях и посланиях часто говорят о труде, любви к земле, любви к Родине и выступают против лености молодежи. Но часто молодежь просто не востребована. Что вы думаете об этих проблемах?

– По-моему, леность молодежи есть результат неправильной политики государства. Если молодой человек имеет возможности для реализации своих способностей, то таких проблем не будет. У нас было так. Несколько малолетних недоучек получали высокие посты, а остальная молодежь оставалась в неопределенной ситуации. Вся молодежь стремится получить высшее образование, несмотря на то, что реформа образования не дала ожидаемых плодов. Поэтому даже те, кто получил высшее образование, не могут себя реализовать. Становится труднее найти себе место в обществе. Может быть, это связано с тем, что наши экономика и бизнес развиваются односторонне. Проблема в том, что большинство молодежи учится на экономических и юридических факультетах. Выпускники этих факультетов не всегда соответствуют предъявляемым требованиям. При этом у нас нехватка специалистов. «Утечка умов» из страны – серьезная проблема. Существует и проблема дилетантизма. Я думаю, что политика государства в сфере образования должна измениться. У человека нет возможности получить профессиональное техническое образование, потому что таких учебных заведений крайне мало. Я сам не являюсь специалистом в этой области и не могу сказать, как конкретно все должно быть устроено. Этим должны заниматься те люди, которые знают, как решать такие проблемы.

– Какую роль в решении этой проблемы играет Церковь?

– Роль Церкви – проповедь истины. Когда человек относится к любому делу с верой, он старается быть искренним перед Богом, перед государством и перед каждым человеком. Поэтому такие люди очень ответственны, способны на самопожертвование. К сожалению, происходит так, что верующая молодежь не востребована.

– Владыка, в своих проповедях вы часто выступаете против либерализма. Я думаю, это правильно, потому что либерализм разрушает общество. В ваших статьях вы зовете общество к пробуждению. Вот ваши слова:

«Распущенность не является свободой!
Истина не является ложью!
Сатана – это не Бог!
Блуд не является любовью!
Пора защищать наше будущее, пора защищать нашу веру!»

Прокомментируйте, пожалуйста, вашу позицию.

– Да, все так. Надо понимать, что сегодня мир хочет благоденствия без Бога. И коммунизм, и либерализм – это ложные идеи; они обманывают человека, лживо уверяя, что надо построить рай на земле. Рая на земле не будет. Надо спуститься на землю и без «измов» жить на земле обычном трудом, следуя заповедям Бога. Я говорю о либерализме как о философии и принудительной политике отказа от абсолютной истины. Либерализм как экономическую систему я в принципе поддерживаю, но не оголтелый либертинизм. Я не выступаю и против защиты прав человека – тех прав, которые ему даны Богом. Дело в том, что есть такие «права», которые на самом деле являются не правами, но грехами и болезнями. Либералы выступают с защитой гомосексуализма и называют гомофобами тех людей, которые говорят о вреде гомосексуализма. Гомофобия – это ненависть к человеку. Я спрашиваю: разве то, что мы призываем мужчин не жениться на мужчинах, а женщин – на женщинах, является гомофобией? Ведь это тупик. Это мешает развитию человечества. Гомосексуальные семьи не могут рождать детей. Если бы Богу было угодно такое развитие человека, Он дал бы такое направление природе человека. Смотри, что тебе подсказывает совесть. Когда бессовестность становится законом, проблема возникает сама собой. В моих словах нет никакой ненависти к такому человеку. Наоборот, я переживаю за них и ни в коем случае не призываю никого к насилию по отношению к таким людям. Церковь всегда переживает за таких людей и призывает их к спасению и очищению, а когда это необходимо – и к лечению. Я не понимаю, почему призвание к спасению и очищению называют гомофобией. Я призываю гомосексуалиста вглядеться в себя и победить себя, но, если они хотят жить во грехе, мы не можем силой исправлять их. Гомосексуализм – это высшая степень блуда. Почему тогда мы боремся с теми, кто блудит с женщинами? Давайте защищать и их права, и права педофилов. Но это же ненормально. Это приводит к сумасшествию. Так невозможно жить, человечество вводит себя в тупик.

Принцип либерализма таков: абсолютной истины не существует. Существует правда двойных стандартов, так как истина для них – понятие относительное. Как бы кто ни думал, я должен признавать это за истину, потому что он считает это истиной. Возникает вопрос: если у каждого своя истина, где же тогда ложь? Ложь скрывается под видом истины. Нам говорят: у каждого человека есть своя правда, и мы должны уважать мнение другого и не имеем права возразить против его заблуждений, так как это не «толерантно». А где же тогда Истина? Мы вычеркнули ее? Бог является абсолютной Истиной. В Грузии никогда не притеснялись другие вероисповедания. Однако мы говорим, что они не истинны. Говорить это – не преступление и не отсутствие любви. Наоборот, когда мы говорим об их заблуждениях и стараемся исправить их, мы показываем свою любовь к ним. Мы с любовью говорим им: если продолжите идти по этому шаткому пути – погибнете. Вы – образ Божий, но вы потеряли Бога. Придите к Богу! Либерализм не спасет вас, а Христос спасет.