Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
ПРЕССА
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Пресса
 

Светские СМИ о Великом посте

Как встретили начало Великого поста российские СМИ?

Скептик мог бы заранее предположить, что основное внимание будет уделено кулинарной составляющей вопроса. И, тем не менее, в прессе появилось довольно много вполне адекватных материалов, многие из которых обнаруживают серьезную подготовку авторов. Цель нашего обзора не просто отследить периодику по интересующему нас вопросу, но и там, где это необходимо, внести некоторые замечания по существу.

Предваряющая начало Поста заметка Татьяны Хорошиловой «Заступаем на пост!» появилась в «Российской газете» еще 3 марта. Пройдя традиционный экскурс в историю поста, правила и меню, журналист резюмирует: «Но, главное, конечно,— в эти дни очищаться надо не только физически, но и духовно. Посту не случайно предшествует Прощеное воскресенье, когда следует попросить прощения у близких и родных людей, которых мы могли обидеть. Вспоминать свои ошибки, грехи, дурные поступки и каяться в них следует в течение всей жизни, но пост — это время, специально для покаяния. Воспользуемся же им в полной мере». В первый день поста появился материал того же автора, само название которого говорит за себя: «В Великий пост очищаться надо не только физически, но и духовно: вспоминать свои ошибки, грехи, дурные поступки и каяться в них», Содержание этой заметки, впрочем, во многом дублирует предыдущий материал.

Не обошла вниманием начало поста и «Комсомольская правда», для материалов которой характерен довольно сильный кулинарно-диетологический уклон. 3 марта в разделе «Приятного аппетита» появилась заметка Оксаны Касаткиной с лаконичным названием «Начинается Великий пост». Автор резонно замечает, что «отказаться от той пищи, которую вы ели на протяжении всего времени» будет не так просто и предлагает «входить в пост постепенно, отказываясь не сразу от всей скоромной пищи, а вначале, например, от мяса, затем от масла, молока и так далее». К слову сказать, Церковь в том числе и для этого, предлагает верующим приуготовительные недели, предваряющие начало собственно Великого поста, так что автор явно несколько ошибся с временными рамками. «Очищая, - продолжает свою мысль автор, - во время поста свое тело, мы очищаем и свои помыслы, и свою душу», после чего вниманию читателей предлагаются несколько оригинальных рецептов постного стола.

В разделе «Как правильно поститься» сообщается: «В эти дни церковный устав повелевает употреблять растительное масло только по субботам и воскресеньям, а рыба разрешается только в праздники Благовещения и в Вербное воскресенье. В дни памяти самых почитаемых святых также разрешено вкушать растительное масло. А первые и последние дни поста следует проводить особенно строго, по возможности вообще обходясь без пищи». Но приводимый тут же устав питания на первой неделе не соответствует как великопостному, так и вышеуказанному. По-видимому, здесь просто по невниманию перепутаны правила Великого и Рождественского постов.

Далее «Комсомольская правда» предлагает нам материал, подготовленный целым коллективом авторов. В заметке с легкомысленным названием «Великий пост: нельзя голодать и целоваться» сначала речь идет о тех, кому поститься вредно по медицинским соображениям — врач-кардиолог к.м.н Тамара Огиева приводит целый список медицинских противопоказаний. На вопрос, чем пост отличается от диеты, врач-диетолог Наталья Патрушева в свою очередь отвечает: «Вообще пост — это очищение, прежде всего духовное. Проверено: без глубокой веры выдержать 7 недель без мяса, яиц и молочных продуктов человеку просто не под силу! Не хватит силы воли…». Затем правда следует некий диетологический симбиоз о том, что «даже далекие от Православия люди используют время поста, чтобы «почиститься». Ввиду того, что за зиму мы съели много лекарств и жирных продуктов, диетологи «вне зависимости от вероисповедания» рекомендуют в начале весны отказаться от мяса, и некоторых других поставщиков холестерина. При этом должно вполне хватить «10 — 14-дневного ограничения». Как вариант, предлагается разбить «эту диету на два промежутка и совместить их с самыми строгими днями поста: первой неделей и последний неделей, перед Пасхой». Врач фармацевт Наталья Масальская рекомендует постящимся подобрать витаминно-минеральный комплекс, чтобы компенсировать недостаток необходимых элементов в постной пище в период весеннего авитаминоза.

Затем приводятся рекомендации священника Михаила касающихся норм поведения христиан. Делается вывод, что отменяются гулянья, свадьбы и светские праздники. «Так что в Международный женский день, например, истинно верующие отправляются не на свидание, а в церковь». К сожалению, довольно двусмысленно звучит фраза о том, что на церковные праздники приходящиеся на время поста «разрешено будет кагор пригубить да в церкви причаститься».

В «Московском комсомольце» Татьяна Федоткина публикует заметку «Россия на посту», в которой подробно рассказывается история возникновения традиции освящения в Великую пятницу «колива» в память святого великомученика Феодора Тирона. Автор подробно перечисляет святых и события, которые церковь чтит в каждый из воскресных дней Великого поста, не обойдены вниманием стояние святой Марии Египетской, Лазарева суббота и другие крупные события и праздники, так что перед нами вырисовывается довольно стройная картина предстоящих событий всего Великого поста. «Постные блюда, - заканчивает свой обзор автор, - на протяжении всех семи недель будут готовить в Кремле, Белом доме, Государственной думе и других присутственных местах. И хотя верующим, находящимся в пути, разрешено не поститься, все фирмы-перевозчики обещаются иметь для предоставления пассажирам постные блюда».

В «Труде» 9 марта появилась статья Валерия Коновалова «Пост без постных лиц», автор приводит слова протоиерея Максима Козлова: «Сегодня много людей, тянущихся к вере, решают вступить в христианскую жизнь с того, что начинают поститься, и особенно Великим постом. При этом в храм они не ходят и молитв не читают, и получается из такого поста одна сплошная диета, от которой, может быть, и есть некоторая польза, но только для желудка, да и то весьма относительная. А пост имеет смысл как воздержание Христа ради и в телесных удовольствиях, и в душевных развлечениях». Сам же автор призывает читателей «помнить в течение всех этих семи недель, которые предшествуют Пасхе, выпавшей в этом году на 23 апреля, совет из самого авторитетного для христианина источника: «Когда поститесь, — говорил Христос ученикам в своей Нагорной проповеди, — не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися».

Не лишена социально-протестного мотива статья Надежды Кеворковой в «Газете» «Пост в России. Элита ест омаров, народ — картошку». Отчетливо просматривается противопоставление постящегося чиновничества и простого народа. В целом же, статья довольно грамотно представляет нам историю и истинный смысл Великого поста. Видно, что автор хорошо подготовился к статье. Особое внимание уделено смыслу и содержанию покаянного канона Андрея Критского, цитаты из которого приводятся здесь же. Упоминается и о бытовавших некогда на Руси благочестивых традициях: «К началу поста было принято урегулировать тяжбы и долговые обязательства, прощать должников, обремененных семьями и недугами. Во время поста люди жертвовали нищим, сиротам, малоимущим, посещали тюрьмы и душевнобольных. Русские цари и царицы пешком ходили в Троице-Сергиеву лавру».

Впрочем, как мы уже сказали, не обошлось без политической риторики: «Сегодня соблюдение поста — своеобразное публичное проявление политической лояльности. Постное меню в Думе и администрации президента — весьма характерный документ эпохи. Телеоператоры новостной хроники тщательно отслеживают, что ест и пьет президент Великим постом. А затем камера ползет по постным лицам чиновников под закадровый голос, рапортующий, как успешно справляется чиновный дух с ограничениями стола. Что не мешает тем же VIP-персонам в ночных программах "зажигать" в увеселительных заведениях…Современный грамотный и денежный постник ест овощи, фрукты, орехи, цукаты, семечки, зелень, мед, соленья и варенья. Пьет соки, минеральную и сладкую воду, квас, морс, кисель, компот. В магазинах продается постный (без молока и масла) шоколад, хлеб, пряники и сухари. Народ же налегает на каши, бобовые, макароны, картошку и квашеную капусту».

Не обошло вниманием интересующую нас тему и Би-Би-Си: «Великий пост номер один». Главное внимание, как легко можно было бы предположить, обращено на соблюдение поста во властных структурах. Так мы узнаем, что от четверти до трети посетителей столовых комбината питания «Кремлевский» будут соблюдать Великий пост. Об этом журналистам сообщил пресс-секретарь управления делами президента России Виктор Хреков. По его словам специальное постное меню столовых было разработано с учетом традиций русской кухни, по рекомендациям диетологов и с одобрения священников Русской Православной Церкви.

Агентство национальных новостей посвятило Великому посту целую серию материалов. Заметка под странным названием «Великий пост: духовное очищение начинается с бани» содержит довольно удивительное утверждение: «В первый день — Чистый понедельник — на Руси был обычай идти в баню, чтобы вступить в Великий пост очищенным духовно». Связь между мытьем в бане и духовным очищением явно не просматривается. В следующем абзаце автор почему-то заявляет, что Первая неделя поста «называется Соборная».

Автор говорит о том, что священники напоминают, что цель поста — не только ограничение в пище, а, прежде всего, нравственное очищение души от страстей и греховных помыслов. Далее следует рассказ о чтении Канона Андрея Критского, краткое описание которого дается здесь же: «Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории аллегорически представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом».

Далее появляются статья Татьяны Пелипенко «Великий пост — борьба со своими пороками» и аналитический материал «Анализ религиозной ситуации в России», авторы которого задаются вопросом, кому и зачем нужен Великий пост. «…Смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться, - делают они вывод, - Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого». «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти… Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель».

Небольшой рассказ о значении молитвы Ефрема Сирина мы находим в опубликованной 9 марта заметке об уральских школьниках: «Особая значимость этой молитвы состоит в том, что в ней показана самая суть покаяния. Молитва говорит о том, к чему необходимо прилагать усилия, чтобы освободиться от грехов и недугов». Примечательно, что в этой же статье подробно рассказывается об участии благочестивых мирян в богослужении: «Для тех, кто уже имеет большую меру церковности и радеет об еще большей мере приобщения к великопостному строю молитвы, можно порекомендовать и вычитывание дома хотя бы некоторых частей из каждодневных последований Триоди Постной. На каждый день Великого поста в Триоди Постной есть каноны, трипеснцы, двупеснцы, четверопеснцы, которые сообразны смыслу и содержанию каждой недели Великого Поста и, самое главное располагают нас к покаянию. Для тех, кто имеет такую возможность и молитвенное усердие, хорошо прочитывать дома в свободное время — вместе с утренними или вечерними молитвами или отдельно от них, — каноны из Триоди Постной или другие каноны и молитвы. Допустим, если не удалось побывать на утреннем богослужении, хорошо читать стихиры, которые поются на вечерне или на утрене соответствующего дня Великого поста».

Особый интерес вызывает опрос «А вы будете поститься?» опубликованный все в той же «Комсомольской правде» 6 марта. Среди респондентов генеральный директор Росгорцирка, депутаты Госдумы, спортсмены, известная балерина, актеры, писатель-юморист и даже экс-кандидат в президенты. Примечательно, что российские спортсменки и балерины выражают более твердую решимость соблюдать пост, несмотря на то, что по роду своей деятельности испытывают постоянные физические нагрузки, а телеведущие и писатели-юмористы с категоричностью заявляют о своей непричастности к церковной традиции. Заметим лишь, что, проводя подобного рода опросы, корреспонденты часто обращаются к людям довольно известным, но зачастую не имеющим к Церкви никакого отношения. По большому счету это сродни тому, что спросить у буддиста будет ли он праздновать Уруза-Байрам. В этом отношении писатель-юморист вполне резонно заметил: «С чего бы мне, нехристю, вдруг поститься?»

Гендиректор Росгорцирка Мстислав Запашный аргументировал нежелание поститься, «хотя и верующий», тем, что в жизни и так сильно наголодался. А депутат Госдумы Митрофанов пообещал, что начнет работать над собой, когда выйдет на пенсию. Твердую решимость соблюдать пост выразили олимпийская чемпионка баскетболистка Елена Баранова и олимпийская же чемпионка по синхронному плаванию Ольга Брусникина. Депутат Госдумы от КПРФ Николай Харитонов сказал, что будет стараться, хотя ему и предстоит много поездок. Актриса Анастасия Мельникова соблюдает пост уже двенадцать лет и относится к этому очень серьезно, а вот Станислав Садальский поститься хочет, но не будет: «Не могу — готовлюсь к премьере спектакля «Развод по-московски», работы — тьма. Не выдержу физически». Балерина Анастасия Волочкова замечает: «У меня и так каждый день пост — ем исключительно салатные листья. А вообще, нужно воздерживаться от плохих поступков и мыслей, а не тупо соблюдать традиции». Наиболее лаконичен Юрий Шевчук: «Да. Ради поста отменил концерты».

Корреспондент «Российской газеты» Анна Кольдина, также обратилась к известным людям с вопросом о соблюдении поста. «Я человек верующий, — ответила известная телеведущая Ангелина Вовк, — поэтому уж Великий пост всегда стараюсь соблюдать. Почему стараюсь? Потому что пост предполагает не только отказ от какой-то еды. Необходимо еще и соответственно вести себя: не допускать в сердце и голову нехорошие мысли, никого не обижать. Это самое главное, а иначе пост превращается в обычную диету. Но духовно настроиться у меня не всегда получается. Жизнь диктует свои правила. Если ты живешь в обществе, то неминуемо возникают такие ситуации, когда ты на кого-то сердишься, обижаешься или злишься». Замначальника пресс-службы «Аэрофлота» Виктор Соколов заметил, что сам лично пост не соблюдает, поскольку не может назвать себя верующим человеком, но в бортовом меню крупнейшей российской авиакомпании для постящихся пассажиров предусмотрены специальные блюда. В рацион питания включены овощные и фруктовые салаты, овощное рагу, котлеты из моркови и капусты.

«Интерфакс-Религия» поместил материал под заголовком «Пост — это не разгрузочная диета, а нравственное очищение». На этот раз на вопросы корреспондента отвечает председатель Московского общества православных врачей, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии, профессор медицины Александр Недоступ: «Для православного врача очень важной представляется духовная сторона поста. Ведь православные признают, что природа человека представляет собой не только тело, но также и душу, и дух. Душа занята эмоциональными, интеллектуальными, логическими, волевыми проблемами, в то время как дух — это та часть души, которая призвана общаться с высшим миром. Очень важно, что во время поста человек будет соблюдать не только пост телесный, не только воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни — гнева, очень буйных развлечений».

«Обычно в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, доказывается, что это очень полезно — временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты, что это типа разгрузки, от которой люди вдобавок еще и худеют. Это, конечно, очень утилитарное отношение к посту. Ведь пост — это не разгрузочная диета, а нравственное очищение».

«Церковь не настолько жестока и эгоистична, чтобы заставлять всех людей поститься по тем правилам, которые были разработаны в монастырях в средние века. Эти правила поста очень тяжелы и трудны, поэтому Церковь снисходит к людям, когда им бывает трудно. Во-первых, для больных существуют многочисленные послабления, причем иногда до такой степени, что пост снимается совсем. Я однажды был свидетелем того, как одно высокое духовное лицо запретило поститься больной монахине, когда я сказал, что ей здоровье не позволяет поститься. А уж людям светским, которым это вдвойне трудно, безусловно, разрешаются послабления».

«Детишек надо очень постепенно приучать к посту, конечно, давать молоко, которое им нужно для роста».

Тема поста отчетливо прозвучала в интервью с Константином Кинчевым, которое появилось в Великую Пятницу (10 марта) в Санкт-Петербургской «Смене»: «Семья — это мой маленький храм».

На этот раз с популярным рок-музыкантом беседовал Михаил Садчиков. «Во время православных постов, — предваряет он разговор, — легенда русского рока группа «Алиса» уже пять лет не выступает с концертами. Лидер группы Константин Кинчев — не только поэт и музыкант, но еще и глубоко верующий человек, вся творческая и личная жизнь которого пронизана религиозными мотивами». Беседа начинается именно с темы начавшегося Великого поста:

— Многие ваши поклонники не понимают, почему Кинчев воздерживается от концертов в пост?

— Давайте рассуждать так: есть некий православный христианин, которому очень нравится группа «Алиса», и во время поста у него возникает искушение пойти на наш концерт. Так вот я этим змеем-искусителем быть не хочу. Ведь чего греха таить: пришел человек на рок-концерт, а тут его уже караулит масса искушений — пивка попить, а пивка попил — захотелось водочки. Ну и так далее. Эмоциональный заряд на концерте таков, что русской душе хочется праздника.

— А слушать в записи тяжелый рок «Алисы» в марте и апреле вы рекомендуете?

— Это уже каждый должен для себя решить сам. Я — не священник, чтобы давать какие-то рекомендации».

Похоже отмена концертов на период поста становится для русских рокеров благочестивой традицией. Юрий Шевчук свои выступления тоже отменил. Остается надеяться, что эта традиция получит продолжение.

Кинчев за время поста намерен, к тому же, поправить свою физическую форму. На вопрос о том, правда ли, что он «стал качаться в тренажерном зале», Константин ответил:

— Да. Правда, последние два месяца в зал не ходил и чувствую, что похудел, обвис. Но во время поста я все восполню. И хотя мяса есть не буду, а стало быть, по мышечной массе не наберу, но по выносливости непременно восстановлюсь. И тонус поставлю на место.

— А во время поста можно качаться?

— Ну а почему нет? Если тело — видимая часть души, это просто необходимо».

Сообщив о том, что не пьет уже пять лет, музыкант, однако, заметил, что «в борьбе с курением победы сменяются поражениями». «Когда бросаю, то понимаю, что это абсолютный наркотик, меня конкретно крутит неделю. Кстати, в Великий пост я стараюсь не курить».

Мария Свешникова на «Стране.Ru» анализирует пост как общечеловеческую духовную практику, рассказывает об особенностях «одноименного поста» у католиков, а также о посте у протестантов, мусульман, иудеев, а также индуистов, буддистов и джайнов. В завершение своего религиоведческого экскурса она отмечает: «Православный Великий пост – самый строгий и продолжительный в году. Общая продолжительность поста составляет 7 недель…

В заключении своей статьи автор приводит слова митрополита Антония Сурожского: «В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и, тем не менее, радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется. Оно не дается просто тем, кто беспечно, лениво ждет его прихода. Мы должны вернуться к такому состоянию, которого обычно не можем вызвать даже из своих глубин, настолько оно нам чуждо, – состоянию радостного ожидания Дня Господня, хотя мы знаем, что этот День будет днем Суда.

До тех пор, пока мы не осознаем это, духовное напряжение не может быть радостью, оно непосильно и ставит нас перед лицом суда и ответственности – потому что мы сами должны осудить себя для того, чтобы перемениться и быть в состоянии встретить День Господень, славное Воскресение с открытым сердцем, не пряча лицо, готовые возрадоваться, что он пришел».

Подводя некоторый итог можно сказать, что в целом пресса встретила начало Великого поста довольно корректными, тактичными и серьезными материалами. Видно, что большинство авторов достаточно хорошо осведомлены о предмете разговора. Среди прочего встречаются замечательные исторические экскурсы, публицистика с элементами проповеди и даже исчерпывающие литургические справки. Тем досадней встречать среди этого многообразия откровенные ляпы, неточности и стилистические несуразности, при том, что сам тон материалов в большинстве случаев уважительный и даже благоговейный. Остается лишь пожелать редакторам и авторам соответствующих разделов и статей за время Великого поста не только стяжать благодатные дары смирения и покаяния, но и подтянуть соответствующим образом свою церковную грамотность, подняв тем самым свой журналистский профессионализм на соответствующий уровень.


Борис Кардамонов

14 / 03 / 2006






 версия для печати

Также в этом разделе:

Педагогика в пустыни

Жить на Земле, как потом на Небе

Былой России чекан. Часть 2

Севастополь – Афины

Былой России чекан

Победит добрейший

«В Австралии мы остаемся русскими»

«Дело протоиерея Алексия Мальцева продолжается и сегодня»

Русский о русских

Бизнес и нравственность

«Здесь, в России, мы ощутили духовную связь со своими корнями…»

«Жить так, чтобы не ранить другого человека»

Трансляция в формате RSS 2.0