Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version Rambler's Top100
Православие.Ru
ПРЕССА
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Пресса
 

Возвращение. Заметки из «православной кругосветки»

Для человека нецерковного, пожалуй, довольно странное постановление было принято на недавнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви.

Заслушав очередной «отчет о проделанной работе», иерархи во главе с патриархом Алексием «постановили»: «Вознести благодарение Господу».

Богослужение в Сан-Франциско. Фото: Михаил Родионов / Православие.Ru
Богослужение в Сан-Франциско. Фото: Михаил Родионов / Православие.Ru

Такова уж была «работа», о которой докладывали в этот раз Синоду. Речь шла о «торжествах, в ходе которых обретенное Русской Православной Церковью единство получило яркое выражение в различных частях Зарубежья». А если уж совсем на светский язык перевести: об удивительной акции – кругосветном путешествии по епархиям Русской Зарубежной Церкви.

Путешествие с иконой

Никогда еще ничего подобного не предпринимала ни наша, ни какая-либо другая Церковь. Икона Божией Матери «Державная» в сопровождении делегации Московского Патриархата и хора Сретенского монастыря отбыла из Москвы и посетила один за другим храмы в Нью-Йорке, Джорданвилле, Бостоне, Торонто, Чикаго, Вашингтоне, Сан-Франциско, Мельбурне, Сиднее, Женеве, Берлине, Мюнхене, Лондоне и Париже. После чего благополучно вернулась в Москву.

Так впервые в истории православная чудотворная икона совершила путешествие вокруг света. Впору делать заявки в Книгу рекордов Гиннесса, тем более что и еще много чего впервые происходило в ходе этой акции. Что ж, ведь и повод для нее был беспрецедентный.

Трудно переоценить всю историческую важность того события, что совершилось весной нынешнего года в московском храме Христа Спасителя, где был подписан Акт о восстановлении канонического единства в Русской Церкви. Это событие стало фактом не только церковной жизни. Его даже называли действительным окончанием Гражданской войны.

Однако и до, и после подписания звучало немало сомнений со стороны противников объединения. Говорили о том, что сближение с Москвой повлечет за собой раскол в среде «зарубежников», что прихожане зарубежных храмов не пойдут за иерархами под благословение Московского Патриарха.

Да и в Москве у многих оставались опасения или, во всяком случае, вопросы о том, что же в реальности происходит после подписания Акта в епархиях и приходах Зарубежной Церкви?

Сын атамана, потомок Рюрика

Митрополит Онуфрий у мощей свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Фото: Михаил Родионов / Православие.Ru
Митрополит Онуфрий у мощей свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Фото: Михаил Родионов / Православие.Ru
В церковной лавке тесно и сумрачно. Полуденный час. Жизнь в храме замерла до вечерней службы. Один лишь человек неспешно движется между полок с книгами и иконами. Он долго ищет нужную мне книгу об истории этого собора. А когда находит, то отдает не сразу.

– Вы сможете передать одну мою просьбу, когда будете в Москве? Это очень важно.

Когда я спрашиваю его, о чем речь, он заводит разговор как будто совсем о другом.

– Мой отец не пошел бы сейчас к России и к Московской Патриархии, – говорит он. – Это был знаменитый казачий атаман – Михаил Алексеевич Таратухин. Однажды он поверил России – вернулся на Родину и тут же был арестован, много лет провел в тюрьме. Наши люди не раз сталкивались с подобным коварством. Но я лично таких кошмаров не видел, мне легче. А главное: я воспитан в Церкви, я – монах, архидиакон Андроник (Таратухин). Мне что скажет архиерей – я подчинюсь.

– Выходит, это только церковные власти так решили и вас обязали, а будь ваша воля – Вы, как Ваш отец, не поверили бы?

– Неправильный вывод, – говорит отец Андроник. – Говорю же: мне легче. А что – легче? Понять, что происходит у вас на самом деле. Даже вам, в России, не все у себя видно так, как нам отсюда, из Сан-Франциско. Путин, он молодец. Делает то, чего мы здесь давно от вас ждали. Церкви наши смогли воссоединиться ведь не потому, что в чем-то изменились, а потому, что Россия наконец становится другой. Это пугает врагов России, а нас радует.

Архидиакон отдает мне книгу, а я напоминаю, что он говорил о какой-то просьбе.

– Знаете, как фамилия семьи моей мамы? – спрашивает он. – Святополк-Мирские. Получается, что мои далекие-далекие дедушка и бабушка – князь Владимир и княгиня Ольга. Значит, живы еще Рюриковичи, понимаете? А просьба моя такая. Когда в Москву вернетесь, передайте, пожалуйста, Путину, что я хочу российского гражданства. Еще несколько лет назад даже мысли такой не было. А сейчас – очень хочу!

Большая перемена

Архидиакон Андроник – личность своеобразная. Однако позиция его в целом весьма характерна для очень многих людей в приходах Зарубежной Церкви, с которыми мне довелось беседовать во время нашего путешествия.

На богослужении в Сан-Франциско. Фото: Михаил Родионов / Православие.Ru
На богослужении в Сан-Франциско. Фото: Михаил Родионов / Православие.Ru

– Впервые в жизни я оказалась в Москве в 1984 году, – говорила мне в Нью-Йорке Надежда Евгеньевна Бокова. – Тогда впечатления были сложные. Пожалуй, больше горечи и отчуждения в них присутствовало. Все казалось каким-то мрачным, неродным. А вот когда приезжала минувшей весной на подписание Акта, все чудесным образом переменилось. Я увидела совершенно другой город, другую страну.
Об этом же, но чуть другими словами говорили мне совсем непохожие друг на друга люди в разных концах земного шара. Австралийский предприниматель Виктор Усатов – в церковном дворике под Мельбурном. Канадский иконописец Алексей Мезенцев – на ступенях Троицкого собора в Торонто. Руководитель церковного хора в Бостоне, выпускник еще кадетского корпуса Владимир Руденко – за домашним ужином. Епископ Амвросий – в церквушке на берегу Женевского озера.

Впрочем, звучали в ходе наших встреч и другие мнения.

– Слишком рано все это произошло, так считаем я и некоторые другие наши прихожане, – сказал мне канадский винодел Юрий Милонов. – Как там оно будет дальше в России, сказать с уверенностью трудно, так что стоило бы еще подождать, хотя сейчас все развивается как будто в правильном направлении.

– Некоторые люди в наших приходах еще не приняли воссоединения, потому что пока не доверяют России, – объяснял нам такую позицию австралийский священник Михаил Протопопов. – Их совсем немного, в основном это те, кто пострадал от советского режима и не был в последние годы в России. За этим – страх и недостаток информации. Вот почему важны такие встречи, как наша. Чем больше их будет, тем меньше сомнений останется.

Точка зрения

Возможно, самый известный в России священник Зарубежной Церкви – это настоятель храма в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов. Он многолетний ведущий религиозной передачи на радиостанции «Голос Америки» на русском языке. Всегда был непримиримым противником Москвы. А теперь – горячий сторонник объединения.

– Нельзя быть христианином в отрыве от других верующих во Христа и вошедших в Его Церковь, – говорит отец Виктор. – По слову русского богослова Сергея Фуделя, «Церковь – это прекращение одиночества». Мы долго молились об этом дне, но все-таки не очень верили, что доживем до него. Даже многие молодые люди не думали, что доживут. И вот чудо случилось. Оно продолжается. Таково прибытие к нам иконы Божией Матери «Державная», которая ведь почиталась здесь, за границей, особенно. Нас с детства учили, что эта икона, явившаяся в день отречения государя от престола, как бы взяла на себя власть в России в знак того, что когда-то в будущем Россия снова станет домом Пресвятой Богородицы. И мы всегда в это верили.

Прекращение одиночества, о котором говорил отец Виктор, многие здесь называют спасительным для Зарубежной Церкви. Было видно, как искренне радуются люди в зарубежных храмах. Совершенно искренне звучали славословия в адрес Патриарха Алексия на совместных богослужениях и благодарности за то, что он благословил такую акцию.

Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря, говорит:

– Мы все стали участниками исторического события. Ведь дипломаты, к примеру, в Австралии не случайно говорили нам, что только за год наши отношения с обширным русским населением этой страны резко потеплели. И во многом благодаря церковному воссоединению.

Мы показали, что Россия может не только саморазрушаться, она может сосредоточиться и начать с главного – восстановления единства.

А от скольких людей в разных странах мы слышали, что они наконец почувствовали себя частью России. Еще пять лет назад они бы сказали: мы – русские, но не имеем отношения к России. А сейчас хотят быть российскими гражданами, гордятся тем, что имеют отношение к современной России.

Валерий Коновалов
«Российская газета», 8 ноября 2007 г.

08 / 11 / 2007





Смотри также:

    Новости
     версия для печати

    Также в этом разделе:

    Добрые вести Православия:
    первая половина июля 2008 года


    Добрые вести Православия: вторая половина июня 2008 г.

    Добрые вести Православия: первая половина июня 2008 г.

    Добрые вести Православия: вторая половина мая 2008 г.

    Добрые вести Православия:
    первая половина мая 2008 г.


    Добрые вести Православия:
    вторая половина апреля 2008 г.


    Добрые вести Православия:
    первая половина апреля 2008 года


    Православие в западном мире

    Тихий послушник Божий: Митрополит Лавр и путь к воссоединению

    Добрые вести Православия: вторая половина марта 2008 г.

    Добрые вести Православия: первая половина марта 2008 г.

    Добрые вести Православия:
    вторая половина февраля 2008 г.


    Трансляция в формате RSS 2.0