|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Пресса
|
|||
Религиозный опыт в дошкольном возрасте
По роду своей деятельности я занимаюсь воспитанием детей: работаю воспитателем в детском саду. И потому проблемы воспитания волнуют меня особенно остро. В основу воспитания, с моей точки зрения, должны быть положены совсем иные принципы, чем те, о которых так много говорится в средствах массовой информации. К ребенку дошкольного возраста необходимо относиться как к человеку – и с недостатками, и с достоинствами, а вовсе не как к кукле или непоседливому домашнему зверьку. Человек – существо душевно-телесное, он развивается духовно, он самостоятелен и обладает волей. Душа его бессмертна и создана по образу и подобию своего Творца. Эту особую мистическую связь, которая существует между Богом и каждым его творением в отдельности, не может описать или проанализировать ни один ученый психолог или педагог. То, что переживаем мы, и взрослые, и дети, во время молитвы, духовного размышления, исповеди или Божественной литургии, нельзя выразить словами или описать на бумаге. Я не ставлю своей целью предложить уже готовые и простые ответы на вопрос, как дома или в школе дать детям религиозное воспитание. Я всего лишь хочу помочь родителям и воспитателям лучше понять потребности детей дошкольного возраста, лучше представить их интересы, возможности, их готовность к фактическому обучению, что в конце концов приведет к тому, что дети лучше смогут понять и принять опыт православного богослужения. Младенчество Прежде чем говорить о детях дошкольного возраста, думаю, необходимо некоторое внимание уделить и возрасту младенческому – от 0 до 3 лет. Более чем в какой-либо другой религиозной традиции, в Православии особо подчеркивается религиозная значимость младенчества. В первые же недели жизни над младенцем совершаются таинства крещения и миропомазания, он причащается Божественных таин. Церковь соделывает младенца носителем благодати и защищает его от сил зла задолго до того, как он начнет подавать признаки пробуждения у него мыслительных способностей. Ребенок растет дома, и родители или те, кто их заменяет, являются единственными педагогами, которых он знает. Все, что бы ни делала мать для своего ребенка (смена пеленок, кормление, баюканье или молитва над его колыбелькой), значимо, потому что эти действия выражают любовь и заботу, обеспечивают безопасность и дарят счастье. Качество этой любви зависит от тех отношений, которыми мать связана с Богом. Материнская любовь может быть агрессивной, ненадежной, исполненной страха и беспокойства. Случается, что мать оказывается или несчастной, или законченной эгоисткой, так что даже не может полюбить своего ребенка. Такой малыш, действительно, религиозно обездолен. Потому что любовь, исполненная жизнерадостности, ответственности, самоотвержения и постоянства, по природе своей религиозна, независимо от того, каковы религиозные убеждения матери. Радостный малыш, который растет без страхов и с усердием открывает как самого себя, так и мир вокруг, – религиозно «цельный» ребенок. Малыш накапливает опыт и информацию, не задумываясь над их содержанием. Он сохраняет впечатления и изображения, запоминает звуки и запахи, однако не может понять логическую последовательность между причиной и результатом, которая для взрослых самоочевидна. Вот из этих особенностей его развития и надо исходить, вскармливая ребенка пищей духовной. Естественно, стандартное обучение не годится ни для какого возраста, а тем более для младенческого. Хорошо, если дети видят, как родители молятся, и получают при этом от них соответствующие религиозные объяснения. Кроме того, наша Церковь предоставляет самым маленьким много возможностей прикоснуться к религиозным ценностям с помощью своих чувств, которые в этом возрасте функционируют с наибольшей активностью. Можно дать ребенку внимательно рассмотреть его крестильный крестик, потрогать или поцеловать икону, висящую над его кроваткой. Детей нужно водить на службы, чтобы они могли видеть облачения священников, убранство храма, горящие свечи, слышать пение и вдыхать запах ладана. Конечно, никто не может с точностью оценить последствия таинств, которые Церковь предлагает младенцам. Однако с помощью веры мы можем позаботиться о том, чтобы эти проводники Божественной благодати были доступны нашим детям. Дошкольный возраст Нравственное развитие детей дошкольного возраста находится на довольно примитивном уровне. Разумеется, мы весьма часто становимся свидетелями того, как маленькие дети дома и в яслях используют выражения «хороший ребенок», «плохой ребенок», «шалун», «послушный» и прочие, то есть те выражения, которые сами часто слышат от взрослых. Однако ребенок этого возраста не может сам разобраться, какой из поступков хороший, а какой плохой, почему в одних случаях, когда ему что-то интересно узнать, его хвалят, а в других – осуждают за то же самое любопытство. Малыш признает, что «Бог хочет, чтобы мы были хорошими» и что «мы не должны быть плохими», но в его сознании понятия «добро» и «зло» смешаны, а потому он отождествляет их с тем осуждением или одобрением, которые следуют за поступками. Полностью за пределами познавательной способности детей дошкольного возраста находятся также такие основные понятия, как «грех», «покаяние», «искупление» и «жизнь после смерти». Но в детском опыте уже есть представления о том, что значит «ты шалун» или «тебя прощают». На примитивной стадии и тесно связанными с внешними и очевидными событиями находятся также понятия рождения и смерти. Когда ожидается рождение братика или сестренки или ребенка в семье знакомых, малыш начинает задавать вопросы: «Почему вырос животик у мамы или тети из дома напротив?» или «Как ребеночек попал в животик, кто его послал?» и т.д. Взрослым не стоит уклоняться от ответов, но необходимо рассказать ребенку то, что он уже готов услышать. Иногда дети спрашивают, даже зная ответ, чтобы застать родителей как бы врасплох. При этом важно не разжигать любопытство ребенка и не демифологизировать чудо зачатия. Ребенок может столкнуться и со смертью, которая, безусловно, тяжело переживается всеми нами. В этом случае нужно постараться сделать так, чтобы ребенок не испытывал слишком сильного стресса и чтобы у него не развился страх смерти. Если дети, например, спрашивают: «Куда ушел дедушка?», необходимо, успокоив ребенка, объяснить ему православный взгляд на смерть. Надо сказать, что тело любимого нами человека (дедушки, бабушки и т.д.) умерло, а душа находится с Богом и ангелами. Конечно, печаль с нашей стороны вполне естественна, но мы должны думать о том, как замечательно там, где он (дедушка) сейчас находится, а также подчеркнуть, что он нас видит и радуется, когда убеждается, что мы счастливы и хорошо себя ведем. Ребенок не поймет, что такое душа, однако определенность того, что дедушка находится где-то и его видит, наполняют ребенка уверенностью в себе, и он успокаивается. Ребенку трудно отличить действительность от вымысла. Часто он рассказывает нам о действительном событии, но по ходу рассказа начинает прибавлять вымышленные подробности. В этом случае мы не должны считать, что наш ребенок говорить неправду. Иногда, конечно, он уверяет нас, что видел медвежонка у своей кроватки (находясь, возможно, под влиянием прослушанной сказки) или что покатался на слонике. Для ребенка не будет никакой пользы, если мы будем настаивать на том, что он говорит неправду, и пытаться вразумить его. Однако с помощью подходящих вопросов мы можем озадачить его и постепенно подвести к более логическим рассуждениям. Дети любят слушать истории или сказки, но они должны быть подобраны с учетом их возраста и познавательных способностей. Самые маленькие способны выслушать историю продолжительностью пять–семь минут, а дети постарше – десять–пятнадцать. Сказки развивают чувства детей, обогащают их словарный запас и помогают в организации структуры мысли. Сюжет должен быть достаточно простым. Все понятия, которые дети знают о прошлом, это «давным-давно», «вчера» и «когда я был маленьким». О расстоянии они обычно говорят так: «не очень далеко отсюда» или «очень-очень далеко». Неопределенные и абстрактные понятия, такие как истина, народ, доброта, справедливость, вера и даже любовь, трудны для детского восприятия. Однако дети все же могут понять, когда кто плохой, хороший или благородный, поскольку у них есть примеры поведения других. Хорошо, если малышам кроме сказок рассказывают или читают и простые повествования из Ветхого и Нового Завета. Дети могут при этом изображать животных или птиц, трогать цветы, листья и семена. Им также понравилось бы закрыть глаза, чтобы почувствовать и осознать, что такое тьма, которая была, прежде чем Бог сотворил свет, а потом открыть их и ощутить свет. Хорошо было бы рассказывать детям какие-нибудь притчи, например, о добром самарянине, и простые истории о чудесах, обращая внимание не столько на факт самого чуда, которое на них и так обязательно произведет впечатление, сколько на то, что Христос заботился о людях и помогал им, когда был на земле. В качестве характерного примера приведу случай, рассказанный мне одной мамой. В четверг днем Ирочка села в школьный автобус[i], чтобы вернуться домой, но мама не успела встретить ее на остановке, и сопровождающая забрала девочку к себе домой. Такое случилось впервые, поэтому мама девочки поехала за ней, очень волнуясь, поскольку знала, что Иришка пугливый ребенок, а сейчас она первый раз при таких неприятных обстоятельствах оказалась без мамы. Мама ожидала застать дочку плачущей и протестующей, но, к своему удивлению, нашла ее спокойной и улыбающейся. – Не бойся, Ира, – бросилась мама к девочке, – все в порядке, вот она я. – А я и не боюсь, – рассудительно ответила Ирочка. – Ведь Христос всегда заботится о нас и не оставляет в трудные моменты. Я молилась Ему и просила об этом. И еще я уверена, что мой ангел здесь со мной, он охраняет меня и составляет мне компанию. Мать потеряла дар речи, как она сама потом рассказывала, потому что никогда дома об этом не говорили. Однако накануне утром в саду мы говорили о чуде укрощения волн на Генисаретском озере, и, вероятно, как раз этот-то рассказ и оказал положительное влияние на психику ребенка. Дети всегда хорошо воспринимают истории о Рождестве Христовом, о страданиях Богочеловека, хотя с трудом осознают такое событие, как Воскресение. Детям нравится история Адама и Евы, они с интересом слушают о потопе и спасении Ноя и животных, а также жития святых и рассказы, объясняющие религиозные праздники или семейные традиции. Они любят слушать о младенце Моисее, о Введении во храм Пресвятой Богородицы, о Благовещении, о Тайной вечере (как Иисус Христос дал людям Божественное причастие), а также про Иисуса и детей. Те же самые истории можно повторить не один раз, можно даже разыграть их, предложив каждому ребенку какую-нибудь роль. Ролевая игра и театральные постановки важны в этом возрасте для развития речевого аппарата ребенка, равно как и для освобождения его от внутренней заторможенности. Если ребенок будет играть в игру, поставленную по прослушанной истории, там, где это возможно, или исполнять какую-нибудь роль из нее, тогда можно с уверенностью сказать, что он будет переживать эту историю и поймет ее лучше. Если в семье несколько детей, тогда играть в ролевые игры легче, да и ребенок, когда играет в них, дает выход своим переживаниям, стрессу и разряжает свою агрессивность, направляет на игру всю свою активность и учится общаться с близкими. Когда же других детей в семье нет, тогда хорошо, если родители сами бы играли со своими детьми, а не вынуждали бы их в одиночестве смотреть по телевизору детские программы, ведь даже детские программы нередко весьма агрессивны и пропитаны эротизмом и побуждают детей вести себя неподобающим образом, вводя их в мир материалистический и зачастую антихристианский. В наши дни мир детей дошкольного возраста не ограничивается домом, однако родители продолжают оставаться всесильными существами. «Мама, сделай это», – просит ребенок, и для него больше не существует данной проблемы. Мы можем использовать это ощущение всемогущества, которое приписывает нам ребенок, и с помощью него дать ему косвенно понять всемогущество Божие. К тому же на Бога ребенок бессознательно переносит такие свойства, как власть, любовь и всемогущество, приписываемые им родителям. Безусловно, у ребенка, который живет в православном доме, сформируется какое-то представление о Боге, сотворившем весь мир, о том, что Он благ и могуществен. Если мы скажем, что «Бог сотворил цветочки, животных, солнце, тебя и меня…», то ребенок очень легко представит Бога в виде огромного человека, который сидит и делает все это одно за другим. Не страшно, если ребенок таким и представит Бога. Взрослея, он забудет конкретный образ и приблизится к отвлеченным понятиям. С помощью икон, которые видит, и историй, которые слышит, ребенок получает элементарные сведения о Господе, однако он не осознает, что Бог и Христос – два разных лица Святой Троицы. Его это не озадачивает, он не чувствует необходимости уяснить это понятие. Ребенок уже умеет правильно креститься и даже произносить молитву «Отче наш», но пока все это он не связывается им с историями, которые он услышал, и с понятиями, которые может постигнуть, например догмат о Святой Троице. По мере его взросления, однако, все встанет на свои места. В заключение напомню, что те основные понятия, которые мы пытаемся «передать» детям, нужно сначала пропустить через себя, свою душу и сердце. Екатерина
Зангана, Перевел с греческого Анатолий Чуряков Журнал «Тольми». 2007. Октябрь [i] В Греции часто детей в детский сад и школу доставляет из дома, а потом и домой, специальный автобус, в котором, кроме водителя, есть и взрослый сопровождающий. Родители сажают детей утром в автобус на ближайшей к дому остановке, а вечером встречают. – Примеч. переводчика. 15 / 01 / 2008 |
Также в этом разделе:
Педагогика в пустыни Жить на Земле, как потом на Небе Былой России чекан. Часть 2 Севастополь – Афины Былой России чекан Победит добрейший «В Австралии мы остаемся русскими» «Дело протоиерея Алексия Мальцева продолжается и сегодня» Русский о русских Бизнес и нравственность «Здесь, в России, мы ощутили духовную связь со своими корнями…» «Жить так, чтобы не ранить другого человека» |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |