Православие 2000
Пресса
  ОБЗОР
   

 
 

ГАЗЕТА "ИЗВЕСТИЯ" ОБЪЯВИЛА О ВЫПУСКЕ РЕЛИГИОЗНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ

21 января 2000 года в газете "Известия" вышел первый выпуск приложения "Религия". Подготовил ее литературный критик и публицист Александр Архангельский. Это уже не первая московская газета, которая решила посвятить свои специальные страницы религиозной проблематике. Религиозное приложение существует в "Независимой газете", "Советской России", "Московском комсомольце". Стремление политической газеты отражать на своих страницах религиозную проблематику вполне понятно - социологи свидетельствуют, что верующих в Бога в нашей стране 79,4 % населения, не верят в Бога - 9,3 %, затруднились ответить - 10,8 %, отказались ответить - 0,5% (Институт социологии РАН, грант РГИФ, 1999). Православное Рождество 2000 года, например, отмечало более 70% наших граждан.

Впрочем, в предисловии к своему религиозному приложению редакция объявляет: "Известия" - газета светская; она в равной мере адресована атеистам и верующим самых разных конфессий". Уже само признание равенства в глазах редакции атеистов и верующих воспринимается как факт отрадный, поскольку до этого дня большая часть материалов, посвященных религии вообще и Православию - в частности, отражали взгляд атеистов, чаще всего тех, которых в советские времена было принято называть "воинствующими".

Например, 6 января, в день, когда большая часть населения нашей страны праздновало 2000-летие Рождества Христова, "Известия" публикует два материала, как бы отражающие эти события. Один - Виктории Авербух - кощунственно назван "Рождество патриарха" и посвящен пребыванию Бориса Ельцина в Израиле, причем автор умудрилась ни одним словом не обмолвиться об истинной причине поездки Б. Ельцина на Святую Землю - участвовать совместно со всеми предстоятелями поместных православных Церквей и президентами тех стран, где Православная Церковь является доминирующей, в юбилейном празднике Рождества Христова. Другой материал - письмо читателя о том, что Рождество Христово было в другой день и в другой год, что Иисус Христос - это совсем не тот, за кого его выдают христиане. Конечно, письмо, почти дословно повторяющее аргументы героя "Мастера и Маргариты" председателя МОССОЛИТа Михаила Берлиоза, имеет право на существование, но насколько публикация его накануне праздника Рождества была тактична по отношению к чувствам верующих, которые составляют значительное большинство населения страны?

Дальше - больше. 15 января "Известия" публикует "передовую" (то есть заглавную, отражающую мнение редакции газеты) статью кинокритика Валерия Кичина "Приказано верить", в которой делается попытка набросить тень на тех людей, облеченных властью, которые посмели на Рождество Христово пойти в храм помолиться. Этот факт, отраженный новостными программами ТВ, неожиданно интерпретируется автором как наличие в стране двоевластия - светской и духовной, но примеров того, что Церковь и Патриарх над кем-то властвуют, кого-то насильно притягивают к православной вере, здесь не приводится. Про небольшую горстку высших чиновников из Кремля, московской мэрии и Думы, присутствовавших на Рождественском богослужении, здесь сказано пренебрежительно: "Правительство отбывает службу в храме Христа Спасителя". Валерий Кичин почти требует от наших правителей, чтобы они скрывали от народа свою веру в Бога, поскольку этот факт, по всей видимости, оскорбляет атеистов и ущемляет их права. Он демонстрирует свое умение читать чужие сердца и утверждает, что "государственные мужи крестятся для телекамер". Автор объявляет себя атеистом и отстаивает право уважительного отношения к себе и своим взглядам. При этом он нисколько не замечает своего неуважительного тона по отношению к верующим: "Если бог - то, чем можно замолить любые грехи, то есть простить самому себе и ложь и что похуже, то я к такому богу идти не хочу".

Впрочем, к такому богу и православные "не ходят". Для них Бог - не что, а Кто. Православные, вопреки утверждениям В. Кичина, отнюдь не стремятся заполнять свою жизнь "жалобами и поклонами" и не стараются "пустить дарованное нам время на ветер". То, что православием клянутся, как пишет автор "Известий", "наши доморощенные фюреры", никоем образом не кидает тень на веру наших сограждан, поскольку фюрерское православие вообще не является Православием. А вот аргументы "научных атеистов" и "искусствоведов в штатском" из нашего недавнего советского прошлого, с их умением читать чужие мысли, навешивать на оппонентов политические ярлыки, клеветать на них, указывать людям во что и как им верить, абсолютно ничем не отличается от атеизма, декларируемого В. Кичиным.

К сожалению, такого рода невежественные и однобокие суждения о христианском вероучении свойственны многим известинским материалам на церковные темы. Появление специализированного приложения позволит редакции более ответственно относится к этой проблематике и отражать мнение не только атеистов, но и верующих. Однако первый январский выпуск религиозной страницы обнаружил предвзятое отношение, если не к вообще религиозному сознанию, то, по крайней мере, к тем, кто принадлежит к Русской Православной Церкви.

Здесь опубликованы полные елейной благожелательности интервью с ортодоксальным иудеем Зеевом Вагнером и сбежавшим из Московской Патриархии священником Русской зарубежной церкви Михаилом Ардовым; напечатана статья об отношении ислама к войне (естественно, отрицательное) и терпимости этой религии ко всем другим вероисповеданиям; перепечатана из прекрасной, давно вышедшей книги часть беседы с прихожанами митрополита Антония (Блума). Про него здесь сообщается, что он племянник А. Н. Скрябина, что он был военным хирургом французской армии, и что он служит в Лондоне. Однако, при этом почему-то стыдливо умалчивается о том, что он - клирик Русской Православной Церкви. Может быть, потому, что ей здесь отводится роль "мальчика для битья".

В статье "Плетью обуха не перешибить" Андрей Зубов указывает нашей Церкви ее место (она, по его мнению, - одна из многих "общественных организаций"); он точно знает, к чему она призвана, что она должна делать и чем она обязана стать для России. Автор, нисколько не замечая собственной бестактности, диктует Русской Церкви план действий и свысока поучает ее: "Миссия эта (быть совестью России) для Церкви связана с огромной внутренней работой, с воспитанием и в себе самого живого покаянного чувства".

Редакция в своей преамбуле заявляет, что газета стремится к тому, чтобы точки зрения в религиозном приложении были аргументированы и не оскорбляли чьих-либо религиозных чувств. Было бы славно, если бы это не осталось пустой декларацией.

Священник Владимир Вигилянский

Смотри также:
ГАЗЕТА "ИЗВЕСТИЯ" СТАНОВИТСЯ ОРГАНОМ ВОИНСТВУЮЩЕГО АТЕИЗМА


  © ПРАВОСЛАВИЕ 2000