Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
 

Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 3

Каширский Никитский монастырь, Соколова Богородицкая Каширская пустынь, монастырь Четырех Церквей, Саввина пустынь, монастырь Всеволож Пречистыя Богородицы, Соколова Богородицкая Каширская пустынь, Спасо-Казанская женская община

 
КАШИРСКИЙ НИКИТСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(женский монастырь)

Каширский Никитский монастырь. Литогафия 1908 г.
Каширский Никитский монастырь. Литогафия 1908 г.
До революции Кашира находилась в Тульской епархии. Долгое время здесь не было ни одного монастыря. На западной окраине города стоял древний деревянный кладбищенский храм св. вмч. Никиты. В первой половине XIX в. благочестивый купец Федор Руднев на месте древнего выстроил новый, каменный храм с колокольней. Здесь в 1843 г. и было положено начало будущему монастырю.

Первая настоятельница общины, мон. Фомаида, происходила из бедной крестьянской семьи и подвизалась в знаменитом Горицком монастыре. Одна тульская помещица решила открыть в своем имении общину под началом матушки Фомаиды. С этой целью она представила монахиню московскому свт. Филарету (Дроздову). Прозорливый пастырь сразу же оценил смиренную старицу и по его совету матушка обратилась к Тульскому архиерею с прошением о создании общины. Между тем помещица неожиданно скончалась. И тогда Тульский еп. Дамаскин благословил открытие богадельни при Никитском храме. Указом Св. Синода от 13.03.1862 г., здесь была утверждена женская община.

Мать Фомаида скончалась 17 декабря 1868 г. в возрасте 90 лет. Ее сменила монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря Макария, которая ревностно занялась обустройством обители. На месте деревянных домиков были возведены каменные корпуса, ограда, колокольня, собор и др. постройки. Но главной заботой Макарии было духовное устройство обители. Еще при матушке Фомаиде было введено неусыпное чтение Псалтири. Теперь же и богослужения стали совершаться ежедневно и полностью. В 1884 г. община была преобразована в общежительный монастырь, а настоятельница стала игуменьей. В неурожайный 1892 г. в обители находили приют окрестные бедняки, здесь была построена школа для девочек, а в русско-японскую войну открыт госпиталь для раненых. В 1894 г. мать Макария отошла ко Господу, прожив 83 года.

Каширский Никитский монастырь. 2000 г.
Каширский Никитский монастырь. 2000 г.
Никитский монастырь был в большом почете у жителей Каширы и всей Тульской губернии, а ее насельницы находились под руководством Оптинских старцев. В обители подвизалась известная московская старица Моисея (в миру Мария Ложкина, позднее схимон. Ольга, 1871 — 23.01.1973), обладавшая даром редкой прозорливости. Ее могила на Калитниковском кладбище Москвы — место постоянного паломничества верующих. Среди жертвователей на монастырское строительство был сам Государь Император Николай II.

В 1919 г. насельницы обители, желая спасти ее от закрытия, преобразовали монастырь в трудовую артель. Однако, в конце 20-х гг. монастырь был окончательно закрыт, при этом сильно пострадала матушка Ольга (Ложкина), ей тяжелым предметом пробили голову.

В последующие годы была разрушена колокольня, снесен верх Никитской церкви, уничтожена ограда с башенками, обезображено здание трапезной. В ноябре 1941 г., когда немцы были всего в семи километрах от Каширы, в Никитском храме находился штаб обороны города. Позднее значительную часть обители, включая Никитский храм, заняла носочно-чулочная фабрика, не выведенная отсюда и поныне. Преображенский собор пустовал и разрушался. Лишь в 1998 г. он передан общине верующих.

Храмы:

  1. строительство первого храма общины — во имя Св. вмч. Никиты — из-за недостатка средств затянулось. Главный престол был освящен только в 1855 г.
  2. в колокольне был устроен храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
  3. при игум. Тихоне, переведенной из Белевского монастыря, был возведен Спасо-Преображенский собор (освящен в 1894 г.).

Святыни:

  1. Серафимо-Дивеевская обитель прислала в дар икону Божией Матери «Умиление»
  2. другой чтимой иконой монастыря была Смоленская, привезенная первыми сестрами общины.

Скит монастыря:

В 1890 г. крестьяне трех деревень, расположенных на другом берегу Оки, обратились к игуменье с просьбой открыть школу для местных детей. Школу решили построить рядом с лесом, переданным во владение монастыря. Когда-то здесь находилась Соколова пустынь — мужской монастырь, упраздненный в XVIII в. Один из храмов обители был посвящен Усекновению Главы св. Иоанна Предтечи. В память об этом новый храм при школе посвятили Крестителю Господню. Затем здесь образовался Иоанно-Предтеченский скит. В советское время он был полностью разрушен.

Иоанно-Предтеченский скит находился в шести километрах к западу от Троицкого Белопесоцкого монастыря. Ныне дер. Соколова пустынь.

Монастырь не действует (ныне здесь чулочно-носочная фабрика).

Проезд: до ст. Кашира Павелецкой ж.д. Каширское шоссе. Далее  пешком. (см. Белопесоцкий монастырь).


СОКОЛОВА БОГОРОДИЦКАЯ КАШИРСКАЯ ПУСТЫНЬ
(мужской монастырь)

Ныне у дер. Соколова Пустынь. Расположена на левом берегу р. Оки, в 41 км. к востоку от г. Серпухова. Время основания неизвестно. Опись 1578 г. сообщает: «…а на монастыре церковь Пречистыя Богородицы древенная, на каменное дело… да другая церковь Усекновения честныя главы Крестителя Господня Ивана с трапезою, древенная, клетцки, ветха, стоит без пенья; а церкви поставленье и церковное строенье игумена Иосифа Сокола с братьею. Да игумен же Митрофан с братьею сказал, что государь пожаловал прежнего игумена Варсонофья с братьею на церковное сооруженье и на монастырское строенье в 77 г. [1569 г.] 40 руб. денег». В 1679 г. пустынь была приписана к Коломенскому архиерейскому дому. Последний игумен Иосиф упоминается в 1739 г.

Возобновлена монашеская жизнь в 1890 г. Образован скит женского Никитского Каширского монастыря

(см. Каширский Никитский монастырь, скит).


МОНАСТЫРЬ ЧЕТЫРЕХ ЦЕРКВЕЙ

Монастырь Четырех Церквей. Фотография середины XX века.
Монастырь Четырех Церквей. Фотография середины XX века.
На берегу р. Оки, напротив впадения в нее р. Лопасни, когда-то стоял город Лопастна — владение черниговских князей. Позднее город отошел к Рязани, однако, неоднократно разоренный татарами в XIII-XIV вв., он окончательно запустел. От города остались (или были построены заново) четыре деревянные церкви. Место стало называться «погост Городище». Из сохранившегося описания XVI в. следует, что храмы были посвящены Воскресению Христову, Его славному Преображению, свт. Николаю Чудотворцу и мчц. Параскеве Пятнице. Храмы были «строенья мирского, монастыря еще не было».

О существовании обители свидетельствуют рукописный синодик 1653 г., хранившийся в одной из церквей: «положил сей сенодик в монастырь Николы Чудотворца зовомый четырех церквей Государев богомолец Благовещенский протопоп Стефан В[o]нифатьев […] по своих родителех в вечный поминок…». Стефан Вонифатьев был духовником Государя Алексея Михайловича.

Просуществовав около ста лет, монастырь был закрыт, вероятно, при Петре I. К началу ХХ в. здесь сохранились только два вновь построенных храма: Пятницкий (1677 г.) и Никольский (1752 г.).

Внутреннее убранство Пятницкого храма отличалось оригинальностью. Иконостас был установлен прямо на полу, а солеи не было. Вместо цельного яруса «икон Богородицы с пророками» на карнизе иконостаса, прилегавшем прямо к потолку, были изображены: в центре — Знамение Пресвятой Богородицы, справа — Серафим с огненно-розовой ветвью в левой руке и трубой в правой, слева — Херувим с красной волнистой ветвью в правой руке и с колосьями злаков в левой. Символистическое значение этих изображений объяснялось словами Псалма 73: «Бог же, царь наш, прежде века содела спасение посреде земли… Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце. Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну. Ты создал еси я».

Часть риз на иконах была сделана из тисненого левкаса, а часть из тонких деревянных досок с прорезями для ликов и рук. Кроме царских врат в алтарь вела только одна дверь — северная, с изображением Благоразумного разбойника Раха с крестом на правом плече. Пол в большей части храма был из половинок бревен. К началу ХХ в. иконостас немного подняли над полом, выстроили новую трехъярусную колокольню.

Второй деревянный храм — Никольский, был гораздо скромнее и по устройству, и по убранству.

В начале 1930 гг. Пятницкий храм перевезли в ближайшее село Жерновку для постройки клуба. Судьба Никольской церкви неизвестна. Место древнего города совершенно опустело и даже название «Городище» из здешних жителей мало кто помнит.

Проезд: До ст. Кашира Павелецкой ж.д., далее авт. до с. Тарасково (17 км.), далее пешком 10 км. Урочище находится через овраг от дер. Федоровка.


САВВИНА ПУСТЫНЬ
(мужской монастырь)

Находилась на р. Березыни, близ сельца Игумнова, ныне в Тульской обл., в четырех километрах от границы с Московской.

Согласно писцовой книге 1578-79 гг., монастырь тогда входил в Растовский стан Каширского уезда: «Монастырь Саввина Пустыня, на реке на Березыни, а в монастыре церковь Никола чюдотворец, древена, клецки […], да на колоколнице 3 колоколы; а все церковное: образы, и книги, и свечи, и колокола монастырские приходное; да на манастыре ж другая церковь Пятница святая с трапезою; да на манастыре ж в келье игумен Серапион, в келье черный поп, а старцов в кельях 3, в келье понамарь, да 2 кельи вкупчиковых [вкладчиков в монастырь] […]. Вотчина Савины пустыни […], сельцо Игумново, на реке на Березыне».

Иногда монастырь объединялся с Соколовой пустынью Каширского уезда. В 1679 г. оба монастыря были приписаны к Коломенскому архиерейскому дому.

Обитель была упразднена около сер. XVIII в. Монастырский храм стал приходским в с. Игумнове, но вскоре упразднили и приход.

В 1865 г. гвардии полковник С. А. Волоцкий, желая возродить здесь богослужение, построил на Игумновском кладбище молитвенный дом. Спустя три года он уже именовался кладбищенской церковью, на содержание которой Волоцкий пожертвовал 3 тыс. руб.

Проезд: до ст. Кашира Павелецкой ж.д., далее авт. на Серебряные Пруды до ост. «Игумново» (34 км.), далее пешком 1 км.


МОНАСТЫРЬ ВСЕВОЛОЖ ПРЕЧИСТЫЯ БОГОРОДИЦЫ
(мужской монастырь)

Монастырь Всеволож Пречистыя Богородицы.
Монастырь Всеволож Пречистыя Богородицы.
Эта удаленная от Москвы обитель располагалась на территории нынешнего Серебряно-Прудского района. В писцовой книге конца XVI в. находим описание монастыря: «Монастырь Всеволож Пречистыя Богородицы, а церковь Пречистые Богородицы древена, клецки, стоит от монастыря четверть версты, а около ее ограды и келей нет, одна сторожня, а в церкве образов: деисус стоячей […] а в ней семь икон […], да образ месной Пречистые Богородицы, на золоте, в киоте […], да образ чудотворный Успение Пречистой […], да перед церковьюна колокольнице два колокола невелики. Да на монастыре же церковь Никола чюдотворец…. А на монастыре келей семь (в одной игумен Еустат, в прочих старцы), да две кельи пусты».

Год упразднения обители неизвестен, но произошло это до 1764 г. Местные жители указывают на небольшой холм рядом с шоссе Серебряные Пруды — Кашира, где, по преданию, находился монастырь.

Обители принадлежали две деревни: Житово и Мягкое. О первой деревне сейчас напоминает лишь местный лес под названием «Житовка», а вторая деревня сохранилась. Со временем она стала селом, здесь был построен храм во имя Успения Пречистой Богородицы, явно в память о монастыре. В 1892 г. начали строить новый каменный храм, который был освящен в 1907-1908 гг. При этом были устроены два придела: во имя св.Параскевы Пятницы и св. блгв. кн. Даниила Московского.

Храм был закрыт в период 20-30-х гг. Служивший здесь протоиерей Сергий Аманов расстрелян в 1937 г.

Возрождение храма началось в 1993 г. (приход). По одному из приделов храм именуют в народе Пятницким.

Проезд:до ст. Узуново Павелецкой ж/д (165 км.). Далее пешком или поездом на Рыбное до ост. Мягкое (7 км.).


СОКОЛОВА БОГОРОДИЦКАЯ КАШИРСКАЯ ПУСТЫНЬ
(мужской монастырь)

Ныне у дер. Соколова Пустынь. Расположена на левом берегу р. Оки, в 41 км. к востоку от г. Серпухова. Время основания неизвестно. Опись 1578 г. сообщает: «…а на монастыре церковь Пречистыя Богородицы древенная, на каменное дело… да другая церковь Усекновения честныя главы Крестителя Господня Ивана с трапезою, древенная, клетцки, ветха, стоит без пенья; а церкви поставленье и церковное строенье игумена Иосифа Сокола с братьею. Да игумен же Митрофан с братьею сказал, что государь пожаловал прежнего игумена Варсонофья с братьею на церковное сооруженье и на монастырское строенье в 77 г. [1569 г.] 40 руб. денег”. В 1679 г. пустынь была приписана к Коломенскому архиерейскому дому. Последний игумен Иосиф упоминается в 1739 г.

Возобновлена монашеская жизнь в 1890 г. Образован скит женского Никитского Каширского монастыря (см. Каширский Никитский монастырь, скит).

Проезд: (см. Белопесоцкий м.)


СПАСО-КАЗАНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА

В 1888 году, 17 октября, произошло крушение поезда, в котором ехал император–Миротворец Александр III с семьей. Поезд сошел с рельс, погибло 23 человека. Из царской же семьи никто не получил даже сколько-нибудь серьезного ранения. Все православные россияне увидели в этом знак особой милости Бога к Своему помазаннику. Во многих местах империи стали воздвигать храмы и создавать обители в память чудесного спасения царской семьи.

Одной из таких обителей явилась небольшая Спасо-Казанская женская община в имении Дворяниново, Тульской губернии. Когда-то здесь жил знаменитый ученый Андрей Тимофеевич Болотов (1738–1833), человек обширнейших познаний, известный прежде всего как ботаник и агроном. После его смерти имение не раз переходило из рук в руки. Последняя владелица усадьбы, Н. Д. Давыдова основала здесь в 1904 г. женскую общину. Она создавалась по благословению и при участии святых Православной церкви: старцев Оптинских — о. Амвросия и о. Анатолия, Гефсиманского старца Варнавы (была его последним «детищем»).

Храм в общине был домовый, имелась школа для девочек. После революции, в 1921 г., общину закрыли. Затем устроили здесь трудовую артель. В 1930 г. артельщики сожгли усадьбу дотла… В 1988 г. на этом месте был построен мемориальный музей А.Т. Болотова. О восстановлении общины речь не идёт, но в последнее время события идут столь быстро, что, возможно, наши сведения устарели.

Проезд:

  1. Поездом с Курского вокзала на Тулу до станции Тарусская — 125 км, далее автобусом (поезд отходит от вокзала в 7:56, приходит  на станцию в 10.17, автобус отходит в 10.55, кроме вторника и четверга) до Русятина — 14 км, далее пешком до Дворянинова — 2 км.
  2. В сухую погоду — тем же поездом до остановки «132-й километр», далее пешком — 7 км.

Юрий Крестников

02 / 06 / 2005





Смотри также:

    Встреча с Православием
     версия для печати

    Также в этом разделе:

    Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья
    Возвращение в Китай


    Величие святой простоты. Часть 2

    Величие святой простоты. Часть 1

    «Христианину остается скорбеть и терпеть»

    Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
    Начало Второй мировой войны


    Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых

    София казахстанская

    Придел преподобного Александра Свирского снова действует

    Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

    Божественная Литургия на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

    Храм великомученика Никиты на Старой Басманной

    Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2

    Трансляция в формате RSS 2.0