|
Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 1.
Подворье Московского Зачатьевского женского монастыря в селе Барвиха, чтимая икона Св. Харлампия в Одинцове, скит Пюхтицкого Успенского женского монастыря., церковь во имя Свт. Иннокентия Московского в Ракитках, храм Казанской иконы Божией Матери в село Пучково, Никольский мужской монастырь, подворье Московского Новоспасского монастыря., Иоанно-Богословский Вяземский монастырь, город Звенигород, Введенский Звенигородский мужской монастырь, Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь, Саввинский скит ПОДВОРЬЕ МОСКОВСКОГО ЗАЧАТЬЕВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ в селе БАРВИХА | Барвиха. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. 2001 г. | Расположено в 8 км к северу от г. Одинцово. Вначале поселок назывался Самынка – по протекавшей вблизи речке. Но к концу XIX в. за ним закрепляется название Барвиха (Борвиха).В начале XX в. здесь находился хутор – подсобное хозяйство Зачатьевского м-ря. В 1910 г. настоятельница монастыря игум. Мария обратилась к митр. Московскому и Коломенскому Владимиру с прошением о строительстве здесь церкви. По указу консистории хутор осмотрел исполнявший должность благочинного архим. Феодосий, давший ему высокую оценку. Деревянные жилые и хозяйственные постройки, а также школа для крестьянских детей были сделаны основательно и красиво. Проект храма был заказан арх. А. А. Латкову, ранее построившему сам хутор. 16 мая 1911 г. храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (русский стиль с элементами модерна) был освящен, а осенью сюда назначили штатного священника о. Алексия Страхова. В 1923 г. Зачатьевский монастырь был закрыт, а спустя два года закрыли и Покровский храм. Монахини были выселены, а сам хутор переименовали в детский поселок имени 7-ой годовщины Октябрьской революции. В 30-е гг. сруб церкви перевезли в с. Ромашково и устроили в нем школу, сломанную в конце XX в. В начале 1990-х гг. здесь сложилась община верующих, усилиями которых 9 июля 1996 г. в Барвихе заложен новый Покровский храм – близкая копия прежнего. В настоящее время храм действует и продолжает благоукрашаться. Проезд: До ст. Раздоры Белорусской ж/д (Усовская ветка), далее пешком 1 км. ЧТИМАЯ ИКОНА СВ. ХАРЛАМПИЯ В ОДИНЦОВЕ | Храм во имя Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцово. | Храм во имя Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцово возведен в 1802 г. Закрытый в 1930-е годы, он долгое время находился в запустении. После возобновления кто-то из прихожан пожертвовал сюда икону св. Харлампия, еп. Магнезийского (память 10/23 февраля). Некоторое время на потускневший образ не обращали внимания, но при особых обстоятельствах (высказанное вслух пренебрежение к святыне) проявилась его чудотворная сила. Теперь икона св.Харлампия высоко чтится всеми прихожанами. Проезд: До ст. Одинцово Белорусской ж/д (24 км). Далее пешком 1 км. СКИТ ПЮХТИЦКОГО УСПЕНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. Расположено в с. Юдино в 6 км к зап. от г. Одинцово, при ц. Преображения Господня, возведенной в 1720 г. на средства кн. А. Б. Черкасского. Центрический храм с лепестковым планом представляет упрощенный вариант ярусной композиции, выработанной архитектурной практикой конца XVII в. Цельность первоначальной объемной композиции несколько нарушена сооружением в 1893г юго-зап. придела во имя Владимирской иконы Божией Матери и надстройкой колокольни. Подворье открыто в 1995г. 18 сестер. Управляет подворьем м. игуменья Филарета. Адрес: Московская обл., Одинцовский р-н, Успенское ш., д.9 Проезд: До ст. Перхушково Белорусской ж/д (31 км), далее пешком – 1 км. Можайское шоссе. ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВТ. ИННОКЕНТИЯ МОСКОВСКОГО В РАКИТКАХ. Расположена на 14 км Калужского шоссе. Освящена 26 сент. 1998 г. Здесь, по инициативе прот. Аркадия Станько (1928-2000 гг., похоронен у сев. стены храма) в 1990-е гг. были перезахоронены честные останки насельниц московского Моисеевского монастыря, обнаруженные в ходе работ по возведению торгового комплекса на Манежной площади. Моисеевский, у Житной Решетки, женский монастырь, на Тверской ул., у Охотного ряда. Основан в середине XVI в. царем Иоанном IV. При монастыре в XVII-XVIII вв. было небольшое кладбище. В 1764 г. м-рь был упразднен, а в зданиях монастырских богаделен (арх. Я. Бухвостов) поселены два батальона гарнизонного полка. В 1789 г. все здания м-ря были снесены и на их месте образовалась Моисеевская площадь. 28 ноябр. 1883 г. здесь была освящена часовня св. Александра Невского, поставленная в память освобождения славян от турецкого ига в 1878 г. (арх. Д. Н. Чичагов). снесена в 1922 г. Проезд: От ст. м. «Теплый Стан» авт. №531 или маршр. такси №122 до ост. «кладбище Ракитки». Калужское шоссе. ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ в село ПУЧКОВО | Казанская церковь села Пучково | Расположен в 8 км к юго-вост. от с. Первомайского. Земли, в которые входило с. Пучково, принадлежали боярину Абраму Дурново. С конца XVII в. вотчина перешла по женской линии во владение старинного боярского рода Хитрово. Тогда же здесь появилась первая деревянная церковь. В 1686 г. А. С. Хитрово построил храм во имя прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. Согласно преданию, это было связано с чудесным избавлением Хитрово от смерти во время кораблекрушения по пути в Соловки. В 1792 г. на месте сгоревшей деревянной вдова сенатора П. В. Хитрово Е. Г. Хитрово начала возведение каменного храма, который был закончен их дочерью В. П. Олениной. Здание состоит из основного объема в виде бесстолпного двухсветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом, прямоугольного в плане алтаря, трапезной и колокольни в три яруса. 5 марта 1804 г. освятили придел прпп. Зосимы и Савватия. В 1812 г. церковь была разграблена французами. В 40-е гг. XIX в. имение продано отставному полковнику В. А. Сухово-Кобылину. Во 2-ой половине XIX в. были освящены главный Казанский и Петропавловский приделы. В 30-е гг. XX в. храм был закрыт и разорен. Далее – овощехранилище, клуб и … более зо лет под дождями и ветрами. Первая Божественная литургия в возрожденном храме состоялась 17 апр. 1990 г. – во вторник Пасхальной седмицы. Главный престол освящали известные московские пастыри – прот. Владимир Воробьев, прот. Димитрий Смирнов, прот. Аркадий Шатов, прот. Александр Салтыков. Возглавил настоятель храма – прот. Владислав Свешников. 28 апр. 1992 г. в востановленной трапезной по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II был освящен первый в России придел в честь новомучеников и исповедников российских. 2 июля 1994 г. в храме начала мироточить Казанская икона Божией Матери. В том же году по решению Св. Синода она была признана местночтимой святыней. 1 июля 1995 г. был освящен третий придел в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. В последнее время в храме мироточат ряд икон: св. апп. Петра и Павла, прп. Серафима Саровского, св. Царя-страстотерпца Николая II. Восстановление храма продолжается. Проезд: От ст. м. «Теплый Стан» авт. № 433 или маршр. Такси до магазина «В» г. Троицка Моск. обл. (35 км), далее пешком до село Пучково (2 км). Калужское шоссе. Телефон (27) 51-64-93 НИКОЛЬСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ | храм во имя Сошествия Святого Духа с. Первомайское. | Упоминается в 1339 г. в Духовной грамоте Вел. кн. Ивана Калиты. Во 2-ой пол. XVII в. на месте бывшего монастыря сформировалась усадьба Старо-Никольское, принадлежавшая Ф. М. Ртищеву. В 1709 г., в ознаменование великой Полтавской победы здесь, на высоком берегу р. Десны в с. Никольском (ныне с. Первомайское), был заложен храм во имя Сошествия Святого Духа. Сооруженный по заказу внука Ф. М. Ртищева кирпичный с белокаменными деталями кресчатый в плане центрический храм поднят на высокий подклет. Центральный четверик завершен купольной ротондой. В память о монастыре в подклете был освящен престол в честь свт. Николая Чудотворца. В конце XIX в. на месте разобранного сев. крыльца поставлена колокольня в русском стиле с устройством в ней придела во имя мц. Иулиании Никомидийской (ныне возобновлен). Великолепный резной иконостас, современный церкви, утрачен.В 1786 г. имение перешло к гр. И. П. Мусину-Пушкину, а с 1812 г. принадлежало Е. А. Бибиковой. В 1920-е гг. храм закрыли, а его настоятеля о. Сергия Воздвиженского расстреляли 30 авг. 1937 г. на полигоне в Бутово. Чтимая храмовая икона свт. Николая Чудотворца ныне находится в московском храме Святой Троицы в Кожевниках. Проезд: От ст. м. Юго-Западная авт. №304 или маршр. такси №106 до ост. «с. Первомайское» (40 км) ПОДВОРЬЕ МОСКОВСКОГО НОВОСПАССКОГО МОНАСТЫРЯ. | Деревня Милюково. Подворье Новоспасского Московского мужского монастыря. | Расположено в 2 км от с. Первомайского, в дер. Милюково. Открылось в мае 1997 г. Место для устройства подворья выбрал наместник Новоспасского монастыря еп. Орехово-Зуевский Алексий (Фролов). Он же указал и место будущего храма. Уже в ходе строительства выяснилось, что на этом месте, указанном владыкой, когда-то также находилась церковь. 27 нояб. 1998 г. здесь освящен новоустроенный храм во имя Архангела Михаила.Настоятель иеромонах Владимир (Мельников) Адрес: 143397, Московская обл., Наро-Фоминский район, Первомайское п/о дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20 ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ВЯЗЕМСКИЙ МОНАСТЫРЬ | С. Большие Вяземы. Преображенская церковь | Располагался в 15 км к юго-востоку от Звенигорода, на р. Вяземке. ныне с. Б. Вяземы. В XVI в здесь, на большой Можайской дороге, располагалась ямская станция («ям на Вяземе»), предпоследняя перед Москвой (следующая находилась в Дорогомилове). С конца XVI в. – вотчинное село Б. Ф. Годунова, при котором были выстроены сохранившиеся до наших дней церковь Живоначальной Троицы (переосвящена в 1694-1702 гг. в честь Преображения Господня) и звонница псковского типа. Вероятно, тогда же была возведена церковь свт. Николая Чудотворца и устроен монастырь св. Иоанна Богослова, который был разорен в годы Великой Смуты и не возобновлялся. В переписных книгах 1680 г. значится: «Иоанна Богослова церковная земля, что прежде был монастырь, Гоголева стана, в государевом дворцовом селе Никольском – Вяземе, на р. Вяземке.»Проезд: До ст. «Голицыно» Белорусской ж/д (44 км), далее пешком 1,5 км. Можайское или Минское шоссе. ГОРОД ЗВЕНИГОРОД Расположен в 46 км к западу от Москвы, на р. Москва, в 3 км от ст. Звенигород – конечного пункта ж/д ветки (16 км) от ст. Голицыно. | Звенигород. Городок. Храм Успения Пресв. Богородицы (XIV век). | Один из древнейших городов Подмосковья. Предположительно основан кн. Юрием Долгоруким в 1152 г. Впервые упоминается в Духовной грамоте Вел. кн. Ивана Калиты (1328 г.). В XIV-XVI вв. – важный сторожевой пункт на западных подступах к Москве. В 1339-1492 гг. – центр Звенигородского удельного княжества. Расцвет города приходится на 1389-1434 гг. – период княжения второго сына Вел. Кн. Димитрия Донского – Юрия Звенигородского. В это время на высоком холме левого берега р. Москвы возник т.н. Городок – кремль, обнесенный мощными валами и дубовыми стенами (высота сохранившихся валов – 8 метров), на территории которого в 1399 г. был возведен белокаменный одноглавый и четырехстолпный Успенский собор с резным орнаментальным поясом и перспективными порталами (в интерьере – фрагменты фресок, предположительно принадлежат прп. Андрею Рублеву).Не позднее XV в. в Звенигороде был основан Крестовоздвиженский мужской монастырь. В Межевой грамоте Вел. Кн. Ивана III на пожалование своему сыну Юрию г.г. Дмитрова, Рузы и Звенигорода (около 1504 г.) значатся деревни «Здвиженского Звенигородского монастыря». В писцовых книгах 1593 г. упоминается: «Здвиженского монастыря, что в Звенигороде, а в нем ц. Козьма и Демьян: село Козловское, пашни монастырские …». После литовского разорения монастырь запустел, сведений о нем не встречается, кроме принадлежавших ему вотчинных пустошей, отдававшихся в оброк разным лицам из Монастырского приказа. В 10 км к юго-западу от Звенигорода когда-то существовал Софрониев Успенский мужской монастырь, позднее Успенский погост. До своего упразднения в XVIII в. был приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю. Проезд: До ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км), далее авт. (3 км) | Аксиньино. Никольский храм. | В 12 км к востоку от Звенигорода, на левом берегу Москвы-реки, восточнее с. Аксиньина (ныне Одинцовского района) издавна стоял храм свт. Николая Чудотворца. Около 1448 г. владелец села Игнатий Минин дал село с храмом свт. Ионе Московскому: «господину своему Ионе епископу нареченному в святейшую митрополью Русскую, или кто по нем будет иный митрополит, и з деревнями … куды моя соха ходила, куды коса ходила, куды и топор ходил … А дал есмь то село на поминок своим родителем, и себе, и всему своему роду». В некоторых документах отдельно стоящий храм обозначен как «монастырек». «В Звенигородском уезде, в Городском стану село Оксиньинское з деревнями, да церковь святого Николы на Песку монастырек…» (1522 г.). А в других – как погост: «погост на Москве реке, а в нем церковь Никола Чудотворец» (1558 г.). Позже вместо церкви на погосте выстроили храм в самом Аксиньине, также Никольский. От царя Алексея Михайловича село поступило в Саввин-Сторожевский монастырь, а затем стало «казенным». В 1876 г. здесь выстроили новый каменный храм. На месте монастырька в советское время возник дачный поселок работников Академии наук и искусства (сокращенно РАНИС). Мудреное название не прижилось, и поселок стали называть Николина Гора. Храм в Аксиньине восстановлен и действует.Проезд: до ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км), далее авт. до с. Аксиньино – 15 км. ВВЕДЕНСКИЙ ЗВЕНИГОРОДСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ | Введенский Звенигородский мужской монастырь. Введенская церковь. | Находился в 3 км к югу от Звенигорода, на территории с. Введенское. Здесь издавна находился погост – место сбора дани звенигородскими князьями. Монастырь упоминается в межевом акте 1504 г., но, по ряду косвенных свидетельств, его возникновение следует отнести к рубежу XIV-XV вв. – времени княжения Юрия Звенигородского. В годы Великой Смуты монастырь был разорен и более не возобновлялся. На рубеже XVIII-XIX вв. здесь по заказу кн. П. В. Лопухина архитектор Н. А. Львов создал один из красивейших усадебно-парковых комплексов Подмосковья. Купольная Введенская церковь с круглой в плане ярусной колокольней возведена около 1812 г.Проезд: До ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км). Далее пешком – 0,5 км. Минское шоссе. САВВИНО – СТОРОЖЕВСКИЙ МУЖСКОЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ | Саввино-Сторожевский монастырь. Вид с птичьего полёта. | Расположен на окраине г. Звенигорода, на холме Сторожа, при впадении р. Сторожки в р. Москву. Основан около 1398 г. прп. Саввой, учеником прп. Сергия Радонежского, по просьбе звенигородского князя Юрия, второго сына Великого князя Димитрия Донского. Для уединенной молитвы прп. Савва часто удалялся в глубокий овраг близ монастыря, где выкопал себе пещеру (на ее месте в XIX веке будет основан скит).В 1399 г. кн. Юрий Дмитриевич, отправляясь в поход на волжских булгар, посетил своего духовника, который благословил князя и предсказал ему победоносное возвращение. Предсказание сбылось, и князь Юрий на месте первоначального деревянного выстроил в обители белокаменный соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда же в монастыре останавливался и подолгу жил прп. Андрей Рублев, приглашенный звенигородским князем для писания икон и фресок. | Прп. Савва Сторожевский | Пожалованный князем Юрием на содержание обители ряд сел и деревень положил начало обширным впоследствии монастырским владениям.3 дек. 1407 г. прп. Савва, много потрудившийся на благо созданной им обители, почил о Господе. Уже в середине XV в. в монастырь стали приходить страждущие богомольцы, получавшие исцеления по молитвам к преподобному. В XVI в. у его св. мощей, почивших в юго – западном углу Рождественского собора, стали служить молебны. На Московском соборе 1549 г. прп. Савва был прославлен в лике общероссийских святых. С XVI в. монастырь становится царским богомольем. Особенно часто его посещали государи Иоанн Грозный и Феодор Иоаннович. В годы Великой Смуты обитель сильно пострадала от грабежей сторонников Лжедмитрия II, набегов поляков и литовцев; был утрачен монастырский архив. | Саввино-Сторожевский монастырь. Троицкая церковь, звонница, трапезная. | Наивысшего процветания обитель достигла при Алексее Михайловиче, по настоянию которого монастырю присвоили статус Лавры. Здесь государь жил по несколько недель в году. Особенно он любил праздновать с монахами день памяти прп. Саввы. Еще за две недели государь посылал в обитель сытников для приготовления к празднику меда, пива, кваса и браги. В день праздника (3 декабря) с монастырских стен и башен стреляли из пушек саввинские стрельцы или, как называл их сам Алексей Михайлович, «стрельцы Саввы чудотворца». Двести таких стрельцов были поселены около монастыря, образовав особую слободу. Тогда же, в 1652 г. были обретены мощи прп. Саввы Сторожевского. 1650-1656 гг. – период активного каменного строительства в монастыре. Строительство велось под руководством подьячих приказа каменных дел Н. Боборыкина и А. Шахова. Автором монастырских укреплений, а возможно, и прочих построек был зодчий Иван Шарутин. Созданный в течение 6 лет архитектурный ансамбль монастырских, дворцовых и оборонительных сооружений – один из наиболее цельных в древнерусском зодчестве. Есть мнение, что в основу его планировки положена схема взаимного расположения зданий, бывшая в Троице-Сергиевом монастыре, который был принят за образец. Дворец царя Алексея Михайловича, к западу от соборного храма, представляет редкий в русской архитектуре образец дворцовой постройки XVII в. Это двухэтажное кирпичное здание на подклете. Первый этаж имеет анфиладную планировку, сводчатые перекрытия и нарядное внешнее и внутреннее убранство. Второй этаж возведен в регентство царевны Софьи. | Троицкая церковь, звонница, трапезная. | Трапезная, Преображенская церковь при ней и звонница составляют единый архитектурный комплекс. Трапезная, или «большая столовая палата» служила для торжественных царских приемов; в подклете размещалась поварня с обслуживающими помещениями. Преображенская церковь создана на вклад царевны Софьи в 1693 г. Это бесстолпный одноглавый храм с двумя апсидами. Наибольшими художественными достоинствами обладает трехшатровая звонница с открытой наружной лестницей. Ее первый ярус служил парадным входом в трапезную. Во втором ярусе помещалась церковь прп. Сергия Радонежского. Среди 19 колоколов выделялись два, весом более 1000 пудов. Один из них, Благовестный (вес около 35 тонн), был отлит в 1668 г. «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым. По красоте звучания ему почти не было равных в России; его звон был слышен в Москве. От старых монастырских колоколов сохранился лишь один, отлитый в Голландии в 1636 г. и захваченный в качестве трофея во время войны с Польшей в 1654-67 гг.Царицыны палаты, к востоку от соборного храма, выстроены для царицы Марии Ильиничны Милославской. Одноэтажное, на подклете со стороны крепостной стены, кирпичное здание с анфиладной планировкой и сводчатыми перекрытиями, по некоторым сведениям, первоначально имело второй (деревянный) этаж. Красочностью и богатством декора выделяются шатровое крыльцо на фигурных столбах и резной белокаменный портал палат. Надвратная Троицкая церковь, составляющая с Красной башней и разделяющим их внутренним двориком своеобразные пропилеи монастыря, выстроена И. М. Шарутиным в 1652 г. Кирпичный бесстолпный одноапсидный храм под декоративным шатром, поставленный на восточном склоне Сторожевской горы, интересен планировкой и архитектурно – художественным оформлением своего подклета, где расположена парадная лестница, ведущая на Соборную площадь. Оригинальный прием зрительного раскрытия собора через последовательное восприятие его по мере подъема по лестнице не имеет аналогий в древнерусском зодчестве. Фасады церкви в значительной степени скрыты поздними пристройками – трапезной 1807 г. и приделами 1857 г. К югу от Троицкой церкви находятся вскрытые раскопками остатки старой трапезной и Св. ворот (1-я четв. XVI в.). | Саввино-Сторожевский монастырь. Монастырские стены. | Тогда же, в середине XVII в., были возведены два Братских корпуса. Монастырские стены с тремя ярусами боя с внутренней стороны имеют боевой ход на аркадах, защищенный тесовой кровлей. Из семи башен сохранилось шесть: пять из них граненые, шестая – Красная башня над св. вратами – квадратная. Она служила парадным входом в монастырь. Древние шатровые покрытия башен в XVIII в. заменены железными кровлями криволинейных очертаний. На Красной башне восстановлен тесовый шатер со смотрильней.При царе Феодоре Алексеевиче «комнатный», «первостатейный» монастырь находился в его ведении. В тревожные сентябрьские дни 1682 г., когда в Москве бушевал стрелецкий бунт, именно здесь нашли убежище государи Иоанн и Петр Алексеевичи. В 1700 г. Петр 1 перевел Сторожевскую обитель в ведение Посольского приказа, а с учреждением Св. Синода – в его непосредственное подчинение. По Указу 1764 г. монастырь был отнесен к первоклассным ставропигиальным, а с 1775 до 1920 гг. находился в ведении московских архиереев. В 1740 и 1749 гг. обитель посетила Елизавета Петровна, а в 1762 и 1775 гг. – Екатерина II. В 1800 г. в монастыре было открыто Звенигородское духовное училище, для которого тогда перестроили царский дворец (арх. Борисов). | Явление прп. Саввы Сторожевского вице-королю Италии Евгению Богарнэ. | Во время Отечественной войны 1812 г. в монастыре останавливались части корпуса вице–короля Италии, пасынка Наполеона, Евгения Богарнэ. Согласно монастырскому преданию, в первую же ночь пребывания в обители, ему явился сам прп. Савва и обещал сохранить жизнь, если он оградит монастырь от грабежа. Евгений Богарнэ исполнил просьбу Святого старца и стал единственным из наполеоновских генералов, который не только не был ни разу ранен, но и прожил долгую и счастливую жизнь. В августе 1839 г. монастырь посетил его сын вместе с Императором Николаем I и его дочерью – Вел. кн. Марией Николаевной, которая стала супругой Богарнэ-младшего, оставшегося жить в России.В 1847 г. по воле Николая I на благоустройство обители было отпущено из казны 100 тыс. руб. 25 мая 1858 г. перестроенный Троицкий Собор освятил митрополит Филарет (Дроздов). В июле 1861 г. монастырь посетил Александр II с супругой Марией Александровной, а в 1884-97 гг. здесь четырежды побывали: Вел. кн. Сергей Александрович, Вел. кн. Елизавета Федоровна и Вел. кн. Павел Александрович. 4-8 сентября 1898 г. в монастыре прошли торжества по случаю 500-летия обители. К началу XX в. здесь подвизались 104 насельника. Гонения на монашествующих, воздвигнутые после переворота 1917 г., приводят к быстрому сокращению их числа. К весне 1919 г. в обители около 13 монахов. 17 марта 1919 г. по постановлению Наркомата юстиции и съезда Советов Звенигородского уезда, в присутствии последнего настоятеля монастыря иером. Ионы, была кощунственно вскрыта рака с мощами прп. Саввы, а в июле того же года обитель была закрыта. В конце авг. 1919 г. она поступила в ведение НКВД. Во дворце Алексея Михайловича был устроен концлагерь для умственно-отсталых детей, в мае 1920 г. его заключенными стали пленные белогвардейцы, а в июле в зданиях обители расположились санаторий Наркомздрава и музей церковной старины, действовавший до 1939 г. В 1941 г. при попытке снятия разбился главный колокол обители. В 1947 г. здесь был возобновлен музей, а в 1949 г. начались реставрационные работы в обители. | Перенесение мощей прп. Саввы Сторожевского в Саввино-Сторожевский монастырь Святейшим Патриархом Алексием II. | В 1994-95 гг. в монастыре несколько раз побывал Святейший Патриарх Алексий II, в результате чего была достигнута договоренность о совместном использовании монастырем и музеем соборного храма.1 февраля 1996 г. был освящен Саввинский придел Рождественского собора, в котором начались регулярные богослужения, а в ноябре 1997 г. в обители возобновилась монашеская жизнь. 22-25 августа 1998 г. обитель отпраздновала свое 600-летие. К этому торжеству в монастырь была перенесена часть мощей прп. Саввы (его глава), хранившаяся долгие годы в семье Успенских, а в 1985 г. переданная в Московский Свято – Данилов монастырь. В год 600-летия обители, на Пасху, вновь зазвучали ее колокола. Большинство из них, пожертвованные доброхотами, были отлиты в 1990-е гг. на заводах Урала и Москвы. К 2000 г. в монастыре – 20 человек братии. Наместник – архим. Феоктист (Дорошко). Храмы: | Саввино-Сторожевский монастырь. Храм Рождества Пресвятой Богородицы. | Соборный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Возведен около 1405 г. в традициях Владимиро-Суздальской архитектуры. Этот крестовокупольный, четырехстолпный, одноглавый, с повышенными подпружными арками храм является одним из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XIV-XV вв. Его фасады, верх апсид и барабана декорированы трехчастными поясами белокаменной резьбы. Порталы – перспективные с килевидным верхом. Завершение собора тремя ярусами закомар и кокошников восстановлено в 1972 г. Луковичная глава – XVII в. В XVI веке (не ранее 1549 г.) к храму был пристроен придел во имя прп. Саввы Сторожевского (память 16 дек. и 1 февр.). Стены, столпы и своды собора покрыты фресками 1656 г. Этим же временем дотируется иконостас, иконы для которого выполнила артель царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и Яковом Казанцем.- Во имя Живоначальной Троицы, 1652 г., зодчий И. М. Шарутин. Южный придел – во имя Казанской иконы Богоматери, северный – во имя свтт. Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (оба-1858 г.).
- Во имя Преображения Господня, 1693 г. – при Трапезной палате.
- Во имя прп. Сергия Радонежского – в среднем ярусе звонницы.
- Во имя св. Алексия, Человека Божия, 1883 г. – в восточной Красной башне над Св. вратами.
- Во имя прп. Иоанна Лествичника (XVII в., снесена в 1782 г., сохранились фундаменты) – к западу от Трапезной палаты.
Святыни: Глава прп. Саввы Сторожевского в ковчеге под сенью в юго-восточном углу Рождественского собора. | Саввино-Сторожевский монастырь. Купальня. | Источник:
Прп. Саввы Сторожевского на Городке (в 2 км от монастыря). Адрес: 141980, Московская обл., г. Звенигород, ул. Городок, 5 Телефон: 592-94-18, 592-94-50, 592-94-41 Проезд: До ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км), далее авт. – 6 км. Минское шоссе. Подворья: - Успенский собор на Городке (г. Звенигород). Сооружен в 1399-1400 гг. звенигородским князем Юрием Дмитриевичем на своем дворе, внутри крепости. Имел патрональный Георгиевский придел. Сложенный из белого камня в форме куба этот четырехстолпный, одноглавый храм крестовокупольного типа, по своим архитектурному мастерству и изысканности принадлежит к лучшим произведениям раннемосковского зодчества. Интерьер украшен недавно поновленной живописью 1880-х гг., скрывающей остатки фресковой росписи начала XV в. На восточных столпах, стенах, сводах и в барабане раскрыты фрески, выполненные прп. Андреем Рублевым. Иконостас второй половины XIX в. в четыре яруса, стилизован в формах XVII в. В 1918 г. около храма были чудесным образом обретены три иконы прп. Андрея из т.н. «звенигородского чина» - исполненные огромной духовной силы образы Спасителя, Архангела Михаила и Апостола Павла (ныне хранятся в ГТГ). Трехпролетная, двухъярусная звонница перед западным входом в собор выстроена в начале XIX в. по образцу древнерусских колокольниц.
Проезд: ст. Звенигород Белорусской ж/д, далее авт – 5 км, Минское шоссе | Село Ершово. Церковь Живоначальной Троицы. | Церковь Живоначальной Троицы в с. Ершово Одинцовского р- на. Сооружена в 1826-1829 гг. на месте деревянной, на средства владельца села В. Д. Олсуфьева. Архитектор – А. Г. Григорьев. В 1941 г. немцы, захватив село, сожгли его, а церковь взорвали вместе с запертыми в ней ранеными бойцами и жителями села. Храм восстановлен во 2-ой половине 90-х гг. и освящен Святейшим Патриархом Алексием II 11 ноября 1999 г. Наместник архим. Феоктист (Дорошко). Проезд: до ст. Звенигород Белорусской ж/д, далее авт – 8 км, Минское шоссе - В Москве: ул. Тверская, 6 стр. 6 (во дворе). Не действует. На этом месте с 1479 г. до сер. XVII в. существовал Воскресенский Высокий, иначе называвшийся «за золотой решеткой» мужской монастырь. В 1651 г. он был приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю и стал его московским подворьем. В 1773 г. подворье было передано Крутицкому архиерею, но при упразднении Крутицкой епархии 1788 г. возвращено. С 1799 г. стало местом пребывания викария Московской епархии, который в то же время состоял настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря. На подворье была освящена церковь Казанской Богоматери, известная с 1785 г. После возвращения подворья монастырю ее переосвятили во имя прп. Саввы Сторожевского. Новое здание подворья, сохранившееся доныне, выстроено в 1905-1907 гг. (архитектор И. С. Кузнецов). Храм ликвидировали ок. 1922 г. Некоторые вещи, в том числе икона прп. Саввы были переданы в ц. Воскресения Словущего на Успенском Вражке. (В ходе торжеств по случаю 600-летия Саввино-Сторожевского монастыря образ прп. Саввы был передан в обитель, где и находится сегодня над ракой с мощами прп. Саввы. На его место в Елисеевском приделе Воскресенского храма помещен новый список с иконы.). В начале 1938 г. здание было передвинуто на 50 м вглубь, а на его месте в 1939 г. арх. А. Г. Мордвинов построил новый жилой дом №6. В здании Саввинского подворья до революции одно из помещений занимала старейшая русская кинематографическая фирма Ханжонкова с крохотным ателье, где велись павильонные съемки первых отечественных фильмов.
САВВИНСКИЙ СКИТ | Скит Саввино-Сторожевского монастыря. | Расположен в 1,5 км к северо-западу от Саввино-Сторожевского монастыря, на месте уединенных подвигов прп. Саввы. Основан в 1862 г., усердием о. Геннадия, на средства почетного звенигородского гражданина – купца Павла Григорьевича Цурикова. Над пещерой, ископанной, согласно преданию, самим Саввой Звенигородским, были устроены церковь во имя преподобного и келия на 4 монаха. 2 сентября 1862 г. храм был освящен св. Филаретом Московским. Краснокирпичная, с нарядным декором из белого камня, церковь создана в русском стиле с ориентацией на формы XVII в. соседнего Сторожевского монастыря. В 1869 г. в скиту возвели еще 5 деревянных келий на каменных подклетях и гостиницу с храмом свт. Николая Чудотворца на втором этаже. В конце XIX в. территория скита была значительно расширена, здесь возвели братский и служебный корпуса. Из этих построек уцелело лишь одно здание, стоящее на нижней террасе берега р. Разводни.Скит был закрыт почти одновременно с обителью. Долгое время он находился в ведении Звенигородского военного санатория, руководство которого было равнодушно к его судьбе. Вокруг архитектурных сооружений скита возвели многочисленные жилые и хозяйственные постройки, исказившие исторический облик святыни; безжалостно разрушили окружавшие скит стены с угловыми шатровыми башенками. В 1980-х гг. сооружения Саввинского скита были частично отреставрированы. Во 2-ой половине 1990-х гг. они были переданы в ведение монастыря. Регулярное богослужение в скиту, в настоящее время, не возобновлено.
05 / 07 / 2005
Смотри также: Встреча с Православием
|