|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 2Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь (женский монастырь), город Наро-Фоминск, церковь Свт. Николая Чудотворца в селе Каменское, Покровская женская монашеская община в селе Юдановка, город Руза, храм во имя Преображения Спасителя в селе Спас-Прогнань. ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ (женский монастырь)
Зосимова пустынь стала третьей женской общежительной обителью (после Борисо-Глебской Аносиной и Спасо-Бородинской), благословленной на земле Московской великим ее Архипастырем – митрополитом Филаретом (Дроздовым). Основание же общине положил монах-пустынножитель Зосима (Захария Васильевич Верховский, 24.3.1768 –24.10. 1833). Старец Зосима являлся современником прп. Серафима Саровского (19.07.1759- 2.01.1833). Он принадлежал к древнему дворянскому роду Смоленской губернии, известному по документам с 1620 г. Родился в с. Буловицы Смоленского уезда в семье полковника Смоленской шляхты, будучи младшим из девяти детей. Родители его отличались благочестием и нищелюбием. Еще перед его рождением отец будущего подвижника во время ночной молитвы слышал голос: «У тебя родится сын, не учи его светским науками, но лишь Закону Божию». В детстве душу Захарии особенно занимали жития преподобных пустынников, когда мать читала их вслух, и он возгорался духом подражать им. Будучи шести-восьми лет, он, бывало, убегал в сад, молился как умел. А после молитвы ел плоды и овощи, чтобы за обедом не есть ни мяса, ни хлеба. Позже, уже в юности, имел он и другое предзнаменование своего иноческого будущего: сон, в котором явилась ему Небесная Дева, олицетворение чистоты и целомудрия.
В это время Промысл Божий привел брянских отшельников под водительством иером. Адриана в близлежащие от родного дома Захарии Рославльские леса. Посещение пустынников произвело на Захарию ошеломляющее впечатление, которое не могли затмить потом уже ни богатство и беспечность помещичьей жизни, ни блеск столицы. К весне 1789 г. он отдал все свое имение родственникам, вышел в отставку и явился к рославльским пустынникам с намерением остаться там навсегда. Но умудренные опытом старцы отправили его сначала научиться смирению и послушанию в монастырь на Коневец, где в то время жил их наставник о.Адриан. Под неусыпным оком этого великого подвижника, ученика прп. Паисия Величковского, и начал юный Захария свой монашеский путь в Коневском монастыре (на Ладожском озере). Там он был пострижен с именем Зосима. Его отшельническая жизнь вдали от монастыря в уединенной келии проходила под руководством старца Василиска. Только по субботам вечером приходили они в монастырь на Всенощное бдение, а в воскресение, после Литургии и братской трапезы, снова удалялись на свое безмолвие. Но даже этого уединения стало им вскоре недостаточно. И когда духовный отец их Адриан отпущен был священноначалием на покой в Московский Симонов монастырь, подвижники испросили дозволения искать себе более глубокую пустыню. В 1799 г. они покинули о. Коневец. Много исходили они дорог и весей, несколько раз пытались попасть на Афон, но Божий промысел привел их в конце концов в дебри сибирских лесов, в пятидесяти верстах от Кузнецка. Мироощущение христовых подвижников передано ими самими с предельной ясностью в таком высказывании: «За что нам чаять от Бога, по смерти, воздаяния, ежели в сей жизни так облагодетельствованы по Его благости: живем во всяком спокойствии и услаждении мирным духом, радуемся, от всего свободны. Нет в пустынном пребывании нашем ничего такого, что бы возбраняло или отвлекало от Богослужения, удерживало или мешало заниматься чтением Св. Писания и питаться углублением в Богомыслие; напротив, всякий случай и всякий предмет побуждают здесь простираться к Богу. А от соединения души с Богом какая бывает радость, какой страх, какая любовь, сладость, утешение, просвещение, трепет, умиление, слезы и совершенное забвение самого себя и всего земного. Блаженнее же всего то, что мы между собою таким духовым дружелюбием, единодушием и единомыслием связаны о Христе, что всякий совет у нас бывает не раздорен, и послушание охотнейшее. Всякий случай, всякая вещь, одним словом, все зримое и слышимое склоняет к размышлению о всемогуществе, премудрости и благости Божией.»
К концу 1810-х гг. стали притекать под окормление старцев Василиска и Зосимы также и женщины. Не посмели отцы отказать страждущим душами. Так в близлежащей д. Сидоровка получила свое начало женская общежительная община. Вскоре о.Зосиме удалось исхлопотать в Св.Синоде пустующий Свято-Николаевский монастырь в г. Туринске. здесь в 1822г. возникла первая женская обитель, устроенная с.Зосимой по благословению старца Василиска[1] и при содействии Святителя Филарета Московского. Старец Зосима имел особенный дар не строгостью и принуждением, но отеческой любовью и собственным примером разогревать сердца к подвигам монашеским. Сюда о.Зосима привез и своих осиротевших племянниц Варвару и Матрону, получивших в постриге имена Вера и Маргарита; им суждено было стать его верными духовными дочерьми, сумевшими продолжить монашеское делание и управление будущей подмосковной обителью. Вскоре, однако, в Туринском монастыре начались нестроения из-за страсти любоначалия, овладевшей некоторыми её насельницами. Осенью 1825 г. старец Зосима приехал в Москву и нашел теплый прием у святителя Филарета. Зимой прибыли те 22 сестры, которые не захотели оставаться без руководства старца. Поначалу это стадо Христово приютила у себя в доме Мария Семеновна Бахметева. А затем отдала в их распоряжение часть земли на своей даче в Верейском уезде[2]. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы сестры встретили молитвой во вновь отстроенных келейках. Новая обитель, названная старцем Одигитриевской, стала впоследствии Троице-Одигитриевским монастырем. А датой основания её можно считать 21 нояб. (4 дек н.ст.) 1826 г.
Много потрудился старец Зосима над устроением духовной жизни насельниц, а когда основные дела по обустройству новой пустыни были окончены, он позволил себе удаляться на пять дней в неделю на безмолвие, приходя к сестрам лишь в субботу и воскресенье. Около своей келии в лесу старец вырыл колодец, вода из которого после его смерти стала исцелять людей, с верою прибегающих к нему. Блаженная кончина старца последовала 24 окт. 1833 г. Незадолго до смерти он принял схиму. Позднее, в 1838 г. над его могилой возвели храм, посвященный согласно завещанию старца Живоначальной Троице. Сама М. С. Бахметева под конец жизни не покидала пустыни. Здесь она скончалась 13 дек. 1839 г. и была похоронена около алтаря Троицкого храма.
С. Л. Лепешкин скончался 10 авг. 1855 г. Колокольню закончили строить его сыновья, и 22 июля 1857 г. во 2 ярусе колокольни был освящен храм во имя Рождества Иоанна Предтечи. Указом Св. Синода от 22 марта 1856 г. община была преобразована в монастырь. Многие из первых пострижениц обители были духовными дочерьми игум. Антония (Путилова). Духовная связь с Оптиной была очень тесной. Документы того времени рисуют нам картину духовного процветания Зосимовой пустныни. Так, еп. Дмитровский Леонид (Краснопевков) писал к еп. Полоцкому Савве (Тихомирову)[6] 24 окт. 1866г.: «…Был в Зосимовой пустыни и понял, почему вы были так расположены к Святой этой обители. Таковых бо есть Царство Божие и они хранимы Богом для распространения на земли даров благодати Божией.» А благочинный уездных монастырей Московской епархии архим. Пимен (Мясников)[7] в своем отчете 1870-х гг. отозвался об обители так: «Одигитриевская Зосимова пустынь, благодаря Господа, находится в самом цветущем положении. Настоятельница игумения Афанасия[8], опытная в духовной жизни, служит для всей обители назидательнейшим примером. Рачительность по церкви и соблюдение устава истинно примерное, трапеза весьма хорошая, в рукоделиях и трудах старание неусыпное, исполнение добросовестное. Зосимова пустынь во всех отношениях должна приснопамятовать основателя своего старца Зосиму, водворившего в ней подвижнический дух свой, который и поныне еще неослабно в ней обитает.»
Некоторые насельницы обосновались в окрестных деревнях, служили в ближайшем храме с. Руднева. Многие были сосланы. Но и после ссылок, возвращаясь, оставались верны служению Богу, монашествовали в миру. Могилы таких зосимовских трудниц известны в Боровске. На территории монастыря долгое время располагался инвалидный дом. Храм продолжал действовать как приходской, но в 1933 г. его закрыли и переоборудовали под клуб. Сохранились известия, что священники Михаил Виноградов и Дмитрий Розанов были репрессированы. Св. мощи старца Зосимы перезахоронили на кладбище, не отметив могилы. Во время Отечественной войны в корпусах размещался госпиталь. Вскоре после войны разобрали на кирпич надвратный Одигитриевский храм. Очень знаменательно, что наступление немцев было остановлено именно перед монастырем – в Наро-Фоминске шли настоящие бои, а к святому месту враг не подошел. В 1967 г. на территории обители разместился пионерский лагерь для детей сотрудников московского метрополитена. Колокольня продолжала служить в качестве водонапорной башни. Но… настала пора собирать камни, разбросанные в безбожные советские времена. Инициатором возвращения монастыря Православной Церкви выступила праправнучатая племянница старца Зосимы Людмила Александровна Верховская[9]. В 170-летний юбилей Зосимовой пустныни. 7 дек. 1996 г. состоялся водосвятный молебен и лития в Троицком храме бывшего монастыря, а под праздник иконы Божией Матери Одигитрии, 9 авг. 1997 г. – молебен на месте отшельнических подвигов схимонаха Зосимы, около Отчина колодца. Оба молебна возглавлял благочинный церквей Наро-Фоминского округа прот. Александр Сложеникин в сослужении нескольких священников этого же благочиния и настоятеля Казанского храма с. Хмелита Вяземского р-на иером. Даниила (прибывшего с родной для старца Зосимы Смоленщины).
В 1999 г. по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия на территории возвращенной обители открылось подворье Московского Новодевичьего монастыря. В конце октября сюда прибыли первые насельницы, возглавляемые настоятельницей подворья монахиней Еленой (Коньковой) и сумели в течение недели подготовить праздник в день памяти старца Зосимы, 6 ноября. Праздник начался литургией в Троицком храме, возглавлявшейся еп. Видновским Тихоном. Потом была трапеза на сто пятьдесят человек, организованная при содействии местной администрации. Назначенный вскоре молодой священник о. Александр Суворкин организовал регулярные службы в Троицком храме по монастырскому уставу, без опущений. И потянулись люди из окрестных селений к святой обители. А неутомимый батюшка Александр пошел на требы к больным, не оставляя без внимания ни одной просьбы. К сожалению, открытие подворья в Зосимовой пустыни оказалось лебединой песней для незабвенной матушки Серафимы (Чичаговой), первой игуменьи Новодевичьего монастыря с момента его возобновления. 16 дек. 1999 г. ее не стало. Но дело матушки не пропало. Ее духовная дочь и ученица монахиня Елена, насельницы пустыни, многочисленные благодетели, администрация района – все принимали посильное участие в восстановлении обители.
23 июля 2000 г. торжества по прославлению в лике святых прп. Зосимы возглавили высокопреосвященнейший Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. Ему сослужил собор архиереев: архиеп. Можайский Григорий, еп. Илиан, еп. Угличский Иосиф, еп. Видновский Тихон; настоятели монастырей, священники Наро-Фоминского благочиния. На празднике были настоятельницы обителей Московской епархии и гости из других епархий. Накануне, после всенощного бдения, был отслужен Парастас. Перед началом Божественной литургии последний раз отслужили панихиду по почившему в Бозе отцу Зосиме. На малом входе состоялось само прославление. При пении тропаря и кондака воспарила над присутствующими огромная икона преподобного, изображающая основателя обители, стоящего в полный рост на фоне монастыря. На торжественной трапезе гости особо отметили факт почитания прп. Зосимы в самых разных уголках православного мира: на Смоленщине, в Екатеринбурге, на Кипре, в Сев. Калифорнии. Святой старец слышит всех обращающихся к нему в молитвах. Преподобный отче Зосимо, моли Бога о нас! Храмы:
Адрес: 209844, Московская обл., Наро-Фоминский р-н, п/о Кузнецово, монастырь Телефон (234) 6-39-44 Проезд:
Город НАРО-ФОМИНСК
В 1852 г. на высоком берегу р. Нары вырос Никольский собор, возведенный в честь сорокалетия победы в войне 1812 г. (Приделы: сев. – во имя вмч. Георгия Победоносца; южн. – во имя иконы Божией Матери «Троеручица»). Именно здесь, у стен собора в дек. 1941 г. были остановлены немецко-фашистские войска. Закрытый в февр. 1930 г., собор вновь стал действующим с 1990 г. Сегодня здесь находятся великие святыни: часть св. мощей прп. Варнавы Гефсиманского[10], икона сщмч Петра Воронежского (Зверева)[11] с частицей его мощей; икона прп. Иова Анзерского Голгофского[12] с частицей его мощей. В 2002 г. Никольскому собору исполнится 150 лет. Предполагается его капитальная перестройка (в частности, возведение трапезной). Проезд: до ст. Нара Киевской ж/д (70 км). Киевское шоссе. ЦЕРКОВЬ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА в селе КАМЕНСКОЕ
Проезд: До ст. Нара Киевской ж/д. Далее авт. до ост. Каменское. Киевское шоссе. ПОКРОВСКАЯ ЖЕНСКАЯ МОНАШЕСКАЯ ОБЩИНА в селе ЮДАНОВКА (патриаршее подворье)
Настоятельница общины монахиня Алексия (Деменева) Адрес: Московская обл., Подольский район, с. Юдановка (Покровское) Проезд:
Город РУЗА.
Впервые упоминается в Духовной грамоте Вел. кн. Ивана Калиты (1328 г.). принадлежала Звенигородскому княжеству, в 1462-1504 гг. входила в состав Волоцкого княжества, в 1504-1533 гг. – в удел дмитровского кн. Юрия Ивановича, затем – в состав Московского государства. Была городом-крепостью, охранявшим с запада путь к Москве (сохранились мощные земляные валы). В 1618 г. выдержала осаду польско-литовских войск королевича Владислава. С 1781 г. – уездный город Московской губернии.
Сохранились сведения начала XVII в. о Троицком на Копыльце муж. монастыре. Он располагался в 2,5 км к югу от города, на правом берегу р. Рузы, там где она делает крутую излучину, у края нынешнего леса, близ дер. Лукино. В 1628 г. опись сообщает: «Копылецкий Троицкий монастырь разорен литовскими людьми, храм Живоначальной Троицы стоит пуст, непокрыт, ветх, и в храму образы и царские двери полиняли». А в описи 1685 г. читаем: «Троицкого монастыря церковная земля, в Городском стане: церковного места и кладбища, где был Троицкий монастырь на Копыльце, на берегу р. Рузы, на горе …». В 1697 г. земли обители были отданы Николо-Перервинскому монастырю (см. выпуск 1 с. 7). Проезд:
ХРАМ во имя ПРЕОБРАЖЕНИЯ СПАСИТЕЛЯ в селе СПАС-ПРОГНАНЬ
Рядом с храмом могилка старца Амвросия Балабановского, одного из последних носителей духа благословенной Оптиной. Старец Амвросий (в миру Василий Федорович Иванов) родился 2 янв. 1879 г. в с. Копыл Ростошенской волости, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Его земляками по Тамбовскому краю оказались прпп. Серафим Саровский, Амвросий Оптинский и Силуан Афонский. Семья о.Амвросия (мать – крестьянка, отец – солдат) отличалась глубоким благочестием. Сестра его матери подвизалась в Таволжском монастыре, два брата монашествовали: один в Оптиной, другой – в Сарове. Особую роль в религиозном воспитании старца сыграла его мать, великую любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. Когда Василию было восемь лет, родители взяли его с собой в Оптину, где он получил благословение старца Амвросия. Именно тогда ему было предсказано, что он станет подражателем и преемником по духу величайшего Оптинского старца.
В мае 1923 г. монастырь был закрыт и о.Амвросий перешел служить в с.Иклинское. в 1930-1933 гг. он отбывал ссылку. Когда же в 1942 г. иклинский храм погиб, Господу угодно было определить батюшку в с.Спас-Прогнань, в ц. Преображения Господня. С 1 марта 1942 г. и до последних дней своей жизни великий старец молился в этом храме. Известно множество случаев благодатной помощи и чудесных исцелений, происшедших по молитвам угодника Божия. Однажды один из глубоко уверовавших в старца людей приехал к нему с просьбой помолиться о смертельно заболевшей матери. Когда ему разрешили зайти в комнату старца, он застал батюшку лежащим на кровати в камилавке и в валеночках, глаза его были прикрыты. Постояв на пороге некоторое время, посетитель подождал, не изменится ли что-нибудь, но все было по-прежнему. Тогда, не желая беспокоить старца, приехавший поклонился и вышел. Уповая на Господа, он отправился домой. А через три дня на удивление всем его мать совершенно поправилась. Удивительна была эта встреча двух смирений, совсем обошедшаяся без слов. Обычно о.Амвросий наставлял своих детей: «Не забывайте Бога, и Бог вас не забудет». Батюшка наизусть знал всю Псалтирь, имел особенную молитву к Царице Небесной. Постриженица батюшки мать Афанасия вспоминала, что однажды «пришла странница, прошла по сторожке и говорит: «А я здесь открою монастырь». Я ее спрашиваю: «Мать, а ты кто такая есть?» А она так потянулась и отвечает: «Я? Я – Всемогущая» И вышла. А мне подумалось: кто же это был? Пошла за ней, а ее нет нигде». Как тут не вспомнить: «…К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей помощнице, сами себе и весь живот наш предадим …» Эти слова из молитвы Покрову Божией Матери, икона Которой находится справа от алтаря.
Однажды, по некоему доносу, что он совершает монашеские постриги, к нему приехала женщина-инспектор. На ее вопрос, правда ли, что он это делает, батюшка ответил: «Всех постригаю, и из райкома тоже. Мать, тащи ножницы, сейчас постригать буду!» Господь так устрашил женщину этими словами, что она почти бегом покинула старца, с тем его и оставили в покое. Понимая, как бывает тяжек жизненный крест болезней и скорбей, заменивший христианам последних времен строгость подвигов прежних христиан, старец был полон жалости к «малым сим». Он не налагал тяжелых епитимий. Двум сестрам на вопрос: «Батюшка, вот мы теперь монашки. Что нам теперь есть-то?» - ответил: «Все ешьте по-маленьку, только людей не ешьте». Батюшка имел благословение отчитывать бесноватых. И даже после его смерти они рычат на могиле старца, но затихают его молитвами. У Господа нет случайностей: день кончины батюшки (15 окт. по н.ст.) совпал с празднованием сщмч. Киприана и мц. Иустинии, особенно подвизавшихся в подвиге против нечистой силы.
Еще при жизни старца некоторые из его чад ездили в Дивеево (до открытия там монастыря). Они посетили там старицу Евдокию, бывшую насельницу этой обители. Ей показали фотографию отца Амвросия, она взглянула, перекрестилась и сказала: «Это преподобный». Настоятель храма иеромонах Никифор (Коженков) Храмы:
Источники:
Святыни:
Адрес: 249002 Калужская область, с. Спас-Прогнань, храм Проезд:
[1] Скончался 29 дек. 1824 г. и погребен около соборного храма Туринского монастыря. Отец Зосима составил книгу Жития своего почитаемого старца. См.: Жизнь монаха и пустынножителя Василиска (писана учеником его Зосимою Верховским), изд. Оптиной пустыни. М. 1849г. Ныне готовится канонизация Василиска Сибирского. [2] К началу XX в. обитель будет располагать 600 десятинами пожертвованных лесных и огородных угодий. [3] Московский купец 1 гильдии. В 1824-26 гг. заново выстроил на свои средства храм св. Троицы в Вишняках. В 1830 г. возвел на Даниловском кладбище храм свв. Херсонских Чудотворцев и две богадельни. В 1833 г. возведен в потомственное почетное гражданство. [4] В 1996 г. прославлены в лике Оптинских святых. [5] Игум. Вера скончалась 24 нояб. 1868 г. Схимонахиня Маргарита скончалась 27 июля 1859 г. в 1850-е гг. в обитель поступили их племянницы Мария и Екатерина. Мария, в монашестве Магдалина, стала третьей игуменьей монастыря (1881-1901гг.) [6] Оба в свое время состояли викариями Московскими, в связи с чем неоднократно посещали пустынь. [7] Сменил в 1871 г. в этой должности Трицкого архим. Антония (Медведева). Оба неоднократно посещали пустынь. В 2000 г. прпп. Пимен и Антоний причислены к лику святых.. [8] Матушка Афанасия (Качалова), вторая игуменья Зосимовой пустыни (1868-1881). Приняла постриг по благословению прп. Антония Оптинского. [9] Ныне Л. А. Верховская, в постриге матушка Зосима, является насельницей возрожденной пустыни. [10] Прп. Варнава Гефсиманский (Василий Ильич Меркулов, 24 янв. 1831—17 февр. 1906 гг). Юные годы будущего подвижника прошли в с. Наро-Фоминском. В 1851 г. по благословению матери поступил в Троице-Сергиеву Лавру, в Гефсиманский скит. Его первый духовный наставник, старец схимонах Григорий перед смертью открыл ему волю Божию: им должна быть устроена женская обитель. Пострижен в монашество 20 мая 1866 г., рукоположен во иеродиакона 29 авг. 1871 г., в иеромонаха – 20 янв. 1872 г. Широкая известность в народе побудила наместника Лавры архим. Антония (Медведева) утвердить его в звании народного духовника пещер Гефсиманского скита. В 1890 г. о. Варнава был назначен братским духовником. Исполняя заветы старцев, с полным самоотвержением служил людям до конца своей жизни. Имел дар прозорливости. Одним из главных подвигов старца стало дело создания и всестороннего окормления им Выксунского Иверского женского монастыря в Нижегородской губ. Именно в нем старец и преставился во время совершения таинства исповеди. Был похоронен за алтарем пещерного храма Гефсиманского скита. С окт. 1970 г. честные останки старца пребывали на Северном городском кладбище Сергиева Посада (до 1991 г. – Загорск). [11] Сщмч. Петр Воронежский (Василий Константинович Зверев) род 18 февр. 1878 г. в семье московского протоиерея. После окончания историко-филологического факультета Московского университета поступил в Казанскую Духовную Академию; во время обучения в ней принял монашество. В 1919 г. архим. Петр был рукоположен в епископский сан. Занимал викарную Балахнинскую и Воронежскую кафедры, позднее был еп. Старицким. Владыка служил по афонскому чину, строго придерживался церковного устава. Был очень любим народом, который непрерывным потоком шел к своему пастырю. Во время содержания под следствием служащие при его появлении невольно обнажали головы и, даже сговорившись между собой не снимать шапок, не выдерживали. В 1926 г. еп. Петр в очередной раз был арестован и сослан в Соловки, где через два года мученически скончался (был заморожен). Память 7 февраля. [12] Прп. Иов (в схиме Иисус) Голгофский, Соловецкий чудотворец (Иоанн Иоаннович. 1635 – 6 марта 1720гг.). Родился в Москве в семье священника. Став иереем, большую часть своих доходов употреблял на милостыню. Некоторое время был духовником Петра I и членов царствующего дома. По ложному доносу в марте 1701 г. сослан в Соловецкий монастырь, где был пострижен с именем Иов. В 1702 г. переселился в Анзерский скит. В 1710 г. за строгую подвижническую жизнь удостоен пострижения в схиму с именем Иисус. Около 1713 г. старец удостоился видения Пресвятой Богородицы, которая сама назвала место Своего явления «второй Голгофою», повелела поставить здесь церковь во имя Распятия Господня и устроить скит. Все это было исполнено около 1715 г. Кроме Петра I, царицы Прасковьи Федоровны, А. Меншикова, особенное попечение о ските имела царевна Мария Алексеевна. Гробница блаженного Старца находилась в теплом Успенском приделе Распятского храма, выстроенного в 1830 г. на месте старого. [13] Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894) – великий русский ученый, математик и механик с мировым именем, признанный авторитет в области артиллерийских наук. В Санкт-Петербурге создал всемирно известную математическую школу. В Преображенском храме устроил придел в честь своего небесного покровителя – прп. Пафнутия Боровского.
14 / 07 / 2005 Смотри также:
|
Также в этом разделе:
Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Божественная Литургия на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Храм великомученика Никиты на Старой Басманной Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2 |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |