|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 4Спасо-Бородинский женский монастырь, Успенский Колоцкий монастырь, Владимирская женская община в селе Новопокров, община во имя Св. Равноапостольной Нины. СПАСО-БОРОДИНСКИЙ Женский МОНАСТЫРЬ
Расположен в 123 км к западу от Москвы, на Бородинском поле, близ дер. Семеновское. Основан вдовой героя Отечественной войны 1812 г. генерал-майора А.А.Тучкова (впоследствии игуменией Марией) на месте гибели ее мужа. 26 авг. (8 сент. н. ст.), в день празднования избавления Москвы от нашествия Тамерлана заступничеством Пресвятой Богородицы, чудотворной иконы Ее Владимирской, на Бородинском поле произошла битва, которая, по словам фельдмаршала, кн. М.И.Кутузова «была самая кровопролитнейшая из всех, известных в новейшие времена» и которую по количеству участников, ожесточению и последствиям можно сравнить с немногими сражениями за всю мировую историю. Это неизвестное никому место, затерянное в бескрайних просторах России, лишь странными названиями своих речушек: Колочь, Стонец, Война, Огник, как бы пророчески возвещавшее, что здесь произойдет страшный, смертный бой, было выбрано Главнокомандующим как наилучшая позиция для решающей битвы. Накануне сражения по войскам пронесли Смоленскую икону Божией Матери. Возложив все упование на помощь Божию и на заступничество Пресвятой Богородицы, в глубокой тишине русские готовились стоять насмерть.
Отгремело Бородинское сражение, ставшее прологом бегства Наполеона из Москвы, а затем и гибели наполеоновской Франции. А во второй половине октября, когда враг уже покинул Московские приделы, на поле брани, где лежали без погребения десятки тысяч тел, появилась одинокая фигура вдовы убитого в сражении ген. Тучкова IV. Сопровожаемая старцем-монахом Можайского Лужецкого монастыря о. Иосафом, она искала тело мужа. Но поиски оказались тщетными. Позднее, в 1817 г. командир дивизии, в которую входил Ревельский полк, ген. П.П.Коновницын, сообщил ей в письме подробности гибели ген. Тучкова и указал на плане сражения среднее укрепление Семеновской батареи, где он был убит. Таким образом, заветное место было найдено.
Свою деятельность в Бородине Маргарита Михайловна начала с восстановления церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери, где ее усердием был устроен нижний придел во имя прп. Сергия Радонежского. В то же время Тучкова испрашивает Высочайшего разрешения на сооружение поминальной часовни на среднем редуте Семеновской батареи, намереваясь посвятить ее Нерукотворному Образу Спасителя, полковой иконе Ревельского пехотного полка, оставшейся ей от мужа. Имп. Александр I не только изъявил Свое Монаршее благоволение на постройку храма, но и пожертвовал 10 тыс. рублей. Заложенная в 1818 г., церковь была освящена в 1820 г. архиепископом Московским Августином (Виноградским). Это небольшой храм, построенный в форме античной усыпальницы-мавзолея, отличается классической простотой и изяществом форм. Он стал первым и главным памятником погибшим воинам. Замечателен своей изящной простотой бронзовый ампирный иконостас, украшенный чеканкой, у которого за правым клиросом Тучкова и поместила Нерукотворный Образ. Впоследствии эта икона прославилась в окрестностях как чудотворная.
16 окт. 1826 г. 15-летний Николай скоропостижно скончался на руках своей матери. Она погребла сына на Бородинском поле, в склепе под Спасским храмом, начертав на надгробной плите слова пророка Исайи: «Се аз, Господи, и чадо, еже ми дал еси!» (Ис. 8, 18). В конце 20-х гг. Маргарита Михайловна поселилась на Бородинском поле, в небольшом домике у подножия Семеновского холма. Человеком, который направил скорбящую и мятущуюся душу Тучковой в русло, предназначенное ей Самим Богом, был свт. Московский Филарет, ставший впоследствии ее духовным наставником. К бородинской отшельнице стали приходить и селиться вокруг «сторожки» девицы и вдовы разных сословий, ищущие молитвы и уединения. Маргарита Михайловна, руководствуясь словами Христа «грядущего ко Мне не изжену вон», не отвергала ни одного человека, утешала, благотворила, и так, незаметно для себя, стала душой этого благочестивого женского общества. Она отдавала ум, сердце, силы и материальные средства новым пустынным чадам, из которых составилась в 1833 г. община, получившая тогда же официальный статус Спасо-Бородинского богоугодного общежития, а с 1 янв. 1838 г. – Спасо-Бородинского второклассного женского монастыря. 4 июля 1836 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Маргарита Тучкова была пострижена свт. Филаретом в рясофор с именем Мелания, а 28 июня 1840 – в мантию, с наречением имени Мария, и возведена в сан игумении. Сам святитель при постриге дал новой монахине свои клобук и рясу.
Монастырь стал известен в России и обрел многих благотворителей. Постоянными жертвователями были кн. В.В.Долгоруков, княгиня Т.В.Юсупова, князья Потемкины, граф Шереметев, графиня А.Г.Толстая и многие другие. Но главным ктитором была сама игумения Мария. Она дала своим ярославским крестьянам вольную и их плату за аренду земли внесла в общую казну, туда же шла и ее генеральская пенсия. Спасо-Бородинский монастырь находился под покровительством Российского Царствующего Дома. 26 авг. 1839 г., во время торжеств по случаю открытия памятника на батарее Раевского, Имп. Николай I посетил святую обитель. Цесаревич Александр Николаевич, будущий Имп. Александр II Освободитель, трижды бывал в монастыре,- в 1837, 39, 41 гг.,- и молился в Спасском храме. Игум. Марию дважды вызывали ко Двору для исполнения обязанностей восприемницы при Таинстве Миропомазания Высоконареченных Невест: в дек. 1840 г. – принцессы Марии Гессен-Дармштадтской, будущей Имп. Марии Александровны, супруги Имп. Александра II; и в 1848 г. – принцессы Александры Альтенбургской, Великой Княгини Александры Иосифовны, супруги Вел. Кн. Константина Николаевича. При столь высоком положении и авторитете в высших слоях общества игум. Мария была доступна не только сестрам обители, но и крестьянам окрестных селений, которые называли ее «матерью родной». Ее можно по справедливости назвать «предтечею» знаменитых бородинских стариц – схимон. Сарры (Потемкиной, + 1911)[1] и прп. Рахили (Коротковой, + 1928 г.)[2]. Своим богоугодным житием матушка повторила подвиг многих известных и безызвестных жен Святой Руси, которые, потеряв своих супругов, стали выше личной семейной драмы. Возлюбив небесное паче земного, матушка учила этому и своих духовных чад. Без суровых аскетических подвигов, на которые свт. Филарет ее не благословил, но только милосердием, любовью к ближним, глубочайшим сознанием своих немощей игум. Мария взошла на высокую степень христианского совершенства. Основательница монастыря блаженно скончалась 29 апр. 1852 г. Последними ее словами были: «Дайте мне видеть свет, отпустите меня…»
Следующей настоятельницей монастыря была схиигумения Алексия (+ 21 июля 1880 г.), переведенная сюда из Серпуховского Владычного монастыря (см. Выпуск 1, с. 31) по благословению свт. Иннокентия (Вениаминова) и привезшая с собою прп. Рахиль, бывшую тогда еще рясофорною послушницей. Из жития преподобной известно, что схиигум. Алексия была строгой подвижницей. В 1874 г. на средства, пожалованные Имп. Александром II, была построена трапезная церковь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи (архитектор Никитин). Название храма также связано с памятью Бородинского сражения, т.к. еще со времен русско-турецкой войны 1769 г. по указу Имп. Екатерины II в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи совершалось поминовение воинов за Веру и Отечество на брани убиенных, чем их ратный подвиг уподоблялся мученичеству св. Крестителя Господня.
В 1912 г. Россия праздновала 100-летие победы в Отечественной войне 1812 г. В эти дни Бородинское поле и обитель изволил посетить Государь Имп. Николай II с Имп. Александрой Федоровной, Наследником Цесаревичем Алексеем, Великими Княжнами. В составе царской свиты была и Вел. кн. Елизавета Федоровна. Крестный ход, учредительницой которого была в свое время игум. Мария, обычно начинался после ранней литургии в Смоленской церкви с.Бородина и шел до памятника на батарее Раевского, где служилась заупокойная лития по павшим воинам, а потом следовал в монастырь к поздней литургии, после которой служился благодарственный молебен. Из жития прп. Рахили известно, что Государь со свитой изволил быть на праздничной трапезе в монастыре и даже захотел лично видеть монахиню, готовившую пищу. Так прп. Рахиль удостоилась быть представленной Государю. При всех пожертвованиях обитель, находившаяся вдали от крупных городов, никогда не была богатой и средства к существованию добывались собственными силами сестер, которых к нач. XX в. было более 200. На монастырских полях выращивалась пшеница, рожь, овес, были сенокосы и огороды. Монахини пекли хлеб, варили квас, ткали, шили одежду и обувь. На хуторе, в двух верстах от обители, находился скотный двор. В монастыре были переплетная и иконописная мастерские, библиотека. В церковно-приходской школе монастыря обучались грамоте крестьянские дети окрестных деревень. Монастырская богадельня давала кров, одежду и пропитание одиноким и больным старикам. Странноприимный дом был всегда открыт для прибывающих в монастырь богомольцев. Но главным достоянием монастыря всегда была непрестанная молитва о павших на Бородинском поле. В этом видели залог благоденствия святой обители. Ежедневно совершалась Божественная литургия и служились панихиды, читалась неусыпаемая Псалтирь; поминовение убиенных воинов было обязательным и лично для каждой монахини. Нормальное течение жизни обители прервала революция. На долю игум. Ангелины выпала особая тяжесть управления монастырем в те годы, когда в официальных документах он стал называться «сельхоз артелью», испытывала притеснения, начиная с изъятия церковных ценностей и кончая «уплотнением» для расселения мирских людей.
90-летняя старица самоотверженно служила приходящим к ней за советом; с утра до позднего вечера у дверей ее маленькой кельи толпился народ. Она на всех изливала свою любовь, исцеляла душевные и телесные недуги. Святая обитель была настолько любима местными жителями, что власти долго не решались ее закрыть. После смерти в 1924 г. игум. Ангелины ее дело продолжила игум. Лидия (Сахарова), также выбранная сестрами и назначенная самим свт. Тихоном. На это время приходится расцвет старчества прп. Рахили, наибольшее количество чудес и исцелений. 10 окт. 1928 г. св. старица преставилась ко Господу, предсказав закрытие, разорение обители, арест сестер, что и последовало в февр. 1929 г. После ссылки матушка Лидия жила и скончалась у себя на родине, а многие сестры вернулись в окрестности Бородина и доживали свой век, работая в местных храмах. Мастерские стали колхозными, богадельня и больница закрылись. В кельях устроили общежитие. Во время ВОВ здесь был эвакогоспиталь. В период аккупации немцы устроили здесь концлагерь. После войны здесь сначала поселилась МТС, затем турбаза. Владимирский собор приспособили под кузницу. В Спасском храме разместились мастерские, их производственные отходы сбрасывались в подклет, где было и отхожее место. Убранство церкви было уничтожено, надписи сбиты, кованый иконостас сломан, находившиеся в склепе гробы М.М.Тучковой и ее сына разбиты, а костные останки разбросаны. Только в 1962 г. накануне 150-летия Бородинской битвы склеп расчистили, установили на прежних местах новые гробы, собрав в них все сохранившиеся останки.
16 авг. 1992 г. звон колоколов возвестил об открытии Спасо-Бородинского монастыря. Впервые за 63 года во Владимирском соборе обители была совершена Божественная литургия, за которой Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, возвел в сан игумении монахиню Серафиму (Исаеву), насельницу Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря г. Коломны. С тех пор, день за днем в стенах обители идет непрестанная работа сестер по возрождению монашеской жизни. В монастыре ежедневно совершается положенный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь. Сестры трудятся на различных послушаниях: в рукодельной, живописной, пошивочной мастерских, в просфорне и пекарне. Насельницы обители осваивают технику древнего лицевого шитья, вышивают иконы. Монастырь занимается миссионерско-просветительской деятельностью, оказывает благотворительную помощь Уваровскому дому-интернату для умственно-отсталых детей. Вся жизнь насельниц, - сегодня их двадцать, - зиждется на прочном фундаменте духовных традиций старого Спасо-Бородинского монастыря, на преданиях и заветах их святых предшественниц. Возобновлен традиционный Крестный ход 8 сентября. После Божественной литургии он шествует из обители к памятнику на батарее Раевского, где служится благодарственный молебен и заупокойная лития. 12 мая, в день блаженной кончины игум. Марии (Тучковой) в Спасском храме соборно совершаются заупокойное всенощное бдение, литургия и панихида. Событием летописного характера явилось совершенное 28 июля 1996 г. прославление прп. старицы Рахили в лике местночтимых святых (память 10 окт.). На месте ее захоронения, за южной стеной обители, построена часовня, которую освятил владыка Ювеналий 10 окт. 1997 г.
Святейший посетил храмы и памятные места обители, после чего отъехал к главному монументу Бородинского поля на батарее Раевского. Там он был встречен представителями Российских Вооруженных Сил и совершил заупокойную литию о павших воинах. Отмечая то огромное значение, которое имеет восстановление монастыря, Патриарх сказал: «Эта святая обитель, в которой, как и прежде, молятся о вождях и воинах, совершает монашеский подвиг во спасение своей души и во спасение мира». Храмы:
Часовни: над могилой прп. Рахили, за оградой монастыря. Святыни:
Адрес: 143240 Московская область, Можайский район, с. Бородино, Спасо-Бородинский женский монастырь Телефон: (238)-5-10-35 Настоятельница игум. Таисия (Исаева) Проезд:
УСПЕНСКИЙ КОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (ранее мужской, ныне возобновлен как женский)
Изначально Колоцкие земли входили в состав Смоленского княжествва. В 1303г. они отошли к княжеству Московскому. По Духовой грамоте, составленной св. блгв. кн. Дмитрием Донским в 1389 г., его семилетний сын Андрей Дмитриевич получил в удел «Можайск со всеми волостьми», в числе которых была и «Колоча». В 1413 г. в его владениях и произошло событие, отраженное в большинстве русских летописей. Местный крестьянин Лука нашел «на некоем древе икону со двема затворы стоящу, на ней же написан образ Пречистыя Богородицы, держащи на руках Предвечного Младенца Господа нашего Иисуса Христа, на едином же затворце бяше образ божия Ревнителя и великого Пророка Илии, и на друзем затворце такоже образ великого Чудотворца и Святителя Николы». Лука с благоговением взял икону и принес в свой дом, где от Нее тут же исцелился лежащий в расслаблении родственник Луки. Весть о чуде разнеслась по всей округе, к иконе начали стекаться недужные и получали исцеление. Когда Лука отправился с иконой в Можайск, ему навстречу с крестным ходом вышел кн. Андрей Дмитриевич с боярами своими и «весь град от великих до малых». И были многие знамения и чудеса от иконы. Затем Лука с обретенной святыней побывал и в Москве, где его встретили сам глава русской Православной Церкви св. митр. Фотий с епископами, со всем священным собором, князья, бояре и весь народ московский. «И хожаху Лука от града во град со иконою Божия Матери, от нея же везде неизчетныя чудеса содевахуся, и вси даяху многу милостыню Луце».
Тогда же обители были пожалованы кн. Андреем земельные угодья с крестьянами. Вероятно, еще при жизни Луки был построен соборный пятиглавый каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Настоятели монастыря в сане игуменов не раз присутствовали на соборах в Москве. К концу XVI в. все основные постройки здесь уже были каменными. О них мы узнаем из писцовых книг 1626-27 гг., которые описывают состояние монастыря после польско-литовского разорения 1609 г. : «... на монастыре церковь Успения Пречистыя Богородицы да придел Николы Чудотворца каменна вверх (т.е. шатровая – сост.) на подклете развалилась, пуста стоит без пения, образов в ней и книг и свеч и всякого строения нет с литовского разорения… Да на монастыре ж была церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, каменна на подклете, теплая с трапезою да с келарскою, и та церковь развалилась, а в ней образов и всякого строения нет, а под трапезою были службы хлебня да поварня да на монастыре ж колокольница каменна вверх, а на колокольнице одни колокола, а под колокольницею церковь Алексия Чудотворца…» К началу XVII в. монастырю принадлежало 73 крестьянских двора, а также подворье в Москве близ Новинского монастыря. С 1724 по 1726 гг обитель была приписана к Новоспасскому монастырю, в ней было 15 монахов. В 1726 г. она вновь стала самостоятельной. Монастырь находился в ведении Можайских и Волокаламских, потом Крутицких епископов, а с 1787 г. подчинялся епископам Смоленским.
Посетивший монастырь в 1804г. митр. Платон (Левшин) отмечал, что «строения в нем немало каменного, церковь посредственная, и величиною, и утварью, оградою обнесен немалою каменною, но живущими в нем иноками скуден.» Когда началась Отечественная война 1812 г., скромная обитель на Смоленской дороге оказалась в центре событий, решавших судьбу России. Монастырь упоминается в военных реляциях, официальных известиях из армии, приказах и других документах тех дней. Перед Бородинским сражением здесь несколько суток размещался штаб М.И.Кутузова, который предполагал дать генеральное сражение у стен обители. К 21 авг. сюда подошли главные силы русской армии, здесь П.И.Багратион и подполковник Д.В.Давыдов обсуждали создание партизанских отрядов. 22 авг. Главнокомандующий принял решение отступить к с.Бородино, находя эту позицию более удачной. У стен Колоцкого монастыря происходили арьегардные бои, которыми руководили генералы Коновницын, Крейц и Сиверс. Здесь был смертельно ранен ген.-майор Войска Донского П.К.Краснов, которого похоронили на территории обители. Французы заняли монастырь и оставались в нем до своего изгнания. Тут располагался их госпиталь, тут останавливался Наполеон и с колокольни обозревал поле предстоящего сражения. На французов монастырь произвел большое впечатление. В своих воспоминаниях один из них отмечал: «Направо, ниже нас, выделялся Колоцкий монастырь – большие башни придавали ему вид города. Глянцевитые черепицы его крыш, освещенные солнечными лучами, блестели сквозь густую пыль, поднятую нашей многочисленной кавалерией.» Все это, однако, не помешало французам, уходя, разграбить церковное имущество и иконостас, а древние постройки сжечь. 19 окт. в разоренную обитель вошли казаки корпуса Платова.
Прежнее благолепие монастырь обрел лишь к 1833 г. К концу XIX в денежные средства монастыря составляли: жалование из гос. казначейства – 711р. 27коп.; проценты с капитала – 900р. ежегодно; церковные (исполнение треб) и экономические доходы (сдача в аренду земельных участков). Из этих небольших средств монастырь находил возможность уделять часть их на содержание школы, на приют странников и богомольцев. К 1896 г. братии в монастыре было 8 человек: 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 1 монах. Особой торжественностью отличались крестные ходы к Святому колодцу, который наполнялся из источника, забившего на месте явления чудотворной иконы. Крестный ход происходил на следующий день после празднования Казанской иконы Божией Матери – 9/22 июля. Недалеко от Св. колодца стояла часовня. После революции монастырь был упразднен. Последние его насельники – восемь монахов, младшему из которых было 63 года, во главе с настоятелем игум. Никоном, сподобились принять мученическую кончину от рук местных безбожников, которые расстреляли их по подозрению в контрреволюционной деятельности прямо во дворе монастыря. В 1934 г. Успенский собор, действовавший как приходской храм, был закрыт и передан разместившейся здесь с 1932 г. школе-интернату для глухонемых детей. Братские корпуса стали жилыми домами, монастырскую ограду разобрали на кирпичи местные жители, а в надкладезной часовне устроили колхозную овчарню. Следы самого чудотворного Колочского образа Пресвятой Богородицы затерялись то ли в запасниках Московского Кремля, то ли в приходских храмах г. Гжатска (ныне г. Гагарин), куда по свидетельствам очевидцев он был перевезен одной боголюбивой жительницей с. Колоцкого Матреной Ивановной.
В 1993 г. монастырь был возобновлен как подворье Спасо-Бородинского женского монастыря, а с окт. 1997 г. преобразован в Успенский женский монастырь. До наших дней в г. Можайске сохранялись два списка с Колочской иконы: в ц. свв. правв. Иоакима и Анны и ц. св. прор. Илии, что в Ильинской слободе. Икона Ильинского храма и была передана возрожденной обители. Возобновлена и традиция ежегодного крестного хода в день празднования Колочской иконе на Святой источник. На самом источнике силами сестер возведена деревянная надкладезная часовня. 6 июля 1999 г. древнюю обитель посетил Святейший Патриарх Алексий II. Сестры монастыря трудятся на сельхоз. работах, ведут катехизаторскую и миссионерскую деятельность, оказывают помощь Уваровскому детскому дому-интернату. Настоятельница монахиня Рахиль (Райш), 15 насельниц. Храмы:
Источник:
Адрес: 143 251, Москов. обл., Можайский р-н, п/о Александрово, с. Колоцкое Телефон: (238) 76-474 Проезд:
ВЛАДИМИРСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА в селе НОВОПОКРОВ (не сохранилась)
Вот что сообщает безбожная печать о закрытии общины: «До 1928 г. этот монастырь мозолил глаза крестьянам. Не раз сознательные крестьяне на съездах поднимали вопрос о его закрытии и об использовании его почти пустующих зданий под полезные – кооперативные или культурные учреждения и организации. В 1928 г. крестьяне внесли этот вопрос в наказ сельсовету и ВИКу. В апреле с.г. были собрания окружных крестьян в деревнях: Зерново, Митино, Покров, Рыково и др. Все собрания почти единогласно постановили: «Церковь монастыря закрыть, землю отобрать и организовать в помещениях монастыря колхоз». Вскоре 5 бедняцких домов объединились в колхоз и поселились в бывшем монастыре. Деревянная церковь монастыря была сломана: материал пойдет на постройку больницы. В доме игуменьи, помещицы Трухачевой, крестьяне оборудовали «Крестьянский клуб», в других помещениях монастыря организовано молочное товарищество и открыт сливной пункт молока». К настоящему времени все постройки за исключением усадебной Покровской церкви утрачены. Парк запущен и зарастает молодняком… Проезд: От Можайска авт. до ост. Чернево (55 км), далее пешком 4 км ОБЩИНА во имя СВ. РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ.
Действительно, в 13 верстах от Подольска (по Варшавскому шоссе) есть селение Курилово, но до села Богоявленского Подольского уезда от него 18 верст. В книге «Православные русские обители», которая фактически списана с Денисова, этой общины нет. Нет ее и в известном списке церквей Московской епархии, покупавших свечи на епархиальном заводе (Московские церковные ведомости, 1914, № 41). Калужский церковно-общественный вестник за 1907 г. не содержит сведений об общине, следовательно, она была все-таки в Московской епархии. Может быть, по каким-то причинам ее вскоре закрыли. В Курилове под Подольском храма нет, но бывшие кельи там могут быть. В Курилове прошла юность новомученика Евгения Родионова, он похоронен рядом — в селе Сатине-Русском. Возможно, в его биографии есть что-то, проливающее свет на этот вопрос. [1] Схимонахиня Сарра (Потемкина) – духовное чадо прп. Зосимы (Верховского). [2] Прп. Рахиль (в миру Мария Михайловна Короткова, 1833-10 окт. 1928 гг.), родилась в г. Дорогобуже Смоленской губ., в богатой и благочестивой купеческой семье. С детства отличалась особой набожностью, любовью к молитве и к паломничеству ко святым обителям, странно- и нищелюбием. Во время паломничества в Киево-Печерскую лавру ей явился прп. Феодосий, благословивший ее на монашеский подвиг. Оставив суету и богатство мира сего, она поступила сначала в Смоленский Вознесенский монастырь, затем, укрепляемая благословением Пресвятой Богородицы, поселяется сначала во Владычнем Серпуховском м-ре (см. выпуск 1, с.31-35), а затем переводится в Спасо-Бородинскую обитель, в которой и остается до конца жизни. В 1915 г. сподобилась принять великую схиму. Укрепляемая явившимися к ней Богоматерью и прп. Феодосием Печерским, духовно утешала и молитвенно поддерживала сестер обители и богомольцев. Непрестанной молитвой и страннолюбием, прозорливостью и старчеством, чудотворением и непрекращающимся народным почитанием стяжала дар святости. Канонизирована в 1996 г. [3] Ридигер Федор Васильевич (1783-1856), граф, генерал от кавалерии, генерал-адъютант.
11 / 08 / 2005 Смотри также:
|
Также в этом разделе:
Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Божественная Литургия на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Храм великомученика Никиты на Старой Басманной Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2 |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |