|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
|
|||
Святые Божии люди – это наши старшие родные братья
Вы знаете, что уже истекло пять с половиной веков с тех пор, как окончился земной подвиг преподобного Сергия. Но слава его, какой сияет священное и драгоценное для каждого православного христианина имя великого Сергия, не меркнет и не померкнет никогда: "...Праведники живут вовеки..." (Прем.5:15). Преподобный Сергий воплотил в себе евангельские добродетели и показал нам их в своем лице во всей их красоте. Он был носителем крепкой, никогда не колебавшейся, не знавшей сомнений веры в Бога, в Святую Единосущную Троицу, в Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. С этой верой он пришел в Радонежский лес и с этой верой прошел весь свой земной путь. Он был сосудом горячей любви к людям. Преподобный Сергий был и остается примером величайшего терпения в лишениях, скорбях и борьбе с невидимым врагом нашего спасения. Он олицетворял в своем лице истинное христианское смирение. Все мы, православные люди, знаем пленяющие своей духовной красотой примеры его смирения и кротости. Он был великим в своей горячей любви к родному народу, к родной стране, пламенным патриотом своего отечества. И мы веруем, что преподобный Сергий своими молитвами, своей неумирающей любовью, своим небесным покровом является для всех нас, для нашей страны, для нашей родной Русской Церкви воистину нашим небесным игуменом, родным отцом, который за нас приносит перед Престолом Божиим свои горячие молитвы и ниспосылает каждой воздыхающей пред ним грешной православной душе свое, отеческой любовью овеянное, благословение. Как мы с вами, дорогие, счастливы, что у нас на нашем земном пути есть такие мощные заступники, такие горячие молитвенники, такие любвеобильные небесные покровители, к которым мы можем прибегать во всех обстоятельствах жизни! Мы веруем, что ни одна наша молитва не может быть не услышанной теми, кто предстоит у Престола Божия и имеет от Господа за свою праведную жизнь дерзновение приносить к ногам Христовым наши грешные молитвы. Мы счастливы не только тем, что святые Божии угодники – наши молитвенники и заступники перед лицом общего Небесного Отца, но и тем, что святые праведники – это наши старшие родные братья, счастливы тем, что находимся с нашими святыми в самом тесном живом общении. Воистину, это наше родство, наше общение со святыми праведниками является для каждого из нас источником радости и утешения на земном пути. Есть семьи, в которых братья и сестры взаимно связаны горячей любовью друг к другу, и в этой взаимной, братской любви каждый член такой хорошей семьи находит для себя нравственную поддержку во всех обстоятельствах своей жизни. В радости он делит эту радость со своими близкими, любимыми и любящими его братьями и сестрами. В своем горе он разделяет его с теми, кто ему посочувствует, кто вместе поплачет, кто ему близок, кто его любит. Тем больше это надо сказать о той великой семье Божиих детей, которую составляют все когда-либо жившие верой в Господа своего и теперь живущие на земле чада Православной Христовой Церкви. Все мы, и живые, и отошедшие ко Господу, и они, пребывающие у Престола Божия, являемся одной семьей. Святые праведники, святые Божии люди – это наши братья, с которыми мы пребываем в беспрерывном единении, если остаемся верными детьми Небесного Отца и своей Матери Православной Церкви. Я напомню вам слова святого апостола Павла из Послания его к Ефесянам. Святой апостол говорит: "...вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу" (Еф.2:19). Апостол основал в Ефесе Церковь. В эту Церковь вошли и бывшие язычники, принявшие христианство, и бывшие иудеи, которые из иудейства перешли в христианство. Христиане из язычников носили в своем сердце некоторое смущение и скорбь. Им казалось, что они менее достойны любви Божией и имеют меньшее право на наследование Царства Небесного, ибо они вступили в Церковь из язычества, а иудеи приняли христианство, уже веруя в Единого Бога. И вот святой апостол Павел, утешая их в их огорчении и разъясняя им, написал эти слова: "...вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу". Апостол сказал этими словами, что крестные страдания Христовы разрушили стену между всеми детьми Церкви Христовой и святыми, что омывшая Крест Христов Божественная Кровь делает всех верующих в Господа Спасителя чад Святой Церкви своими, близкими и Господу и Его святым угодникам и равными перед лицом Небесного Отца. Апостол Павел сказал это не только ефесским христианам, но через них и всем нам. Все дети Православной Церкви одинаково переживают сладость в общении со святыми угодниками. Неужели это так? Неужели мы – родные святым Божиим людям? Неужели они – апостолы, пророки, мученики, преподобные отцы и матери – признают, когда мы своей бессмертной душой войдем в вечную жизнь, в лице нас своих братьев, своих сродников, своих сограждан в Царстве Небесном, в Доме нашего Небесного Отца? Да, мы – родные, мы – свои святым угодникам. Так учит нас Святая Церковь, так завещает нам веровать апостол Павел. Мы с ними – дети одного и того же Небесного Отца. Мы напоены тою же благодатью Святаго Духа в таинстве крещения, какая снисходила в этом таинстве на святителя Николая Мирликийского и на преподобного Сергия. В святом таинстве миропомазания мы запечатлены тою же печатью Святаго Духа, какую имел на себе и преподобный Серафим. Мы приобщаемся того же Тела и той же Животворящей Крови Христовых, какими приобщались святые угодники, и это причащение наше в особой, высшей степени свидетельствует о том, что мы – члены одного и того же Тела Христова, главой Которого является наш Господь Иисус Христос. Это святое таинство делает по преимуществу всех нас братьями во Христе, родными и близкими, и все мы – сограждане святым и свои Богу, как учит нас первоверховный апостол. Как много дает нашему верующему духу это общение со святыми! Какое в этом общении свидетельство правильности нашего пути ко спасению, какая крепкая, твердая надежда на вечное спасение! Ведь если мы веруем тою же верою, какою жили святые угодники, значит, мы идем верным путем в Царствие Божие. Если мы исполняем уставы, священные обряды, посты, праздники, как это делали святые, если мы посещаем для молитвы тот же святой храм, в каком молились угодники Божий, значит, мы идем путем надежным в жизнь вечную. Если мы принадлежим к той же Святой Церкви, в которой священнодействовали, проповедовали угодники Божий, в которой жизни свои отдавали за Господа святые мученики, в которой подвизались преподобные отцы, значит, мы – дети Царства Божия, и путь наш в жизнь будущего века тот же, каким шли святые. Если православная вера, какую исповедовали они, привела их к вечной славе, то она приведет к вечной славе, к вечной жизни со Христом и каждого из нас, кто живет этой же крепкой, не знающей сомнений верой. Если благодать Святаго Духа, какой питались святые угодники, укрепляла их духовные силы на подвиги жизни по заповедям Христовым, то она и нас не покинет на таком же пути. Если Святая Церковь была для них путеводительницей в Царство Небесное, помогла им остаться верными Господу до смерти, то и нас Святая Церковь, к которой мы принадлежим, подобно матери, ведущей за руку свое дитя, введет в Царство Небесное и соделает наследниками жизни вечной в доме Небесного Отца. Надо всегда помнить, дорогие мои, и другое. Для того, чтобы это общение наше со святыми людьми никогда не прерывалось и не ослабевало, чтобы оно перешло в будущую жизнь, чтобы мы, как и они сейчас, вступили в вечное общение со Сладчайшим Господом, надо не только исповедовать ту же православную веру, какую имели святые, и быть членом одной с ними Святой Церкви, но и подражать им в мыслях, поступках, в их ревности об исполнении заповедей Божиих, в их твердости и верности Господу и Его Божественному слову, в их трудах в деле спасения своей души. Наш христианский долг подражать им в тех священных добродетелях, которые вместе с их пламенной верой и благодатной помощью Святаго Духа привели их в Царство вечной славы. Нас не признает своими братьями великий ветхозаветный праведник Авраам, если мы не будем стараться подражать силе его веры. Какая была вера у праведного Авраама! Она не поколебалась, когда Господь ему повелел идти в незнакомую страну, оставив родную землю. Господь направил его в будущую Святую Землю – Палестину. Авраам оставил свое родное место и пошел, потому что веровал в слово Божие. Даже тогда, когда Господь для испытания его веры повелел ему поднять руку с ножом на сына своего Исаака, чтобы принести его в жертву, Авраам, послушный голосу Божию, направился к горе, чтобы там принести эту жертву (см.: Быт.22:1-12). Такова была не знавшая колебаний или сомнений вера у праведного Авраама. Не сочтут нас своими чадами и святые апостолы Христовы, если мы, зная о том, как они отдавали свои жизни во имя спасения людей, во имя своей пламенной любви к людям, которых они своей горячей проповедью желали уберечь от вечной гибели, не будем подражать им в нашей любви друг к другу, и если не будет истинного христианского братолюбия в нашем сердце. Нас не назовут своими согражданами в небесном отечестве святые мученики, принявшие мученическую кончину за Христа, если мы в своей жизни земной, подражая им хотя в малом, в том, что по силам каждому из нас, не проявим терпения в своих скорбях, болезнях и лишениях. Не увидят в лице нас своих сродников преподобные отцы, преподобные матери, если мы не боремся со своими страстями, пороками, плывем по волнам наших страстей, попускаем греху владеть нашим сердцем, не страшимся вечной своей гибели и не спешим свое грешное, грязное сердце омывать слезами покаяния. Следуя примеру мучеников, преподобных, апостолов, надо быть милосердными, братолюбивыми, негневливыми, терпеливыми в скорбях, благодушными в бедствиях. Надо и нам уметь нести свой крест, какой каждому из нас посылает Господь. Посмотрите на святых. Какой добродетели они не показали в своей жизни, и какой скорби они не испытали?! Каких подвигов любви они не оставили нам в вечное назидание и какого бедствия не пережили они в своей земной жизни?! В священной книге, называемой "Откровение Иоанна Богослова", апостол Христов повествует о том видении, какое представилось его взорам (см.: Откр.7:9-17). Он видит Престол Господень, на котором восседает Господь, окруженный множеством людей в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках. Один из старцев, стоявших около Престола Божия, спрашивает у апостола: "...сии облеченные в белые одежды кто и откуда пришли?" И он сам отвечает на свой вопрос: "Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. "..." Они не будут уже ни алкать, ни жаждать... и отрет Бог всякую слезу с очей их". Святые умели не ослабевать в своей любви к Богу среди самых тяжелых бедствий и скорбей. И получили свою награду. Если мы придем в жизнь вечную без добрых дел, без жизненного подвига, без терпения и смирения среди житейских бед, только со своими нераскаянными грехами, могут ли нас назвать своими братьями святые? Они скажут нам так: "Разве мы не были такими же людьми, как и вы, с теми же болезнями, скорбями, немощами? Разве благодать Божия вас не укрепляла так же, как укрепляла нас в дни нашей земной жизни? Разве Господь, обещавший быть всегда вместе со Своими верными чадами, не пребывал всегда и с вами? Разве вы не имели дерзновения так же, как это делали и мы, звать себе на помощь простертые к вам руки Божии?" И горе нам, вечное горе, если мы в ответ на любовь Отеческую, на великое долготерпение, с которым Господь терпит наши грехи и не наказывает тотчас же тем наказанием, какое мы должны понести, не будем жить жизнью, достойной детей Небесного Отца. Горе нам, если не будем стремиться своими помыслами, своим сердцем к вечному Царству Небесному, если не потрудимся над грешным сердцам, чтобы оно не исказило в себе образа Божия из-за наших грехов и пороков, и не украсим его вечной красотой, подражая святым угодникам. Завтра – день преподобного Сергия. Воздохните из глубины своей души преподобному и богоносному отцу нашему Сергию с молитвою о том, чтобы он ниспослал на нас благословение Божие, утоляющее наши скорби, смягчающее беды, осушающее слезы, исцеляющее болезни, а главное, укрепляющее нас на христианском пути. Да не угасает наша молитва, не ослабевает наша вера, да светит всегда в наших сердцах пламя любви к нашему Спасителю, пламя любви друг к другу! Пусть не умирает в нас жажда спасти свою душу и не покидает нас страх перед своею вечною гибелью! Будем неуклонно идти через скорби, испытания и труды, во имя спасения души в то Царство славы, где все мы, земные члены святой семьи Христовой, объединимся с нашими старшими родными братьями, Божиими угодниками, в лоне любимого нашего Небесного Отца! Слово, сказанное в Преображенской церкви г. Москвы
07 / 10 / 2005 |
Также в этом разделе:
Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Божественная Литургия на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Храм великомученика Никиты на Старой Басманной Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2 |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |