|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
|
|||||||||
Возрождение святыни земли Эстонской
Утром колокольный трезвон возвестил о прибытии Высокопреосвященнейшего Владыки митрополита Корнилия в Васкнарву. В обновленном храме Его Высокопреосвященство был встречен Настоятельницей монастыря игуменией Варварой и духовенством. Два монастырских хора попеременно пели «входное». Освящение храма началось после того, как Владыка митрополит, облачившись во все священные одежды и особую белую одежду, одеваемую поверх, с сонмом сослужащего духовенства вошли в алтарь, где Его Высокопреосвященство совершил кропление святой водой, помазание миром и другое по чину освящения, читая при этом особые молитвы. Торжественно и молитвенно совершалось освящение престола правого придела при пении указанных уставом псалмов. Затем последовало освящение храма, при котором совершалось каждение всей церкви, кропление святой водой и помазание миром крестообразно стен храма. После завершения чина освящения храма митрополит Корнилий, предшествуемый священниками и диаконами, направился в левый Никольский придел для перенесения святых мощей, приготовленных для новоосвященного престола. Торжественно при большом стечении народа совершался крестный ход с мощами вокруг новоосвященного храма. Во время крестного хода особо молились и просили Милостивого Господа молитвами пророка Илии послать благословение храму и молящимся в нем. После крестного хода митрополит Корнилием освятил антиминсы. Закончился чин освящения храма уставными многолетиями. Погода праздничным утром в Васкнарве была непраздничная — после ночного сильного дождя было сыро и пасмурно. Но перед началом Литургии неожиданно воcсияло солнце и лучи его, проникая через просторные окна в куполе и стенах храма, залили все ярким светом, сливаясь со светом трех больших люстр. Многие увидели в этом знак милости Божией — совершилось угодное Богу дело, и солнце возликовало. Залитый солнечным светом, украшенный цветами и заполненный молящимися, новоосвященный Ильинский храм представлял собою праздничное зрелище. Особенно когда из алтаря при проникновенном пении хора монашествующих торжественно и стройно выходило облаченное в праздничные ризы многочисленное духовенство. Многие молящиеся за праздничной Литургией причащались Святых Христовых Таин. В конце праздничного богослужения, когда были пропеты уставные многолетия на русском и эстонском языках, Владыка Корнилий обратился к собравшимся с кратким приветственным словом, в котором поздравил всех с праздником и вручил труженикам и благотворителям Патриаршие награды. Его Высокопреосвященство особо отметил труды Настоятельницы монастыря игумении Варвары и поздравил ее с годовщиной монашеской жизни. 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, исполнилось пятьдесят три года, как игумения Варвара приехала в Пюхтицкий монастырь, где начала свое служение Богу. Игумения Варвара, в свою очередь, вручила грамоты во внимание к трудам по восстановлению храма в Ильинском скиту и ордена Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени благотворителю монастыря Николаю Осипенко и художнику-реставратору Владимиру Аншону, а также грамоты и медали Серафима Саровского двум верхолазам-высотникам, выполнявшим сложные ремонтно-восстановительные работы. По окончании богослужения всем присутствующим была предложена праздничная трапеза, приготовленная руками насельниц обители. В своем приветственном слове матушка игумения Варвара от имени всех присутствующих выразила глубокую благодарность и признательность Святейшему Патриарху Алексию за его отеческую заботу о монастыре, который он окормляет более четырех десятилетий. Сердечную благодарность матушка настоятельница выразила также Высокопреосвященнейшему митрополиту Корнилию, возглавившему торжественные богослужения и совершившему освящение в день храмового праздника. С благодарностью она отметила также большие труды нынешнех строителей, сестер обители и тех, кто в прежние времена трудился над восстановлением Ильинского храма. В скиту в настоящее время несут послушание десять насельниц монастыря. Васкнарва сегодня — это дачный поселок на границе Эстонии и России. Из Чудского озера устремляется река Нарова на север к Балтийскому морю. С высоты тридцатиметровой колокольни и купола храма пророка Божия Илии осеняют окрестности Христовым Благословением два осъмиконечных креста. В деревне более ста одноэтажных домов, но зимой лишь к нескольким из них протоптаны тропинки в снегу. Избы и особняки стоят на местах усадеб, уничтоженных в годы Второй мировой войны. Из более чем тысячного населения Васкнарвы на послевоенное пожарище вернулось чуть больше сотни погорельцев. Со времен Российской Империи сохранился лишь один кирпичный дом, в котором теперь расположились эстонские пограничники. Более тысячи лет тому назад великая христианская просветительница Святая равноапостольная княгиня Ольга в десяти километрах отсюда на Наровских порогах чуть не утонула. Здесь она собирала дань со своих подданных и в знак благодарности Богу за чудесное спасение поставила на правом берегу аршинный каменный крест. После отпадения от Церкви Христовой католические проповедники пытались поработить эти земли. С целью наступления на восток Папой римским в 1202 году был создан военизированный рыцарский орден, названный Ливонским. В 1242 году Святой благоверный великий князь Александр Невский защитил свою Новгородскую вотчину и остановил продвижение немецких рыцарей, а в деревне Олъгин Крест была освящена каменная церковь. Она простояла семь веков до 1944 года, пока не была разрушена потомками завоевателей — гитлеровскими войсками. После грандиозного крестьянского восстания 1343 — 1345 гг. поработители эстонского народа решили укрепиться на восточных рубежах. В 1349 году здесь, в Васкнарве, ливонцы построили деревянную крепость. Она простояла недолго, пока ее не сожгли рыбаки с противоположного берега. Однако на развалинах в 1427 году рыцари возвели каменный замок Нойшлюс. Уже в это время находившееся здесь русское поселение называется Сыренец. Несмотря на мирный договор с Ливонским Орденом 1461 — 1480 гг., в теократическом городе Дерпт (Тарту) его главой латинским епископом Андресом были утоплены в реке семьдесят два мученика, не пожелавшие отречься от Православной веры, во главе со священником Исидором. В том же 1472 году священномонахом Ионой и его бывшей супругой монахиней Вассой был основан Псково-Печорский монастырь. Они бежали, спасаясь от уничтожения, из Дерпта или Юрьева, основанного русским князем Юрием Долгоруким еще в XII веке. В 1492 году великий Московский князь Иван III построил крепость напротив ливонского замка в городе Нарва, чтобы предотвратить нашествие еретиков на православную землю. Как известно, в малонаселенных землях люди сообщались преимущественно водными путями, так как сухопутных дорог было мало. Сыренец находился тогда на главной водной магистрали из Псковских земель к Балтийскому морю через Нарву. Этим путем в 1558 году в начале двадцатипятилетней ливонской войны Сыренец посещает игумен Псково-Печорского монастыря преподобный Корнилий, христианский просветитель народа сету, в будущем канонизированный Церковью священномученик. Он направлялся в город Нарву, освобожденный русским войском от ливонских рыцарей, сменивших католичество на лютеранство. Тогда там была явлена чудотворная иконы Пресвятой Богородицы, названная Нарвскою. Ее бросили в печь немецкие пивовары, но от внезапно вспыхнувшего пламени случился пожар, в котором из-за поднявшегося сильного ветра сгорел почти весь город. Однако под пепелищем Святая икона была найдена неповрежденной. Таким же образом была обретена икона Святителя Николая Чудотворца, по сей день пребывающая в Нарвском Воскресенском соборе. В это же время в двадцати пяти километрах от Сыренца эстонским пастухам явилась Пресвятая Богородица. На том месте забил чудотворный источник и была найдена икона Успения Божией Матери, ее передали в православную деревню Яамы в десяти километрах от Сыренца, а на месте обретения иконы, названном Пюхтица, около дуба была поставлена часовня.
В ходе военных действий 1583 года к концу ливонской войны замок Нойшлюс был значительно поврежден. В течение XVII века он был реконструирован, однако в 1699 году снова разрушен, уже армией Петра I, и более не восстанавливался. Руины замка можно увидать и теперь в центре Васкнарвы. В 1710 году Эстония вошла в состав Российской Империи. Она имела свои законы и управлялась немецкими баронами. Здесь находили прибежище многие сектанты и раскольники, преследовавшиеся в России. Очевидно, что в Сыренце уже в конце XVIII века существовал православный приход, силами которого был построен деревянный храм в честь святого пророка Божия Илии. На церковном кладбище мы видим надгробную каменную плиту с надписью о том, что здесь погребен в 1812 году прослуживший сорок шесть лет иерей Петр Калинников. Деревянный храм был небольшой — это видно по размеру его иконостаса, находящегося теперь в Николо-Арсеньевском кладбищенском храме Пюхтицкого монастыря. Пюхтицкая чудотворная икона Успения Божией Матери хранилась тогда в Нарвском Преображенском соборе. Город Нарва входил в состав Санкт-Петербургской губернии. В начале XIX века Пресвятая Богородица посетила Сыренец своим чудотворным образом Успения, возвращенным нарвитянами, с которым ежегодно 15 (28) августа стали совершать крестный ход к часовне на Пюхтицкой горе и обратно. Совершавшиеся от Святой иконы чудеса и исцеления привлекали в Свято-Илъинский храм многочисленных верующих, стекавшихся в Сыренец из окрестных селений и соседних губерний. Более чем двухтысячное население посада нуждалось в новом просторном храме. По благословению архиепископа Рижского и Митавского Платона (Городецкого, ум. 1891) на собранные средства прихожан и щедрые вспомоществования в 1867 году началось строительство каменного трехпрестолъного храма. 18 (31) декабря 1873 года по благословению епископа Рижского и Митавского Вениамина (Карелина, ум. 1874) состоялось освящение нового пятикуполъного церковного здания с шатровой колокольней. Кроме центрального Ильинского алтаря, южный предел был освящен во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а северный — во имя Святителя Николая Мирликийского. Пятиярусный иконостас искусной работы блистал серебряными ризами и позолотой. Стены были расписаны сюжетами на темы из Священного Писания. После учреждения Пюхтицкого Успенского женского монастыря, которое состоялось в 1891 году с благословения святого праведного Иоанна Кронштадского, чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы стала пребывать в новоустроенном соборе. В Сыренец ее переносили на месяц, и к празднику Успения 15 (28) августа крестным ходом возвращали в обитель. Впервые Ильинский храм пострадал от артиллерии Красной армии в 1918 году. Обстреливали из-за реки во время праздничного Богослужения. Упало паникадило, однако люди не пострадали. Пробитый купол скоро отремонтировали. В это же время в городе Тарту местные большевики замучили первого эстонского епископа Платона, с ним двух священников и группу церковнослужителей и мирян, тщетно требуя от них отречения от Христа. Этим злодеянием красные безбожники только дополнили число Небесных Покровителей эстонского Православия, ранее утопленных в Эмайыге мучеников. В период Эстонской Республики благочестие православных пострадало от униженного положения священников. Прихожане получили право выбирать их на конкурсной основе, а неподходящих иереев изгонять. Но не только это нарушило каноническое устройство Церкви. В 1938 году под нажимом государственной власти православные перешли на гражданский календарь. Блаженная инокиня Екатерина Пюхтицкая предсказывала жителям Сыренца скорую погибель их села от огня, что и сбылось. В 1941 году немецкой авиацией и артиллерией было полностью уничтожено внутреннее убранство храма, разрушен центральный купол. Колокольня пострадала от советской артиллерии в 1944 году, а алтарные стены доломали местные коммунисты, продавая церковные кирпичи по копейке за штуку. Разрушены были все принаровские храмы: на противоположном берегу в деревне Скамья храм в честь Казанской иконы Божией Матери и в деревне Яамы Свято-Николькая церковь, ныне восстановленная. Васкнарвские верующие, вернувшиеся в полностью сгоревшую деревню, пристроили к кладбищенской ограде маленькую деревянную церковку. Епископ Нарвский и Изборский Павел (Дмитровский, ум. 1946) открыто продолжал сохранять верность Московскому Патриархату в оккупированном нацистами городе. Прибыв в 1919 году в Нарву, имея за плечами двадцатитрехлетний стаж, он непрерывно совершал священническое служение до своей архиерейской хиротонии в 1937 году. После войны владыка Павел, став архиепископом Эстонским и Таллиннским, способствовал объединению Эстонской Православной Церкви, расколотой бежавшим в Швецию митрополитом Александром (Паулус). В 1946 году архиепископ Эстонский и Таллиннский Исидор благословил антиминс для служения Божественной литургии в Васкнарве в наскоро сколоченном здании с крестом на крыше. По молитвам Всех Святых, в земле Эстонской просиявших, заступлением Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, освятившей Своим Чудотворным Образом страну сию, Господь не допустил мерзости запустения на месте храма пророка Своего Илии и воздвиг верного раба Божия, ревностного служителя, неутомимого строителя, грозного бесов обличителя и безбоязненного обличителя безбожия. В 1969 году скончался настоятель Свято-Ильинской церкви деревни Васкнарва игумен Лазарь (Саре). Исполняющим его обязанности был назначен настоятель уже двух церквей в деревнях Алайыэ и Лохусу отец Василий Борин. Позднее батюшка рассказывал, что, когда церковная староста Анна Райбушкина однажды принесла ему триста рублей на восстановление старого храма, то он сначала отказывался, считая это невозможным. Однако после благословения владыки Алексия, управляющего тогда Эстонской епархией, отец Василий взялся за послушание. И помощь Божия не замедлила. Появились жертвователи и желающие потрудиться во славу Господа. Храм пришлось отстраивать почти заново, начинать с расчистки фундамента, успевшего зарасти деревьями. В 70-е годы по всей территории Советского Союза богоборческая власть продолжала закрывать и разрушать церкви, но, наверное, единственный храм, который заново восстанавливался, был тогда в Эстонии — в деревне Васкнарва. И это было Чудо Божие!
«Отчитка» — это экзорцизм, то есть чин молитвословий и священнодействий для изгнания злого духа из человека, либо из животного, либо с определенного места. Он известен с апостольских времен: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их...» (Мф. 10,1). По церковной традиции, на совершении этого чина испрашивалось особое благословения священноначалия. Митрополит Алексий (ныне Патриарх Московский и всея Руси) благословил протоиерея Василия на это многотрудное дело. С начала 70-х годов в Васкнарву началось стекаться множество людей, больных телесно и душевно, которым врачи уже не могли помочь и которым оставалось уповать только на милость Божию и молитвы отца Василия. В то время в СССР отчитывали лишь несколько священников. Поэтому страждущие приезжали в Васкнарву даже с Дальнего Востока и из Средней Азии, некоторые оставались насовсем. Если не все получали исцеление, то большинство было наставлено батюшкой, как жить благочестиво в Православной вере, чтобы спасти свою бессмертную душу. И как свидетельство об исцелениях и духовной помощи, полученных в Свято-Илъинском храме, было множество посылок, денежных переводов и контейнеров с дарами для церкви, сопровождаемых благодарственными письмами к протоиерею Василию Борину. Кто не имел достатка для пожертвований, тот трудился своими руками. Хотя деревенские жители и помогали в восстановлении храма, но их сил было бы недостаточно, значительный вклад вносили приезжие. Пришлось батюшке строить жилье и подсобные помещения для людей и склады для стройматериалов. Территория вокруг храма постепенно обрастала домами и сараями, а на воротах появилась надпись «Религиозно-исправительный лагерь».
Эстонские власти активно препятствовали строительству, требовали несуществующие документы и проекты от настоятеля. Позже отец Василий говорил о них: «Сменили красные рубахи на синие». Милиция делала облавы для проверки документов у паломников и труждающихся Христа ради, и некоторых арестовывала. На вопрос: «Кто эти люди и кто ими здесь управляет?» отец Василий юродствовал: «Управляет здесь пророк Илия, а это — такие же дураки, как и я». Посмотреть на чудо приезжали и добрые гости. Однажды сразу шесть архиереев во главе с владыкой Алексием (Ридигер) посетили Свято-Ильииский храм в деревне Васкнарва. До апреля 1992 года, пока тяжелая болезнь не приковала отца Василия к постели, он не знал ни отдыха, ни отпуска. Ежедневно возглавлял утренние и вечерние молебны и литии, каждое Воскресенье и Великие Праздники он служил Всенощную и Божественную литургию, при этом исповедовал и причащал по двести — двести пятьдесят человек. Часто Богослужения дополнялись многочасовой горячей проповедью. Лишь иногда ему помогал какой-нибудь приезжий священник. Отчитки бывали раз в неделю, но продолжались всю ночь до утра. Всем приезжающим находилось место на ночлег и на трапезе. Все оставшееся время отец Василий посвящал строительству. После закрытия границы по известным причинам приезд паломников в Эстонию почти прекратился, но тяжелобольной батюшка уже не отчитывал. В ограде его обители оставалось несколько десятков человек. Два с половиной года богослужения совершали приезжающие священники. После отшествия старца ко Господу, на месте его подвигов, у его честной могилы, рядом с алтарем восстановленного им храма, остались жить около десятка духовных чад батюшки. По учению святых отцев, грех разделения Церкви, как раздирание ризы Христовой, не смывается даже мученической кровью. Новая богоборческая власть желала втянуть в это сатанинское дело как всех православных в Эстонии, так и прихожан Свято-Ильинского храма в Васкнарве. Но народ Божий не пошел на предательство своего отца духовного Святейшего Патриарха Алексия II, не поверил клеветникам и не променял его на турецкого «отчима», предлагаемого раскольниками. С 1995 года Высокопреосвященнейшим Корнилием, архиепископом Таллиннским и всея Эстонии исполнять обязанности настоятеля Васкнарвской церкви назначен протоиерей Сергий Иванников. Он же — настоятель Нарвского Воскресенского собора и храма Рождества Богородицы в деревне Алайыэ. Несмотря на большую занятость, отец Сергий восстановил центральный купол храма и достроил крышу над Предтеченским приделом, закончил то, чего не успел сделать предшественник, протоиерей Василий Борин. Большой ущерб, более двух миллионов эстонских крон, произвел пожар в 1996 году, в котором погибла большая часть деревянного стройматериала, заготовленного приснопамятным батюшкой Василием. Когда его спрашивали: «Зачем Вам такой высокий каменный забор?» старец отвечал: «Здесь будет монастырь». Вскоре это стало реальностью. В знак исторической связи Ильинского храма и Пюхтицкого монастыря в 1999 году по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Корнилия была возобновлена старая традиция ежегодных «Успенских» крестных ходов из Сыренца в Пюхтицы. В сентябре 2002 года, по ходатайству митрополита Корнилия, Ильинский храм в Васкнарве, указом Святейшего Патриарха Алексия, был обращен в монастырский скит и передан затем Пюхтицкому монастырю. Скиты, как правило, создаются при монастырях для обеспечения наиболее опытным монашествующим условий для духовных трудов и ничем не стесненной извне молитвы, для тех подвижников, которые стремятся к полному уединению, желая всецело посвятить свою жизнь служению Богу. Вся жизнь в скиту сугубо ориентирована на устроение внутреннего мира подвизающихся, на упражнение в молитве и духовное трезвение, и в связи с этим скиты обычно не имеют ни административной, ни юридической самостоятельности. Практически с момента передачи Ильинского скита монастырю здесь были начаты реставрационные и ремонтные работы всего комплекса зданий. Предстояло провести большой объем работ: заново соорудить новый центральный купол и четыре маленьких главы, покрыв их медью, сделать новую кровлю храма, убрать перегородки внутри храма и свод под куполом, придав тем самым храму первоночальный вид, произвести штукатурку внутри и снаружи храма, выложить полы плиткой, установить новые двери, благоустроить подсобные помещения и прилегающую к храму территорию. Для иконостаса правого придела были написаны иконы, сооружен и подготовлен к освящению новый престол. При таком значительном объеме работ реставрация могла затянуться на многие годы, и только благодаря постоянным бескорыстным благотворителям и строителям, которых воздвигал Господь, стало возможным осуществить все эти работы в столь короткий срок. Ильинский храм день ото дня стал чудесно преображаться, принимая постепенно свой первоначальный вид — просторного и светлого трехпрестольного храма. Отныне, как и в старые времена, в храме Ветхозаветного пророка Божия Илии будут совершаться богослужения, будет звучать проповедь Слова Божия, и вновь для многих Ильинский храм в Васкнарве будет служить источником духовного обновления. Иеромонах Андрей (Иванов)
16 / 11 / 2005 Смотри также: |
Также в этом разделе:
Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Божественная Литургия на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Храм великомученика Никиты на Старой Басманной Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2 |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |