|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
|
|||
Святые ИспанииСЕМЬ ПЕРИОДОВ ИСПАНСКОЙ И ЗАПАДНОЙ ИСТОРИИ Две тысячи лет назад Иберийский полуостров, как и большая часть Западной Европы, был частью Римской империи, и Испания, и Португалия как страны еще не существовали. Весь полуостров постепенно был полностью латинизирован, за исключением двух областей, населенных кельтами и басками. Первые жили на северо-западе страны, в области, известной под названием Галисии, в то время как баски заселили северо-восточную область полуострова — западные Пиренеи. Без сомнений, христианство пришло на Иберийский полуостров в I веке, во время первого периода испанского Православия — в апостольскую эпоху. Как и в других западноевропейских странах, за апостольской эпохой последовал второй период, охвативший конец III и начало IV века, ознаменованный страшными антихристианскими гонениями, наиболее жестокие из которых были воздвигнуты императором Диоклетианом. Этот второй период Иберийского христианства, период мучеников закончился в царствование святого Константина, который испытал большое влияния испанского иерарха свт. Осии Исповедника. Св. Константин основал Римскую христианскую империю, которая протянулась из Азии в Европу, со столицей в Константинополе. Затем наступила третья эпоха, эпоха преподобных и святителей, которая длилась до начала VIII века. Отчасти она была прервана в 409 году, когда полуостров был завоеван германским племенем свевов, которые поселились на северо-западе, в Галисии. Вскоре после них пришли другие варвары — пресловутые вандалы, которые обосновались на юге Испании и откуда переправились в Северную Африку, опустошив ее и разгромив местные римские колонии. Наконец, в 507 году на территорию полуострова пришел еще один германский народ — вестготы или визиготы, которые поселились в центре Испании, сделав своей столицей сначала Севилью, а затем расположенный неподалеку от современного Мадрида Толедо, и став хозяевами всей Испании. Вандалы и визиготы были арианами и долго боролись с христианством, что привело к новым мученичествам во славу Веры. Но после того, как визиготы приняли христианство в конце VI века, в Испании наступило великое христианское возрождение. Его расцвет приходится на VII век, когда под влиянием великих подвижников монашества и образованного епископата, особенно Севильи и Толедо, сформировалась испано-готская христианская самобытность народов Испании. Результатом этого процесса стала ассимиляция германской знати с местным латиноязычным населением. В 711 году закончился третий и начался четвертый период, когда произошло вторжение мусульман-сарацинов или мавров из Северной Африки. Их наступление было настолько успешным, что они быстро продвинулись через Иберийский полуостров к центру западной Франции до города Пуатье. Здесь в 732 году они потерпели поражение и были отброшены в центральную и южную Иберию. Своей столицей они сделали Кордову, в центре южной Испании. Христианские королевства сохранились на севере, особенно на северо-востоке, на остальной территории христиане жили под мусульманским игом в подвиге мученичества и назывались мозарабами или «мнимыми арабами». Это был период мозарабской культуры, культуры испанского православного христианства под мусульманским гнетом, со своим собственным мозарабским чином литургии и христианскими обрядами и множеством великих мучеников за веру. Пятый период — период Реконкисты Иберии от ислама — был предзнаменован первой победой в 722 году. Всего Реконкиста продлилась 750 лет до 1492 года, когда пала последняя мусульманская цитадель Гранады. Однако, в полной мере начало этого этапа можно отнести не к концу IX века, а к 1002 году. Когда в это время внезапно начались междоусобные войны среди мусульман, стало ясно, что ислам был в окончательном упадке. Эта эра духовного возрождения монашества после поражения мусульман привела к развитию мощных христианских королевств на севере, именитой Каталонии на средиземноморском побережье, дальше в глубине Испании — Арагона, еще дальше на восток — Наварры и в западных Пиренеях на атлантическом побережье — королевства Басков. Затем появились Кастилия — к северо-востоку от центра, Леон — к северу от центра, Галисия — к северо-западу и область к югу от Галисии вокруг Порту, где зародилось королевство Португалия. К несчастью, в течение XI века, этой великой границы между двумя эпохами в истории Западной Европы, начался шестой период. С этого времени христианская жизнь Иберийского полуострова и всей Западной Европы стала меняться. Раннехристианская культура благочестия, учености, церковного служения, духовные традиции вытеснялись единообразием католицизма отделившегося Запада. Мусульмане и их союзники иудеи сыграли определяющую роль в этот период, поскольку именно через них учения античного мира, в особенности философия Аристотеля, приобрели нехристианскую форму и стали основой средневековой схоластики. В 1049 году епископ Сантьяго де Компостела в Галисии был отлучен от Церкви новым реформированным папством за свои претензии на кафедру, основанную, по преданию, самим апостолом Иаковом Зеведеевым. В 1050 году папские легаты впервые появились в Испании, принеся с собой новую идеологию папизма, которая потом была распространена во Франции клюнийским движением. Это было началом конца Иберийского Православия. Можно сказать, что этот шестой период истории Запада длился с 1050 года до XX века, когда начался седьмой и последний период всеобщей и повсеместной дехристианизации, период Апостасии. Эта эпоха, тем не менее, характеризуется также возвратом, хотя и очень немногих, к полноте христианской веры. АПОСТОЛЬСКИЙ ПЕРИОД Наше первое свидетельство о христианстве и Иберии содержится в Послании к Римлянам, где св. Павел пишет о желании совершить путешествие в Испанию (Рим.15.24, 28). К сожалению, нет никаких доказательств, что он действительно там был, но существует твердое предание, что апостол был в Испании и обошел весь Иберийский полуостров от востока до запада. Известно, что когда он создавал Церковь в Риме, то встречался с иберийцами, поэтому, без сомнения, христианство пришло в Испанию еще в I веке. Апостольская эпоха хранит память и об апостоле Иакове Заведееве, чьи мощи до сего времени благоговейно хранятся в городе Сантьяго де Компостела в северо-западном уголке Испании. Само имя Сантьяго означает «святой Иаков» и хотя предание о его проповеди в Испании относится к более позднему времени, у нас нет оснований подвергать его сомнению. Действительно, на протяжении веков Сантьяго был самым главным центром паломничества в Западной Европе после Рима. Однако, в анналах полуострова упоминаются и другие проповедники. Во-первых, это мужи апостольские[1] — св. Торкват Кадисский, близ Гранады, св. Ктесифон Вергский, св. Секунд Авильский, св. Индалеций Уркийский близ Алмерии, св. Эсихий Гибралтарский, св. Евфразий Ангухарский, посланные согласно преданию проповедовать Евангелие на юге Испании. Большинство из них приняли мученическую смерть и память их празднуется 15 мая. Во-вторых, до нас дошло предание о проповеди св. Герунция, епископа Италики близ Севильи в южной Испании, также принявшего мученичество приблизительно в 100 году. Его память празднуется 25 августа. И, наконец, нам известно о св. Эпитации, также мученике I века, который был епископом Туя, галисийского города на границе с Португалией. Его брат, св. Василий, был первым епископом Браги. Память обоих святых празднуется 23 мая. ПЕРИОД МУЧЕНИКОВ Свидетельства о втором периоде христианства в Испании, периоде мучеников имеются начиная с 240 года, когда супруги св. Орентий и св. Пасиенсия были замучены в Лорете на самом севере Арагона. Согласно древней испанской традиции, они были родителями св. Лаврентия, замученного в Риме в 258 году. Память св. Орентию и Пасиенсии празднуется в тот же день 1 мая. В 251 году в правление Декия (249-251) на сверозападе Испании в Асторге была обезглавлена святая дева Марфа. Она является Небесной покровительницей этого города, в котором доселе хранятся ее святые мощи. Затем, согласно официальным данным, которые дошли до нас, в 259 году был замучен св. Фруктуозо, епископ Таррагоны, современной Барселоны. Он был заживо сожжен на костре вместе со своими диаконами св. Авгурием и св. Евлогием. По преданию, когда пламя огня прожгло тела святых мучеников до самых костей, они крестообразно простерли свои руки и так предали дух Господу. Память их празднуется 21 января. В 270 году на северо-востоке Испании в столице Наварры Памплоне был замучен св. Онестий, миссионер из Галлии. Праздник этого святого — 16 февраля. В 283 году были обезглавлены свв. Хуст и Абундий, их память 14 декабря. Мы подошли к большой группе мучеников, пострадавших при Диоклетиане (284-313), первые из них приняли смерть за Христа в 287, последний в 307 году. Вот их имена: Свв. Хуста и Руфина, две сестры, замученные в Севилье в 287 году и ставшие небесными покровительницами этого города. Память 19 июля. Св. Климент, пострадавший в Кордове в 298. Память 27 июня. Свв. Клавдий, Луперкий и Викторий, по всей вероятности дети св. Марцелла, римского центуриона, замученного в 298 году в Танжье. Трое братьев приняли мученическую смерть в Леоне и стали небесными покровителями одного из известных монастырей в Галисии. Память 30 октября. Свв. Гонорий, Евтихий и Стефан мученически пострадали в Асте в Андалузии в 300 году. Память 21 ноября. Свв. Факундий и Примитив, родившиеся в Леоне, приняли смерть неподалеку, на месте нынешнего Саагуна, где был основан один из известнейших монастырей Испании. Память 27 ноября. Свв. отрок Зойл и 19 его товарищей были замучены в Кордове в 301 году. Их мощи позднее были перенесены в монастырь св. Зойла близ Леона. Память 27 июня. Свв. Викентий, Сабин и Христета приняли мученическую смерть в Авиле, в центральной Испании в 303 году. Память 27 октября Св. Левкадия, дева, умерла в тюрьме в Толедо в 303 году. Память 9 декабря. Св. Викентий, родился в Уеске на северо-востоке Испании, служил диаконом святителя Валерия, епископа Сарагосского (см. под 315 годом) и принял мученическую смерть в Валенсии в 304 году, когда пострадало великое множество мучеников. После пыток его безуспешно попытались распять, и затем заживо сожгли на решетке для пыток. Ныне его мощи почивают в Риме. Мученик Викентий — один из величайших святых Испании и память ему празднуется во всем христианском мире 22 января по западному и 11 ноября по восточном месяцеслову. Св. Евлалия, четырнадцатилетняя дева-мученица из Барселоны, была убита в 304 году. Она — одна из наиболее почитаемых святых Каталонии, где имя святой произносится как Аулайра, Аулазия или Олалья. Празднование ее памяти внесено и в восточный и западный месяцеслов. По западному месяцеслову ее память празднуется 12 февраля, по восточному 22 августа. Свв. Оптат, Луперкий, Саксесий, Марциал, Юлия, Квинтилиан, Публий, Фронт, Феликс, Цецилиан, Евентий, Примитив, Аподемий и четыре святых с именем Сатурнин были замучены в Сарагоссе в 304 году в правление префекта Дациана. Память 16 апреля. Свв. Гай и Крементий также были замучены в Сарагоссе в 304 году. Память 16 апреля. Св. Энграция (Энкрация, Энкрасия), дева-мученица пострадала в Сарагоссе в 304 году. На месте, где ее страшно истязали, и где она претерпевала мучения за Христа, до сих пор стоит храм. Память 16 апреля. Св. Виктор был замучен в Мериде в 304 году. Память 24 июля. Св. Кукуфас (Кугат, Кукуфат), один из наиболее почитаемых мужчин мучеников в Испании, пострадал неподалеку от Барселоны. На месте его мученичества позднее был основан монастырь св. Кугата Вальского. Память 25 июля. Свв. Центолья и Елена, девы-мученицы, пострадали в 304 году неподалеку от Бургоса в Старой Кастилии, на севере центральной Испании. Память 13 августа. Св. Магин. Родился в Таррагоне, проповедовал Евангелие в окрестностях родного города. Пострадал в 304 году. Память 25 августа. Свв. Фауст, Януарий и Марциал были ужасно изувечены и замучены в том же году в Кордове. Они стали известны как три венца Кордовы. Память 13 октября. В тот же год в Сарагоссе пострадала еще одна группа мучеников, но точное число их и имена неизвестны в отличие от восемнадцати сарагосских мучеников, о которых говорилось выше. Память этим святым 3 ноября. Св. Евлалия Сарагосская, имя которой внесено только в восточные месяцесловы, была замучена в тот же год. Память 11 ноября. Свв. Ацисклий и Виктория, брат и сестра из Кордовы, устроившие в своем доме церковь, пострадали в 304 году. Они стали главными небесными покровителями города, видевшего страдания множества мучеников. Память 17 ноября. Св. Евлалия, вероятно самая почитаемая из всех испанских мучеников, имя которой внесено и в западный и в восточный месяцесловы под одной датой, была родом из Мериды в центре юго-западной Испании. В возрасте тринадцати лет она была сожжена в печи в тот же роковой 304 год. Память 10 декабря. Св. Юлия пострадала в то же время и в том же городе, что и св. Евлалия. Память 10 декабря. Свв. Хуст и Пастор, два брата тринадцати и девяти лет, были обезглавлены городке Алкала в 304 году. Память 14 декабря. Свв. Викентий, Оронтий и Виктор. Двое первых были братьями. Святые прибыли на Пиренеи из Галлии и проповедовали Евангелие. Они пострадали в 305 году в Пуигсерде неподалеку от Барселоны. Память 22 января. Свв. Кириак и Павла были побиты камнями в Малаге в 305 году. Память 18 июня. Свв. Серванд и Герман пострадали в Кадисе на южном побережье Испании в 305 году. Память 23 октября. Св. Секундий был замучен в Кордове в 306 году. Память 21 мая. Св. Лукреция, дева-мученица из Мериды, пострадала в 306 году. Память 23 ноября. Свв. Нарцисс и Феликс, епископ и диакон, пострадали в 307 году в Хероне в Каталонии. Память 18 марта. Известно, что в IV веке пострадали многие другие мученики, точная дата их мученической смерти неизвестна, но можно предположить, что все они пострадали при Диоклетиане. Вот их имена: Свв. Эрмитерий и Хеледоний, воины, пострадали в Калаорре в Старой Кастилии. На месте их захоронения совершались чудеса, и был воздвигнут баптистерий). Память 3 марта. Св. Феликс диакон, пострадал в Севилье. Память 2 мая. Св. Анастасий, небесный покровитель Лериды в Каталонии и, вероятно, мученик. Память 11 мая. Св. Марина, пострадала в Оренсе в Галисии. Память 18 июля. Свв. Фабрициан и Филиберт Толедские. Память 22 августа. Св. Обдулия, дева Толедская. В Толедо покоятся ее святые мощи. Память 5 сентября. Св. Петр, также пострадал в Севилье. Память 8 октября. Св. Криспин, епископ Эсихский (в Андалузии), был обезглавлен. Память 19 ноября. Св. Евтихий (Ойе), вероятно, пострадал в Мериде. Память 11 декабря. ПЕРИОД ОТЦОВ
После этого последнего периода римских гонений начинается эпоха объединения и укрепления, борьбы против ересей, эпоха преподобных, святителей и праведников. Первым символом этой эпохи является св. Валерий, епископ Сарагосский, который хотя и претерпел арест и ссылку, не был замучен, как его диакон, св. Викентий (см. выше), и мирно скончался в Сарагоссе в 315 году, память ему празднуется 28 января. Мощи его покоятся ныне в Греции. Вслед за ним другим символом этого периода стал св. Осия Кордовский (259-359). Он оказал решающее влияние на равноапостольного императора Константина. Действительно, идея созыва Первого Вселенского Собора в Никее, неподалеку от Константинополя в 325 году, принадлежит св. Осии, который и был его председателем. Вопреки тому, что иногда утверждают, он был тверд в своей поддержке св. Афанасия и своем противостоянии арианству, за что и был заключен в темницу до конца своей жизни. Он отошел ко Господу в 359 году после более чем шестидесятелетнего подвижнического епископского служения и память его молитвенно празднуется 27 августа по восточному месяцеслову. 9 марта мы вспоминаем св. Пасиана, епископа Барселонского (365-390 гг.), который написал много трудов о церковной дисциплине, и от которого до нашего времени дошли трактат о покаянии и три письма. Св. Григорий из Эльвиры, ныне Гранады (+394). Он защищал веру от великого врага — арианства. На Соборе в Римини в Италии он непреклонно отстаивал христианские догматы. Память его празднуется 24 апреля. Св. Диктин, епископ Асторгский (северо-запад Испании), отошел ко Господу в 420 году. Память 24 июля. Св. Турибий, епископ Асторгский, защищал Православную веру от ереси в течение сорока лет своего епископства. Преставился в 460 году и прославляется как небесный покровитель Асторги 16 апреля. Св. Флорентий Севильский, преставился в 485 году и прославляется 23 февраля. Около 527 года преставился св. Небридий, епископ Эгары, близ Барселоны, память ему празднуется 9 февраля. В окрестностях Урхеля, также в Каталонии, почитается первый епископ этого городка свт. Хуст. Он известен по житию, составленному в VII веке, и написанному им толкованию Песни Песней. Он также закончил свою земную жизнь около 527 года и память его празднуется 28 мая. В 528 преставился свт. Турибий, епископ Паленсийский, который основал крупный монастырь в Лиебане на севере Испании. Его память 16 апреля. В 560 году преставился св. Викториан, уроженец Италии, основавший монастырь в Асане, ныне именуемый Сан Викториан, в Пиренеях. Память его празднуется 12 января. 5 мая мы вспоминаем свт. Сасердоса, епископа Мурвьедры (восточный берег Испании), почившего также в 560 году. Св. Фиделис — считается, что он родился на Востоке — был епископом Мериды. Он окончил свою земную жизнь в 570 году, и память его 7 февраля. В этот период святителей, преподобных — основателей монашеской жизни, духовных борцов с ересями, один святой занимает особое место. Это св. Эмилиан или Миллан, который был пастырем в Наварре, в западных Пиренеях. Он родился около Конец VI века ознаменован поворотным моментом в истории испанского христианства, связанным с обращением визиготов (вестготов) из арианства в Православие. В Первым святым и великим символом грядущего времени расцвета, был св. Леандр, архиепископ Севильский (540-601), старший в замечательной семье святых. Он родился в знатной семье в Картахене, на юго-восточном берегу Испании, поступил в монастырь св. Клавдия (см. выше, Важность арианской проблемы видна из других событий. Первым из них стало мученичество св. Викентия, аббата монастыря св. Клавдия (см. выше Св. Элладий, епископ Толедский с Наконец мы подошли к величайшей личности этого Золотого VII века, самому почитаемому из этой святой семьи, свт. Исидору (память 4 апреля), архиепископу Севильскому (560-636). Он воспитывался и получал образование от своего старшего брата св. Леандра, вслед за которым он вступил на Севильскую кафедру в Другой значительной личностью и составителем житий святых был св. Браулий (память 26 марта), который учился у св. Исидора. Монах монастыря св. Енграции (см. выше, Возвращаясь к первенствующей в то время Толедской кафедре, мы вспоминаем св. Евгения, еп. Толедского (память 13 ноября). Он был духовным поэтом и музыкантом. В Преемником по Толедской кафедре стал его племянник св. Ильдефонсо (память 23 января). Он родился в Толедо в Этот славный VII век завершается в 690-х годах тремя выдающимися личностями. Свт. Юлиан Толедский (память 8 марта), преемник на Толедской кафедре свв. Евгения и Ильдефонсо. Св. Юлиан был по происхождению иудеем, но принял крещение у св. Евгения и стал монахом Агалийского монастыря. Он был рукоположен во архиепископа Толедского в Св. Валерий (память 21 февраля) родился в Асторге, сначала стал монахом, а затем настоятелем монастыря св. Петра в Горах (San Pedro de Montes) и оставил нам несколько аскетических сочинений. Он окончил свою земную жизнь в Св. Пруденций (память 28 апреля), сначала монах, затем пресвитер и, наконец, епископ Тарасонский в Арагоне. Он является небесным покровителем этой епархии. Он преставился в ВТОРОЙ ПЕРИОД МУЧЕНИКОВ Духовное возрождение Испании в VII веке приходит к концу, но наступает не менее славный период. Это — второй период мученического подвига, время ига мавров или сарацинов, захвативших Иберийский полуостров в 711 году и зверствовавших так же, как и язычники римляне. Однако, явно эта жестокость стала проявляться в IX веке. VIII век стал переходным периодом между VII и IX веками. Тем не менее, провозвестником того, что должно было произойти в IX веке, стало мученичество св. Еврозии (Орозии) (память 25 июня) в Хаке, в Пиренеях в 714 году. Там она почитается как небесная покровительница до сегодняшнего дня. Вслед за ней пострадали два ее брата и сестра — свв. Фруктус, Валентин и Енграция, последние двое были замучены в Сепульведе, в Старой Кастилии в северной Испании в 715 году. Св. Фруктусу удалось спастись, он умер пустынником. Мощи троих угодников Божиих почивают в Сеговии, где им воздается церковное почитание и празднуется память 25 октября. Не все святые VIII века — мученики, что подтверждается примером свт. Пруденция, епископа Тарасонского в Арагоне (память 28 апреля). Он преставился позднее 700 года. Также не был мучеником и прп. Иоанн Атаресский, отшельник, подвизавшийся близ Хаки в Пиренеях. Он построил келью под огромной скалой и вскоре к нему присоединились два брата из Сарагосы, свв. Вот и Феликс. Это жилище иноков впоследствии превратилось в монастырь св. Иоанна де ла Пенья, который стал духовной опорой христианских королевств Наварры и Арагона, позднее — центров христианской культуры и сопротивления для прочих испанских земель, подчиненных мусульманам. Свв. Иоанн, Вотус и Феликс преставились в 750 году и память их празднуется 29 мая. Свт. Марциан, епископ Памплоны (память 30 июня), преставился около 757 года. В VIII веке св. Эмерий, уроженец Франции, основал еще один монастырь, посвященный первомученику и архидиакону Стефану в местечке Баньолес близ Хероны в Каталонии. Память его празднуется 27 января, вместе с память его матери св. Кандиды, которая стала монахиней и подвизалась неподалеку от монастыря своего сына и мирно предала свой дух Господу в 789 году. Конец VIII века связан с личностью св. Беата (память 19 февраля), чьи знаменитые толкования на Апокалипсис дошли до нас в трех списках X века. Уроженец Астурии в северной Испании, он стал монахом, а затем и пресвитером в Льеване (см. выше). Он отстаивал истину Православия, защищая ее от арианских и еще в большей степени несторианских заблуждений ереси Адопцианизма. Лжеучение утверждало, что Христос — это не Сын Божий, но лишь усыновленный Богом. Эти идеи, привнесенные влиянием мусульман, были позднее очень раcпространены в Испании. Св. Беат в конце жизни удалился в монастырь Вальвакадо, где закончил свое земное странствование в 789 году. Около 800 года умер свт. Марин, епископ и настоятель монастыря св. Петра в Бесалу в Каталонии; память ему совершается 19 августа. К этому же периоду относится жизнь двух святых из Галисии. Один из них, св. Иоанн Туйский (память 24 июня), был монахом в Туе на месте современной границы с Португалией, где доныне покоятся его мощи. Другой, свт. Альфонсо, был епископом Асторги. Он ушел на покой и стал монахом в знаменитом монастыре во имя св. Стефана в Рибас де Сил в Галисии. Другим монахом был св. Урбиций (Урбес), франк по национальности, который преставился в Вот мы подошли к периоду великих гонений середины IX века, центром которых стала столица мавров — Кордова, периоду, который может сравниться только со страданиями, выпавшими на долю христиан Испании в эпоху Диоклетиана или с эпохой новомучеников Греции, бывшей под турецким игом. Этот период длился с 835 по Св. Помпоза, монахиня в обители Пеньямелария, близ Кордовы, она была обезглавлена в 835. Память: 19 сентября. Свв. Адольф и Иоанн, два брата, рожденные в Севилье от отца мусульманина и матери христианки, были замучены в Кордове около Св. Перфект (это имя означает — совершенный), кордовский священник, прожил жизнь соответственно своему имени, приняв мученический венец на Пасху Св. Санчо (Санктус) был доставлен в Кордову, как узник, из Альби в южной Франции. Став стражником при дворе мавров, в 851 году он был замучен посажением на кол за отказ стать мусульманином. Память ему: 5 июня. Свв. Петр, Валлабонс, Сабиниан, Вистремунд, Хабенций и Иеремия все были замучены в Кордове в Св. Сисенанд родился в Бадахосе в Экстремадуре на западе Испании, но стал диаконом в Кордове в церкви во имя св. Ацисклия (см. выше). Он был обезглавлен также в Св. Павел, диакон монастыря св. Зойла (см. выше), самоотверженно служивший братьям христианам, находившимся под мусульманским игом, был обезглавлен в Св. Тевдемир, монах, был замучен в тот же год в Кордове. Память ему: 25 июля. Свв. Нунило и Алодия, дочери отца мусульманина и матери христианки, были в арестованы, а затем обезглавлены в Уеске в Свв. Гумезинд и Сервус-Деи (по-гречески Христодул, по-русски — слуга Божий), соответственно священник и монах, были замучены в Кордове в 852. Память: 13 января. Св. Исаак родился в Кордове, в совершенстве владея арабским языком, он стал нотариусом при дворе мавров. Однако, он оставил все, чтобы стать монахом в монастыре Табанос, что в семи милях от Кордовы (см. выше). В 852 году он обличил нечестие Мохаммеда, участвуя в публичном споре, и был замучен в своем родном городе в возрасте 27 лет. Память ему: 3 июня. Свв. Георгий, Аврелий, Наталия, Феликс и Лилиоза — все пострадали в Кордове, вероятно, в Свв. Леовигильд и Христофор, оба монахи, первый из монастыря свв. Хуста и Пастора в Кордове (см. выше, Свв. Эмилас и Иеремия, первый диакон, были обезглавлены в Кордове в Свв. Рогелл и Сервус-Деи, первый монах, второй его ученик, были также замучены в Кордове в Св. Фандилас, родом из Андалузии, был настоятелем (аббатом) монастыря в Пеньямелария близ Кордовы, где он был обезглавлен в Свв. Анастасий, Феликс и Дигна были замучены в Кордове в тот же год. Св. Анастасий был диаконом в церкви во имя св. Ациклия (см. выше, Св. Бенилдис, христианка из Кордовы, была так подвигнута примером их веры и мученичества, что мужественно приняла смерть на костре на следующий день в Св. Колумба, монахиня из женского монастыря Табанос, была приведена мусульманскими гонителями из ее монастыря обратно в ее родной город Кордову. Здесь в Св. Абундий был приходским священником в Ананелос, деревне в горах близ Кордовы. В Свв. Аматор, Петр и Луис были замучены в Кордове в Св. Сандила (Сандалус) был замучен в Кордове около Свв. Илия, Павел и Исидор были замучены в Кордове в Св. Аврея (Авра), родилась в Кордове от родителей мавров, стала христианкой и, овдовев, стала монахиней в местечке близ Сутеклары. Она оставалась здесь около 20 лет, когда семья отреклась от нее, и была обезглавлена в Свв. Флора и Мария, девственницы из Кордовы, были обезглавлены в Свв. Рудерик и Соломон были схвачены и обезглавлены в Св. Аргимир был также из Кабры, где он занимал должность Главы. Он был низложен со своего поста из-за веры во Христа, и после этого стал монахом. Немного спустя, в Св. Евлогий Кордовский, один из наиболее почитаемых мучеников, был видным священнослужителем в городе. Хорошо известный своей просветительской деятельностью и пастырской ревностью, он утешал христиан в их страданиях и воодушевил мучеников, составив для них «Воспоминания о святых». В Св. Левкрития (Лукреция), девственница из Кордовы, дочь родителей мавров, обратилась в Христианство и была изгнана из своего дома. Поддерживаемую св. Евлогием, ее бичевали, а затем обезглавили через четыре дня после него. Память ей: 15 марта. Св. Лаура родилась в Кордове, овдовев, стала монахиней и подвизалась в окрестностях Кутеклары. В Св. Лаура была последней из этой группы мучеников, но не последней в числе мучеников, пострадавших от мавров. Действительно, следующей жертвой стал св. Стефан, настоятель кастильского монастыря в Кардене неподалеку от Бургоса, который был замучен с другими монахами в ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ Семя Церкви — это Ее мученики. Так было всегда. Итак, мы подошли к заключительному периоду истории испанской святости, семена которой были посеяны мучениками и возделаны преподобными и святителями, которые совершали свой подвиг с конца IX века до падения Православной Иберии, которое произошло приблизительно в Затем, св. Тигридия, которая была настоятельницей женского монастыря в Онье близ Бургоса, она почила в В Доказательством того, что в этот период возрождения христианской жизни время мученического подвига еще не закончилось, служат примеры свв. Пелагия, Арсения и Сильвана, иноков, подвизавшихся близ Бургоса в Старой Кастилии, где они почитаются до сих пор. Они были замучены маврами в Св. Ерменингельд был монахом в Сальседо близ Туя и способствовал распространению монашества в Испанской и Португальской Галисии вместе с великим португальцем св. Рудесиндом. Он преставился в Другой Петр (Мартинес) или Петр Мозонзоский, стал монахом в монастыре Мозонзо в Галисии около Св. Ерменгаудий (на каталонском - Арменгол) был очень деятельным и имевшим истинный монашеский настрой епископом Урхеля в Каталонских Пиренеях с 1010 по СКРЫТАЯ ЗЕМЛЯ Оглядываясь на историю народов Иберии, мы испытываем, очевидно, особенное сожаление, что они не остались в Православии. Если бы этого не случилось, Иберийская Церковь не только пополнилась бы и прославилась новыми святыми, но и Латинская Америка и Мексика, как и многие народы в Африке и Азии, просветились бы незамутненным светом Православной веры и не было бы тех трагических, исполненных кровопролития событий, которые произошли после отделения Иберии от Православия. Когда мы вглядываемся в этот поименный список двухсот святых Испании, а это название страны по-финикийски означает «Скрытая земля», мы не можем не воздать хвалу Богу за тот героизм и жертвенность, которые святые этой земли проявили в своей жизни ради Христа. Праздники святым «Скрытой земли» и их подлинная духовность воистину являются «светом во откровение языков и славу людей Твоих Израиля».
[1] Согласно Священному Преданию к мужам апостольским относятся святые, которые были непосредственными учениками апостолов, знали апостолов лично. [2] Согласно другим источникам, св. Леандр сначала был рукоположен во епископа Севильского, а в сан архиепископа он был возведен позднее св. Григорием Великим, после Собора [3] Этот монастырь — Монастырь в Долине (Convento de Valle) в Андалузии. Согласно испанским исследователям, прп. Флорентина была основательницей женского монашества в Испании Перевод с английского — К.А. Писенко 16 / 12 / 2005 Смотри также: |
Также в этом разделе:
Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Божественная Литургия на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Храм великомученика Никиты на Старой Басманной Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2 |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |