|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
|
|||
О службах особенных, совершаемых Церковью по известному случаю или по потребностям христианО СЛУЖБАХ ОСОБЕННЫХ, СОВЕРШАЕМЫХ ЦЕРКОВЬЮ ПО ИЗВЕСТНОМУ СЛУЧАЮ ИЛИ ПО ПОТРЕБНОСТЯМ ХРИСТИАН Богослужебные книги, употребляемые в частных и особенных случаях. Книги, которые относятся к частному богослужению, бывают двух родов. Одни из них имеют свое особое содержание; это книги — Требник, Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви; Последование молебных пений и др. Книги второго вида по своему содержанию представляют собой извлечение из книг, употребляемых при общественном богослужении, и приспособлены для частного (домашнего) употребления; это — Акафистник, Каноник (содержащий в себе молитвы утренние и вечерние, ряд акафистов, молитвы ко Причащению и месяцеслов), Молитвослов, Правильник и др. Предметом нашего изучения являются богослужебные книги первого вида, а именно — Требник, архиерейский Чиновник, Чинопоследование соединяемых из иноверных и Книга молебных пений. Требник, его состав, построение и древность происхождения. Требник содержит в себе священнодействия и молитвословия, совершаемые по нужде, по «потребности» одного или нескольких христиан. Эти священнодействия и молитвословия обозначаются общим именем треб, откуда и самая книга получила свое название.[1] В особенности этим именем обозначаются таинства, которые составляют необходимую потребность для христиан. Требник различается — Большой, Малый и Дополнительный. Большой Требник по своему содержанию делится на две части. В первой части изложены молитвословия и священнодействия, совершаемые Православной Церковью при обстоятельствах, бывающих в жизни всех или большей части христиан. Этими молитвословиями Православная Церковь встречает человека при его рождении, освящает его жизнь и напутствует его, когда он переселяется в вечность. Требник начинается молитвой, которой Святая Церковь принимает младенца при его рождении — молитвой жене в первый день рождения младенца. После этого следуют молитвы наречения имени новорожденному младенцу, молитвы жене-родильнице после 40 дней и чин воцерковления младенца. Далее в Требнике излагаются чинопоследования и самые священнодействия пяти таинств (кроме таинств Евхаристии и Священства). В случае тяжкой болезни в Требнике дан чин приобщения Святых Таин больного на дому. Наконец, Святая Церковь призывает благословение на воду, которой, по молитвам Церкви, сообщается действенная сила на душевную и телесную пользу верующих — в Требнике есть чин последования малого и великого освящения воды. Посвятивших себя в девстве (в монашестве) на служение Богу Церковь напутствует соответствующими наставлениями и молитвословиями; для этого в Большом Требнике находятся последования одеяния рясы (рясофора), малой и великой схимы. После этих последований в Требнике излагаются последования об умерших: погребения мирских человек, монахов, священников, младенцев и чин погребения на Пасху. Этим заканчивается первая часть Требника. Вторая часть Большого Требника содержит в себе, главным образом, молитвословия на разную потребу, а именно: на освящение вещей, зданий, овощей, молитвы при начале труда, при благословении яств на Пасху, последование о учении отроков; молитвословия об отгнании злых духов, затем последования, относящиеся к общественному богослужению: чин умовения ног в Великий Четверг и чин вечерни в день Пятидесятницы, молебные пения на разные случаи, чин присоединения к Православию и чины на освящение храмов (священником) и, наконец, Номоканон. В приложении помещены месяцеслов и в алфавитном порядке имена святых. Малый Требник — сокращение Большого Требника; он заключает в себе требы, которые совершает приходской священник для прихожан. Первая часть Малого Требника по содержанию, за немногими исключениями, такая же, как и в Большом Требнике. Из второй части Большого Требника в Малый Требник внесены наиболее употребительные чины и молитвословия: молитвы на благословение разной пищи, на освящение зданий и водохранилищ; молитвы при освящении оскверненного, благословение соли, сеяния и пр. В приложении Малого Требника помещено краткое извлечение из Номоканона «нужнейших правил», месяцеслов, индиктион и зрячая Пасхалия. В Малый Требник вошли также молитвословия, которых нет в Большом Требнике: молитвы крещения вкратце; канон молебный Иисусу Христу и Пресвятой Богородице на разлучение души от тела («отходная»); молитвы на Рождество Христово «сыновом духовным»; молитва в начале поста Святой Четыредесятницы. Дополнительный Требник содержит молитвенные чины освящения храма архиереем и освящения вещей, принадлежащих, главным образом, храму, которые освящаются иногда вместе с храмом, а иногда особо (священные сосуды, покровцы, священнические одежды и одежды престола и жертвенника, различные иконы, нательный крест, колокол и др.). Первое отдельное издание Дополнительного Требника было, по благословению Святейшего Синода, в Киево-Печерской лавре в 1863 году. В последних синодальных изданиях он помещается во второй половине Требника в двух частях. Все обряды, указанные в нашем Требнике, без сомнения, носят характер глубокой древности. Что касается молитв, то одни из них принадлежат IV веку, а другие появились по мере развития внешней стороны богослужения в последующее время до XI века включительно. Таким образом, с течением времени Требник умножался в своем составе. В Греческой Церкви он, в соединении со Служебником, составил одну книгу под названием Евхологиона, или Молитвослова. С какого именно греческого издания был первоначальный перевод нашего Требника — неизвестно, так как у греков было много разных его изданий, которые все, будучи сходны между собой в главном, разнились в подробностях. Первоначальный Требник, перешедший к нам от болгар и переведенный свв. Кириллом и Мефодием, был в употреблении только до времени великого князя Иоанна Даниловича Калиты. При этом князе грек Феогност, поставленный в митрополита Всероссийского, привез (в С течением времени в этот Требник вкрались погрешности, и он был исправляем при патриархах Филарете (в Наконец, употреблявшийся в Москве Требник был исправлен при патриархе Никоне (
Литургика: Таинства и обряды. 25 / 01 / 2006 Смотри также: |
Также в этом разделе:
Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Божественная Литургия на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Храм великомученика Никиты на Старой Басманной Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2 |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |