|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
|
|||
Проблемы современного человека в письмах духовников XX века. Часть 8. Проблемы семьиПРОБЛЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ НЕУСТРОЕННОСТИ …
НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ СУПРУГАМИ ДУХОВНОГО ПОДВИГА
Отец Иоанн (Крестьянкин) в письмах семейным людям постоянно напоминает о необходимости соблюдения обетов друг перед другом. Он призывает к трезвому восприятию жизни и чувству ответственности за семью. Вера - это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью. Муж и жена - плоть едина и нельзя отсечь свою половину из-за того, что один из супругов пришел к вере, а другой нет. "Когда вера становится причиной разорения, то тут уж явно что-то не то и скорее своеволие, когда помощь Божия отступает" [8: 200]. В одном из писем отец Иоанн прямо указывает супруге на излишнее рвение, которым она отвратила своего мужа от Церкви и от веры, и запрещает ей думать о скитском жительстве, так как оно окончательно разрушит семью [8: 197]. Батюшка советует ей подчиниться прежде всего выполнению обетов семейного человека, ведь спасение наше зависит от выполнения воли Божией, а не от своеволия. В другом письме верующей женщине он с укором пишет: "А теперь, когда через Вас в Вашу семью входит Господь, Вы, которая призвана сохранять семью, устремляетесь на её разорение. Венчание ведь - это Божие благословение и на Ваших детях, уже рожденных. Вас смущает враг. И за мужа, если он по Вашей вине уйдет в блуд, отвечать пред Богом будете Вы, и не замолить Вам будет этой вины. Потрудитесь в семье своей, вымаливая своих близких. Надо много терпения в этом деле благом" [8: 30] Жизнь - это искусство. И нет общего рецепта на все случаи. Степень воцерковления у многих супругов бывает разной и на этой почве возникают разногласия и конфликты. Батюшка Иоанн (Крестьянкин) в таких случаях советует терпеливо ждать, "чтобы и у супруга появились начатки религиозных понятий. А пока их нет, надо уступать ему" [8: 195]. Любовь, сочувствие и понимание вернут расположение мужа и позволят сохранить семью. Отец Иоанн (Крестьянкин) напоминает духовной дочери о времени начала создания семьи, об их с мужем единодушном неведении Бога: "не беги далеко вперед от супруга - он не в состоянии пока понять, ради кого и чего такие изменения в его жене" [8: 198]. Главнейшая задача - сохранить семью. Батюшка просит и внешнее не спешить менять, а вот во внутреннем должен быть упор на молитву. Сердцу тяжело будет делать уступки супругу, но он же в свое время по любви к супруге пошел в церковь венчаться, что тоже было нелегко. "Когда вы создавали семью, вы оба были неверующими и о Боге мысли не было, но теперь-то ты познал Бога, а Бог - это любовь в первую очередь",- пишет архимандрит Иоанн человеку, через смерть брата познавшему Бога и тщетность житейских устремлений."Через тебя в твой дом должен войти Господь, уже коснувшийся твоей души. Ты (по Евангелию) обрел драгоценную жемчужину, сокрыл ее и хочешь один разбогатеть, не думая о любви по Богу к своим близким" [7: 227]. "Жена не хочет жить с тобой - другим, странным, ей неведомым. Она мирской человек, но ведь и ты не духовный еще, а только паришь духом, в мечтах забираясь на небо вместо того, чтобы научиться на земле жить по-христиански". И отец Иоанн просит супруга помолиться и приложить все силы, чтобы развода не было. Необходимо "начать жить не монахом в семье, а семейным человеком, до поры разделяя ее немощные желания" [7: 227]. ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БРАКАХ С ИНОВЕРНЫМИ
На вопрос о возможности причащения состоящим в законном браке с неверующим, отец Иоанн (Крестьянкин) приводит в пример мать Григория Богослова, имевшую долгое время мужа-язычника. Св. Нонна жила в Боге и причащалась, соединяясь с Ним в Таинствах. Причащение необходимо для получения Божественной силы на молитву за супруга и детей, чтобы и они получили дар веры. "Не уставайте молиться, не отчаивайтесь, и батюшке своему скажите, что нельзя отгонять от Бога тех, к кому Господь вошел в жизнь" [7: 224]. Духовной дочери, вышедшей замуж за иноверца, схиигумен Иоанн (Алексеев) пишет жизненное напутствие в семейной жизни: "Своему мужу старайся быть верной, не изменяй ему и слушайся его во всем. Конечно, исключая православных требований" [6: 74]. На религиозные темы советует не беседовать ни с ним, ни с его близкими, а учить супруга своей добродетельной христианской жизнью. Не принуждать его ходить в церковь и радоваться, что муж не препятствует ее молитве в храме. Хорошо и вежливо относиться к свекрови и все безропотно терпеть. В другом письме он пишет: "О своем муже молись, но не докучай и не говори ему быть православным: своими советами можешь оскорбить и оттолкнуть его от православия, молись и расположись на волю Божию и все прочее предоставь Божию милосердию" [6: 77]. Сожалея об изменившихся обстоятельствах в отношении мужа к вере, схиигумен Иоанн пишет своей духовной дочери: "Когда вы приехали в Нью-Йорк, твой муж искал церковь православную, даже всю службу пасхальную простоял; а теперь очень изменился, даже не хочет, чтобы сына своего водила в церковь. К несчастью нашему можно ждать, что не пожелает, чтобы и ты ходила в церковь. Хоть он и хороший человек, как ты пишешь, но под влиянием своих родных уже и изменился. А пламенная любовь без религии очень ненадежна. Жалею я тебя, что ты попала в такую среду. Впрочем, не унывай и не малодушествуй, молись и надейся на Божию помощь и царицы небесной. О религии не говори с ним" [6: 106]. У святителя Николая Сербского мы встречаем письмо, в котором он предостерегает духовную дочь от разрыва с мужем из-за уклонения его в сектантство. Из-за того, что муж стал сектантом, в доме начались ссоры и разногласия и ни в одном вопросе супруги не могут найти общего языка. Это ясно показывает, как глубоко вера пронизывает всю нашу жизнь, и испокон веков взгляды православных отличались от взглядов еретиков. Святитель советует ей не отрекаться от своего мужа, не осуждать, не говорить о нем ничего худого, потому что этим она его не исправит. В утешение он приводит ей пример отца святого Григория Богослова, который впал в ересь и за молитвы своей благочестивой жены со временем оставил ее. Из этого примера, по словам пастыря, видно, как жена может повлиять на веру мужа в добром [16: 388]. АЛКОГОЛИЗМ
Одним из тяжелых социальных недугов, приводящих ко множеству внутрисемейных проблем, является пьянство. В письмах игумена Никона (Воробьева) мы видим любовь и терпение пастыря, его стремление помочь семье - показать жене, каким должен быть ее духовный подвиг в этих обстоятельствах, поддержать страдающего алкоголизмом мужа, чтобы жизнь обоих направлялась ко спасению. Он пишет: "Со всем убеждением, со всей силой души моей, с любовью умоляю тебя: смирись пред мужем, сочти себя виновной пред ним (хотя бы ты была и в чем-либо права), попроси прощения за все прошлое; затем дай обет Богу все делать ради мира и спасения обоих". Он говорит об их обоюдной вине и неправильном поведении в преодолении этой болезни. Игумен Никон объясняет, если муж пьет, надо его пожалеть, потому что он раб своей страсти и один, своей силой, избавиться не может. "Ты же вместо помощи только осуждаешь его, требуешь от него того, что он пока дать не может". Просит жену понести немощь мужа, и исправлять его духом кротости, а не руганью, упреками, ссорой. Таким поведением, по его словам, она губит себя, так как от этого может пострадать муж, и тогда "ты ответишь и за его душу". Духовник указывает ей, что спасение их зависит друг от друга и погибель одного будет гибелью и другого: "Вам надо спасаться вместе, или вместе погибнуть". Муж и жена составляют одного человека, и больную часть надо лечить. Любить друг друга - значит полагать душу свою за другого. Игумен Никон обращает внимание духовной дочери на ее состояние: если она искренне видит свои грехи, то не должна осуждать чужие. "Ты не должна требовать от него здоровья, когда он болен, а должна оказывать снисхождение его немощи". Не нужно ругать мужа, когда он пьян, а молчать, чтобы не вызвать на что-либо худшее. И в трезвом состоянии не надо "пилить" его, а совместно обсудить, как общими усилиями победить эту слабость. По словам батюшки, никакие молитвы, труды, милостыни не будут угодны Богу, если человек будет только осуждать, а не прилагать усилий спасти ближнего или "решиться самой погибнуть ради его спасения". Объясняя, почему написал так, игумен Никон заключает: "Не подумай, что я написал это тебе потому, дескать, что... наговорил мне и я поддался. Нет. Еще с весны и даже раньше я почувствовал неправду твоего устроения" [15: 263]. В письмах к больному алкоголизмом он показывает весь ужас этой страсти. Если с ней не бороться, человек попадает под полную власть бесов. Они будут возбуждать пить все больше и больше, расстраивать нервную систему. Человек делается раздражительным, гневливым. Легкие ссоры будут все более грубые и длительные. Денег не будет хватать, прогонят со службы - надо будет продавать вещи, выпрашивать в долг унизительным образом, может быть, даже воровать. Гнев усилится до бесовской злобы, до желания убить. Бесы, действовавшие втайне, станут являться в виде разбойников, диких зверей, змей. Потом могут явиться и в своем безобразном гнусном виде. Если и тут человек не образумится, то заставят его совершить какое-либо тяжкое преступление, например, поджог, убийство, а затем приведут в полное отчаяние и заставят покончить с собой. Игумен Никон объясняет, что если бы со смертью человек совсем исчез, так можно было бы радоваться: кончились мучения, но ведь нет уничтожения. "Пьяница, самоубийца из малых и временных страданий перейдут окончательно и навеки во власть бесов в ужаснейшую муку, которой не будет конца". Он призывает опомниться: "если не можешь бросить пить, хоть так сознай, что ты делаешь нехорошо, что губишь себя, обижаешь близких тебе, оскорбляешь Господа. Сознай это и припади к Господу хоть один раз в день и скажи Ему: "Господи, я погибаю, спаси меня, не допусти до окончательной гибели. Господи, будь милостив ко мне, грешному"". Предостерегает от отчаяния и обнадеживает, что, если человек будет так поступать, то Господь простит грехи и спасет от погибели. Против бесов пишет: "Не ножами или иным вещественным оружием обороняйся. Они не боятся этого, а борись именем Божиим". Батюшка призывает к ответственности перед женой и просит просить у нее прощения, если обидит чем. Приглашает приехать исповедаться, причаститься, походить в церковь. "Лучше нигде не работай, - советует он, - но не пей и не губи себя. Пока... тебя прокормит, а когда несколько укрепишься и овладеешь собой, то Господь устроит тебе не вредную работу" [15: 265]. В другом письме Игумен Никон снова напоминает о той опасности, в которой находится человек: "Ты совсем попал в сети вражии. Неужели ты этого не видишь? Неужели тебе не ясно, что враги хотят тебя погубить? Жить тебе осталось немного". Показывая Божие милосердие, пишет, что Господь дал время: продлил человеку жизнь, освободил от работы, обеспечил всем, дал и для покаяния помощь в лице о. Павла и его собственной жены. Потом упрекает, что тот чуть ли не в пьяном угаре причащается. Господь ждет покаяния от людей грешных, потому и долго терпит. Бог жалеет их, вразумляет и добром, и скорбями, и болезнями, ожидая исправления. И если не каются, то оставляет их в земной жизни на их волю, чтобы воздать должное после смерти. Если человек не может бросить пить, то духовник советует по крайней мере пить дома, не оскорблять жену и молиться: "Господи, я не могу сам удержаться от водки, сейчас буду пить, напьюсь, может быть, буду сквернословить и ругать жену. Господи, если можно, удержи меня или прости, что я опять напьюсь". "Когда помолишься так, тогда пей, стараясь выпить поменьше. А когда протрезвишься, первым делом спроси, не оскорбил ли ты..., не ругался ли скверно и пр., помирись с ней и помолись, проси прощения от Господа" [15: 277]. Предостерегает от оправдания обстоятельствами, и от осуждения других, потому что в этом погибель. Алкоголь всегда льстит и обманывает, начинает человек пить для веселья, а в результате получает душевный недуг, томление и телесные болезни. Схиигумен Иоанн (Алексеев) советует для преодоления недуга покрепче положить начало в своем сердце, чтобы больше не пить вина, и помолиться Богу о помощи, потому что Господь слышит каждого человека [6: 58]. Библиография 1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами. — М.: Российское Библейское Общество, 1995. — 1376 с. ил. + Прил. (988 — 1008, 1347 — 1376 с.); 2. Антоний Сурожский, митр. Труды. М.: Практика, 2002. — 1080 с., 51 илл.; 3. Афанасий (Сахаров), свт. Собрание писем. — М.: Правило веры, 2001. — 752 с.; 4. Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. — Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. — 304, фотогр.; 5. Душе милующей. Как спастись в современном мире. Духовные наставления подвижников благочестия нашего времени. — М.: панагия; Ковчег, 2002. — 400 с.; 6. Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма. — М.: Сретенский монастырь, 2002. — 192 с.; 7. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000 — 312 с.; 8. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Выпуск 2. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2002, — 288, фоторг.; 9. Иоанн Лествичник, преп. Лествица или скрижали духовные в русском переводе с алфавитным указателем. — М.: Сретенский монастырь; Троицкое слово, 1999. — 416 с.; 10. Иоанн (Маслов), схиархим. Избранные письма и проповеди. — М.: Самшит-издат, 2003.-190 с.; 11. Иоанн (Маслов), схиархим. Слово перед исповедью. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. — 112 с.; 12. Иоанн (Снычев), митр. Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам. — СПб.: Царское дело, 1997. — 350 с.; 13. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). О тайне человеческой жизни. — М.: Лодья, 1999. — 192 с.; 14. Иосиф, митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Свет радости в мире печали. М.: Паломник, 2004. — 688 с. 15. Никон (Воробьев), игумен. Нам оставлено покаяние. — 2-е изд., испр., доп. — М.: Б. и, 2002. — 478 с.; 16. Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. — 488 с.; 17. О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. — М.: Новоспасский монастырь, 2002. — 208 с.; 18. Отец Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. / сост. и коммент. Ивана Всеволодовича Шпиллера. — Красноярск: Енисейский благовест, 2002. — 592 с., ил; 19. Поведский Валерий, протоиерей. Таллинский пастырь. Письма Проповеди. Воспоминания — Б. м.: Православное издательское общество священномученика Исидора Юрьевского; Таллинская Никольская Церковь, 2001. — 288; 20. Савва, схиигумен. Бисер духовный. Воспоминания духовных чад. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления Молитвы на всякую потребу. — М.: Трифонов Печерский монастырь; Ковчег, 2004. — 928 с.; 21. Серафим (Роуз), иером. Приношение православного американца. — 4-е изд. — М.: Калифорния: Российское Отделение Валаамского Общеаства Америки; Братство преподобного Германа Аляскинского Платина, 2003. — 700 с., фотогр.; 22. Смирнова М. Великовражский старец протоиерей Григорий Долбунов: Житие. Чудеса. Поучения. — М.: Лепта-Пресс, 2003. — 368 с., 8 ил. (Лики святости); 23. Фомин С. Пастырь добрый Жизнь и труды Московского старца Протоиерея Алексея Мечева. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: Серда-Пресс, 2000. — 768 с.; 24. У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия XX века / Составители Ю. Г. Малков и П. Ю. Малков. — М.: Правило веры, 2003. — 560 с., фотогр.. 09 / 02 / 2006 Смотри также:
|
Также в этом разделе:
Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Божественная Литургия на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Храм великомученика Никиты на Старой Басманной Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2 |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |