|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
|
|||
Православные богословы об исламе
Это практически исключает возможность действовать на опережение, тогда как именно в этом видится залог нашей миссионерской победы. Поэтому одной из первостепенных задач является освоение подзабытого опыта ближайших предшественников в деле полемики с исламом. В этом контексте настоящим событием стало появление сборника «Православные богословы об исламе», выпущенного московским издательством «Имперская традиция» в 2006 году. Книга включает в себя несколько работ современных и дореволюционных русских богословов и историков, всесторонне рассматривающих ислам как мировую общность, претендующую на мировое господство в религиозной и политической сферах. Основная трудность, с которой сталкиваются многие критики ислама, это неизбежная личная дистанцированность, внешняя позиция по отношению к тому сложному и многоплановому явлению культуры, которое представляет собой мусульманская религия, неготовность правильно оценивать ценности и доминанты мусульманского сообщества. Нередко критика не достигает реального ислама и ограничивается полемикой с собственными представлениями о нем. В виду этого, особая ценность изданных материалов заключается в том, что их авторы являлись прекрасными специалистами и знатоками востока, национальных традиций народов исповедующих ислам, их истории и культуры. Они либо непосредственно опираются на апологетические труды бывших мусульман, принявших христианство, либо разумно ограничиваются выстраиванием скептической позиции в отношении частностей мусульманства (см., например, критический разбор о «сказании мухаммедан о ночном путешествии Мухаммеда на небо» Я.Д. Коблова). Такая позиция представляется очень эффективной в миссионерском отношении и практически неуязвимой для ответной критики. Ценен этот сборник также и тем, что вновь вводит в оборот и возвращает из забвения имена целого ряда замечательных русских исследователей и ученых, чьи труды так дороги нам. Не секрет, что имена многих из них практически неизвестны не только широкому кругу читателей, но даже специалистам, занимающимся близким кругом проблем. Спустя почти столетие с момента написания этих работ они приобретают новую, а возможно и еще большую актуальность и востребованность. Открывает сборник – и одновременно первый раздел «История мусульманства» - «Исторический очерк взаимных отношений между христианством и мусульманством», принадлежащий перу Николая Петровича Остроумова (1846 – после 1915), магистра богословия, востоковеда, педагога и переводчика. Работа наглядно, на исторических фактах, показывает изначально агрессивную в военно-политическом отношении интенцию ислама. Далее описывается распространение мусульманства последователями Мухаммада, а также анализируется опыт встречной миссии западного христианства и, отдельно, русское имперское строительство в мусульманских областях. Современный миссионер найдет в этом труде немало интересных и довольно глубоких стратегических замечаний. Будучи выпускником Казанской духовной академии Н.П.Остроумов состоял доцентом истории и вероучения ислама в этом учебном заведении. Позднее он служил директором Туркестанской учительской семинарии, а потом управлял Ташкентской мужской гимназией. Перу этого даровитого ученого принадлежит огромное количество работ по истории, этнографии и религиоведению, в числе которых можно назвать книги «Критический разбор мохаммеданского учения о пророках» (Казань, 1874), «Исторический очерк взаимных отношений между христианством и мусульманством» (С-Пб., 1888), «Историческое и современное значение христианских миссий среди мусульман» (Казань, 1894), «Аравия и Коран (Происхождение и характер ислама)» (Казань. 1894), Татарско-русский словарь (Казань. 1892), «Историческое и современное значение христианских миссий среди мусульман» (Казань, 1894), «Вероучение Корана» (М,1915) и многие другие. Эти работы по праву можно отнести к лучшим образцам русской академической дореволюционной школы. Продолжает сборник работа Н.Я. Ильина «Значение религии Мухаммеда в истории», публиковавшаяся в журнале Казанской духовной академии «Православный собеседник» (1876). Перу этого же автора принадлежат книги «Доказательство неповрежденности книг Св. Писания Ветхого и Нового Завета, против мухаммедан» (Казань, 1874), «Происхождение и характер ислама» (Казань, 1876). Далее следует обстоятельный труд епископа Александра (Светлакова) «История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана». Эта книга была издана в Продолжает тему влияния иудейства на ислам статья Н.А. Бутми «Магомет и тайные общества ислама». Несмотря на некоторую бросающуюся в глаза пристрастность комментариев, автор дает немало полезных справочных сведений о таких исламских сообществах, как измаилиты, фатимиды и «Союз ассасинов». Второй раздел «Личность Мухаммеда» начинается с работы «Правда о Мухаммеде (Краткая история жизни Мухаммеда)», принадлежащей кандидату богословия Якову Дмитриевичу Коблову, выпускнику Казанской духовной академии и миссионеру Казанской епархии. Коблов также относится к числу одаренных и очень плодовитых авторов. Ему принадлежат такие книги, как «Мухаммеданская сотериология и ее недостатки в сравнении с христианским учением о спасении человека» (Оренбург, 1902), «Ответ мухаммеданам на их возражения против христианского догмата о Пресвятой Троице» (Казань, 1903), «Первобытная райская жизнь человека по учению Корана и его толковников» (Казань, 1903), «Прародительский грех по учению Корана и его толковников и по учению Библии (Оренбург, 1903), «Мусульманское учение о происхождении человека» (Оренбург, 1904), «Мухаммеданское учение о происхождении человеческой души» (Оренбург, 1904), «Антропология Корана в сравнении с христианским учением о человеке. Исследование» (Казань, 1905), «О неоходимости инородческих миссионеров (ответ Н.А. Бобровникову)» (Казань, 1905), «Народные представления мусульман о рае и аде» (Казань, 1906), «О магометанских муллах. Религиозно-бытовой очерк» (Казань, 1907), «О татарских магометанских праздниках» (Казань, 1907). Продолжает раздел, посвященный исследованию личности Мухаммеда, богословско-полемическое исследование «Зависимость мнимобожественных откровений Корана от обстоятельств жизни Мухаммеда», выходившее в свое время ( В указанной работе Смирнов приводит интересные фрагменты богословской полемики внутри ислама, в частности, спор мутазилитов и ханифитов о сотворенности или несотворенности Корана: «Модар прямо заявлял, что кто считает Коран несотворенным и вечным, тот богохульник и даже еретик. Он доказывал это аргументом несколько софистическим, но трудно опровержимым для мусульманина. "В самом деле, - говорит он, если Коран вечен, то, следовательно, существует два вечных начала: Бог и Коран; но это противоречит ортодоксальному учению"»[1]. Завершает раздел работа П.К. Жузе «Мухаммед мекканский и Мухаммед Мединский», издававшаяся в Третий раздел сборника - «Христианство и ислам» - открывают две работы уже упоминавшегося нами Н.П. Остроумова «Разбор мухаммеданского учения о лице Господа нашего Иисуса Христа» и «Мухаммеданское учение о загробной жизни человека в связи с учением о кончине мира». Обе статьи были напечатаны в журнале Казанской духовной академии «Православный собеседник» в Здесь же помещены статьи современных авторов: иеромонаха Кирилла (Зинковского) «Увлечение исламом или "Эпоха эгоизма"», иерея Даниила Сысоева «Современные течения ислама – православная оценка», В.Ю. Максимова «Мученическое исламоведение» и Н.Ю. Колчуринского «Свидетельствует ли Библия в пользу ислама?», ранее опубликованные в журнале «Имперское возрождение» в 2005-2006 гг. Раздел «Политика и ислам» открывает серьезная работа М.А. Машанова «Верховная власть в исламе», публиковавшаяся в Завершают последний раздел сборника две статьи современного публициста, главного редактора журнала «Имперское возрождение» М.Б. Смолина «Ислам – религия земного господства» и «Алжирские сны и французская болезнь», в которых автор обращает особое внимание на опасность игнорирования мусульманской угрозы в нынешних условиях. Это переводит проблему из богословской плоскости в политическую и дает представление о высокой ценности тех средств православной миссии и апологетики, которые, собственно, и собраны в представленной книге «Православные богословы об исламе». Будем надеяться, что эти средства будут не только сохранены, но и использованы по назначению. Ведь так подобает распорядиться всяким наследством. [1] Смирнов Ф.А. Зависимость мнимобожественных откровений Корана от обстоятельств жизни Мухаммеда. Православные богословы об исламе. М. 2006. С. 249. Андрей Баширов
17 / 11 / 2006 |
Также в этом разделе:
Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Божественная Литургия на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Храм великомученика Никиты на Старой Басманной Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2 |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |