|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
|
|||
Православие в Азербайджане
Площадь: 86 600 км2 (из которых ныне более 17 000 км2 – в составе Армении). Численность населения: 8 388 000 человек (по состоянию на июль 2005 года). Официальный язык: азербайджанский. Краткая история страны. В древности на территории современного Азербайджана находилось государство Кавказская Албания, официальной религией которого с IV века было христианство. В VIII веке оно было захвачено арабами, после чего началась исламизация населения. В IX–X веках албанским князьям удавалось восстановить независимость, но лишь на короткое время. В конце XIV века здесь образовалось государство Ширван, которое в XV веке перешло под власть Кара-Коюнлу, а еще позже – Персии, оставаясь под ее властью до начала XVIII века. В 1723 году русские войска заняли Баку и прикаспийские области, а большую часть Азербайджана захватила Турция. В 1735 году Россия по договору вернула прикаспийские области Персии. В середине XVIII века здесь образовалось 15 самостоятельных ханств. В результате первой (1804–1813) и второй (1826–1828) русско-персидских войн 10 ханств (территория современного Азербайджана), так же как Западная Грузия и Дагестан, вошли в состав Российской империи. В 1918 году была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика, просуществовавшая до 1920 года. В 1922 году Азербайджан вошел в состав СССР, где находился до 30 августа 1991 года, когда объявил о своей независимости. В 1992–1994 годах между Азербайджаном и Арменией шла Карабахская война, в результате которой 7 районов бывшей Азербайджанской ССР (или 8,15 % территории) перешли под контроль непризнанной армянской Нагорно-Карабахской республики, а под контроль Азербайджана перешла часть территории Республики Армения – Арцвашенский анклав. Религия: мусульмане – 93,4 % (из которых, в свою очередь, около 70 % – шииты, а около 30 % – сунниты), православные – 2,5 %, монофизиты – 2,3 %, прочие – 1,8 %, (по переписи 1995 года). Православие. На земле Азербайджана христианство появилось еще в апостольские времена. По преданию, первыми проповедниками там были святой апостол Варфоломей (здесь же и принявший мученическую смерть) и ученик апостола Фаддея – Елисей, которого местная традиция именует апостолом Албании. В 313 году албанский народ во главе с царем Урнайром принял крещение от руки святого Григория Просветителя, и христианство стало государственной религией Кавказской Албании. К середине IV века Албанская Церковь получила автокефалию. За исключением краткого периода отпадения в монофизитство в середине VI века, в дальнейшем, в противовес армянам, албаны придерживаются православной веры. После арабского завоевания (VIII в.) началась насильственная исламизация местных жителей, кроме того, утвердившись в Закавказье, халифы подчинили Церковь Кавказской Албании Армянской Церкви. После смещения в 706 году с первосвятительской кафедры Албанской Церкви последнего православного католикоса Нерсеса (Бакура), армяне начали вытеснение албанского духовенства, впавшего, по их словам, «в халкидонитство». В 1836 году, после присоединения в начале XIX века Азербайджана к Российской империи, рескриптом Николая I был окончательно упразднен Албанский Католикосат, а вместо него образованы две епархии и викариатство в юрисдикции Армянской Церкви (Эчмиадзинского Патриархата). Одновременно с этим в Азербайджан пришла Русская Православная Церковь. Первый русский православный храм появился в Баку в 1815 году, позднее были построены церкви в Гяндже и Шемахе. В связи с ростом промышленности и большим притоком русского населения, в 1905 году была организована Бакинская епархия, архиереи которой в дальнейшем получили титул «Бакинский и Прикаспийский». В советское время церковной жизни здесь был нанесен большой урон (к гонениям оказались причастны и раскольники-обновленцы). Один из убитых в 1937 году священников, служивших в Азербайджане, Иоанн Ганичев, прославлен ныне в лике новомучеников. В 1944 году в Баку был вновь открыт православный храм, а два года спустя жителям г. Хачмас удалось даже построить новую церковь. Наконец, 28 декабря 1998 года была восстановлена Бакинско-Прикаспийская епархия Русской Православной Церкви (официальный сайт: http://baku.eparhia.ru/, e-mail: baku@eparhia.ru), которой ныне управляет епископ Александр (Ищеин). На территории Азербайджана в состав епархии входят пять храмов. После развала СССР и Карабахской войны произошел отток русскоязычного населения из страны, в результате чего доля православных сократилась с 5 % до 2,5 %. Но помимо духовного окормления оставшихся русскоязычных жителей, Бакинско-Прикаспийская епархия трудится и для наследия основанной некогда апостолом Варфоломеем Албанской Церкви. Народы, проживающие в регионе, сохранили память о своем многовековом христианском прошлом[1]. Нередки случаи, когда этнические мусульмане, принимая христианскую веру, становятся благочестивыми и ревностными чадами Церкви. Кроме того, из древнего албанского племенного союза осталась одна народность, которая сохранила верность христианству. Это потомки утиев – удины, проживающие ныне в селении Нидж (Габалинский район) и в Огузском районе Азербайджана, а также в селении Октамбери в Грузии. Те удины, которые проживают на территории Грузии, окормляются Грузинской Православной Церковью. Та же часть удин (а их около восьми тысяч человек), которая проживает в Азербайджане, только в последние годы получила возможность открыто говорить о своем этническом происхождении и религиозных убеждениях. Эти люди считают себя христианами, хотя не имеют пока ни пастырей, ни богослужения, ни религиозной литературы на родном языке. В советский период удинов пыталась привлечь к себе Армянская Церковь, но это не находило отклика у большинства народа. В 2003 году албанско-удинская христианская община, возглавляемая Робертом Мобили, прошла государственную регистрацию. Это стало возможным после восстановления древнего Кишского храма в Шеки (по некоторым данным, фундамент его был заложен еще апостолом Елисеем). В 2006 году завершилась реставрация второго удинского храма – церкви в селении Нидж Габалинского района. Также ведутся работы по реставрации албанской базилики V века в селе Гум Гахского района и базилики в селе Гюмрюк. Удины, как христианская народность, стремятся к своему самоопределению в религиозном и каноническом отношениях. Многие из них крещены в приходах Бакинско-Прикаспийской епархии Русской Православной Церкви. Во время первосвятительского визита в Азербайджан Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001 году с ним встретились представители удинской общины, которые высказали желание своего народа быть чадами Православной Церкви. На пути к осуществлению этого желания стоит много проблем и вопросов, над разрешением которых и трудятся в Бакинско-Прикаспийской епархии[2]. И, судя по заявлению епископа Бакинского и Прикаспийского Александра, сообщившего в 2006 году о том, что в удинских храмах будет совершаться православное богослужение, а священники для них готовятся в российских духовных учебных заведениях, удины сделали выбор и после более чем тысячелетнего пребывания в дохалкидонской Церкви вернулись в Православие. Говоря о церковной жизни в Азербайджане, стоит отметить, что она хорошо налажена: действуют православная библиотека, воскресная школа для детей, катехизическая школа, благотворительная столовая. В храме святых жен-мироносиц находится ковчег с частицей мощей апостола Варфоломея – небесного покровителя города Баку. На месте казни апостола, у подножия Девичьей башни, каждый год совершается молебен. Кроме приходов Русской Православной Церкви, в стране действует один храм, относящийся к юрисдикции Грузинской Православной Церкви, – церковь святого Георгия в селе Гах-Ингилой Гахского pайона стpаны, где компактно проживают грузины (около семи тысяч человек). *** Ниже приводится список православных храмов Азербайджана, находящихся в юрисдикции Бакинско-Прикасписйкой епархии Русской Православной Церкви, в которых служба проходит на церковно-славянском языке. г. Баку Собор Рождества Пресвятой Богородицы Настоятель: иеромонах Алексий (Никоноров). Адрес: г. Баку, ул. академика Шамиля Азизбекова, 205. Кафедральный собор святых жен-мироносиц Настоятель: протоиерей Леонид Милтых. Адрес: г. Баку, военный городок «Красный Восток», 126. Михаило-Архангельский храм Настоятель: игумен Серафим (Бидеев). Адрес: г. Баку, угол улиц Видади и Заргярпалан, 38. г. Гяндж Александро-Невский храм Настоятель: иерей Андрей Безотосный. Адрес: г. Гяндж, ул. Гаджи Али Гусейн-заде, 2. г. Хачмас Никольский храм Настоятель: иеромонах Венедикт (Зайцев). Адрес: г. Хачмас, ул. Ханлара, 21. [1] Нынешние азербайджанцы, говоря о своей вере, неизменно добавляют слово «гылындж», что значит «меч», памятуя, таким образом, о способе своего обращения в ислам («мусульмане под мечем»). Примечательно, что национальным героем, воспетым в песнях, поэмах и прозе, является христианин Бабек, руководитель народно-освободительного движения, противостоявший арабским захватчикам в течение 20 лет, на протяжении которых халифат терпел череду страшных поражений. Именно исторической памятью народа о христианском прошлом объясняется тот парадокс, что у народа, традиционно относящего себя к исламу, общепризнанным национальным героем первой величины является историческая личность, положившая всю жизнь на борьбу с теми, кто принес ислам в Азербайджан. Естественно, что проживающие в России и в Грузии азербайджанцы принимают Православие еще чаще, чем на родине. [2] При написании данного раздела использовалась книга иеромонаха Алексия (Никонорова) «История христианства в Кавказской Албании» (Баку, 2005).
26 / 01 / 2007 Смотри также: |
Также в этом разделе:
Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Божественная Литургия на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Храм великомученика Никиты на Старой Басманной Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2 |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |