|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
|
||||||||
Великий пост в наше времяИз книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г. Длится Великий пост. В наше страшное время этот святейший период церковного года имеет особое значение. Для чего установлен Великий пост? Чтобы очистить воздержанием и молитвой человеческую душу, пробудить и возродить ее перед великим праздником Воскресения Христова и сделать ее способной принять тот отблеск подлинной вечной радости, какая подается христианам на Пасху в большей степени, чем во все прочие праздники. Что мешает человеку принимать эту радость? Загрязненность души грехами, порабощенность земными попечениями и всевозможная ее искривленность. Вот от этого-то пост и излечивает. Всегда во все времена нужен был пост. Во все времена диавольская сила порабощала себе человека, угождая его плоти и воюя на дух. Но никогда еще диавольской силе не удавалось такое полное овладение человеком, как в наши времена. Еще никогда не был человек так силен в материальном мире, как теперь, своими знаниями, своим гордым техническим разумом, своими механическими достижениями, никогда еще природа и весь внешний мир с его стихиями не повиновались так полно и всесторонне человеку, как теперь. И никогда еще человек не был так мизерно слаб, так внутренне опустошен, как теперь. Где причина этого? Причин много, но одной из главных причин является неверная иерархия ценностей, перестановка сил в самом человеке, происшедшая уже давно в передовой части человечества, но дающая окончательные свои зловещие плоды только теперь. Эта гибельная перестановка ценностей заключается в том, что люди стали вместо служения духу служить плоти и похотям. А служение похотям тела явилось источником того умножения беззаконий, из-за которого, как предсказывал Христос, охладела любовь в людях. Люди катастрофически перестали уметь любить. Вспомним, например, известные нам из истории примеры любви и преданности людей своим вождям и друг другу в древности и сравним с атомической рассыпанностью людских отношений теперь. Потерявши способность к любви и преданности, люди потеряли внутреннюю силу, творческий внутренний цемент и стимул и стали игрушкой своих страстей и всевозможных злых сил. Не имея отпора, злые силы вошли в человечество и овладели им. Самой страшной, самой огненной злой силой является сила, которая под прикрытием проповеди материализма и служения только телу покоряет и телесные и душевные силы людей, оказавшихся ею порабощенными, и бросает их на борьбу против Бога и всего доброго в мире. В этой силе сатанинский лик уже ничем не прикрыт. Но, быть может, еще более грозным признаком крайности разложения современного человеческого духа является то, что в мире, не порабощенном непосредственно этой сатанинской силой, она во многих возбуждает не ужас и отвращение, а сочувствие и вольное ей подчинение. Продавши свое первородство телу и тем растлившийся, человеческий дух не может долго оставаться в таком неопределенном положении и быстро сменяет свою подчиненность плоти на порабощение духу зла. На наших глазах по всему миру происходит страшный процесс сатанизации людей. Что можем противопоставить этому ужасу, грядущему на Вселенную, мы — крохотное стадо Христово, люди, желающие быть с Христом до конца? Гигантскому всплеску силы зла мы можем противопоставить только силу Христову. Но чтобы ее сделать действенной в нас, надо нам во всем, и в большом и в малом, быть до конца верными Ему. Вот для проверки нашей верности Господу очень ценен институт поста. Благодаря ему теоретическое исповедание своей принадлежности к Церкви Христовой проходит в самую толщу повседневной жизни. У себя дома, за своим обеденным столом исповедует человек свою принадлежность к Православной Церкви, если он не по предписаниям врача, не по соображениям экономии, а по предписаниям Церкви воздерживается от того, что вожделенно его телу, но что воспрещает ему его дух, сохраняющий свое царственное положение в отношении тела и подчиняющийся велениям Церкви. Постом же мы боремся с сатанинской силой, стремящейся завладеть человеческой душой в том самом пункте, откуда всегда начиналось соблазнение людей сатаной. И в раю первый отвлек он людей и современное человечество от Бога приманкой угождения плоти. И недаром Христос Спаситель сказал, что бесовская сила побеждается только молитвою и постом. Постом очищается человеческий дух, пробуждается, восстанавливает свою царственную власть над телом и приготовляется к встрече сияющей радости Пасхи. А на Пасху имеет христианин возможность проверить, насколько исцелился его дух, насколько стал он способным принимать небесную радость, насколько не чужд он Божиего Царства. Причастность Божиему Царству есть источник непобедимой силы и душевного здоровья, которого не смогут лишить приобретших его никакие злые силы мира. Дух человека сотворен Творцом не для служения телу и внешнему миру, а для наследования вечного Царства, того самого, которое в малом отблеске приоткрывается в пасхальной радости, а к принятию ее и готовит нас Великий пост.
16 / 02 / 2007 Смотри также:
|
Также в этом разделе:
Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Божественная Литургия на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Храм великомученика Никиты на Старой Басманной Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2 |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |