Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
 

В амманской пещере Семи спящих отроков: Из путевых заметок по Иордании

«Церковь на колесах»
Вход в пещеру Семи спящих отроков
Вход в пещеру Семи спящих отроков

Молодой бледнолицый араб, одетый в синего цвета униформу и с оружием на правом боку, приставлен к нашей группе из «туристической полиции». Раза три он пересчитывал худыми пальцами паломников на автостоянке в Аммане и наконец что-то скомандовал на своем языке водителю. Все поняли, что двух заблудившихся в торговых лавках уже обнаружили и можно ехать дальше. Бело-голубой автобус спешно покинул пределы пыльного рынка, где к киевлянам, днепропетровцам и к примкнувшим к ним в Иерусалиме двум cдержанным рижанкам то и дело приставали мальчишки-продавцы со своими перламутровыми шкатулками, платками-«арафатками», зеленым апрельским миндалем в газетных кульках, молотым кофе с кардамоном и «гармошками» видовых открыток иорданской столицы.

За девять дней паломничества незнакомые друг с другом до поездки люди не только подружились, но и духовно сплотились. Они привыкли к туристическому автобусу, исколесившему сначала всю Святую Землю, а теперь вот третий день наматывающему новые километры уже на иорданской территории. Пересев после пересечения израильско-иорданской границы в новый автобус, паломники заметили, что их чемоданы и сумки заметно потяжели от покупок.

Теперь можно и расслабиться: как у гида по Святой Земле, у меня имеется три дня отдыха. Моя коллега из Аммана на хорошем русском языке представила себя в автобусе так:

– Я – Асма Туаль. Только не путайте мое имя с «астмой»! (Смеется.) Я тоже христианка. Русский язык выучила в Москве. Там училась, когда у вас еще был Союз. Значит – давно… Не жарко в автобусе?..

Кто-то из группы назвал паломнический автобус «церковью на колесах». Правда, у нас, к сожалению, нет священника. Зато имеются две певчие из приходских хоров, одна из них читает в своей церкви часы и шестопсалмие. В перерывах между рассказами гида здесь постоянно звучат пасхальные стихиры и другие духовные песнопения. Паломники поочередно читают в микрофон утренние и вечерние молитвы и полюбившийся им акафист «Слава Богу за все». А еще они непринужденно рассказывают о себе и о своих приходах на Днепре и Двине, о том, в каком возрасте и при каких обстоятельствах они пришли к православной вере.

После Иерусалима, где многие стали свидетелями схождения Благодатного огня и где вся группа встретила Пасху, паломники переживали духовную весну и ощущали особую радость на сердце. Не случайно одна из восторженных паломниц призналась в автобусе, что во время поездки она открыла в себе «такую любовь ко всем», что даже «похристосовалась» с сутулым бедуином, предложившим ей свое «такси» – одногорбого облезлого верблюда…

Все дружно и долго смеются.

Кто-то из мужчин, перекрикивая веселый смех, адресует по привычке вопрос именно мне, а не новому гиду:

– А куда мы, собственно, дальше едем?

– Ну, сколько раз вам говорить!? Да не «закудыкивайте» вы нам дорогу! – пытается выручить меня на смешанном «русско-украинском» языке Евгения из Харькова. – Вин уже, бедный, охрип отвечать. Едимо в якусь-то там древнюю пещеру…

О древней пещере
Пещера Семи спящих отроков
Пещера Семи спящих отроков

Посещение пещеры Спящих в Аммане не значится в нашей программе, но по моей просьбе мы с Асмой изменили маршрут.

Иерусалимский паломнический центр «Россия в красках» вместе с тель-авивской турфирмой «New Zin Tours» открыл в апреле 2007 года новый маршрут, связавший Святую Землю с Иорданией, где, как известно, тоже немало христианских святынь. Одна из них находится почти на самой окраине Аммана, в урочище Аль-Раджиб. Это знаменитая пещера Спящих (Ахль Аль-Кахаф), почитаемая христианами как пещера, в которой, согласно преданию, спрятались от гонений во времени императора Деция (Декия) отроки-христиане, уснувшие на много лет. Проснулись они уже в эпоху расцвета христианства.

Правда, с семью чудесным сном почившими отроками эфесскими связывают и другие пещеры Передней и Средней Азии, и даже Испании. Но пещера в урочище Аль-Раджиб (другое название – Аль-Раким) как место упокоения этих христианских мучеников почиталась еще V–VI веках. Посещавший эти места с торговыми караванами Мохаммед, основатель ислама, вероятно, хорошо был знаком с преданием о семи спящих отроках, спасенных Господом от преследований за веру. Считается, что повествование «Пещера» 18-й суры Корана есть не что иное, как вариант христианского предания, о котором было известно жителям древних населенных пунктов на территории современного Аммана еще до утверждения в этом городе ислама.

«Благочестия проповедники и воскресения мертвых изобразители»

Так величает Церковь (тропарь, глас 8) святых семь отроков эфесских, поминаемых в православном календаре два раза: 4/17 августа и 22 октября/4 ноября. К святым этим за молитвенной помощью обращаются те, кто страдает от нарушения сна.

Дружившие с детства Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин (в западной традиции называются другие имена) были сыновьями знатных эфесских граждан и состояли на воинской службе у императора. Когда при императоре Деции (Декии, 249–251) началось гонение на христиан, все они, представ по доносу перед императором, открыто исповедовали о своей вере во Христа, за что с них были сняты знаки воинского отличия. Непокорных ожидали мучения и казнь. Святые отроки скрылись в пещере, где проводили время в посте и молитве, готовясь к мученическому подвигу. Иамвлих, как самый младший из отроков, переодевшись, ходил покупать пропитание. Император, узнав о месте пребывания отроков, велел заложить камнями вход в пещеру, чтобы они заживо умерли в ней от голода и жажды. Два сановника, участвовавшие в замуровывании пещеры, были тайными христианами. Они решили сохранить память о мучениках, для чего незаметно спрятали среди камней ковчежец, где на дощечке были записаны имена юношей и история их мученичества. Юноши, однако же, не погибли: Господь навел на них чудный сон, продолжавшийся около двух столетий.

Гонения на христиан к тому времени прекратились, но появились ереси, отрицавшие воскресение мертвых. Тогда через этих семерых отроков Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения из мертвых и будущей жизни: они проснулись, не подозревая о своем долгом сне. Вход в пещеру был разобран, и один из отроков со старыми монетами пошел в город купить хлеба. Юноша стал сомневаться, что пришел в тот же город, ибо он не только увидел там кресты, но и услышал, как открыто произносится имя Иисуса Христа. Заплатившего за хлеб старой монетой задержали и повели к градоначальнику, где в это время находился и местный епископ. В беседе выяснилось, что Господь через длительный сон и пробуждение отроков открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Отправившись с народом к пещере, епископ и его спутники увидели живых отроков, а из обнаруженного ковчежца узнали их имена и обстоятельства замуровывания в пещере.

Вскоре и император Феодосий Младший (408–450) лобызал святых в пещере. Вдруг отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули. На этот раз – до всеобщего воскресения.

Предание о спящих отроках эфесских широко распространилось в V веке в Малой Азии и Сирии. Самым древним источником называют текст сирийского монаха по имени James Saruc (род. в 452 г.). Его сведениями воспользовался известный английский историк Эдуард Гиббон в своем труде «История упадка и разрушения Римской империи» (XVIII в). Этот же сюжет о спящих отроках встречается в работе агиографа Иоанна Колобо (V в.). На Западе в VI веке на этот источник опирался Григорий Турский. Немало литературных переложений и сказаний появилось во времена крестовых походов. Для примера можно вспомнить хотя бы «Золотую легенду» Иакова Ворагинского.

В пещере Спящих

Само слово «пещера» часто упоминается в Священном Писании. В далекой древности пещеры служили жилищем и укрытием, они были также и местом для погребения усопших. В пещерах поселялись отшельники и пустынножители, в них основывались монастыри. Амманская пещера Спящих напоминает собою тот «мартириум» (усыпальницу мучеников), о котором рассказывает (ок. 388 г.) в своем повествовании о христианских святынях Востока паломница IV века Сильвия (или Этерия). В первые века христианства мартириумы (храмы-усыпальницы почитаемых святых и мучеников) получили довольно широкое распространение.

Храм в амманской пещере – в форме равностороннего креста (что свидетельствует о его немусульманском происхождении), его потолок и стены выложены камнем. Слева стоят три белокаменные гробницы, справа – другие четыре, причем в одной из них чернеет застекленное отверстие. Вероятно, когда-то и здесь, как и в других мартириумах, на гробницах с останками святых совершалось таинство евхаристии: каменные гробницы мучеников за Христа символизировали собой гроб Самого Спасителя. И семь святых отроков потому и решили умереть за Христа, что верили, в свое воскресение в Нем и с Ним.

Мощи святых покоятся сейчас как раз в той самой гробнице с застекленным отверстием. Мусульманин, служащий охранником и служителем в пещере, рассказал, что «в 1963 году все семь гробниц пещеры были вскрыты, и в каждой из них обнаружены череп и кости, а также некоторые предметы быта». Останки переложили в одну гробницу, в торце которой неаккуратно пробили отверстие. Мусульманин направил луч карманного фонарика, и сквозь пыльное стекло мы их и увидели, ссыпанные грудой.

В пещере стоит и простенький застекленный шкаф, на полках которого – нехитрые предметы, некогда обнаруженные в пещере: небольшой глиняный кувшин, какие-то инструменты и еще несколько непонятных вещиц.

«…Ефеса града похвало и всея вселенные упование!»

«…Ефеса града похвало и всея вселенные упование!» – читаем в молитве, обращенной к «пречудным святым седмочисленным отрокам». Точно известно, что местом рождения святых отроков был Эфес – город, бывший не только одним из центров христианства, но и ареной борьбы разных вероучений. А вот место их подвижничества в пещере соотносится с разными географическими точками. В письменных источниках встречается несколько названий той горы, где когда-то на ее «восточном склоне» находилась пещера отроков: Охлон, Селион, Пион и др. Чаще всего христианские источники указывают на города Эфес и Тарсус, но средневековые авторы называют как места погребения обитателей пещеры и другие местности в Малой Азии. Многочисленность пещер, в которых устроены святилища во имя святых спящих отроков, свидетельствует об особо благоговейном отношении ним и их подвигу. Возможно, в каждой из этих пещер когда-то, действительно, скрывались от гонителей первые христиане. Но точных исторических указаний на какую-то конкретную пещеру, связанную с подвижничеством эфесских мучеников, нет.

Паломница IV века Сильвия (Этерия) не упоминает среди других описываемых ею святынь Эфеса пещеру, в которой некогда жили и спали святые отроки. Однако ее упоминает русский паломник игумен Даниил (паломничал в 1104–1113 гг.), но не как место погребения, а только как место, где спали семь отроков более 300 лет. Можно предположить, что пещеру спящих отроков «обнаружили» в Эфесе значительно позже, ибо амманская пещера Спящих на территории Иордании относится к римскому периоду (64–324). Кстати, кроме названия амманского пригорода Аль-Раджиб, где находится пещера Спящих, существует и другое – Аль-Раким. Тафсиры (комментарии к Корану) дают разные толкования: например, переводчица Корана на русский язык Иман Валерия Порохова, считает, что «арраким» означает либо название «дощечки с начертанными на них именами спящих», либо имя собаки, их верного спутника. Мусульманская же традиция события, о которых говорится в 18-й суре Корана («Пещера») прочно связывает с пещерой Спящих в Аммане. Мы уже говорили о том, что в основе этого повествования лежит более раннее христианское предание. Кстати, на некоторых православных иконах семи святых отроков можно видеть рядом с ними и изображение сопровождавшей их собаки.

В Аммане (его древние названия – Раббат-Амман и Филадельфия) утверждают, что святые отроки хотя и были родом из Эфеса, но местом их воинской службы и мученического подвига была все-таки Иордания, часть той самой Святой Земли, где и происходили события Ветхого и Нового Заветов. В истории Иордании хронологический отрезок времени с 64 по 324 годы считается римским периодом и временем, когда здесь активно распространялось христианство. После распада в IV веке Римской империи иорданская земля отошла к ее восточной части – Византии. Мусульмане пришли в эти земли лишь в 635 году, когда здесь воцарились династии Омейядов и Аббасидов.

Когда земное сливается с небесным

После посещения пещеры Спящих замечаю, что моя группа как-то вдруг притихла. Каждый думает о чем-то своем, сокровенном.

Ко мне с молитвословом подходят рижанка Людмила и киевлянка Виктория:

– Вы заметили, как засуетился и даже хотел выбежать из пещеры сопровождавший нас мусульманин? Мы тогда пели пасхальные стихиры и читали потом тропарь, кондак и молитву святым отрокам, – говорит Виктория. – По своей вере он нас, наверно, в «нечистые» зачислил!? Да, а что это такое он нам громко прочитал нараспев, когда стоял на ступеньках у выхода?

– А это, – отвечаю, – так называемые «аяты» из коранического рассказа про «молодых людей», некогда пребывавших вот в той самой пещере. А еще через Асму он передал, что Коран не называет ни точного числа скрывшихся в пещере этих «молодых людей», ни времени продолжительности их сна. Уточнил, что только один Всевышний это «знает лучше», а также подметил, что длительный сон показался им «одним днем или частью дня». Сказал еще, что вход в пещеру с северной стороны.

Замечу, что всем паломникам нравится, как познакомившиеся в дороге «две сестрички» Виктория и Людмила вместе поют, читают молитвы и акафисты в нашей «церкви на колесах». Вечерами в гостиничном номере они расставляют на столе иконки-складни и молятся. Потом раскладывают на салфетке освященные крашеные яйца и отщипывают пальцами кусочек пасхального кулича. За чаепитием ведут духовные беседы, обмениваясь впечатлениями о женских обителях на Украине, в Латвии и Эстонии.

Продолжая разговор о пещере, Людмила признается:

– Знаете, когда батюшка благословлял меня в дорогу, то говорил, чтобы я с моей подружкой «не по магазинам бегала глазеть на израильские бриллианты, а как можно чаще молилась и собирала на Святой Земле “духовный жемчуг”». Послушание выполняю: собираю… Говорю это, простите, не от своей гордости. От радости.

– Вот вы нам говорили, что «трудно идентифицировать» пещеры отроков. А мне все равно, где находится «настоящая» пещера – в Турции или в Иордании! – делится своими впечатлениями Виктория. – Другое мне странно. Стою, кажется, не где-нибудь, а на земле. Сознаю, что, точно, в пещере, где надо мной тоже земля. А сама чувствую, что я совсем не на земле и не под ней, а в каком-то… заоблачном месте! Случилось это в тот момент, когда Людмила читала слова молитвы «Воззрите с высоты небесныя на нас, любовию память вашу чтущих». У меня было тогда такое ощущение, будто эти семь святых отроков нас слышат… А, Люда, не так?

– Наверно, по приезде домой нам надо все это исповедовать батюшке!? Конечно, Вика, я с тобой вполне соглашусь: было какое-то невидимое присутствие этих святых.

Обменявшись взглядами, они посмотрели на меня…

Я смог только сказать:

– Там земное сливается с небесным…


Анатолий Холодюк
Апрель 2007 г.,
Амман – Мюнхен

29 / 05 / 2007






Здесь Вы можете оставить комментарий к статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией Православия.Ru. Лучшие комментарии будут опубликованы.

Ваш комментарий:
Ваше имя:
Ваш e-mail (опубликован не будет)

Введите число напечатанное на картинке:
 

 версия для печати

Также в этом разделе:

Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья
Возвращение в Китай


Величие святой простоты. Часть 2

Величие святой простоты. Часть 1

«Христианину остается скорбеть и терпеть»

Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
Начало Второй мировой войны


Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых

София казахстанская

Придел преподобного Александра Свирского снова действует

Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Божественная Литургия на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Храм великомученика Никиты на Старой Басманной

Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2

Трансляция в формате RSS 2.0