|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
|
||||||||
О «тяжелой» мужской долеИз книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г. Итак, мужчина держит ответ перед Богом за себя и детей: вот я и дети, которых дал мне Бог (Евр 2, 13). И за жену: потому что муж есть глава жены... (Еф 5, 23). И вообще, ни в одной сфере жизни: ни в армии, ни на производстве — нигде невозможна ситуация, чтобы глава, начальник, генерал только руководил, но ни за что не отвечал. Это, конечно, случается, но называется это уже должностным преступлением и карается по закону. К примеру, когда случается авария на атомной электростанции или химзаводе, с кого в первую очередь спрашивают: с рабочего, стрелочника или с директора? Я считаю, что мужчины, мужья повинны в абортах не менее жен. Если жена сделала аборт, значит, муж: 1) не отговорил ее, не запретил ей идти на детоубийство; 2) не обеспечил условий, в том числе и материальных, чтобы аборт не был сделан. (Муж поступил подобно страусу, спрятав голову в песок.) Ко мне очень часто приходили на исповедь несчастные женщины, плакали, каялись в абортах, но почему-то я не исповедовал еще ни одного мужа, который бы каялся в том, что разрешил жене сделать аборт. Хотя, в принципе, такая ситуация возможна. Это — об ответственности. Теперь об организации и подчинении. Если процесс организован правильно, если начальник — глава ответственный и любит своих сотрудников, заботится о них, его тоже любят и служат не за страх, а за совесть. Если же нет, а все построено только на страхе наказания, то стоит ему дать слабину — и все развалится. Один мой знакомый протоиерей очень серьезно заболел и не мог часто появляться в храме, чтобы руководить. Он в основном давал указания по телефону, и то нечасто. И надо сказать, что за год его болезни система не дала ни одного сбоя. Никто не прогуливал, не ленился, пользуясь отсутствием хозяина, все честно исполняли свой долг. Это говорит о том, что батюшка сумел построить хорошие отношения с людьми, его любили и боялись подвести. Общество, построенное на страхе, нежизнеспособно, оно существует только тогда, когда людей держат в ежовых рукавицах. Конечно, быть настоящим мужем, главой семьи, очень нелегко. Недаром говорится: «Тяжела ты, шапка Мономаха». …Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мф 20, 26–27). Эти слова Господа можно отнести и к мужьям. Римский папа — символ преувеличенного представления о власти и господстве — носит очень интересный титул. Официальный титул римского первосвященника звучит так: «Епископ Рима, заместитель Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, архиепископ и митрополит провинции Романии, суверен государства — града Ватикан, — раб рабов Божиих». Под «рабами Божиими» подразумевается вся паства Римского папы. Чем выше начальник статусом, тем меньше он себе принадлежит. Но скажу в утешение мужчинам: быть настоящим мужем — дело очень благородное, благодатное. Как в песне Окуджавы: «Товарищ мужчина, а все же заманчива должность твоя». Быть мужем — настоящее мужское предназначение, и те любовь и уважение, которые воздаются по праву главе семьи, являются наградой за его труды. В Библии сказано про женщину: к мужу твоему влечение твое (Быт 3, 16). То есть в женской природе от Бога заложена любовь, уважение и тяготение к мужу, главе. Отец является таким авторитетом для детей, каким не может являться мать, даже если дети душевно ближе к матери. Известно, что, если в семье отец верует в Бога, дети в 80% случаев тоже вырастают верующими, а если только мать, то лишь в 7%. * * * В том, что муж — глава, голова, для женщины нет ничего обидного, хотя поначалу (особенно в наш век повсеместной эмансипации) так кажется. А.И.Осипов, профессор Московской духовной академии, приводит такой пример. Муж — это голова, а жена — сердце. Что главнее, важнее? Может ли человек жить без сердца или без головы? Ни так, ни эдак. Тем более что в сердце (по мнению святых отцов) заключаются чувства человека. Недаром говорят: «Бессердечный». Таким образом, в семье у каждого своя почетная роль. В психологии довольно часто рассматриваются типы браков. В основном их три: Друг — подруга. Строится по принципу юношеской дружбы: совместного времяпрепровождения в кругу друзей, общего хобби. Сами психологи признают этот союз одним из самых непрочных. Два других типа супружеских союзов строятся по принципу, который в психологии имеет название «дочки — матери». Это теория о том, что женщины по типу характера относятся либо к матерям, либо к дочкам. Отец — дочь. Самостоятельный мужчина играет в нем доминирующую роль отца, опекает, заботится и обеспечивает жену. Жена принимает заботу и всегда может опереться на крепкое плечо. В русской традиции именно такой брак считался классическим. Как тип этот союз наиболее устойчив. Мать — сын. В настоящее время инфантильных мужчин можно встретить повсеместно. Жена в этом типе брачного союза играет, конечно, доминирующую роль. Но это не значит, что муж всегда подкаблучник и страдалец. Очень часто такой брак устраивает обоих супругов. Что на это можно сказать? Конечно, для нас руководством к жизни является Священное Писание, которое четко разделяет семейную иерархию: муж — глава жены. Но мы знаем, что люди и типы людей бесконечно многообразны и каждый человек и семья индивидуальны. Муж и жена могут обладать совершенно разными темпераментами и характерами, и это неплохо, ибо они должны дополнять друг друга. Нельзя требовать от человека того, к чему он по типу своего характера не способен. Однако каждый из супругов (например, не в меру деловая жена) должен знать эти свои особенности и, если они люди верующие, соблюдать Богом установленную иерархию. Опять же, муж, обладающий мечтательным и мягким характером, не должен становиться инфантилом. Ибо брак — это ответственность; если к ней не стремиться, то лучше и не создавать семью. Даже человек с самым, казалось бы, нелидерским характером в силу обстоятельств (не только в семье) вынужден за кого-то или за что-то отвечать, заботиться. Каждый человек к этому призван: о родителях, когда они состарятся, о детях, о сослуживцах, о домашних животных, наконец. И каждый муж должен стремиться быть опорой и нести бремя ответственности за свою семью, даже если ему кажется, что он совершенно к этому не способен. Взялся за гуж — не говори, что не дюж. Вот для чего Священное Писание дает нам указания, какая должна быть иерархия в семье. Что касается женщин — генералов в юбке, то, как показывал опыт, даже такие женщины вовсе не хотят видеть рядом с собой мужика — безвольную тряпку (кстати, мужчинам часто нравится не иметь никакой ответственности). Иногда бурная деятельность, которую развивают эти жены, суета — лишь способ борьбы со стрессом: они подспудно ищут в мужчине надежное плечо, но не находят его и начинают активно суетиться и пилить мужа. А было бы легче, если бы от мужчины шло душевное понимание, забота, теплота и поддержка. Очень хорошо, если супруги разумно и согласованно распределяют роли и обязанности в семье, слушая свое сердце и советуясь с любимыми. Любовь, как известно, не ищет своего. И вся жизнь может пройти в спорах и пререканиях, если мы будем постоянно выяснять, кто в доме хозяин и у кого что лучше получается. Хочешь быть главой — будь опорой семьи, и жена сама поймет это без споров с пеной у рта. С вопросами к отцу Павлу можно обратиться в храм святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище. Телефон для справок 361-36-43. Также священник Павел Гумеров проводит лекции-беседы «Православная семейная школа» каждый понедельник в 18.00 в лектории Государственного Исторического музея. В лекциях также принимают участие православные психологи и педагоги. Устроитель лекций - цетр "Православная семья". Тел. центра 246-87-34, 246-74-92. Вход бесплатный.
04 / 03 / 2008 Смотри также:
|
Также в этом разделе:
Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Божественная Литургия на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Храм великомученика Никиты на Старой Басманной Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2 |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |