Какова должна быть мера участия Церкви в политике?

Мнения пастырей

В определенных СМИ от Церкви требуют активного вовлечения в политические и экономические дела и и интриги. Как мы должны к этому относиться?

Соборная площадь московского кремля Соборная площадь московского кремля

Священнику нужно очень внимательно следить за своими суждениями и оценками

Священник Александр Дьяченко:

– Начнем с того, что интриги – это вообще не про нас. Если же говорить об участии в экономике, делах хозяйственных, то думаю, что всякого поощрения достойно то, чем занимаются некоторые монастыри, развивая сельскохозяйственное производство. Если по инициативе верующих будут создаваться какие-то малые предприятия по переработке той же сельхозпродукции, то почему бы и нет? Любая деятельность подобного рода должна только поощряться.

Если верующие люди трудятся где-то как наемные работники, то наравне со всеми им стоит принимать участие в профсоюзной деятельности. Не думаю, что в этом отношении нам нужно противопоставлять себя остальному коллективу. Наоборот, вопросы техники безопасности, оптимизация производства, справедливое распределение вознаграждения за труд – всё это должно находиться в сфере интересов христианина.

Священник Александр Дьяченко Священник Александр Дьяченко Говоря об участии в политике, думаю, мирянину в этом отношении разрешается любая позитивная деятельность. Единственно, что требуется от христианина, выдвигающегося на какую-то выборную должность, это не врать и держать данное перед выборами слово. Что касается священника, то для себя считаю невозможным участие в делах политических. Хотя по любому вопросу политики я могу иметь собственное мнение и даже высказывать его, но лишь в частной беседе и ни в коем случае не вести с амвона предвыборную пропаганду в пользу той или иной политической партии.

Священнику вообще нужно внимательно следить за своими суждениями и оценками той или иной политической проблемы и не высказываться о ней в интернете или в средствах массовой информации. Что бы о нас ни говорили, а к мнению священника люди прислушиваются. И любое наше необдуманное слово может послужить катализатором для каких-то непредвиденных событий. Вспомним известного священника Георгия Гапона, человека талантливого, харизматичного, и к каким печальным последствиям для государства Российского привело его участие в политических делах.

Церковь должна быть выше политики

Священник Валерий Духанин:

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин – Наша первая задача – никого не осуждать. Если кто-то из священноначалия вовлечен в общение с сильными мира сего, то значит, так надо и это тоже может иметь какую-то пользу для Церкви.

История знает ситуации, когда даже святые вынуждены были так или иначе участвовать в политической жизни страны. Так, святитель Алексий, митрополит Московский, будучи опекуном малолетнего Дмитрия Донского, занимался государственными делами, потому что Дмитрий стал князем в девять лет. Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, рассылал грамоты и сподвигал людей на мощное общественное движение против засилья интервенции. Вроде бы действия политические, но через них проглядывала пастырская забота о народе. Под политикой в данном случае я подразумеваю не интриги и продвижение кем-то своих личных амбиций, а служение народу, искреннее участие в созидании государства.

Наша беда – не в отсутствии сильных политиков, а в нехватке святых, чей пример становился бы мощной возрождающей силой

Конечно, обычно политика весьма и весьма приземлена. Она, например, отличается приспособленчеством, так что в какой-то период времени политик может говорить одно, а в другой период времени – прямо противоположное. В этом смысле Церковь должна быть выше политики, свободной и независимой от нее, чтобы во все века, невзирая на виды и способы государственного устройства, благовествовать одно и то же Евангелие, свидетельствовать о чистоте, нравственности, о высоких духовных идеалах.

Наша главная беда, наверное, не в отсутствии сильных политиков, а в нехватке святых, чей пример становился бы мощной возрождающей силой. Так, преподобный Сергий Радонежский в свое время послужил укреплению и возрождению Отечества, хотя сам всегда сторонился политики.

Государство крепко тогда, когда крепки его духовные основы. Дай Бог Православной Церкви всегда оставаться верной своим главным идеалам.

Влияние Церкви на политику желательно, но недопустимо влияние политики на Церковь

Священник Димитрий Шишкин:

Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин – Ответ на вопрос, какова должна быть наша мера участия в политике, не может быть однозначным уже потому, что люди все разные. Для одного политика не имеет ровным счетом никакого значения, другой интересуется ею в меру своей гражданской ответственности, а третий прямо вовлечен в политическую деятельность, трудится в этой сфере. Ясно только одно: политика – это часть общественной, государственной жизни, часть неотъемлемая и необходимая. Поэтому удивляет, когда пытаются иногда «отлучить» политику от Церкви, утверждая, что Церковь к политике не имеет никакого отношения. Конечно, это не так. Просто потому, что Церковь объемлет собою всех своих членов, и среди них есть политики самого разного уровня и степени влияния на мировые и региональные процессы.

Церковный человек в политике, во всяком случае, будет в своей деятельности стремиться к исполнению евангельских заповедей, и это не может не сказаться положительно на общем состоянии духовной и нравственной жизни общества. В то же время недопустимо влияние политики на Церковь, вовлечение церковных деятелей и служителей в политические дрязги и борьбу. Да и мирянину православному не престало втягиваться в страстные противостояния и предпочитать ту или иную политическую парадигму надмирной правде Царствия Божиего. То есть, какой бы партийной программе ни симпатизировал православный христианин, он всё равно должен оставаться «над схваткой».

Какой бы партийной программе ни симпатизировал православный христианин, он всё равно должен оставаться «над схваткой»

Это тем более очевидно сейчас, когда политическое устройство ведущих мировых держав, основанное на системе либерально-демократических ценностей, буквально трещит по швам.

На прошлой неделе лондонский аукцион «Сотбис» за 12 миллионов долларов продал картину художника Бэнкси под названием «Деградация парламента». На ней изображена «колыбель» либерализма – британский парламент, в котором заседают… обезьяны. Здесь надо понять, кто такой Бэнкси и почему его картина была так высоко оценена. Бэнкси – это псевдоним анонимного уличного художника, который своими изображениями привлекает внимание к острейшим проблемам современности. Цена этой картины обусловлена, конечно, личностью самого Бэнкси, но и важностью запечатленного на ней явления.

Речь идет о том, что полотно Бэнкси не просто актуально, не просто отражает текущий парламентский кризис, но обозначает тупик, конец эпохи либерализма. Когда свобода самовыражения и прений привела общество не к познанию истины, а к полному духовному и нравственному распаду, выходом из которого может быть только покаянное преображение жизни.

К слову, любопытно высказывание святого преподобного Феодора Студита об одном из основополагающих принципов современного парламентаризма – многопартийности: «Глас Господа нашего Иисуса Христа изрек, что царство, разделившееся в себе, не устоит. Двоевластие уже и многовластие есть; многовластие же порождает партии, а партии – причина разделений и разложений» (Добротолюбие. Т. 4. Ст. 41/1).

Если же говорить о нашем Отечестве, перенявшем в свое время у западного сообщества «передовые» принципы политического устройства, то еще святитель Серафим (Соболев) точно подметил, что корень многих бед, постигших русский народ в XX веке, заключается в том, что мы «религиозно-нравственный идеал подменили политическим». То есть увлеклись построением «правильного» общественно-политического строя, вместо того чтобы озаботиться воспитанием сердец в евангельском духе.

Корень многих наших бед в том, что мы религиозно-нравственный идеал подменили политическим

Главным же ориентиром во внешней и внутренней политике для нас как для народа, стремящегося сохранить свою православную идентичность, могут служить слова апостола Павла: Я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до безчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф. 4: 17–19).

Словом, можно сказать, что влияние Церкви на политику – во всех отношения благотворно и желательно, в то время как влияние политики на Церковь – недопустимо, а прямо сказать, и невозможно. Потому что Церковь – это не просто собрание верующих людей, но столп и утверждение истины, полнота Наполняющего всё во всём (1 Тим. 3: 15; Еф. 1: 23). Церковь – это Сам Христос, а Он вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 8).

Подготовил Юрий Пущаев

14 октября 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Мы не вмешиваемся в дела государства, а государство не вмешивается в церковные дела» «Мы не вмешиваемся в дела государства, а государство не вмешивается в церковные дела»
Митрополит Минский Павел
«Мы не вмешиваемся в дела государства, а государство не вмешивается в церковные дела» Митрополит Минский Павел: «Мы не вмешиваемся в дела государства, а государство не вмешивается в церковные дела»
Церковь сильна тогда, когда она гонима, потому что в этих гонениях вместе с ней пребывает её основатель Иисус Христос.
Должен ли христианин участвовать в политической жизни? Должен ли христианин участвовать в политической жизни?
Ответы пастырей
Должен ли христианин участвовать в политической жизни? Должен ли христианин участвовать в политической жизни?
Ответы пастырей
Безусловно, так называемые «правила политической борьбы» далеки от постулатов законов Божьих, но что лучше: уйти во внешнюю гуманность и гедонизм, как предлагает сегодня мир, или все же стать тем, кто напомнит окружающим: ты Человек?
Кто мы, русские, и куда идем? Кто мы, русские, и куда идем?
Александр Щипков
Кто мы, русские, и куда идем? Кто мы, русские, и куда идем?
Александр Щипков о церковно-государственных отношениях, Советском Союзе и группе «Ленинград»
В мире в целом сейчас идет поворот к традиции. Но внутри этого глобального поворота есть два направления, и мы находимся сейчас в очень опасной точке.
Комментарии
АлександрГ.20 октября 2019, 19:09
Вадим К.19 октября 2019, 13:59. Да в общем-то надежд особых я и не испытываю. И соглашусь с Вами, что как только нравственность найдет воплощение в государственных законах, обязательно найдутся попутчики, которые попытаются все извратить. Так, что особых иллюзий нет. Другой вопрос, что мы здесь на земле обязаны являть свою Веру делами. И дела эти должны проявляться и вне церковной ограды. Так, что я только об этом. P.S. Cейчас Русский Собор проходит. Там очень интересные вопросы обсуждаются.
Вадим К.19 октября 2019, 13:59
А я, Александр, о том, что нравственность государственные законы не исправят, и если кто-то решится на это, то, во-первых, поступит не по-Божьему (Богу не нужна нравственность вынужденная), а во-вторых, породит сначала лицемерие, а потом и безбожие у народа. Русский народ это уже проходил. Что касается симфонии гос-ва и Церкви, на практике это оказывалось еще одной человеческой теорией. Между тем на дворе уже другие реалии, апостасийные, и это - попущение Божие, которое даже и Церкви не остановить. Я не говорю, что в связи с этим ничего вообще не надо делать, но что не следует питать слишком больших надежд и ими вдохновляться на решительную борьбу с мировым злом.
АлександрГ.18 октября 2019, 19:22
На деле, вопрос о допустимости вмешательства Церкви в политику мы не разберем до тех пор пока не разработаем вопрос, поднятый совершенно недавно отцом Владиславом (Цыпиным) в одной из своих статей. Это вопрос первенства Духовной или земной власти. Именно в том вопросе нравственность и политика связываются между собой. Другой вопрос, что понимание источника и содержание Духовной власти тема настолько сложная, что ее далеко не каждый священник раскроет, не говоря о специалистах не имеющих духовного образования. Равно как и тему, отражающую понимание земной власти нужно раскрывать именно с юридической точки зрения. И желательно с предисторией. Там как раз происходит их пересечение.
АлександрГ.18 октября 2019, 19:15
И по-другому человек жить не может. Но проблема в том, что сегодня уже сама нравственность стала объектом политики. Это и есть процесс апостасии. О Церкви. Что является источником нравственности? Вера. Кто является хранительницей Веры? Правильно, Церковь. Так должна она защищать нравственность? На мой взгляд должна. Другой вопрос, что в нашей истории Церковь со времен Петра 1-го как-то отодвигали в сторону. Но это уже отдельная тема. А что нам говорят пророки Иеремея и Исайя об обязанностях пастырей? А там много всего, но основное хранить стадо Божье от волков.
АлександрГ.18 октября 2019, 19:14
Уважаемый, Вадим, а я пишу о том, что нравственность лежит в основе всего. Именно нравственность определяет политический, социальный и экономический ландшафт общества. Давайте мы просто взглянем на содержание книги "Государь" Н. Макиавелли. Там о чем? А все о том же, что в основе успешной политики по мнению автора лежит антинравственность. Нравственность, но со знаком анти. А мы с Вами спорим о том, что в принципе споры не вызывало, даже полтора столетия назад. Не говоря уже о двух, трех веках до этого. Наши предки были не глупыми людьми. Они очень хорошо понимали, что человек делает то, что он считает правильным, а правильно то, что таковым считается таковым в сетке ценностных координат.
Вадим К. продолжение18 октября 2019, 12:56
Церковь. Цель приблизить пусть и не полностью Царство Божие на земле - это великий соблазн для нее, по крайней мере в наше время. Конечно, это не означает, что она не должна возвышать своего голоса в защиту прав своих чад, но и только. Если есть кто во власти православный человек, пусть он старается исполнять свои обязанности согласно Евангелию, и если дана ему свобода полномочий, пусть использует ее для душевного блага как можно большего числа граждан и так спасает свою душу. И довольно. Мир погибнет, мы это знаем. Так чего питать надежды, что Церковь сможет ему в этом помешать, и потому бросаться в гущу его борьбы? Нам от Бога таких сил не дано.
Вадим К.18 октября 2019, 12:32
Я о том, Александр, что активной политической позицией Церкви человечество не приблизится к Царству Божиему ни на шаг. Это скорее закончится для нее большими скорбями и не нам ли, русским, это знать? Вот я и утверждаю, что есть только один путь к этому приближению и именно он проповедан в Свящ. Писании и этот путь пролегает через нравственное исправление и освящение отдельного человека. Бог ему дал свободу и именно потому Он не ставит задачей исправление всего человечества, т.к. знает и нам открыл, что этого, увы, не произойдет, что люди в большинстве света видеть не хотят. Но Он дает полную возможность к нему идти тем, кто к нему стремится. И для этого, уйдя телом, оставил на земле Свою
Юрченко Илья18 октября 2019, 06:34
Сейчас в Украине забирают Храмы в ПЦУ используя власть, что при этом хотелось бы выяснить в госбюджете Украины нет статьи на строительство Храмов, за 30 лет УПЦ построили и возродили сотни монастырей, тысячи Храмов, построили воскресные школы, хосписы, реабилитационные центры и все это не за счёт госбюджета, поэтому непонятно на основании какого Закона госвласти Украины заняты имущественным вопросом УПЦ? УПЦ просто завидуют, а надо молиться, трудиться и делиться, как делают это в УПЦ когда раздают продовольственные пакеты, деньги, вещи, поэтому Фанар будет отвечать перед Богом за не соборные решения, Господи помилуй, Слава Богу, Слава УПЦ, Слава Руси, Господи прости нас
АлександрГ.17 октября 2019, 16:29
упоминаете фразу и "трости надломленной не переломит". Ведь, что происходило когда к власти приходили язычники или безбожники? А из истории мы знаем, что людей с иным мировоззрением, разделяющих иную систему ценностей просто физически истребляли. Только за их инакость. Не за то, что они сделали, а за то во что они верят. Так вот мы-христиане так поступать не должны. При этом мы должны четко понимать где находится граница, между убеждениями человека и его действиями, способными причинить вред окружающим. Но на данный момент времени, не мы – Православные христиане диктуем в России обществу как жить. На деле, мир вторгается к нам и диктует, что мы-верующие должны делать.
АлександрГ.17 октября 2019, 16:27
Уважаемый, Вадим царство Божие на земле устроить не получится. Поэтому любой кто пытается сманить людей подобными идеями, либо заблуждающийся, либо обманщик. Но приблизиться к нему, здесь на земле можно и нужно. Важен сам вектор устремлений. И делается это через то о чем Вы пишете. Через изменение каждого человека. При этом нужно понимать простую вещь, что кто-то захочет измениться, а кто-то нет. И относиться к этому, как к данности. Это как с разбойниками на кресте, один уверовал, а другой до конца глумился. И именно поэтому построить и не получится, но сие не обозначает, что нам к этому стремиться не нужно. И я пишу именно об этом. ......... При этом, я отдаю отчет в том насколько Вы верно
Вадим К.17 октября 2019, 11:59
Дорогой Александр, так что, выходит неправ был Христос, никуда не вмешиваясь, а надо было бы здесь на земле уже устраивать Царство Божие? А все ли будут согласны и что делать с ними? Это путь войны или же наместника Божия на земле как в Риме, с кострами или без них, но уж точно без Христа, о Котором написано, что Он трости надломанной не переломит и тлеющего льна не угасит. Поступай каждый по заповедям Божиим сам, сам старайся не опаскудиться, стяжи сам мир, вынь свое бревно, а потом учи других, если они тебя конечно станут слушать, и довольно с тебя твоей души, а другие, глядя на тебя, может быть, спасутся за тобой. Для чего нам Евангелие дано? Не для руководства ли еще в этой, земной жизни
АлександрГ.16 октября 2019, 17:26
На деле, слова Господь это жизнь, понимать нужно буквально и дословно.
АлександрГ.16 октября 2019, 17:25
Вадим К.16 октября 2019, 12:04 Прежде, чем до неба доберешься, здесь бы на земле не опаскудиться. А то так ведь можно предстать пред Ним с очень бледным видом. И что ты Богу скажешь: "не я такой, а жизнь така"? Здесь на земле нужно пытаться прожить жизнь по Божьим законам. Понятно, что это запредельно тяжело. Понятно, что это зачастую невозможно в силу каких-то внешних обстоятельств. Но Россия это наша страна, она родилась в Православии.Она рушиться начала, когда начала отходить от него. Здесь мы можем, что-то менять. Понятно, что идеала мы никогда не построим. Он у Бога, но жить в рамках Его заповедей мы можем. И устраивать общественную жизнь в рамках Его законов, мы тоже можем. На деле,
Александр Д.16 октября 2019, 14:55
Архиепископ Макарий президент республики Кипр (на посту 1960-1977)вполне успешный пример.Что скажете?
НН16 октября 2019, 12:37
Алла, Я Вас понимаю,у нас у всех эмоции зашкаливают,когда мы считаем,что кто-то что-то делает не так,не правильно,а тем временем,я-то точно знаю что надо делать и как правильно. Даже на уровне своей семьи или какого-то подразделения в организации или организации мы никогда не добъёмся единомыслия в политических вопросах. Никогда! Что сделал Иисус Христос,когда иудеи хотели сделать Его Царём? Правильно,отказался и удалился. Почему? Всё могло бы быть в Его руках, и Небесная власть,и земная. Но так как Он благ и человеколюбец, Он ВСЕМ остаил свободу выбора, почему-то не усторил поголовной христианизации. Люди за свои деяния на земле отвечают по госзаконам, а на Небе - по Небесным. Каждому-своё.
Вадим К.16 октября 2019, 12:04
Метод Церкви не политическая борьба и требования. Зачем Церковь на земле? А для чего приходил и Христос на землю? Разве Он требовал менять законы или безбожную власть римских императоров? Нет, Он проповедовал покаяние и говорил людям о приблизившемся Царствии, которое не от мира сего. Вот миссия Церкви на земле. Она свидетельствует людям об истинах Божиих и призывает, а не требует, людей следовать им. Никакой безбожный закон не может нас отлучить от любви Христовой, если она у нас есть. Церкви не тягаться с миром, потому что либо он ее сомнет силой, либо, сама взяв меч, потерпит удар им же. Пример Римской Церкви у нас есть, ведь и там хотели, как лучше, а получилось то, что получилось.
НН15 октября 2019, 20:54
АлександрГ:/Так, что РПЦ теперь должна молчать, поскольку Церковь ах-ах не должна вмешиваться в политику?/- РПЦ должна прервать и прервала Евхаристическое общение. А все уговоры, разговоры, заклинания - "глас вопиющего в пустыне". Конечно, украинский томас - чистой воды политика, вот пусть они и дальше играют в эти игры без правил, чести и без Бога, а мы лучше в сторонке постоим, с Богом. "Слово-серебро, а молчание - золото" - как раз тот самый случай, на мой взгляд. Все Церкви всё знают и понимают, так что нечего метать бисер. Один раз высказались по этому поводу - и хватит понапрасну бить себя кулаком в грудь, доказывать свою правоту. Не докажем, а ещё мы и раскольниками окажемся.
Андрей Юрьевич15 октября 2019, 19:54
Полностью согласен с читателем Александром Калашниковым: "Все очень правильно сказано. Храни, Господи, батюшек наших!" Точно подмечено))) Все разномнения в Церкви, если это не относится к Символу веры, имеют право на существование!
Илья15 октября 2019, 19:15
Участие Церкви в политике жизненно необходимо. Но оно должно осуществляться через мирян, и иметь своей целью не борьбу за власть, а христианское решение актуальных общественных проблем. Для этого уже создавались инструменты, такие как Межфракционная депутатская группа. Но все мы понимаем, что серьезные решения принимаются не в парламенте. Поэтому нужно и дальше работать с политиками, как это и делала Церковь испокон веков, а православным нужно знать православных политиков и поддерживать их там, где это возможно. И было бы неплохо, если бы был официально оглашен список актуальных политических требований Церкви (сейчас это вывод абортов из ОМС, и ряд других).
АлександрГ.15 октября 2019, 17:26
Следующий пример. Элладская Церковь буквально на днях признала украинских раскольников. Те кто следил, знают, что воздействие на Элладскую Церковь было оказано, как со стороны Фанара, так и со стороны наших американских "партнеров". А до этого эти же самые "партнеры" усиленно прокачивали эту идею в самой Украине. Они особо это даже и не скрывали. Это политика или нет? Безусловно, со стороны американцев это чистейшей воды политика, равно как и со стороны уже бывшего президента Украины Порошенко. Так, что РПЦ теперь должна молчать, поскольку Церковь ах-ах не должна вмешиваться в политику? На мой взгляд нет, Церковь должна отстаивать свою позицию, кто и что по этому поводу ни говорил.
АлександрГ.15 октября 2019, 17:17
Тема абортов, это политика или нравственность? На деле это социальная политика государства, отражающая нравственную позицию общества в целом или определенной его части. Должна Церковь высказывать свое мнение? Наверное да, должна. Как прореагирует определенная часть общества? Да как обычно, поднимется дежурный крик, что Церковь снова лезет в политику. Затем, внутри этого крика родится идея поднять вопрос внутри самой Церкви, а должна ли Церковь лезть в политику?
НН15 октября 2019, 16:53
АлександрГ:/Иначе возникает вопрос:"а зачем Церковь здесь на земле?"/- У кого? У Вас? Не верю,простите.В советское время таких вопросов не возникало, ВЕРУЮЩИЕ люди точно знали, что Церковь-Дом Божий на земле и ходят туда искать ответы на ДУХОВНЫЕ вопросы(и на житейскик тоже,но они были вторичны),помолиться соборно,исповедоваться и Причаститься.Ходить на выборы или нет;одобрять ввод войск или их вывод откуда-то;участвовать ли в строительстве БАМа плотин и др и тп-это ЛИЧНОЕ дело каждого конкретного человека,к его вере в Бога не имеет никакого отношения.Отдавали "Богу Богово,а кесарю-кесарево"-и довольно. Жили по принципу: Поближе к кухне,подальше от начальства. И правильно делали, целее были.
Алла15 октября 2019, 16:01
НН, дискредитировать себя в глазах безбожников или тех, кто называют себя христианами и под этим видом продвигают явно не христианские вещи? А я не хочу, чтобы у Церкви была хорошая репутация в их глазах. Они-то все мечтают, что Церковь не будет никуда и никогда вмешиваться, но незачем давать им такого удовольствия.
Павел15 октября 2019, 13:36
Иоанна, политика - это не только борьба за власть в чистом виде, но и законотворчество. Митр. Иларион выступил против многожёнства - и правильно выступил. Патриарх выступил против финансирования абортов из госбюджета - и тоже правильно выступил. И про обоих говорят, что лезут церковники в политику. Так и есть. Будут разрешать однополые браки, понижать "возраст сексуального согласия" - и обсуждать соответвенные законопроекты. Если при этом Церковь чётко не скажет, что все политики, имеющие отношение к этой деятельности, ОТЛУЧЕНЫ ОТ ЦЕРКВИ, то со стороны Церкви это быдет предательство своей паствы. Паства сейчас, как никогда, нуждается в духовной оценке политических явлений.
НН15 октября 2019, 11:22
Алла, на вашу цитату найдётся много других и за, и против. Но относятся они не к Церкви, а к миру. Например, есть такая:"Нас погубят - политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы." • Ганди Махатма К. - Зачем Церкви заниматься политикой без принципов? Участвовать в игре без правил? Дискретитировать себя в глазах общества? Наше дело - молитва, жертвенность, любовь и дела во Имя Христа. Опять соглашусь с Иоанной. И даже если государство примет закон о многоженстве (вдруг мусульмане "продавят" его в силу своего многолюдства)- дело христиан не следовать ему, по моральным соображениям.
АлександрГ.15 октября 2019, 10:04
Не получится. Церковь все-таки на земле "стоит". И обязана здесь на земле отражать в себе то, что на небе и транслировать это в мир. Проблема для верующих возникает тогда, когда мир побеждает в церкви. А такие случаи происходят сплошь и рядом. Кроме того, нужно понимать, что абсолютно любое политическое, социальное, экономическое решение имеет духовное измерение и коренится именно в области Духа. Сие, конечно же не означает, что священник подобрав рясу должен лезть на трибуну и командовать депутатами. Но учитывать все эти факторы нужно. Иначе возникает вопрос: "а зачем Церковь здесь на земле?".
Иоанна_ 15 октября 2019, 09:06
Павел, вот как раз митрополит Иларион возвысил голос против извращения, каковым, по мнению христиан, является многожёнство (см. Новости). Неужели следует считать это заявление политическим?
Алла15 октября 2019, 03:24
Ты можешь не заниматься политикой. Но будь уверен, политика тобой займётся непременно.
НН14 октября 2019, 18:07
/корень многих бед,постигших русский народ в XX веке,заключается в том,что мы «религиозно-нравственный идеал подменили политическим».То есть увлеклись построением «правильного» общественно-политического строя,вместо того чтобы озаботиться воспитанием сердец в евангельском духе./- Золотые слова! Чем дальше Церковь в лице иерархов и священников от политики-тем она здоровее.Согласна с Иоанной, очень немногие могут не соблазниться близостью с властью.Власть сначала поможет храм построить и тд,а потом попросит обеспечить голоса на выборах или кого-то с кем-то обвенчать при закрытых дверях.Или что-то другое,противное христианскому духу,но выгодное плитически.Пусть каждый занимается своим делом.
Павел14 октября 2019, 15:25
Странно, что ни один священник не сказал о том, что политические процессы сами по себе могут быть не нейтральными духовно, как например легализация извращений. Поэтому ясно, что обязанность Церкви - во всейслышание говорить о том, какие законы сообразны закону Божию, а какие нет. Причем стоит только кому-то из пастырей возвысить голос на эту тему - хотящие заткнуть оного сразу обвиняют его в политической деятельности.
Иоанна_ 14 октября 2019, 10:36
Всё правильно. Принимая во внимание то, что чинопочитание в крови у русского человека, слишком тесное общение с сильными мира сего становится для некоторых наших батюшек и архиереев (непосильным) искушением. Разделяю мнение владыки Амвросия, что Церкви лучше держаться как можно дальше от политики.
Александр Калашников14 октября 2019, 07:10
Все очень правильно сказано. Храни, Господи, батюшек наших!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×