ТОЛКОВАНИЕ ПАРЕМИИ НА ПРАЗДНИК НЕРУКОТВОРНОГО СПАСА
Второзаконие (IV, 1, 6—7, 9—15)
Cказал Моисей к людям: Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я [сегодня] научаю вас исполнять, дабы вы были живы [и размножились], и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам [в наследие]; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих, — о том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хориве, [в день собрания,] и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих. Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам [на горе] из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас; и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею. Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня.
В этой паремии мы слышим призыв Моисея хранить в жизни данные Богом законы. От того, как они будут исполняться на деле, в жизни не только современников Моисея, но и среди всех поколений избранного народа, зависит судьба всех людей. Избрание народа, величие его среди окружающих племен и народов в прямой зависимости от сохранения заповедей Божиих, от верности Богу. Народ, хранящий эту верность, будет опытно знать, что близко Господь, что Он слышит молитвы и исполняет прошения (чего не имеют другие народы, кланяющиеся истуканам). Моисей подчеркивает необходимость внимания и заботы о душе ("вонми себе... и снабди душу твою"). Говорит он это очевидцам синайского общения народа с Богом, в котором сам он был представителем, предстателем за свой народ. Моисей призывал участников этого момента и их детей всегда помнить о нем как о чуде, благоговеть перед Богом и передавать этот опыт Богообщения в род и потомство. Что напоминал Моисей своими призывами? Тот день, когда Бог повелел всем собраться в Хориве. Это место было уже частью Синая. Зачем всем надо было собираться, если Моисей один поднялся на вершину, чтобы говорить с Богом? Чтобы народ испытал страх перед Богом. Страх перед Его могуществом, величием, силой и славой. Пока еще рабский страх, удерживающий от разгула страстей, обуздывающий и хранящий от всякого беззакония.
Народ, собравшийся вокруг указанного места, видел гору в огне, вершина которой скрывалась во тьме, закрытая вихрем. Народ слышал голос Божий и трепетал. Видеть же Бога не мог никто, кроме Моисея, но и ему не дано было видеть лицо Бога во всей славе, чтобы остаться живым. Вероятно, Моисей видел Бога в человеческом образе. Его это не смущало, так как он умел благоговеть перед Богом, а народ мог легко снова уклониться в идолопоклонство, не имея сил преодолеть общие с окружающими народами представления о Боге. Завет, о котором говорил Моисей, — это десять заповедей, исполняя которые народ будет иметь право называться народом Божиим.
Эта паремия читается в праздник Нерукотворного Спаса для того, чтобы напомнить всем верующим о том, что явлением в мир Спасителя все получили возможность видеть Его человеческий лик.
В Ветхом Завете лишь Моисею дано было видеть Сына Божия в человеческом образе, в Новом — всем верующим. Откровением Божественной тайны ("Бог во плоти явися") человек огражден от опасности обожествлять природу или творение рук своих и потому может кланяться изображению Богочеловека на иконе, возводя ум к Первообразу.
|