"Се же все сдеяся грех ради наших"
Лаврентьевская летопись, XIV в.
В 90-х годах Россия завершила один период своего
исторического существования и начала другой. Чувство этого дано
почти каждому. Но какие более разумные аргументы есть у нас, чтобы
утверждать о конце одной эпохи и начале другой ? Здесь не обойтись
без обсуждения смысла закончившегося периода коммунистического правления.
Только осознание этого смысла, принципа единства этого периода времени
позволяет увидеть в текущей эмпирии действительности четкие грани
времен и сроков.
Кому принадлежит авторитет в определении этих периодов
истории ? Ближайшим образом, конечно, тем, для кого изучение истории
является профессиональным занятием. Однако, подход историка к изучаемым
событиям всегда опосредован определенной философией истории. В зависимости
от "исповедуемой" философии истории одни и те же исторические сумерки
могут истолковываться и как рассвет, и как закат... Переживаемое
Россией последнее десятилетие в зависимости от общемировоззренческой
ориентации можно истолковывать и как простое следствие развала СССР,
- и тогда перед нами встает мучительный вопрос: а остались ли еще
в России после 1991 года какие-то духовные и материальные скрепы,
способные удержать от дальнейшего развала и саму Россию? Но можно
понять и как драматическую попытку стать "цивилизованным государством",
- хотя целесообразность и оправданность этого стремления достаточно
сомнительна: а так ли уж нужно стремиться "варварской" будто бы,
России в семью так называемых "цивилизованных государств"? Где та
авторитетная инстанция, которая выберет единственно правильную философию
истории и вынесет окончательное суждение и о прошедшем периоде,
и о смысле настоящего ?
К счастью для России, она имеет такую авторитетную
инстанцию в лице Православной Церкви. Церковь, как богочеловеческий
организм, как хранительница благодатного Света, просвещающего и
сердце, и ум человека, имеет возможность соотнести все историческое
с нормами Абсолютной Истины, явленной в ней. И хотя уяснение деталей
исторического процесса, как и разработка целостной философии истории
остаются для церковной мысли не менее трудной задачей, чем для секулярной
науки, все же рассмотрение истории в свете церковного опыта истины
позволяет увидеть главное, ноуменальное в изучаемой исторической
эмпирии, позволяет подвести итог прошедшему, увидеть его, так сказать,
sub specie aeternitatis.
Историческая действительность сложна и многообразна.
Так и 70-летняя история советского режима имеет много сторон, может
изучаться в разных аспектах. Здесь было все: и успехи индустриализации,
и победа в Великой Отечественной Войне, и мощная советская наука,
обеспечившая создание стратегических ядерных сил, выход в космос;
были здесь определенные успехи и в социальной политике, образовании,
здравоохранении. Но была и гражданская война, как война со своим
народом, отнюдь не закончившаяся с победой "красных" над "белыми",
был рабский труд и миллионные жертвоприношения ГУЛАГ'а, постоянно
низкий жизненный уровень трудящихся масс, органическая неспособность
власти, связанной догмами своего учения, решать экономические и
национальные проблемы, агрессивная внешняя политика, вдохновляемая
утопией коммунистического учения, и устойчивое воспроизводство паразитирующего
на своем народе класса партийной номенклатуры, которая, в конце
концов, и погубила СССР. Есть множество pro и contra советского
образа жизни, чем же мерить, что является здесь главным ? Если оценивать
советский период по успехам техники и науки, - точнее, естественных
наук, - то тут было много значительного, истинный масштаб которого
мы смогли по-настоящему оценить только сегодня, на фоне перестроечного
развала всех сфер экономической и культурной жизни. Но если оценивать
с нравственной точки зрения советскую действительность, то нужно
со всей прямотой заявить: действительность эта была глубоко безнравственной.
"Ну, это вряд ли, - возразит нам какой-нибудь престарелый
сторонник сегодняшней КПРФ, - уж, конечно, советская жизнь была
нравственней, чем та, которую устроили сегодняшние "демократы".
Посмотрите, что делается: проституция, наркомания, убийства среди
бела дня ! Неприкрытая пропаганда насилия и разврата на телевизионном
экране ! Разве что-то подобное можно было найти в СССР ?" И он будет
по-своему прав. Обвальная коммерциализация нашей жизни, эта вожделенная
свобода "дикого капитализма" привели к серьезной моральной деградации
общества. Современная жизнь России во многом контролируется и направляется
мафиозными группами, навязывающими обществу свое понимание экономики,
политики, культуры и морали. Это невозможно отрицать. И тем не менее...
У Церкви есть свое понимание нравственности. Ядром
этого понимания является отношение к Богу. Это звучит несколько
абстрактно, попытаемся это объяснить. У человека есть потребность
веры, потребность веры в Истину. Независимо от того верующий человек
или нет, эта фундаментальная антропологическая характеристика определяет
жизнь любого человека. В силу безграничности свободы, дарованной
Богом, человек не может без веры, он должен эту свою свободу на
что-то "замкнуть", он способен умирить свое метафизическое беспокойство
только "вписавшись" в некоторый мировоззренческий "проект". Это
не исключает того, что человек может и не найти своего "проекта",
своей веры. Но тогда он обречен на в высшей степени тревожное состояние
безосновности, случайности своего существования, на переживание
духовной "заброшенности"
Коммунистическая идеология эксплуатировала эту фундаментальную
человеческую потребность. Эксплуатировала в том смысле, что беззастенчиво
использовала ее для своих корыстных целей. Коммунистическая идеология
есть идеология атеистическая, она не дает и не может дать этой фундаментальной
человеческой потребности удовлетворения: Бога, Истину с большой
буквы. На место веры в Бога она поставила так называемую "веру в
светлое будущее". И огромные массы людей действительно верили в
это!.. Точнее говоря, все, кто активно сопротивлялся насаждению
этой веры, были в той или иной степени репрессированы, запуганы,
уничтожены физически или морально. Остальные верили в вождей как
в Бога !.. В обществе утвердилось своеобразное "коммунистическое
благочестие": какие-либо сомнения в "святости" вождей, насмешки
над их слабостями, анекдоты были не просто неуместны, а "нечестивы"
с точки зрения господствующей идеологии. И хотя последняя господствовала
во многом благодаря "поддержке" вездесущих карательных органов советского
государства, тем не менее у этой идеологии была своя последовательная
логика, делавшая ее реальной духовной скрепой советской жизни. "Партия
есть ум, честь и совесть нашей эпохи", - определяла себя коммунистическая
власть словами Ленина. Но совесть, на самом деле, есть голос Божий
в человеческой душе. Этим знаменитым лозунгом коммунистическая партократия
открыто признавала, что ставит себя на место Бога. Эксплуатируя
человеческую потребность веры, коммунисты вместо Бога давали человеку...
вождей, вместо хлеба богооткровенного учения - камень идеологических
догм. Коммунистическая идеология была идеологией человекобожества.
осатанелого самообожествления человека. И лишь немногие в советском
обществе, приближаясь к "Олимпу" правящей партократии с изумлением
обнаруживали, что за благообразными, иконоподобными "ликами" коммунистических
радетелей о трудовом народе скрывались преступные, хамские и развратные
физиономии Сталиных, Хрущевых, Брежневых и т.д. Коммунистическая
идеология была идолатрией, поклонением идолам и именно в этом состоит
глубокая безнравственность этого учения и жизни, основанной на нем.
Говоря об идолатрии, мы обычно представляем себе
изваяния из камня, дерева и металла, которым приносятся различные
жертвы. Но идол - это не обязательно истукан. Идолатрией является
поклонение любой твари вместо Творца, и может быть, наиболее страшным
видом идолатрии, заставляющим сравнивать ее уже со временами антихриста,
является поклонение человеку. Весь соблазн в том, что человек, сотворенный
по образу Божьему, являющийся венцом Творения, может настолько опьяняться
безграничностью своей свободы и творческих потенций, что забывает
то, что и он имеет свою жизнь не от себя, а от Бога, что и он тварь
и, причем, тварь падшая.
На глубочайший запрос человеческого сердца, на тот
пьедестал, где душа человеческая ищет Истину и Святыню, коммунисты
водрузили свои "святыни": своих вождей, во всей "красе" грешной
человеческой природы, помноженной на бесноватость агрессивного безбожия.
В этом и состоит безнравственность идолатрии: осквернение высшей
жажды человеческого сердца, жажды Истины, Любви и Красоты. Истина
с большой буквы просвещает и животворит, ибо питает "сердце", ту
духовную сердцевину человеческого естества, от которой зависит жизнь
всего человека, и которая не может быть удовлетворена ничем, кроме
Святыни Божества. Поэтому в людях, приобщающихся к ней, в христианских
святых, в благодатных "батюшках" и мирянах Православия в той или
иной степени воплощается эта полнота жизни, радости и истинной красоты.
Святые лучатся этой преизобилующей в них жизнью и просвещают этим
"Светом невечерним" все вокруг: "Радость моя, Христос воскресе!
-встречает преподобный Серафим Саровский приходящих к нему для беседы.
И обратно, поклонение идолам, служение им, тем более неистовое,
чем все более опознается их онтологическое бесплодие и самозванство.
"Люди могут ошибаться, но партия - никогда! Партия, Сталин во всем
разберутся!" - твердили фанатичные коммунисты, попадая на ГУЛАГ.
Все это так и оставляет сердце человека неудовлетворенным, "несытым",
И что-то как бы смерзается в сердцевине человека, и жизненность
его как бы сосредотачивается лишь во внешних, поверхностных слоях
его существа... Человек превращается в своеобразного зомби', он
жив, движимый некоторой волей, но как бы не своей, а сторонней.
И это заметней тем больше, чем эта воля сильнее...
Именно христианские новомученики советского периода
истории России высветили для нас ту глубинную, коренную безнравственность
коммунистической идеологии и власти, как одного из худших видов
идолатрии. Мученичеством своим они еще раз засвидетельствовали перед
всеми людьми истинность христианства, как религии спасения и подвижничества,
силою Божией преодолевающего все препятствия, все страхи, саму смерть.
И этим же своим мученическим подвигом осветили они все вокруг себя,
всех своих преследователей и палачей, выявили суть происходящего.
Ведь все эти "антисоветские заговоры", "подпольные организации"
и "связь с мировой буржуазией", за которые судили верующих все это
было бредом и выдумками советской карательной системы, которой необходимо
было как-то "легитимировать" собственную беспощадную борьбу за власть
в терминах марксистско-ленинского "дискурса". На самом деле, христиане,
- а православные, в особенности, в своей массе всегда были народом
послушным, считающим смирение одной из высших добродетелей. Тем
более поражает воображение, заставляет вспоминать о худших сторонах
средневековья та жестокость, с которой преследовали и мучили христиан:
вырезали на теле кресты, закапывали живьем, варили живых людей в
котлах, "причащали" оловом... Чем же объясняется подобная жестокость?
На самом деле, судили и истязали за то, что христиане смели в атмосфере
торжествующей коммунистической идолатрии исповедывать какого-то
другого, своего Бога, хранить Ему верность, и отказывались поклоняться
советским идолам - вождям. Речь шла здесь, как и для первомученников
времен Римской империи, как и всегда для христиан, не просто о лояльности
власти, а об Истине, об истинном Боге и поклонении Ему. В некоторых
свидетельствах о новомучениках эта. религиозно-метафизическая сторона
происходящего выступает в ослепительно ярком свете. Вот что пишет
свидетель расстрела 60 священников в июле 1933 года на Качугско-Нижнеудинском
тракте: "Из числа палачей, кто-то спрашивал по очереди становившихся
около ямы священников: "Вы последний свой дух совершаете, говори,
есть Бог, или нет?" Ответ святых мучеников был твердый и уверенный:
"Да, есть Бог!" Раздался первый выстрел. У нас, сидящих в палатках,
сердца бились... Раздался второй, третий выстрел и т.д. Священников
по очереди подводили к яме, стоявшие около ямы палачи каждого священника
спрашивали - есть ли Бог ? Ответ был один: да, есть Бог ! Мы живые
свидетели видели своими глазами и слышали своими ушами, как люди
перед смертью исповедовали веру в Бога"
Христианские новомученики России своим подвигом
высветили для нас эту центральную истину советской истории: коммунистическая
власть была властью, боровшейся с Богом. Эту истину о революционных
партиях России христиане понимали задолго до 1917 года. После Первой
русской революции 1905 года это понимание стало проникать и в умы
лучших представителей интеллигенции, после долгих и бесплодных мировоззренческих
блужданий возвращавшихся к христианским истокам русской культуры
("Вехи"). Однако, ядовитая и лукавая коммунистическая демагогия
прельстила многих, порой, даже, и не самых худших. Народническая
составляющая коммунистической идеологии умело эксплуатировала все:
и соборные традиции русского народа, и реальные недостатки русской
монархии, и стихийное толстовство русской интеллигенции. Коммунистическая
власть старательно гримировалась под образ защитницы трудового народа,
наследника всего гуманного и прогрессивного, что было в русской
истории... И нужна была кровь новомучеников, брызнувшая на парадные
мундиры самозванной власти, чтобы вскрылась перед всем миром правда:
большевистская власть была борьбой с Живым Богом ! Ибо при всех
своих успехах очень трудно было этой власти идти против "Божьего
рожна". Нужно было как-то "вынуть" из человека его совесть и заменить
ее партийными постановлениями, резолюциями, мнениями... Нужно было
"выковать нового человека", очень напоминавшего тех "чугунков" советских
вождей, которые обильно усеяли землю России в советский период ее
истории...
Именно христианские новомученики в подвиге своем
еще и еще раз явили России и всему миру, что есть истинная жизнь,
что есть Истина и истинный Бог. Новомученики явили в себе тот Божественный
Свет, который единственно дает возможность истинного понимания происходящего.
Это был и определенный суд над миром и историей. "Суд же состоит
в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели
свет, потому что дела их были злы; ибо всякий делающий злое ненавидит
свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что
они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела
его, потому что они в Боге соделаны" (Иоан. 3,19-21). И поэтому
прославление новомучеников есть не только долг и торжество внутрицерковной
жизни Православия, но и необходимый акт соборной общественной жизни
России. Прославление новомучеников, обращение к их светлой памяти
просветляет всю нашу жизнь, помогает пониманию происходящего, зовет
к изменению нашей сегодняшней жизни.
Особое место занимает долго ожидаемое большинством
православных России прославление царственных мучеников: государя-императора
Николая Александровича, наследника царевича Алексея, императрицы
Александры Федоровны, дочерей царской четы: Марии, Ольги, Татьяны,
Анастасии. Низвержение царской власти в 1917 году было свержением
богопомазанной исторической власти России. В этом свержении, как
и в последовавшем через год убийстве царской семьи, как и при отцеубийстве,
было совершено преступление не только против человека, против носителя
этой власти, но и преступление против Бога, Которым благословлялась
эта власть. Преступление это было совершено безбожной коммунистической
властью по прямому указанию ее вождей. Однако, возможным это беззаконие
стало из-за попустительства всего народа, впадшего под влиянием
революционной пропаганды в духовное беспамятство. При всем честном
народе царь-отец этого народа был сначала самозвано низложен, потом
арестован и, наконец, зверски умерщвлен со всей своей семьей. Сам
царь и вся его семья встретили это испытание с истинным христианским
смирением: не проклиная, а молясь за своих мучителей, за свой впадший
в революционное искушение народ, стараясь по мере возможности вразумить
его и отрезвить.
Царская власть всегда была тяжелейшим крестом, выпадающим
на долю человека. Именно так всегда понимало царскую власть русское
самосознание, и именно поэтому всегда молился русский народ о благодатной
помощи царю свыше. Император Николай II вместе со всей своей семьей
подвижнически нес этот крест, вплоть до самого конца - насильственной
смерти от самозванной, преступной и безбожной власти. Прославление
царственных мучеников есть одновременно и акт покаяния народа, есть
важнейший акт отрезвления и духовного выздоровления России. Прославление
царственных мучеников есть всенародное разъяснение апостольской
формулы: "Несть бо власть, аще не от Бога !" (Рим. 13,1). Не в том
смысле, как иногда неправильно истолковывают это, что любая власть
от Бога, а в том, что даже и ниспровергнутая, законная богопомазанная
власть восстает из мертвых славой христианских мученников, а самозванная
и безбожная, даже и в торжестве своем трепещет, предчувствуя возмездие,
и вскоре рассеивается как дым, оставляя после себя только разрушения,
горечь и позор в памяти народной... Прославление царственных мучеников
есть акт умудрения народа, есть осознание народом божественной природы
власти, "дела священного и страшного", есть новое напоминание всем
утопистам и самозванцам: "Несть бо власть, аще не от Бога ! ".
Хочется надеяться, что прославление новомучеников
займет достойное место в деяниях Архиерейского Собора приближающегося
юбилейного 2000 года. Да раздастся над просторами всей России мудрый
и авторитетный голос Русской Православной Церкви, голос соборного
сердца русского народа ! Голос, зовущий к очищению покаянием, к
мужеству веры, и с Божьей помощью, к новому историческому творчеству!
В.Н.Катасонов, доктор философских наук
10/01/2000
Смотри также:
Встреча с православием :: Святые и мученики
Ссылки по теме:
|