Православие.Ru

Русский Дом
ПРАВОСЛАВИЕ.RU

   
 Rambler's Top100

РУССКИЙ ДОМ № 7,  2001

НЕПОСТИЖИМАЯ ТАЙНА

Что такое талант? Отвечать на такой вопрос люди пробуют тысячи лет.

Но талант - какое-то удивительное, ускользающее, избегающее определенности явление. Такое ускользающее, что никому тысячи лет не удается вполне четкий, однозначный, как теперь выражаются, ответ.

И невольно напрашивается вопрос на вопрос: да надо ли отвечать? Тайна есть тайна. А тайна, на мой взгляд, категория Божественная. Все ли тайны следует открывать человеку, не лучше ли оставить хоть чуточку на "потом"?

Есть слово "дар", а к нему есть прилагательное. Дар Божий. Вот и дело, казалось бы, с концом...

Быть может, мои читатели накинутся сейчас на философские словари в поисках ответа на наш вопрос. Не ищите определения слову "талант" у Брокгауза, в превосходной энциклопедии, около этого слова одна сплошная торговля, а составитель отошлет вас к слову "гений" (но ведь мы-то говорим не о слове "гений", а о слове "талант"). Отыскивая определенный ответ на вопрос, что такое талант, вы обязательно наткнетесь на слово "талмуд" и запутаетесь в определениях. Мне скажут, что так же написано и у Даля, обвинив в очередной раз в антисемитизме. Так и у Даля, спорю, так да не совсем так. Почитайте и сами увидите, каково народное (далевское) определение этому таинственному явлению. Можно лишь по тысячам пословиц и поговорок понять, что значит талант (талан). Именно так - талан! Так и говаривала о девичестве и жизни семейной Мария Ерахина, моя землячка из Тигинской волости Вологодской области:

Не скажу, чтобы я
        красавица,
А талан дак был, люди
        славили.

Русское народное представление о таланте как о природной даровитости обусловлено прежде всего нравственной стороной дела: "люди славили"... Быть женщиной тоже, оказывается, был нужен талант, как он был нужен быть мужчиной. Лишь деткам талант был не обязателен...

А разве не так? Художественный образ в книге "Лад" я называю "рожденным неповторимым".

Для того и понадобились древним грекам девять муз, чтобы разбираться в образах. Иное дело, что некоторым талантам были покорны одновременно две, а то три-четыре музы, как это случилось, например, с Микеланджело. Не к тому говорю, чтоб сравнить талант Владимира Александровича Игошева с талантом великого флорентийца, нет (надеюсь быть правильно понятым). А почему бы и не сравнить? Ведь есть же у них нечто общее, например, талант и совесть? Можно по-разному держать мастихин и палитру, но талант есть талант. Корни его у того и другого уходят в народную толщу. Нравственная народная стихия одинаково присуща всем подлинным, а не фальшивым художникам. Даже сумасшедшему Врубелю и эстетическому шалуну Пикассо нельзя было обойтись без этой стихии. В ослепительных полотнах Сарьяна мы слышим древние армянские напевы, в сарьяновских красках чуется экономная народная мудрость. Неподлинным художникам высокая народная нравственность, присущая в той или иной степени каждому народу, часто просто не нужна или противоречит ему.

    При суете мелькавших жизни дней
Нередко забываем мы друзей.
Когда трудов кончается стезя,
Нам чаще вспоминаются друзья.
Порыв дерзаний в сердце молодом
Мы оставляем часто на потом.
Проходит жизнь, и весны отшумели,
И видим мы, как много не успели...
И в мыслях неустанно мы твердим,
Что мало дней осталось впереди.
Себя мы утешаем, как и прежде,
Загадочным и сладким сном надежды.

- Владимир Александрович Игошев

 

В проспекте для выставки, проходившей недавно в московском "Новом Манеже", скороговоркой упоминаются августовские события. Автор проспекта говорит, что Владимир Александрович Игошев стал последним по счету народным художником разрушенного Союза. Александра Шатских намекает на то, что по возрасту и заслугам в живописи В.А. Игошев все еще лишен академического звания. Спросим и мы: чем объяснить такой феномен? Художника В.А. Игошева знают по всему белому свету, его работы во многих музеях и частных собраниях Европы и Азии. Ценят его в Японии и в других азиатских государствах. На полотнах Игошева Греция, Турция, Египет. А сколько их, этих полотен, в отечественных музеях?

Дорога, пройденная художником почти за восемь десятков лет, поистине долга и трудна. Образы, созданные в пути по этой нелегкой дороге жизни, прекрасны. Особенно вдохновенно рождались они в поездках по российскому Северу, например, в Ханты-Мансийский округ. Взгляните на "Наташу Папуеву" (1992 г.). Или на ту девочку, что в окружении чаек и белоснежных лаек в картине "На краю России" задумчиво глядит в безбрежное пространство. Картина создана в 1991 году, в семидесятилетнем возрасте. Тогда в стране стоял оглушительный "демократический" гвалт и уже начиналась кое-где стрельба. Тогда многие только и думали о перестройке (в свою пользу, разумеется, а не в пользу России). А художник В.А. Игошев создавал философский шедевр, в котором человек чист и безгрешен и окружающая его природа одинаково благосклонна для всех живых существ. Чиста она, эта природа, вместе с человеком самодостаточна и щедра.

Портретная и пейзажная живопись В.А. Игошева одухотворены в равной мере, они как бы одно и то же. Рыбаки и охотники всех возрастов и разнообразных характеров так слиты, так неразрывны с природой и друг с другом, что при нынешних темпах цивилизаторских перестроек люди, запечатленные игошевской кистью, будут казаться через несколько лет людьми из другого, поистине "райского" мира! Не осознанная человечеством угроза апокалипсиса ощущается лишь после того, как поближе познакомишься с этими северными художественными образами.

Кто водит рукой художника, когда он нежно, еле заметно касается крохотной частицы ультрамарина, едва выдавленного из тюбика? Почему потребовался как раз этот легкий, огненный мазок пронзительного кобальта именно в этой, а не в иной плоскости холста, именно в этом, а не в ином красочном соседстве?

Если выразиться по-старинному, тайна сия велика есть... Не будем и мы касаться таких, прямо скажем, Божественных тайн.

Взгляните хотя бы на графический портрет оленевода (1980 г.). Он выглядит, как русский крестьянин, хотя он вовсе и не русский. Бесконечное терпение и непоколебимое мужество в его облике. Или взять портрет матери художника Ольги Филипповны Игошевой (1972 г.). Она такая же, как и моя, например, мать, хотя и не моя мать...

Не так уж трудно убедиться, что существует тут действительно какая-то непостижимая тайна.

Василий Иванович Белов,
писатель
Rambler's Top100 TopList
<< НАЗАД НА ПРАВОСЛАВИЕ.RU