МЫ - ИЗ ОДНОГО ОТРЯДА
Памяти Евгения Александровича Григорьева
Без сомнения, многие светские учебные заведения из года в год, сами того не желая, "куют кадры" для Православной Церкви. Среди их, безусловно, филфак МГУ, Литературный институт и, пожалуй, ВГИК. Выпускники института кинематографии, ставшие священниками или работающими при храме, в духовных училищах, по-разному оценивают годы своего соприкосновения с иллюзией кино.
В 1982 году вышла на диплом очередная мастерская сценарного факультета ВГИКа - всего восемь человек. Вскоре один из ребят уехал в Псково-Печерский монастырь, став послушником, - весьма серьезный поступок для того времени. Посвятив себя Богу, он всегда помнил о своем институтском учителе, не терял с ним связи, уже будучи монахом. Они были по-мужски крепко дружны. Пути учителя - Евгения Александровича ГРИГОРЬЕВА и ученика, ныне - архимандрита Тихона (ШЕВКУНОВА) часто пересекались в Москве, в тиши стен Сретенского монастыря...
- У меня осталось самое благодарное воспоминание о Евгении Александровиче, - вспоминает о. Тихон. - И во время учебы во ВГИКе, и после. У нас был небольшой, но очень дружный класс - Андрей Дмитриев, Владимир Щербинин (он сейчас работает в нашем монастыре), Владимир Карев, Иван Лощилин, Карина Веридян... Евгений Александрович все силы и энергию отдавал нам. Мы ему бесконечно благодарны за все, что он сделал для нас.
После института я практически сразу попал в монастырь, но нужно было отработать два года студийной практики. Приходилось часто возвращаться в Москву. В то время я часто встречался с Евгением Александровичем. Когда я окончательно пришел в монастырь, наши встречи стали реже, но я всегда помнил и молился о нем. Потом я оказался на послушании в Москве, и мы с ним несколько раз виделись... Он с уважением и пониманием отнесся к выбранному мною пути, многим интересовался, мы часто перезванивались. В последние годы мы виделись реже... Евгений Александрович приезжал к нам в Сретенский монастырь. Несколько лет назад он крестился, очень серьезно подошел к этому поступку в своей жизни. Как-то мы снова созвонились, долго говорили, собирались поехать в скит нашего монастыря в Рязанской области, пожить там несколько недель, но не получилось... Через три дня Евгения Александровича не стало. Отпевали его в нашем Сретенском монастыре, отсюда провожали в последний путь. Собрался почти весь наш вгиковский курс, кто был в Москве... Сын Евгения Александровича, Саша Григорьев, работает у нас в монастыре, славный мальчик, очень похож на отца.
Григорьев Евгений Александрович, драматург, лауреат Государственной премии имени братьев Васильевых, лауреат государственных премий СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Родился в 1934 году. По окончании школы работал на стройке, на заводе, учился в Московском государственном экономическом институте. В 1963 году окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская К. Виноградова и А. Соловьева), в 1968-м - Высшие режиссерские курсы. Автор многих киносценариев, по которым были поставлены фильмы, получившие широкое признание зрителей и прессы, в том числе такие, как "Наш дом", "Три дня Виктора Чернышева", "Романс о влюбленных", "Отряд", и другие.
Вспоминает Леонид Николаевич Нехорошев, профессор, преподаватель ВГИКа:
- ...Женя Григорьев - коренной москвич, из простой рабочей семьи. Его дипломный сценарий "Наш дом" автобиографичен, в нем он рассказывает о своем окружении, о московской семье. Евгений Григорьев писал в первую очередь о простых людях. И их патриархальный в лучшем смысле уклад жизни он считал тем утверждающим, нерушимым основанием, которое может противостоять разрушительному влиянию суетных дней. Другой сценарий Евгения Григорьева - "Три дня Виктора Чернышева" был продолжением темы утверждения основных нравственных норм в отношениях между людьми. В этом сценарии он очень остро затрагивал проблему молодого человека, тоже из рабочей семьи, которого с одной стороны манит улица, а с другой - те духовные начала, которыми сильна его семья. Непростая история. По этому сценарию режиссером Марком Осепяном был поставлен фильм, вызвавший в свое время очень большой резонанс.
Очень близко с Евгением я работал над сценарием "Романс о влюбленных". Этот сценарий оказался неожиданным как для нас, работавших на "Мосфильме", так и для самого автора. Если другие его сценарии были очень описательными, с подробностями житейского быта, то здесь был совершенно иной принцип - условно-поэтический. При этом во второй части фильма поэтическое повествование сменяется подчеркнуто жизненным, бытовым стилем - впрочем, не случайно... И в этом сценарии продолжается излюбленная тема Евгения Григорьева - семья и молодой человек в ней. Когда он отходил от семьи, от крепких семейных устоев, начинались неудачи и падения; возвращался - и это давало ему силы выдержать любые жизненные испытания.
Один из самых спорных сценариев Е. Григорьева - "Отцы". Многие режиссеры прямо-таки бросились снимать его. С другой стороны, судьба этого сценария была трудна по соображениям цензурным. Речь в сценарии идет о том, как отец, узнав, что молодой человек, очень эффектный и самоуверенный, по сути, соблазнил и разрушил жизнь его дочери, вызывает его на встречу, заранее подготовив оружие - обрез, и хочет, чтобы тот покаялся, дабы как-то восполнить причиненную им жизненную утрату. Молодой человек не идет на это. Отец стреляет, убивает его и сдается. Так резко, в лоб поставленная в сценарии проблема, конечно, не вызвала одобрения начальства. В конце концов, фильм был поставлен, но получился не таким сильным, как сценарий. Роль отца в нем сыграл замечательный актер, ныне покойный Олег Борисов.
Евгений Григорьев всегда очень близко к сердцу принимал тему войны. Когда его привлекли к работе над сценарием по повести Ю. Бондарева "Горячей снег", он подошел к этому делу со всей ответственностью. Написал прекрасный сценарий, в который вложил свое личное отношение к военному времени. В итоге получился один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне, получивший Государственную премию.
Еще один сценарий Григорьева о войне - "Отряд". В нем рассказывается, как солдатский отряд оказывается в оккупированной немецкими войсками Литве. Идут первые дни войны. Отряд оторван от своих частей, у солдат нет оружия - его нужно добыть в бою с вооруженным, уверенным в себе противником...
- Я думаю: откуда у них такая ненависть? Они же побеждают, у них фора. Ну а если проиграют, что мы тогда должны с ними делать? Какие веревки вить? На что надеются? Какой ценой будут платить?
- Мы с ними на их языке говорить не будем, мы - Красная Армия, у нас своя мораль. Мы за всех сражаемся.
- Это ты за всех, - сказал Урин, - а я за себя и за Юрку!.. За Серегу еще, за бабку... Даже Сам сказал - "братья и сестры" и вспомнил о Донском и Невском... Где твои Карл Либкнехт и Клара Цеткин?..
- Они на месте, - сказал Петров. - Видимо, из-за тактических соображений... Но когда мы будем побеждать, немцы вспомнят...
- Когда будем побеждать, - повторил Урин зло, - для чего это они вспомнят? Чтобы стать братьями? Им бы сейчас вспомнить самим, самим!
- Есть история, Ваня, и не мы первые. Наша задача - выдержать и не обозлиться, не забыть о нашей главной идее, за что мы сражаемся.
(Фрагмент сценария "Отряд")
Евгений Григорьев умер 6 августа 2000 г. Сретенский монастырь взял на себя расходы по погребению (родственники поначалу хотели кремировать его). Он был предан земле на Хованском кладбище рядом с могилой родителей.
Светлая ему память.
Андрей Константинович Широков, ВГИК, сценарный факультет, выпуск 1998 г.
|