Православие 2000
Русский Дом
   
   

 
 

ПОЧЕМ НЫНЧЕ ИСТИНА?
"Неософисты" на радио "София"

Они изменили истине. Они предпочли деньги. Правда для них относительна. Главное - красиво говорить, это их козырь. Доказать, что черное это белое для них пустяк. Они не пользовались доверием людей. Они называли себя софистами. Необходимость в них возникла при смене строя в Древней Греции.

В 100 метрах от Кремля на третьем этаже старинного особняка за большой дубовой дверью работает "Христианский церковно-общественный канал". Радиопередача планомерно, изо дня в день, 17 часов в сутки вещает на средних волнах в одной из аудиторий факультета журналистики МГУ. Стены университета за последние годы видели многое: и мунитов, и саентологов, и кришнаитов - и все они старались прикрыться чужим именем. Разглядеть "волка в овечьей шкуре" не так-то просто.

На вышеупомянутом канале в числе прочих работают православные священники, симпатизирующие своему наставнику и руководителю госпоже Ирине Иловайской-Альберти, которая является главным редактором парижской газеты "Русская мысль" (в народе - "Римская мысль"). Злые языки поговаривают, что эта гражданка Италии является сотрудником Центрального разведывательного управления США. Искусные софисты всегда в цене у любого государства. "Русская мысль" в лице г-жи Иловайской вместе с газетой "Бакинский рабочий" и некоторыми другими изданиями на июньском первом Всемирном конгрессе русской прессы была награждена грамотой "За многолетнюю активную деятельность и большой вклад в развитие русской прессы за рубежом". Приз вручил сам Борис Ельцин.

Вроде бы неплохо работают, в красноречии им не откажешь. Только истина для них относительна, и черное почему-то оказывается белым. Носят эти люди католическую сутану, почему-то называя ее православной рясой, но проблема смещения понятий выходит далеко за рамки их внешнего вида.

Вот как смотрит на это главный редактор радио "Софии" (составной части канала) протоиерей Иоанн Свиридов: "Наши сотрудники далеко не консервативны, а на радио мы говорим о демократических ценностях, имеем свои взгляды, не совпадающие с ортодоксальной Церковью, за что и подвергаемся критике с ее стороны. Если ты один носитель истины, то становишься внутренне замкнутым. Спонсоры в России требуют взамен пропагандирование их взглядов, и мы вынуждены перейти на обслуживание иной структуры, чтобы не расставаться со свободой слова". (Получается, что свобода слова на радио ограничена взглядами католической структуры "Помощь церкви в беде" - единственной организации, чьей финансовой поддержкой гордятся руководители радиостанции). Российский фонд мира перестал выделять деньги, и я нашел иной способ финансирования".

Новый источник финансирования отразился в первую очередь на сотрудниках "Софии". Одним из них был литературовед М. М. Дунаев: "На первом канале государственного радиовещания появилась религиозная православная радиостанция, которая потом обособилась за счет спонсора, то есть госпожи Иловайской. Мы вместе начинали работать с о. Иоанном Свиридовым - духовным наставником канала "София". При сменившемся руководстве я продолжал делать православные передачи по литературе. Но все более и более стала проявляться прокатолическая позиция радиостанции. Я придерживался строго православных воззрений на литературу, тогда как руководство канала требовало если не католического, то хотя бы экуменического взгляда на литературные произведения. В конце концов, меня уволили со словами: "Вы не вписываетесь в концепцию радиостанции". Работая там, я понял, что по отношению к Православию радиостанция занимает иногда явную, иногда скрытную, но... враждебную позицию. Люди вольны исповедовать все, что они хотят, но тогда нужно честно сказать, что это - католическое вещание. Ясно, четко и не лгать".

По словам о. Иоанна Свиридова, цель радиоканала - влиять на общественную ситуацию в плане ее гуманизации в христианском духе. В одной из передач на тему "Проблемы современности с христианской точки зрения" г-жа Иловайская-Альберти о конфликте в Югославии заявила: "В чем можно упрекнуть западные страны, это в том, что они слишком долго ждали, закрывали глаза на происходящее в Югославии", - что же, вполне гуманный, христианский подход к проблеме.

В другой передаче главный идеолог открыто призывала Россию вступить в НАТО. Для ускорения этого процесса сотрудники радиоканала используют любые средства, в том числе поддержка сект. Думаете, секты очень нравятся Америке? Нет, просто таким образом с помощью иностранных проповедников расшатывается и подрывается национальное самосознание. Не зря США не на шутку были обеспокоены принятием Россией Закона о свободе совести. Ведь он может контролировать распространение организаций, ведущих к подрыву авторитета Русской Православной Церкви и дестабилизации страны. В Москву срочно вылетала Мадлен Олбрайт и намекнула правительству и президенту о своем влиянии на ожидаемые Россией валютные инвестиции. Отец Иоанн Свиридов разделяет отношение госсекретаря США к Закону о свободе совести как "к кривому и искаженному", и считает, что в нашей стране неправильно отдавать предпочтение одной, пусть и десять веков существующей, традиционной конфессии.

"Одним из мощных идеологических способов воздействия на русское сознание является именно религиозная сфера и разрушение традиционной для России религии, Православия - мощный фактор разрушения стабильности всей жизни нашей страны", - считает профессор Московской Духовной академии А.И. Осипов. В своих высказываниях говорят об этом и крупнейшие американские идеологи, например Бжезинский: "Пока существует РПЦ, Россию ослабить трудно". Но у батюшек, работающих на канале, другое мнение на этот счет: "Церковь - это структура маргинальная и не оказывает сейчас серьезного влияния на общество" (игумен Иннокентий Павлов). Нет ни одной области церковной жизни, не попираемой на радиоканале "София".

Тем не менее, выступающие там священники воспринимаются слушателями как голос "свободного Православия". И опасно то, что преподносят они свои специфические взгляды не как частные мнения, а как широкое православное воззрение, и тем самым вносят соблазн в умы тех, кто им доверяет. В случае если Патриарх запретит в служении священников, выступающих на канале, сторонники "Софии" возведут в ранг мучеников.

Несмотря на неоднократные заявления Патриарха о недопустимости их деятельности "как противоречащей духу Православной веры", они продолжают официально выступать от лица РПЦ, называя критику Святейшего "его личным заблуждением". На Епархиальном собрании 23 декабря 1998 года Патриарх подчеркнул: "Поток постоянной клеветы на Священноначалие, рядовое духовенство и служащих Московской Патриархии обрушивается едва ли не в каждой передаче этого радиоканала. Благотворные процессы, происходящие в нашей Церкви... получают негативную оценку. Действуя по принципу "разделяй и властвуй", они пытаются прикрывать это призывами к обновлению Церкви, к очищению ее от недостатков и как образец к подражанию преподносится Римо-католическая Церковь... Призывая народ нашей страны к единству, к созидательному труду на благо людей и страны, мы не можем молчаливо взирать на деструктивную работу внутри самой Церкви".

Более чем странно, что подобная деятельность ведется в стенах журфака МГУ, в среде студентов, будущих создателей общественного мнения российского общества. Заместитель декана М.М. Лукина объяснила нам, что руководство журфака воспринимает священников - сотрудников радиоканала как "высокогуманистических, демократических, совсем не монархических, далеко не консервативных, а либеральных и широко мыслящих людей". Отец Владимир Вигилянский, священник Университетского храма свщмц. Татианы, считает, что "конфета в красивой обертке, которую нам преподносит эта радиостанция, отравлена", а многие люди, работающие на канале, не осознают, какой крышей они являются, для каких целей и как их используют на радио.

Что связывает декана журфака Засурского с г-жой Иловайской: личные ли симпатии к этой милой даме, согласие ли с убеждениями ХЦОКа или все гораздо прозаичнее? Скоро осень с опавшими желтыми листьями и перевыборами декана факультета журналистики МГУ. Но осень - мудрое время года, когда считают цыплят и собирают камни.

Анастасия Архипенкова,
Тимофей Марсиков

  © Русский Дом / Православие 2000